Особенности политических элит — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности политических элит

2018-01-14 222
Особенности политических элит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества.

Теория элит как научная дисциплина возникла в нынешнем столетии. Синонимичное основному ее термину – “элита” – понятие “политический класс” ввел в научный лексикон итальянский ученый Г.Моска, само же понятие “элита” обязано своим появлением в словаре социологии и политической науки его соотечественнику В.Парето. Однако в современной политологии “элита” стала общепринятой категорией, используемой в исследовании властвующего класса, в связи с работами Г.

Отличаются друг от друга в основном отношением к идеальным принципам рекрутирования элиты и соответствующими аксиологическими установками: одни исследователи полагают, что подлинная элита должна отличаться знатностью своего происхождения; другие причисляют к этой категории самых богатых; третьи, считающие элитарность функцией личных заслуг и достоинств, – наиболее одаренных представителей социума.

Культурологическому и социально-философскому подходам в наибольшей степени соответствует последнее из перечисленных выше определений состава элиты. Для современных политологических исследований более операциональной, я полагаю, является трактовка элиты как категории лиц, обладающих властью. Все перечисленные факторы называются критериями типологизации элит.

Очевидно, что верхний слой любого современного общества включает в себя различные элитные группы: экономические, интеллектуальные, профессиональные.

В исследовательской литературе сложились три основных подхода к теоретическому рассмотрению политической элиты: 1) позиционный, устанавливающий степень политического влияния того или иного лица, исходя из его позиции в системе власти (к элите, согласно такому подходу, относятся прежде всего члены правительства, парламента и т.п.); 2) репутационный, основанный на выявлении рейтинга политика посредством экспертных оценок; 3) базирующийся преимущественно на выделении лиц, принимающих стратегические решения: в его основу положена та интерпретация феномена власти, которая наиболее адекватна именно изучению политических элит в отличие от исследования политического лидерства.

Научная литература использует целый ряд понятий для описания особенностей формирования и функционирования политических элит. Так, например, ученые выделяют различные способы влияния: прямое, косвенное и номинальное.

Очевидно, что используемые политической элитой ресурсы не обязательно являются политическими по своему характеру. Итак, политическую элиту правомерно будет определить как внутренне сплоченную, составляющую меньшинство общества социальную группу, являющуюся субъектом подготовки и принятия (или влияния на принятие/непринятие) важнейших стратегических решений и обладающую необходимым для этого ресурсным потенциалом.

Важнейшая функция элиты, конституирующая ее видообразующий признак, – выработка и принятие стратегических решений и обеспечение их трансляции на уровень массового сознания и поведения. Очевидно, что в обществах, где доминирует патриархальная или подданническая политическая культура, способность внеэлитных слоев воздействовать на решения элиты существенно ниже, чем при преобладании культуры активистской.

Системы рекрутирования элит.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора).

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гиль­дий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система пре­обладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма.

Для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медлен­ный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продви­жение по многочисленным ступенькам служебной иерархии; 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формаль­ных требований для занятия должностей. Это могут быть партий­ность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руко­водства и т.д.; 3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.; 4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции; 5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия много­численных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претен­дента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом про­тивоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, ши­рокие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) неболь­шое число формальных требований, институциональных фильт­ров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и про­граммами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определен­ными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность ли­деров к чрезмерному увлечению внешним эффектом.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, мень­шая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внут­ренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Глав­ные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемст­венность. В то же время система гильдий склонна к бюрократи­зации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформаль­ными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет ис­правление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу.


29. Сущность и функции политического лидерства

Политическое лидерство есть феномен власти. Лидерство – это власть особого рода. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений. В лидерстве властные отношения отличаются максимальной асимметричностью, максимальным неравенством, поскольку лидер аккумулирует у себя власть, способную заставить делать то, что он приказывает, всех членов группы, организации, а в случае с нацией – всех граждан.

Особенность лидерства – власть носит неформальный характер. Это власть не по должности, а власть авторитета, который имеет продолжительное влияние. Авторитет и влияние лидера складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.

Однако должность и лидерство взаимосвязаны. «Реальное» лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность. Должность может стабилизировать, усилить либо ослабить положение лидера. Решение, которое принимает лидер, охватывает все сферы.

Функции политического лидерства: диагностическая (лидер изучает ситуацию, оценивает её, определяя наиболее важные проблемы, выделяя негативные тенденции, и устанавливая что и как д б исправлено), директивная (включает определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему), мобилизационная (вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели; действуя на людей в массе, они способны воодушевить и повести их за собой на реализацию самых сложных задач, треб от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма). + ф-ии: интеграции (ф-ия интеграции соц группы, общества; вокруг лидера сплачиваются группы, соц слои, нация в целом; лидер способствует полит самоидентификации индивидов, соц групп, слоев); нахождение и принятие оптимальных полит решений применительно к конкретной ситуации; и т.д.

Лидер – это авторитетный член организации или социальной группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии решений в политическом процессе и конкретных ситуациях.

Типология полит лидерства: основанная на дихотомии-противопоставление 2 типов («львы и лисы» Макиавелли; «лидеры-преобразователи и лидеры-дельцы» МакГрегор Бернс). Применяются и более сложные типологии: Лассуэлл – на осове склонность лидеров к определенной модели поведения: лидер-агитатор (воздействуют силой слова, ораторским искусством, личным примером), организатор (предпочитают работать с кадрами, использвозм-ей организации для усиления своего влияния), теоретики (воздействуют силой интеллекта). Хук – на осн на степени воздействия лидеров на события и способность ими управлять: лидеры способные прекрасно ориентироваться в ситуации и исп её и (небольшая группа) те, способные самост творить события, делать историю по-своему-Ленин и Наполеон. Вебер – базируется на идеальных типах господства: традиционное лидерство (осн на обычае-монархи); рациональный (легитимируется законом – лидер-чиновник – исполнитель определенной гос ф-ии); харизматичный (его власть легитимирована верой в его особый дар, спос эффективно решать все проблемы). Такер: консерваторы, ориентированы на сохранение статус-кво в обществе; реформаторы стремятся к преобразованию общ устройства посредством широкомасштабного реформирования властных стр-р; революционеры – быстрый переход к новой общественной системе.Маргарет Херманн: знаменосец (Кинг, Ганди, Ленин – собственное видение действительности); служитель – марионетка (стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев); торговец (важна способность убедить, стремление соответствовать спросу); пожарные (быстрая реакция на порожд-ые ситуацией события и проблемы)


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.