Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2018-01-14 | 195 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а впоследствии К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни.
Правда, в политической науке существует и противоположная точка зрения. Э. Дюркгейм, М. Бебер, Д. Дьюи и ряд других ученых исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум и политическую систему. С их точки зрения, единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как аномалии политического процесса, а политика, в свою очередь, наделялась целями поддержания «социальной солидарности» (Э. Дюркгейм) или оказания «педагогического воздействия» на общество (Д. Дьюи) для воспрепятствования конфликтам.
Очевидно, что представления подобного рода, уверенность в способности человека воспрепятствовать противоречиям и кризисам политического развития могут быть соотнесены только с реальностью отдельных государств, обладающих прочными традициями длительного существования власти на основе единых для общества политических идеалов. Впрочем, и здесь эти представления вряд ли отражают достоверную картину. Ибо политические ценности по-разному усваиваются различными поколениями, не всегда органично вписываются в реальную политическую динамику и потому неизбежно сопровождаются конфликтами, ряд из которых ставит под сомнение универсальность привычных для общества политических идеалов. Более того, даже институты власти, сформированные на базе единых ценностей, не всегда их отстаивают и укрепляют. Как справедливо отмечал С. Липсет, политические институты демократии могут быть использованы не только как орудия достижения консенсуса, но и как средства нагнетания напряженности и нарастания конфликтов.
|
В действительности реальное политическое сообщество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.
Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.
Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Как справедливо считает немецкий ученый Р. Дарендорф, человеческая свобода и свобода политического выбора в частности «существует лишь в мире регулируемого конфликта»[1]. Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. (Конфликтологи подметили: если энергия людей распылена на решение множества властно значимых задач, а не концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и политические системы, как правило, сохраняют больше возможностей поддерживать стабильность своего развития.Л. Козер полагал: неоднородные внутренние конфликты, налагаясь друг на друга, способны предотвратить глобальный раскол общества, чреватый для последнего полной утратой жизнестойкости.)
|
Таким образом, можно утверждать, что только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего в странах с гибкой, развитой системой социального представительства) выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.
Как подчеркивал Р. Дарендорф, позитивная роль конфликтов особенно заметна в современную эпоху, поскольку непримиримые конфликты (в частности раннеклассовые противоречия между буржуазией и пролетариатом, о которых писал К. Маркс) относятся к политическому контексту XIX в. Нынешнее же столетие не только исчерпало условия, в которых собственность превратилась бы в предмет непримиримых противоречий между людьми, но и вооружило последних могучими средствами обуздания агрессивных политических сил. И подлинными знамениями нашего времени становятся гуманизация, постепенный переход приоритетов от групповых к индивидуальным ценностям, увеличивающие предпосылки для согласования и примирения позиций конфликтующих сторон.
|
34.Типология политической культуры.
Разнообразие политических культур в мире обусловлено множественностью проявлений политики в историческом, геополитическом, этнонациональном и иных срезах. Одной из наиболее известных является типология, представленная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963) вместе с результатами сравнительного исследования политической культуры в пяти странах (США, Великобрита^ нии, Западной Германии, Италии и Мексике).
• Патриархальная (провинциалистская или приходская) политическая культура (parochialpoliticalculture) характеризуется ориентацией на местные, локальные ценности и может проявляться в форме дружбы, патрон-клиентных отношений, семейственности. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет явно выраженных политических ролей вроде роли избирателя. Такой тип культуры характерен для общины, деревни или региона, для постколониальных
стран. В ней не существует специализированных политических ролей, а лидер сообщества выполняет «диффузные политико-экономическо-религиозные роли». Представители подобного сообщества не ожидают никаких действий со стороны политической системы. В более дифференцированных политических системах представитель патриархальной политической культуры может иметь какое-то представление о существовании центрального правительства, но он либо не испытывает по отношению к нему никаких чувств, либо относится к нему негативно, и это отношение не связано ни с какими нормами.
• Подданническая политическая культура (subjectpoliticalculture) отличается наличием у индивида четких и устойчивых ориентации в отношении институтов политики, но слабым участием в обеспечении их функционирования. Она предполагает пассивное отношение индивида' к политической системе. Он ориентируется на традиции и, подчиняясь власти, ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.), хотя и опасается ее диктата. Представители подданнической политической культуры знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают по отношению к ним определенные чувства. Они оценивают действия власти как справедливые или несправедливые, но не пытаются их корректировать. Этому типу политической культуры свойственна ориентация на неукоснительное выполнение требований руководства и демонстрацию лояльности к господствующим официальным ценностям и нормам. Такой тип политической культуры преобладает в обществах, где граждане не ощущают себя субъектами политики в силу таких причин как необразованность или незащищенность. Именно этот тип политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, доминировал в СССР, начиная с 20—30-х гг. Типичным его воплощением являются абсолютистские монархии.
|
• Активистская политическая культура (партиципаторная или политическая культура участия — participantpoliticalculture) ориентирует граждан на активное политическое участие, которое является осознанным и добровольным. Участвуя в выборах, в работе политических партий, граждане выражают свои интересы и влияют на процессы принятия политических решений. В то же время они законопослушны, лояльны к политической системе. Такому типу политической культуры свойственна достаточно высокая политическая грамотность граждан и их убежденность в эффективности своих действий.
В действительности национальные политические культуры сочетают в себе признаки различных типов, то есть являются смешанными. Учитывая это, Алмонд и Верба выделили три типа смешанных политических культур:
1. Провинциалистско-подданнический.
2. Подданническо-партиципаторный.
3. Провинциалистско-партиципаторный.
В результате смешения этих «чистых» типов возникает также гражданская культура - наилучший тип для стабильной демократии. Гражданская политическая культура - это культура лояльного участника, в которой политические ориентации на участие сочетаются, не заменяя их, с подданническими и провинциалистскими. В гражданской культуре существует уверенность граждан в своей политической компетентности и согласие относительно легитимности власти, направления и содержания политики государства. В обществе распространено взаимоуважение и терпимость к инакомыслию, убежденность в возможности примирения противоречивых интересов.
Неоднородность политической культуры выражается через понятие субкультуры.
Политическая субкультура - политическая культура группы, ценности которой существенно отличаются от тех, которые доминируют в данном обществе. Возникновению политических субкультур способствует конфликтность и фрагментиро-ванность национальной политической культуры по языковому, этническому, конфессиональному или иным признакам, включая отношение к историческому прошлому страны.
|
Специфика политической культуры. Ее значение в развитии общества и субъектов политики.
Влияние состояния умов граждан на политическую жизнь было замечено еще в древности. Термин «политическая культу-
ра» был впервые использован в XVIII в. немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744—1803).
В политической науке понятие «политическая культура» закрепилось благодаря американскому ученому Г. Алмонду, который, исследуя взаимосвязь между структурами и процессами в политической системе, выделил два ее уровня: институциональный (характеризующий институты и их функции, нормы, механизмы действия государства) и ориентационный (выражающий особые формы отношения людей к разнообразным политическим объектам). Это позволило ему определить политическую культуру как особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику политической системы и являющийся проявлением в агрегатной форме психологических и субъективных измерений политики. Иными словами, политическая культура, по Алмонду, — это совокупность политических ориентации в отношении компонентов политической системы. В качестве объектов политических ориентации граждан выступают правительство, режим и политическое сообщество.
• Правительство включает должностных лиц, работа которых связана с принятием решений, касающихся всего общества.
• Режим представляет собой правила политической игры, которые определяют характер политических ролей, условия легитимности власти, а также ожидания граждан в отношении политики.
• Политическое сообщество как объект политических ориентации определяет склонность индивида отождествлять себя с определенной политической системой, которая сродни чувству национальной идентичности.
Политическая культура является сложным социально-политическим феноменом. Кроме того, политическая культура любого, даже самого консервативного общества претерпевает со временем неизбежные, порой радикальные, качественные изменения. В каждой конкретной политической культуре есть относительно устойчивое «ядро» и подвижная, изменчивая «периферия».
В структуре политической культуры можно выделить три вида политических ориентации: когнитивые (познавательные), аффективные (эмоциональные) и оценочные.
• Познавательные (когнитивные) ориентации носят рассудочный характер. Это истинные или ложные сведения о политических лидерах, событиях и явлениях.
• Эмоциональные (аффективные) — это чувства, привязанности в отношении политических объектов.
• Оценочные ориентации — это суждения, мнения, основанные на определенных ценностных стандартах.
Функциями политической культуры являются:
1. Идентификация. Обеспечивает реализацию потребности человека в отождествлении себя с определенной социальной группой, общностью.
2. Ориентация — направление политической активности человека в соответствии с его пониманием своих интересов и возможностей в политике.
3. Адаптация — приспособление к требованиям социально-экономических условий.
4. Социализация — формирование в человеке гражданских качеств.
5. Интеграция — объединение граждан вокруг фундаментальных ценностей общества.
6. Коммуникация — обеспечение эффективного общения субъектов политики.
Национальные черты политической культуры обозначаются понятиями «национальный характер», «менталитет» (лат.тепа — ум, образ мыслей, душевный склад) - мышление, образ мыслей, душевный склад. Это специфические черты общественного сознания и комплекс образцов социального действия, регулирующих поведение народа, складывающиеся под действием традиций, внешней природной среды обитания человека, социальных структур и др. факторов.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!