Чем объясняется высокий уровень оценочности, экспрессивности, выразительности педагогической речи? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Чем объясняется высокий уровень оценочности, экспрессивности, выразительности педагогической речи?



 

Собственно все говорение учителя или иначе, в большей или меньшей степени, выражает отношение к ученикам, к их (и своей) деятельности, к излагаемому материалу и т. д. (Молодец! Вы поняли суть закона! Я рада, что у вас есть свое мнение и т. д.). В говорении больше всего отражается личность учителя. Именно поэтому в речи говорящего широко употребляются оценочные слова и конструкции, глаголы в форме 1 л. мн. ч., местоимение «я», модальные частицы, вводные слова, подчеркивающие некатегоричность высказывания.

Широко используются контактоустанавливающие средства, наример, объединяющие местоименные выражения:

Сегодня мы с ваминачинаем изучать...

На нашем с вами первом уроке мне хотелось бы сказать о том предмете, который мы будем вместе постигать на наших занятиях...

История — это и реальная жизнь, которая нас окружает и ставит перед нами все новые и новые задачи. А нам с вами волей-неволей придется их решать...

Кто из нас в детстве не слышал имена Петр I или Иван Грозный?

 

 

Какие несловесные (невербальные) средства общения часто используются учителем?

 

Учитель кивает головой, хмурится, улыбается, пожимает плечами; подбадривает, похлопывая по плечу, и тем самым выражает одобрение, согласие, несогласие, удивление, желание помочь и т. д.

 

Какие приемы подготовки устной речи может использовать учитель ?

Говорение по своей подготовленности может быть различным:

I. Можно записать (а следовательно, продумать):

1) весь текст;

2) основные положения (тезисы);

3) план — более или менее развернутый;

4) основные факты, ясные мысли, яркие выражения;

5) начало и конец высказывания;

6) нужные цитаты.

II. Можно продумать, но не записывать:

1) задачу высказывания;

2) содержание — в общих чертах или в деталях;

3) начало, отдельные факты, примеры и т. д.

III. Можно прорепетировать:

1) проговорить предстоящее высказывание, заглядывая в запись;

2) произнести предстоящее выступление, стараясь не заглядывать в записи.

Выбор приемов подготовки зависит от различных обстоятельств. В частности, от вида говорения — монолога или диалога — и от речевого жанра. Допустим, учитель планирует вступительное слово (диалогизированный монолог) к разделу. У него есть возможность записать весь текст или его основные положения, вопросы к ученикам, начало, цитаты, конец высказывания и т. д. При этом учитель на уроке не читает этот текст, а создает его устный вариант, импровизирует, учитывая словесную и несловесную реакцию учащихся.



Другое дело: ставится проблема, при обсуждении которой учениками высказываются разные, порой неожиданные для учителя мнения. Возникает диалог (полилог), коллективное (групповое) общение. Неподготовленные реплики учителя могут выражать согласие и возражение, добавление и пояснение, побуждение к аргументации высказанной мысли и т. д. В этом диалоге имеют место не просто разные, но и аргументированные мнения, но также и заключительное слово учителя, которое не всегда может быть спрогнозировано им при подготовке урока.


Глава 3

 

Письмо как продуктивный вид

Речевой деятельности

 

 

Что такое письмо?

 

Письмо — это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.

По данным палеографии, человек научился писать около 5— 6 тыс. лет тому назад, т. е. спустя десятки тысячелетий после того, как заговорил. Письмо открыли шумеры. С тех пор как изобрели буквы для согласных, прошло 2000—2500 лет. Спустя 200 лет греки обозначили буквами гласные звуки.

Возникновение письменности явилось настоящим культурным переворотом в судьбе человечества. Именно благодаря письменности все достижения предшествующих эпох передаются в целости и сохранности последующим эпохам.

Письмо занимает лишь 9% в речевой деятельности человека. Однако именно письменные тексты играют важную роль в передаче знаний, формировании общественного сознания и духовного богатства общества и т. п. В свою очередь качество письменной речи зависит от уровня культуры, образованности человека.

Письмо, как сложный вид речевой деятельности, является высшей психической функцией. Это перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через устное произнесение высказывания перед его записью или внутреннее проговаривание на графический код.

 

 

Сам феномен письма как процесс перехода с мыслительного кода на графический не есть спонтанное действие, подобное мысли, это продукт творческой способности людей.



У человека нет ничего, предназначенного природой ни для устной, ни для письменной речи. Если для говорения человек приспособил рот и ухо, то для письма — руку и глаза. Подобно рту и уху, эти органы становятся специализированными каналами речевой коммуникации, имея изначально чисто биологическое назначение: первичная функция глаз — свето- и цветоощущения, а руки — хватание; их причастность к речи вторична.

 

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.