Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-14 | 333 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Собственно все говорение учителя или иначе, в большей или меньшей степени, выражает отношение к ученикам, к их (и своей) деятельности, к излагаемому материалу и т. д. (Молодец! Вы поняли суть закона! Я рада, что у вас есть свое мнение и т. д.). В говорении больше всего отражается личность учителя. Именно поэтому в речи говорящего широко употребляются оценочные слова и конструкции, глаголы в форме 1 л. мн. ч., местоимение «я», модальные частицы, вводные слова, подчеркивающие некатегоричность высказывания.
Широко используются контактоустанавливающие средства, наример, объединяющие местоименные выражения:
Сегодня мы с вами начинаем изучать...
На нашем с вами первом уроке мне хотелось бы сказать о том предмете, который мы будем вместе постигать на наших занятиях...
История — это и реальная жизнь, которая нас окружает и ставит перед нами все новые и новые задачи. А нам с вами волей-неволей придется их решать...
Кто из нас в детстве не слышал имена Петр I или Иван Грозный?
Какие несловесные (невербальные) средства общения часто используются учителем?
Учитель кивает головой, хмурится, улыбается, пожимает плечами; подбадривает, похлопывая по плечу, и тем самым выражает одобрение, согласие, несогласие, удивление, желание помочь и т. д.
Какие приемы подготовки устной речи может использовать учитель?
Говорение по своей подготовленности может быть различным:
I. Можно записать (а следовательно, продумать):
1) весь текст;
2) основные положения (тезисы);
3) план — более или менее развернутый;
4) основные факты, ясные мысли, яркие выражения;
5) начало и конец высказывания;
6) нужные цитаты.
II. Можно продумать, но не записывать:
|
1) задачу высказывания;
2) содержание — в общих чертах или в деталях;
3) начало, отдельные факты, примеры и т. д.
III. Можно прорепетировать:
1) проговорить предстоящее высказывание, заглядывая в запись;
2) произнести предстоящее выступление, стараясь не заглядывать в записи.
Выбор приемов подготовки зависит от различных обстоятельств. В частности, от вида говорения — монолога или диалога — и от речевого жанра. Допустим, учитель планирует вступительное слово (диалогизированный монолог) к разделу. У него есть возможность записать весь текст или его основные положения, вопросы к ученикам, начало, цитаты, конец высказывания и т. д. При этом учитель на уроке не читает этот текст, а создает его устный вариант, импровизирует, учитывая словесную и несловесную реакцию учащихся.
Другое дело: ставится проблема, при обсуждении которой учениками высказываются разные, порой неожиданные для учителя мнения. Возникает диалог (полилог), коллективное (групповое) общение. Неподготовленные реплики учителя могут выражать согласие и возражение, добавление и пояснение, побуждение к аргументации высказанной мысли и т. д. В этом диалоге имеют место не просто разные, но и аргументированные мнения, но также и заключительное слово учителя, которое не всегда может быть спрогнозировано им при подготовке урока.
Глава 3
Письмо как продуктивный вид
Речевой деятельности
Что такое письмо?
Письмо — это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.
По данным палеографии, человек научился писать около 5— 6 тыс. лет тому назад, т. е. спустя десятки тысячелетий после того, как заговорил. Письмо открыли шумеры. С тех пор как изобрели буквы для согласных, прошло 2000—2500 лет. Спустя 200 лет греки обозначили буквами гласные звуки.
Возникновение письменности явилось настоящим культурным переворотом в судьбе человечества. Именно благодаря письменности все достижения предшествующих эпох передаются в целости и сохранности последующим эпохам.
|
Письмо занимает лишь 9% в речевой деятельности человека. Однако именно письменные тексты играют важную роль в передаче знаний, формировании общественного сознания и духовного богатства общества и т. п. В свою очередь качество письменной речи зависит от уровня культуры, образованности человека.
Письмо, как сложный вид речевой деятельности, является высшей психической функцией. Это перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через устное произнесение высказывания перед его записью или внутреннее проговаривание на графический код.
Сам феномен письма как процесс перехода с мыслительного кода на графический не есть спонтанное действие, подобное мысли, это продукт творческой способности людей.
У человека нет ничего, предназначенного природой ни для устной, ни для письменной речи. Если для говорения человек приспособил рот и ухо, то для письма — руку и глаза. Подобно рту и уху, эти органы становятся специализированными каналами речевой коммуникации, имея изначально чисто биологическое назначение: первичная функция глаз — свето- и цветоощущения, а руки — хватание; их причастность к речи вторична.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!