Методика «Исключение понятий» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методика «Исключение понятий»

2018-01-14 479
Методика «Исключение понятий» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Инструкция: «Перед вами бланк (табл. 1) с 17 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. вычеркнуть в каждом ряду слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя словами. Например: чернила, тушь, ручка, гуашь, грифель. Лишнее слово – ручка».

Табл. 1.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненависть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Яблоко, слива, помидор, апельсин.

 

Табл. 2.

Зачеркнутые правильные ответы:

18. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

19. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

20. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

21. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

22. Ненависть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

23. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

24. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

25. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

26. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

27. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

28. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

29. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

30. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

31. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

32. Секунда, час, год, вечер, неделя.

33. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

34. Яблоко, слива, помидор, апельсин.

 

Обработка результатов:

Оценка выставляется по 9 – бальной системе:

Кол-во правильных ответов         12-13        
Оценка в баллах                  

Полученные данные заносятся в сводную таблицу:

Ф И учащихся Баллы
   

 

Тема 5. Особенности психического развития в поздний период жизни.

  1. Общая характеристика в поздний период жизни.
  2. Изменение когнитивных функций при старении.
  3. Особенности развития эмоциональной сферы
  4. Особенности общения.
  5. Психологическая работа с пожилыми людьми.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
  3. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
  4. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. При подготовке к теме самостоятельной работе ответьте на следующие вопросы:

Ø В чем сущность кризиса в старости?

Ø В чем специфика психосоматических заболеваний в старости?

Ø Как изменяются с возрастом познавательные процессы?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Предмет, задачи и методы психологии развития.
  2. Формирование психологии развития в XIX – XX вв.
  3. Культурно-исторический подход к психическому развитию ребенка (Л.С. Выготский).
  4. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
  5. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.
  6. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
  7. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
  8. Определение возраста в культурно-исторической теории.
  9. Определение возраста в теории деятельности.
  10. Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии.
  11. Созревание и развитие. Возрастная норма. Факторы, определяющие развитие психики.
  12. Основные закономерности развития ребенка.
  13. Факторы развития: наследственность, среда, обучение и воспитание, активность самого ребенка.
  14. Кризис новорожденности.
  15. Комплекс «оживления». Переход от новорожденности к младенчеству.
  16. Динамика психического развития, основные новообразования младенческого возраста. Ведущий вид деятельности.
  17. Кризис 1 года.
  18. Орудийно-предметная деятельность – ведущий вид деятельности в раннем возрасте (1 – 3 года).
  19. Раннее детство (1 – 3 года). Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
  20. Кризис 3 лет.
  21. Дошкольное детство (3 – 7 лет). Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
  22. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Структура игры. Роль игрушки в развитии ребенка.
  23. Кризис 7 лет.
  24. Компоненты психологической готовности ребенка к школе.
  25. Младший школьный возраст (7 – 10 лет). Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
  26. Учебная деятельность – ведущий вид деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности.
  27. Подростковый возраст. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Психологические особенности возраста.
  28. Развитие самосознания и самооценки в подростковом возрасте. Особенности Я – концепции подростков.
  29. Проблемы подросткового кризиса.
  30. Роль ОПД в подростковом возрасте.
  31. Юношеский возраст. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Психологические особенности возраста.
  32. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
  33. Психологические особенности зрелых людей.
  34. Особенности психического развития в поздний период жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.