Раздел III. Психология развития — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Раздел III. Психология развития

2018-01-14 123
Раздел III. Психология развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра психологии

 

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология»

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки

«ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

«ИСТОРИЯ С ОБЩЕСТВОЗНАНИЕМ»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр педагогического образования

Форма обучения

Очная

 

Тобольск 2012

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ.

Тема 1. Предмет, задачи, методы психологии развития.

1. Многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод

1) лонгитюдный

2) поперечных срезов

3) эксперимент

4) конспект-анализ

2. Геронтология – это наука о:

1) старении, старости и долголетии человека;

2) самосовершенствовании человека;

3) взрослении человека;

4) развитии человека;

 

 

Тема 4. Особенности развития детей в разные возрастные периоды.

 

1. Эмоционально - двигательная реакция младенца на появление взрослого, выражающаяся в первоначальной фиксации взгляда, в двигательном оживлении ручками и ножками:

1) расторможенность

2) эмоции

3) комплекс оживления

4) комплекс неполноценности

2. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций характерна для возраста:

1) от рождения до 2 лет,

2) от 2 до 7 лет,

3) от 7 до 11 лет,

4) от 11 до 15 лет.

3. З. Фрейд в психосексуальном развитии выделил:

1) 4 стадии,

2) 5 стадий,

3) 6 стадий,

4) 7 стадий.

4. Э. Эриксон в развитии личности выделил:

1) 6 стадий,

2) 7 стадий,

3) 8 стадий,

4) 9 стадий.

5. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:

1) наглядно – действенное,

2) словесно – логическое,

3) наглядно – образное,

4) интуитивное.

6. В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):

1) неумение встать на чужую точку зрения;

2) нерасчлененность детского мышления;

3) искусственность, созданость мира;

4) одушевленность.

7. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.

СОДЕРЖАНИЕ СРС И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ.

Тема 1. Детство как предмет психологического исследования.

1. Исторический анализ понятия «детство».

2. Детство как предмет науки.

3. Специфика психического развития ребенка.

4. Стратегии исследования психического развития ребенка.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.

4. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

 

Статья:

1. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 21 – 46.

2. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 47 - 50.

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы.
  2. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): детство, развитие, онтогенез, филогенез.
  3. Законспектируйте предлагаемые статьи.

 

Тема 2. Развитие деятельности как основа психического развития и личностного становления.

Методические рекомендации:

Сделайте конспект статей и проанализируйте особенности развития ведущих видов деятельности как основы психического развития и личностного становления.

1. Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 154 - 169.

2. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 191 - 193.

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. С. 201 - 207.

 

Методика «Слуховая память»

Методика предназначена для оценки объема произвольной кратковременной слуховой памяти.

Задача испытуемых состоит в запоминании и последующей записи предъявляемых слов. Первая серия в каждом варианте используется как тренировочная. Зачетными являются 2, 3 и 4 серии слов. После воспроизведения каждой серии испытуемым предлагается в течение 45 с. записать в любом порядке те слова, которые им удалось запомнить.

При оценке результатов учитывается количество правильно записанных слов из 2, 3 и 4 серий, которые переводятся в баллы:

 

Шкалы бальных оценок количества правильно записанных слов

 

Кол-во слов 4 и менее            
Баллы              

 

Данные в баллах по 2, 3 и 4 серии записываются в сводную таблицу:

 

баллы   ФИ ученика Баллы (вариант I) Баллы (вариант II)
2 серия 3 серия 4 серия 2 серия 3 серия 4 серия
               

 

Инструкция: «Сейчас будет зачитано 10 слов. Постарайтесь их запомнить. По моей команде «Записать» вы в течение 45 с. записываете те слова, которые вы запомнили. По команде «Стоп» положите карандаши и приготовьтесь к прослушиванию следующих слов. Вам будет предъявлено 4 серии по 10 слов. По команде «Закончить работу» переверните бланки и положите карандаши».

ВАРИАНТ I

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия
восток игра мост забор стул дерево часы шапка лопата телефон трава сапог гараж токарь город ящик ложка береза мина яблоко заяц липа машина деревня лупа кран рама базар квартира офицер хлеб свет осина книга шоколад лампа шина помидор футбол артист

ВАРИАНТ II

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия
вода паук волк изба фильм орел море поле роза воск кедр овца клин стол лента краски краб мышь ветка небо бумага река цвет книга знак число щука узел слон пила овес линия крот гриб гусь экран змея липа работа летчик

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Предмет, задачи и методы психологии развития.
  2. Формирование психологии развития в XIX – XX вв.
  3. Культурно-исторический подход к психическому развитию ребенка (Л.С. Выготский).
  4. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
  5. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.
  6. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
  7. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
  8. Определение возраста в культурно-исторической теории.
  9. Определение возраста в теории деятельности.
  10. Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии.
  11. Созревание и развитие. Возрастная норма. Факторы, определяющие развитие психики.
  12. Основные закономерности развития ребенка.
  13. Факторы развития: наследственность, среда, обучение и воспитание, активность самого ребенка.
  14. Кризис новорожденности.
  15. Комплекс «оживления». Переход от новорожденности к младенчеству.
  16. Динамика психического развития, основные новообразования младенческого возраста. Ведущий вид деятельности.
  17. Кризис 1 года.
  18. Орудийно-предметная деятельность – ведущий вид деятельности в раннем возрасте (1 – 3 года).
  19. Раннее детство (1 – 3 года). Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
  20. Кризис 3 лет.
  21. Дошкольное детство (3 – 7 лет). Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
  22. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Структура игры. Роль игрушки в развитии ребенка.
  23. Кризис 7 лет.
  24. Компоненты психологической готовности ребенка к школе.
  25. Младший школьный возраст (7 – 10 лет). Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
  26. Учебная деятельность – ведущий вид деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности.
  27. Подростковый возраст. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Психологические особенности возраста.
  28. Развитие самосознания и самооценки в подростковом возрасте. Особенности Я – концепции подростков.
  29. Проблемы подросткового кризиса.
  30. Роль ОПД в подростковом возрасте.
  31. Юношеский возраст. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Психологические особенности возраста.
  32. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
  33. Психологические особенности зрелых людей.
  34. Особенности психического развития в поздний период жизни.

 

Кафедра психологии

 

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология»

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки

«ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

«ИСТОРИЯ С ОБЩЕСТВОЗНАНИЕМ»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр педагогического образования

Форма обучения

Очная

 

Тобольск 2012

РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Семинар № 1, 2. Предмет психологии развития (4 ч.).

1. Предмет и методы психологии развития.

2. Формирование психологии развития в XIX – XX вв.

3. Подход к проблеме развития в основных психологических направлениях.

4. Теории психического развития

4.1. Психоаналитическая теория детского развития З.Фрейда.

4.2. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

4.3. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.

4.4. Концепция детского развития Л.С. Выготского.

Литература:

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

3. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

4. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. / Хрестоматия. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 166 – 172.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. (Серия «Мастера психологии»).

6. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.

 

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): психология развития, развитие, онтогенез, филогенез.

3. Ответьте на следующие вопросы:

Ø Чем отличается предмет психологии развития от предмета общей психологии?

Ø В чем своеобразие методов психологии развития?

4. При подготовке к ответу на вопрос № 3, рассмотрите следующие подходы к развитию: теория конвергенции двух факторов (Штерн), теория рекапитуляции (Ст. Холл), периодизация развития по К. Гетчинсону, Э. Мейману, Э. Клапареду.

5. Рассмотрите своеобразие теорий детского развития в отечественной и зарубежной психологии. Выделите сходство и различия данных теорий.

6. Выполните задания для самопроверки (смотри контрольные тесты раздел 3. Психология развития. Тема 1. Предмет, задачи, методы психологии развития).

 

 

Семинар № 3. Проблема возраста в психологии. Возрастная психофизиология (2 ч.).

  1. Определение возраста в культурно-исторической теории.
  2. Определение возраста в теории деятельности.
  3. Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии.
  4. Созревание и развитие. Возрастная норма.
  5. Факторы, определяющие развитие психики.
  6. Я – концепция: понятие. Становление и развитие Я – концепции. Самооценка личности.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: «Прогресс», 1986. – 421 с.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
  6. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

Статьи:

  1. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. / Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов./ Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 160 – 166.

 

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): возраст, возрастная норма, созревание, развитие, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования, возрастные кризисы, сензитивный период.

3. Законспектируйте предлагаемую статью.

4. Рассмотрите понятие «возраста» с точки зрения культурно – исторической концепции развития.

5. Выполните задания для самопроверки (смотри контрольные тесты раздел 3. Психология развития. Тема 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Тема 3. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования).

Семинар № 4. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом и раннем возрастах (2 ч.).

  1. Комплекс «оживления». Переход от новорожденности к младенчеству.
  2. Психологические особенности развития детей младенческого возраста.

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.

Ведущий вид деятельности. Формирование потребности в общении.

Основные новообразования младенческого возраста.

  1. Кризис первого года жизни.
  2. Психологические особенности развития детей раннего возраста.

Социальная ситуация развития детей раннего возраста.

Ведущий вид деятельности.

Основные новообразования раннего возраста. Психологические особенности развития познавательных процессов.

  1. Кризис трех лет. Основные симптомы кризиса.

 

Литература:

  1. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – М.: «Просвещение», 1967.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

 

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): младенчество, комплекс оживления, ранний возраст, предметно – орудийная деятельность.

3. При ответе на вопрос № 3, выделите основные новообразования кризиса одного года.

4. При ответе на вопрос № 5, выделите семь симптомов кризиса трех лет по Л.С. Выготскому, дайте им характеристику, приведите примеры.

5. Дайте характеристику развития ребенка раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

 

 

Семинар № 5. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста (2 ч.).

  1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста:

Социальная ситуация развития.

Новообразования возраста.

Познавательные процессы.

  1. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

Социально – историческое происхождение детской игры.

Структура сюжетно – ролевой игры.

Роль и воображаемая ситуация.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

  1. Роль игрушки в развитии ребенка.

 

Литература:

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: «Педагогика», 1978. – 303 с.
  5. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

Статьи:

  1. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. / Хрестоматия. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 202 - 211.
  2. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка. / Хрестоматия. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 211 - 218.

 

 

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): дошкольный возраст, сюжетно – ролевая игра.

3. Законспектируйте предлагаемые статьи.

4. При ответе на вопрос № 3, обратите внимание на вопрос об истории игрушки, и о роли игрушки в разные возрастные периоды.

5. Рассмотрите роль сказки в развитии ребенка. Выделите возрастные особенности сказок и особенности восприятия сказки и ее развивающее значение. (Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000 г. С. 301 - 304).

6. Рассмотрите роль изобразительной деятельности в развитии ребенка.

 

Семинар № 6. Психологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте (2 ч.).

  1. Кризис семи лет. Основные симптомы кризиса.
  2. Проблема психологической готовности ребенка к школе. Компоненты психологической готовности ребенка к школе. Проблема адаптации к школе.
  3. Социальная ситуация развития детей младшего школьного возраста.
  4. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника.
  5. Особенности развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста: память, мышление, внимание, восприятие.

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.
  4. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

Статьи:

  1. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению. / Хрестоматия. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 258 - 270.

 

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. При подготовке особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): младший школьный возраст, адаптация, кризис семи лет, учебная деятельность.

3. Законспектируйте предлагаемую статью.

4. При подготовке к вопросу № 1, выделите и охарактеризуйте симптомы кризиса 7 лет: потеря непосредственности, манерничанье, симптом «горькой конфеты».

5. При ответе на вопрос № 2, опишите проблемы, возникающие в первые дни пребывания ребенка в школе.

6. При ответе на вопрос № 4, выделите структуру учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действие контроля, действие оценки.

 

Семинар № 7. Психологические особенности подросткового возраста (2 ч).

  1. Социальная ситуация развития подростка.
  2. Психологические особенности развития подросткового возраста.

Особенности развития познавательной сферы подростков.

Особенности аффективной сферы подростков.

Особенности мотивационной сферы подростков.

Особенности Я-концепции подростков.

  1. Проблема подросткового кризиса.
  2. Особенности работы психотерапевта с подростками.

 

Литература:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  3. Психология подростка. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.

4. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. – М, 1990.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: изд-во «Питер», 2000г.

  1. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: прогресс, 1995. – 274 с.
  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

Статьи:

  1. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, № 1, 1983. С. 33 – 40.
  2. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста. / Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Семенюк Л.М. – М., Воронеж, 1998. С. 298 – 309.

 

Методические рекомендации:

  1. Ответить на вопросы.
  2. Законспектируйте предлагаемые статьи.
  3. Рассмотрите понятие «чувство взрослости».
  4. При подготовке к вопросу № 1, выделите виды взрослости, предложенные Т.В. Драгуновой:

Ø подражание внешним признакам взрослости,

Ø равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины»,

Ø социальная зрелость,

Ø интеллектуальная взрослость.

  1. При подготовке к вопросу 3.1. рассмотрите факторы, влияющие на формирование Я – концепции в подростковом возрасте.

Семинар № 8. Психологические особенности юношеского возраста (2 ч.).

  1. Общая характеристика юношеского возраста.
  2. Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте.
  3. Особенности развития эмоциональной сферы.
  4. Становление морали.
  5. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
  6. Особенности взаимоотношений со сверстниками.

 

Литература:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.
  4. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 2. – М., 1997. – 608 с.
  5. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

Статьи:

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. Хрестоматия. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 516 – 519.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Хрестоматия. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 519 – 523.

 

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. Законспектируйте предлагаемые статьи.

3. Как изменяются самосознание и самооценка в юношеском возрасте?

4. Выполните задания для самопроверки (смотри контрольные тесты раздел 3. Психология развития. Тема 4. Особенности развития детей в разные возрастные периоды).

Семинар № 9. Психологические особенности зрелых людей (2 ч).

  1. Психологические особенности возраста.
  2. Особенности развития эмоциональной сферы зрелых людей.
  3. Особенности общения.

 

Литература:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
  3. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
  4. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы.

2. При подготовке к теме самостоятельной работе ответьте на следующие вопросы:

Ø В чем состоит специфика кризиса 30 лет?

Ø Какие переживания сопутствуют кризису середины жизни?

Ø Что такое профессиональная деформация и профессиональное сгорание?

Ø Каковы основные источники профессионального стресса?

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.