Билет 44. Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Билет 44. Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы.

2018-01-14 477
Билет 44. Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие личности во взрослых возрастах.
Ананьев. Происходит закрепление, стабилизация основных личностных свойств, повышение уровня сознательности, иерхаризация свойств личности, формируется направленность личности. Структурный компонент (стержень) свойств личности – мировоззрение (определяет направленность личности, иерархизацию свойств личности). Ярко выражены – индивидуальные особенности личности, которые зависят от характера жизнедеятельности человека. Мировоззрение и социальная активность начинают интенсивно развиваться в первую половину взрослости (период молодости).

Существуют возрастные и гендерные особенности в жизненных планах (Лисовских):

* места по значимости: Гендерные ос. Возрастные ос.
Планы М Ж 20-25 л. 26-30 л.
Профессионально-образовательные        
Материально-бытовые        
Личные        

С возрастом увеличивается количество интересов в общественной жизни, политической жизни, увеличиваются интересы, связанные с серьезной музыкой, литературой.
+ интересы зависят от уровня образованности человека.

Самооценка уровня притязаний (с возрастом):
– стабилизируется
– повышается адекватность с\оц
– повышается адекватность поведения человека, и т.д.
* здесь есть возрастная изменчивость. Уровень притязаний зависит не от возраста, а от уровня образованности.

Взрослость = возраст максимальных достижений:. Существует 2 пика:
1. Середина взрослого возраста.
2. Более поздние годы – возможно, но зависит от индивидуальных возможностей, от вида деятельности. Интеллектуальное развитие. Развитие познавательной сферы. Ананьев.
1. В возрасте от 18 до 25 лет связи между психическими процессами (память, внимание, мышление и т.д.) немногочисленны, а после 25 лет появляются тесные связи. 2. Уровень развития всех психических процессов будет зависеть от участия человека в образовательной деятельности. Чем больше человек участвует в познавательной деятельности, тем выше уровень всех его (психических) познавательных процессов. 3. Несмотря на то, что в развитии отдельных психических процессов существуют периоды спадов, подъемов, стабильные…, интеллект находится на достаточном уровне во все возраста.
Уровень интеллекта зависит от самообразования человека. Наш интеллект в разном возрасте опирается на разные процессы, т.е. с возрастом – структура интеллекта будет разная.

Интеллект (интеллектуальное долголетие), его уровень зависит от:
1) Генетической программы – чем более одарен человек, тем больше сохранность интеллекта.
2) Активность – чем дольше используются интеллектуальные способности, тем дольше сохраняется интеллект.

ВНИМАНИЕ.3 этапа:
18–26 лет – период сравнительно невысокого уровня развития внимания (пики 22 и 24 года).
27–33 года – наиболее высокий уровень развития внимания.
34–40 лет – нет единой картины, очень резкие скачки в развитии внимания, уменьшается объем и устойчивость внимания. В развитии внимания, как и любого другого психического процесса, нет какой-то одной линии развития, есть пики, спады и т.п.

ПАМЯТЬ. Нет сплошного улучшения или ухудшения. Разнородная динамика.
Развитие памяти продолжается и после созревания мозговых структур (биол. созр.)
18–19 лет – наиболее высокое развитие памяти.
21–22 года – небольшой спад.
23–24 – новый подъем, после него понижение уровня памяти.
29–30 – новый пик.
32–36 – снижение уровня памяти.
37–38 – небольшой подъем.
К 40 годам – спад. Подъемы и спады чередуются.
Разные стороны памяти развиваются гетерохронно, т.е. нет совпадений в динамике развития вербального и образного вида, кратковременной и долговременной памяти, и т.д. * Интеллектуальная деятельность способствует развитию памяти.
**Отсутствие активной интеллектуальной деятельности приводит к понижению:
– вербальной долговременной (в большей степени);
– вербальной кратковременной и образной памяти (в меньшей степени). Противоречия между вербальным сохранением и запечатлением.
Сохранение начинается ухудшаться с 27 лет, а запечатление – с 35 лет.
Т.е. 27–35 лет – хорошо быстро запоминаю, но не храню.Поскольку непроизвольное запоминание начинает снижаться уже с 20 лет, а произвольное после 25–27 лет, то необходима интеллектуализация процесса памяти.

МЫШЛЕНИЕ.
Пики и общая логика развития практического, образного и логического мышления не совпадают друг с другом.25, 33, 37 лет – уровень совпадает. Во все остальные возраста – не совпадет. 18–21 – отставание практического от образного и логического.
22–25 – подъем практического мышления, которое оказывается по уровню развития выше всех других видов мышления.
26–29 – стабилизация всех видов мышления с наибольшим преобладанием практического.
30–40 – ритмическое изменение всех видов. От 18 до 25 – подъемы и спады мышления сменяются через 1–2 г. После 25 – через 3-4 года. На уровень развития мышления влияет интеллектуальная деятельность и умственное напряжение; самообразование, самообучение.

Динамика развития разных психических процессов:
18-25 лет – связи между отдельными видами психических процессов не многочисленны;
после 25 лет – количество связей увеличивается, а интеллект становится целостной системой.
–––
18–19 лет – пик развития интеллекта;
20–24 лет – очень плавное снижение;
после 25 лет – плавное увеличение уровня интеллекта.
29–30 лет – пик интеллекта (очень плавный, невысокий).

Кризисы. Выделяют несколько типов кризисов:

1. Нормативные/возрастные кризисы – связаны с логикой онтогенетического развития. Это явление абсолютно нормальное, необходимое и закономерное. Кризисы взрослого человека смещены во времени, границы во времени очень плавные. Существуют самые разные кризисы.
Всеми авторами выделяются… …виды нормативных кризисов:

  • Кризис перехода к взрослой жизни (21–22 года) – меняется деятельность: от учебно-профессиональной к трудовой деятельности => очень резкая смена системы ценностей: целей жизни и приоритетов. + изменение режима жизни.
  • Кризис середины жизни (30 – 35-37 лет) – его сущность в переосмыслении (др. назв. = страх смерти – «пол жизни прожито и что?»). Аналогичен подростковому кризису.
  • Кризис 45 лет – переосмысление системы социальных отношений и внутренних связей, жизненных ситуаций.
  • Кризис подготовки к пенсионному возрасту – осмысление себя в непрофессиональной роли.

2. Кризисы, которые связаны с развитием тех социальных систем, в которые входит человек.

  • Кризисы семейной системы – в зависимости от самой семейной структуры, время этих кризисов бывает разным. Выделяют:
    – первые 3 года – адаптационный период. У людей с более подвижной НС сроки меньше; если более благоприятные внешние условия, совместимость внешних и внутренних – также длиться меньше;
    – кризис 5–7 лет – связан с тем, что женщина частично начинает освобождаться от рождения и выкармливания ребенка => возрастают личностные потребности, а для мужчины – женщина все еще выполняет семейные функции.
    – кризис 10–15 лет – связан с кризисом середины жизни. (Я не прошла этот кризис)
    – кризис 20–25 лет. 3 основные ценности семейной жизни: – сексуальная; – психологическа – образовательная (интерес общения). В зависимости от возраста и срока отношений – ценности меняются местами.
  • Профессиональные кризисы – (Э.Ф. Зеер «Психология труда»).

3. Биографические кризисы – связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека. Не привязаны к возрастам и частота их проявления будет зависеть от того, как человек сам строит свою жизнь.
Кризис нереализованности: 1 причина: возникает тогда, когда социальное окружение не признает достижения человека, 2 причина: когда поставленные ранее цели обесцениваются Проявление/выражение кризиса: «Жизнь не удалась, потому что я не достиг цели». Кризис опустошенности – возникает в ситуации, когда человек понимает, что он чего-то уже достиг и эти достижения вызывали сильную мобилизацию, но после – возникает ощущение того, что полностью исчерпал себя + душевная усталость. Кризис бесперспективности – когда у человека настоящее, прошлое и будущее не связаны друг с другом. Когда человек не видит перспектив своего развития. «Безнадежный застой, гарантированная скука будет продолжаться». Замкнутый круг.

  • Ахмеров: сложность этих кризисов состоит в том, что они могут проявляться независимо друг от друга, могут накладываться друг на друга, и т.д. Любой кризис необходимо использовать для позитивного развития себя.

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.