Информационный ресурс как экономическая категория — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Информационный ресурс как экономическая категория

2018-01-13 223
Информационный ресурс как экономическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению новых явлений и процессов в экономике. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса информацией, знанием, интеллектом. Автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать труд на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг. Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация представляет собой разновидность экономических благ, которые удовлетворяют потребности людей, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

Информация обращается в экономике как товар, и как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов. Несмотря на то, что информационные ресурсы всегда существовали, они ранее (в условиях индустриального общества) не рассматривались ни как экономическая, ни как иная категория. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Впервые достаточно четкое определение понятия "информационные ресурсы" было сформулировано в Федеральном законе "0б информации, информатизации и защите информации". В этом законе приводится следующее определение: "Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их.

Информационные ресурсы являются продуктом работы информационной системы, так как информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

С точки зрения позиции А.Г. Абросимова, информационные системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. В качестве примера он приводит несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Таблица 1. Информационные системы, их элементы и главные цели

 
Система Элементы системы Главная цель системы  
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и пр. Производство товаров  
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и пр. Обработка данных  
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и пр. Передача информации  
Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации  
       

Экономическаяинформационная система представляет собой систему, функционирование которой заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира.

Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства - земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Информация легко тиражируема, она не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. Но в то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. В настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, и распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях. Среди основных направлений следует выделить следующие:

· коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

· воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Информация и знания содержат в себе принципы повышения производительности, оптимального использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важность интеллектуальных усилий. Компьютерная техника является специфическими машинами нового этапа экономического развития - информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию".

Таким образом, определение информации как ресурса было сделано с точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления. Как экономическая категория информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства. Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией.

Вопрос №7. История информационных революций.

 

Если рассматривать эволюцию общества с точки зрения изменения значимости информации в жизнедеятельности людей, можно выделить несколько информационных революций, под которыми понимается реформирование общественных отношений вследствие появления новых технологий обработки информации и, прежде всего, но-вых способов коммуникации. Можно выделить пять информационных революций.

Первая информационная революция связана с формированием понятийного мышления у человека, вследствие чего появилась устная речь, когда звук обрел форму знака, заключенного в слове. Таким образом, представилось возможным формировать и передавать языковые конструкции как совокупность знаков, включающую слова с их значением.

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности, то есть знаковой системы для звуков, когда стало возможным передавать информацию от человека к человеку и от поколения к поколению. Это произошло в связи с усложнени-ем общественных отношений и недостаточной эффективностью естественных средств коммуникации, когда возникла потребность координации огромного числа людей. Процессы совершенствования письменных средств выражения мысли заняли довольно длительный период исторического времени, на протяжении которого одни формы письменности сменялись другими, более совершенными: начиная с передачи предме-тов изображениями у шумеров и заканчивая алфавитизацией шрифта, когда возник фи-никийский алфавит, который лег в основу большинства письменностей (арабской, пер-сидской, еврейской), а также повлиял на латинский и греческий алфавит и на славян-скую кириллицу. Письменность помогла решить проблему хранения информации, обеспечила связь прошлого с будущим, способствовала сохранению языка. Но хране-ние информации на тот период представлялось трудоемкой задачей, так как материаль-ные носители (способы хранения информации) были чрезвычайно сложными (кожа, папирус, береста и др.)

Третья информационная революция началась в середине ХV века в Европе, ко-гдаИ.Гуттенберг (40-е гг.) создал печатный станок, после чего книгопечатание быстро распространилось по Европе. Как средство информации книга ускорила рост и распро-странение, циркулирование информации в обществе, способствовала просвещению и развитию науки, искусства, литературы в XVII веке. В связи с этим создаются первые государственные научные академии, которые начинают систематически издавать науч-ные журналы.

Четвертая информационная революция связана с появлением электричества и новых технологий передачи информации: телеграф, телефон, радио, позволяющих опе-ративно передавать и накапливать информацию в любом объеме (конец XIX в). Мак-люэн пишет по этому поводу: «Пока не появился телеграф, сообщения не могли путе-шествовать быстрее посыльного… Только с пришествием телеграфа информация отде-лилась от таких твердых носителей, как камень и папирус, во многом так же, как рань-

ше деньги отделились от кожи, драгоценного слитка и металлов, став, в конце концов, бумажными…»

В XX веке возникло противоречие между всевозрастающим потоком информа-ции и способностью существующих на тот момент информационных технологий ее об-рабатывать. Потребность изменения существующих способов коммуникации требова-лась для координации действий все более глобализирующегося мира. В сложившихся условиях на помощь приходит система новых технических средств коммуникации – электронная. Так начинается очередная информационная революция.

Четвертая информационная революция связана с изобретением микропроцес-сорных технологий и появлением персонального компьютера (70-е гг. ХХ века). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

 Переход от механических и электрических средств преобразования ин-формации к электронным (связанный с распространением персональных компьютеров).

 Создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных се-тей, усиливающих процессы глобализации.

 Информатизация всех сфер жизнедеятельности (особое значение информации и знаний).

 

Становление информационного общества – процесс далеко неоднозначный. Приведенные выше информационные революции (или революции в области коммуникаций) выражают лишь технологическую сторону информатизации общества, не учитывая в полной мере других компонентов, содержащихся в каждой культуре и оказывающих влияние на информационный мир: аксеологического, духовного, собственно человеческого. Рассмотрение информационных революций в контексте изменений в других сферах бытия дают возможность сформировать более полное представление о складывающемся новом типе общества – информационном обществе, а также ставят вопрос о месте человека в новом информационном процессе.

Вопрос №8. Кодирование информации, аналоговая и цифровая обработка, компьютерная обработка.

Кодирование информации

Формальный язык

Язык – это система обозначений и правил для передачи сообщений. Различают языки естественные, на которых общаются люди, и искусственные (или формальные). К формальным языкам относятся языки программирования.

Язык задается алфавитом, синтаксисом и семантикой. Язык программирования – это формальный язык, обеспечивающий описание конкретных проблем, формулируемых человеком и решаемых с помощью компьютера.

Алфавит представляет собой совокупность упорядоченных в определенном смысле символов (букв) в данном языке или системе. Только символы, принадлежащие данному алфавиту, можно использовать для построения слов.

Синтаксис (от греч. syntaxis – построение, порядок) – это набор правил построения слов, конструкций и структур текста в языке или системе. Некоторые авторы включают в синтаксис и алфавит. Ошибки, возникающие при написании программы и касающиеся только синтаксиса, выявляются при синтаксическом анализе, осуществляемом транслятором.

Слово можно определить как упорядоченный набор символов в заданном алфавите, имеющий определенный смысл.

Транслятор (от англ. translator – переводчик) – это программа, производящая трансляцию программы с одного языка программирования в другой.

Под семантикой (от греч. semantikos – обозначающий) понимается смысл каждой синтаксической конструкции в языке или системе.

В языке программирования транслятор переводит синтаксические конструкции языка программирования в команды, понятные операционной системе и процессору. Смысловые ошибки транслятор выявить не может, их поиск происходит во время отладки, тестирования и использования программы человеком.

Кодирование информации

Любая информация, с которой работает современная вычислительная техника, преобразуется в числа в двоичной системе счисления.

Дело в том, что физические устройства (регистры, ячейки памяти) могут находиться в двух состояниях, которым соотносят 0 или 1. Используя ряд подобных физических устройств, можно хранить в памяти компьютера почти любое число в двоичной системе счисления. Сколько физических ячеек используемых для записи числа, столько и разрядное число можно записать. Если ячеек 8, то и число может состоять из 8 цифр.

Кодирование в компьютере целых чисел, дробных и отрицательных, а также символов (букв и др.) имеет свои особенности для каждого вида. Например, для хранения целых чисел выделяется меньше памяти (меньше ячеек), чем для хранения дробных независимо от их значения.

Однако, всегда следует помнить, что любая информация (числовая, текстовая, графическая, звуковая и др.) в памяти компьютера представляется в виде чисел в двоичной системе счисления (почти всегда).

В общем смысле кодирование информации можно определить как перевод информации, представленной сообщением в первичном алфавите, в последовательность кодов.

Надо понимать, что любые данные - это так или иначе закодированная информация. Информация может быть представлена в разных формах: в виде чисел, текста, рисунка и др. Перевод из одной формы в другую - это кодирование.

Натуральные числа (целые положительные числа)

Обычно ячейка памяти равна 1 байту, который в свою очередь равен 8 битам. Т.е. в одной ячейке памяти можно сохранить восьмиразрядное число в двоичной системе счисления. Очевидно, что минимальным таким числом будет 00000000, а максимальным 11111111.

Если представить число 11111111 в десятичной системе счисления, то мы получим число 255. Т.е в одном байте можно сохранять целые положительные числа от 0 до 255 включительно (всего 256 значений, что соответствует 28).

Для хранения чисел имеющих значение большее, чем 255, используют большее количество байтов. Так в двух байтах можно хранить число, состоящее из 16 разрядов. Можно узнать количество возможных комбинаций нулей и единиц для 16-ти разрядного числа: 216 = 65536. Т.е. в двух байтах можно сохранить любое число от 0 до 65535.

Для примера посчитаем, количество значений, которые можно сохранить, если использовать 4-х байтную ячейку памяти (такая ячейка имеет 32 разряда):

232 = 4 294 967 296,

т.е. более 4 миллиардов.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.