Морфонологические явления состава слова — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Морфонологические явления состава слова

2018-01-13 333
Морфонологические явления состава слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: выработать умение характеризовать основные способы описания морфонологической характеристики слова.

Задание: определите характер преобразования производящей основы в процессе словообразования в следующих словах: освещение, центральный, кругляш, улыбка, зов, бабушкин, тихонький, дневной, Красноярский, речной.

Рекомендуемая литература:

См. перечень литературы в плане практического занятия №6.

 

Модуль № 3. Словообразование

Лекция № 7 (2 ч.)

Словообразовательная производность

План:

1. Понятие словообразовательной производности (мотивированности, выводимости).

2. Структура производного слова: отсылочная часть и дериватор.

3. Структурно-грамматические виды исходных единиц деривации (производящая основа, комплекс производящих основ, производящее слово, сочетание производящих слов).

4. Связь между производящим и производным как особый тип формально-семантической связи языковых единиц (Типы словообразовательной производности (производность полная и частичная, метафоричная и метонимичная или периферийная, единичная и множественная)).

Литература:

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1973. – С. 61-68.

2. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1984. – С.99-106.

3. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 291-292, 355-361.

4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 205-211.

5. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М., 1996. – С. 693-694, 696-697.

6. Катышев П.А. Мотивационная многомерность словообразовательной формы. – Томск, 2001. – С. 10-39.

7. Вознюк Л.В. Изучение множествнной мотивации в школе // РЯШ. – 1990. - № 5.- С. 30-35.

Практическое занятие № 7 (2 ч.)

Словообразовательная производность

I. Теоретическая часть

1. Закономерность образования производных слов и роль словообразования в процессе номинации.

2. Словообразовательная пара и понятие словообразовательной производности.

3. Структурно-грамматические виды исходных единиц деривации: производящая основа, комплекс нескольких производящих основ, производящее слово, сочетание производящих слов.

4. Соотношение понятий «членимость» и «производность» в современной русистике. Взаимодействие морфемной и словообразовательной структур производящего слова.

5. Типы словообразовательной производности (производность полная и частичная, метафорическая и метонимическая, единичная и множественная).

6. Явление множественной мотивации.

Рекомендуемая литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1973. – С. 61-68.

2. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1984. – С.99-106.

3. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 291-292, 355-361.

4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 205-211.

5. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М., 1996. – С. 693-694, 696-697.

6. Катышев П.А. Мотивационная многомерность словообразовательной формы. – Томск, 2001. – С. 10-39.

7. Вознюк Л.В. Изучение множествнной мотивации в школе // РЯШ. – 1990. - № 5.- С. 30-35.

8. Улуханов И.С. Очерк русского словообразования для поляков // РЯШ. – 1993. - №3. – С. 105-107.

II. Практическая часть

1. Выполните упр. 12 (Евсеева И.В. Словообразовательный тип: антропоцентрический подход: Научно-методическое пособие. - Красноярск, 2005.- С. 89).

2. Родственные слова расположите по словообразовательным парам. Выделите пары слов с общими членами. Для каких слов характерно явление множественной мотивации?

Гора, гористый, предгорье; стеклянный, стекло, стеклышко; бумага, бумажник, бумажка; волокно, волокнистость; лунный, лунник, луна, прилуниться.

3. Выполните упр. 236 (под цифрой 1) (Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. – С. 96).

4. Выполните упр. 137 (Практические занятия по современному русскому языку: Учеб. пособие / Сост. О.П. Ермакова. – М., 1985. - С. 66).

Лабораторная работа № 4 (2 ч.)

Установление мотивационных отношений в производном слове

Цель: выработать умение устанавливать отношения производности мотивированного и мотивирующего слов и определять тип словообразовательной мотивации.

Задание: 1. Выполните упр. 237 (Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. – С. 96).

Рекомендуемая литература:

См. перечень литературы в плане практического занятия №7.

Лекция № 8 (2 ч.)

Словообразовательная семантика

План:

1. Лексическая и синтаксическая деривации (по Е. Куриловичу).

2. Словообразовательное значение, его отличия от значения лексического и грамматического.

3. Фразеологичность семантики ПС.

4. Типы словообразовательного значения с учетом категориальной семантики производящего и производного слов:

а) модификационное словообразовательное значение;

б) мутационное словообразовательное значение;

в) транспозиционное словообразовательное значение.

Литература:

1. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 293-294, 405-408.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. – С. 227-229.

3. Ермакова О.П. Лексические значения производных слов в русском языке. – М., 1984. – С. 5-10, 39-50.

4. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992. – С. 27-36.

5. Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров). – Кемерово, 1994. – С. 18-21, 57-58, 72-81.

6. Евсеева И.В. Словообразовательный тип: антропоцентрический подход: Научно-методическое пособие. - Красноярск, 2005. - С. 22-34.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.