Лабораторная работа № 6 (2 ч.) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Лабораторная работа № 6 (2 ч.)

2018-01-13 258
Лабораторная работа № 6 (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дериваты в системе языка и в речи:

Узуальные, потенциальные и окказиональные слова

Цель: научить различать узуальные, потенциальные и окказиональные слова, выявляя семантические отношения между мотивирующим и мотивированным словами.

Задание: 1. Выпишите из толкового словаря русского языка объяснение значений данных слов. Укажите узуальные слова и выделите в толкованиях ту часть смысла, которая не содержится ни в значении производящей основы, ни в значении производящего суффикса (смысловое приращение).

Безлюдье, безлесье, безводье, безлунье, безрыбье, бесславие, безбрачие, безветрие, бездумье, бездушие, безумие, безучастие, бессмертие, бесчестие.

2. Выполните упр. 11 (см. Метод. разработку [Евсеева И.В. Интерфиксация как морфонологическое явление. – Красноярск, 2004.- С. 23]).

Рекомендуемая литература:

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1973. – С. 217-240.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 404-416.

3. Гольцова Н.Г. Окказиональность слова и окказиональность фразеологизма // РЯШ. – 2003. - №3. – С. 81-85.

4. Пахнова Т. Учимся медленно читать текст (см. параграф: Внутренняя форма или мотивировка слова) // Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». – М., 2002. - №4.– С. 9-12.

5. Улуханов И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы // Вопросы языкознания. – 1984. - № 1.

Лекция № 11 (2 ч.)

Комплексные единицы словообразовательной системы

План:

1. Понимание словообразовательного гнезда. Компоненты словообразовательного гнезда: вершина, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма.

2. Вопрос о словообразовательной категории и ее продуктивности.

3. Иерархический характер русского словообразования.

Литература:

1. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 390-404.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 232-235.

3. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 219-222.

4. Давыдова Н.В. Изучение словарного богатства языка и состава слов с помощью понятия «словообразовательная парадигма» // РЯШ. – 1987. - № 3.

5. Кеворкова З.Г. Словообразовательное гнездо как один из способов организации лексической системы // РЯШ.– 1985. - № 6.– С.92-95.

6. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. – М., 1996.

7. Евсеева И.В. Комплексные единицы русского словообразования: когнитивный подход. – М., 2012.

Практическое занятие №12 (2 ч.)

Комплексные единицы словообразовательной системы

I. Теоретическая часть

1. Понимание словообразовательной категории. Соотношение словообразовательной категории имен и словообразовательной категории глаголов с грамматическими категориями.

2. Словообразовательная категория и словообразовательный тип: общее и отличия.

3. Словообразовательное гнездо и его компоненты: вершина гнезда, словообразовательная пара, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма. Соотношение словообразовательной парадигмы и грамматической.

Рекомендуемая литература:

1. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 390-404.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 232-235.

3. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 219-222.

4. Давыдова Н.В. Изучение словарного богатства языка и состава слов с помощью понятия «словообразовательная парадигма» // РЯШ. – 1987. - № 3.

5. Кеворкова З.Г. Словообразовательное гнездо как один из способов организации лексической системы // РЯШ. – 1985. - № 6. – С. 92-95.

II. Практическая часть

1. Упр. 141, 142 (Практические занятия по современному русскому языку: учеб. пособие / Сост. О.П. Ермакова. – М., 1985. - С. 66-67).

2. Выписать из «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова словообразовательное гнездо со словом мозоль. Подсчитать количество словообразовательных пар, словообразовательных цепочек (выписать цепочку с наибольшим количеством единиц), словообразовательных парадигм (выписать самую большую из них). Сколько и какие словообразовательные типы представлены в данном гнезде?

Лабораторная работа № 7 (2 ч.)

Трудности словообразовательного анализа

Цель: сформировать умение выполнять словообразовательный анализ русского слова.

Задание: 1. Выполните словообразовательный анализ (план и образец разбора см. в приложении) слов внушаемость, переписывавшийся, учительская (прил.), приходите (форма мн. числа).

2. Подготовьтесь к самостоятельной работе, повторив материалы занятий № 7-11.

Рекомендуемая литература:

1. Домогатская В.В. Морфемный и словообразовательный анализ слова в вузе и в школе // РЯШ. – 1980. - №5.

2. Илютович К.С. О соотношении морфемного и словообразовательного анализа // РЯШ. – 1974. - №2.

3. Киселева О.Н. Морфемный и словообразовательный анализ слова в вузе и в школе. – Томск, 1999. – С. 44-62.

4. Скорнякова М.Ф. Морфемный и словообразовательный анализ. – М., 1981.- С. 41- 43.

5. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 487 – 526.

Лекция № 12 (2 ч.)

Морфемика, морфонология и словообразование

в ряду других лингвистических дисциплин

План:

1. Морфемика, морфонология, словообразование в ряду других лингвистических дисциплин.

2. Методы исследования материала в словообразовании.

Литература:

1. Грамматика русского языка: Учебник для педагогических училищ / Под ред. проф. В.В.Виноградова. – М., 1945. – С. 32-62.

2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Пособие для педагогических институтов. Ч. 1. Фонетика и морфология. – М., 1961. – С. 107 – 138.

3. Современный русский язык. Ч. 1 / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. – М., 1962. – С. 250- 343.

4. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие… - М., 1984. – С.8-12.

5. Современный русский язык. Ч. 2. Словообразование. Морфонология. Морфология / Под ред. П.П. Шубы.– Минск, 1998.–С. 5-16.

6. Сахарный Л.В. Словообразование как синтаксический процесс // Проблемы структуры слова и предложения. – Пермь, 1974. – С. 3-29.

7. Методы изучения языка // Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Гируцкий. – Минск, 2001. - С. 267-294.

8. Красильникова Е.В. Словообразование и морфология // Современный русский язык. Словообразование: проблемы и методы исследования / Под ред. Д.Н.Шмелева. – М., 1988. – С. 5-31.

9. Китайгородская М.В. Словообразование и лексика // Современный русский язык. Словообразование: проблемы и методы исследования / Под ред. Д.Н.Шмелева. – М., 1988. – С. 32-62.

10. Шатуновский И.Б. Словообразование и синтаксис // СРЯ. Словообразование: проблемы и методы исследования / Под ред. Д.Н.Шмелева. – М., 1988. –С. 32-62.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.