Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2018-01-13 | 300 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исторические изменения морфемной структуры слова
Цель: сформировать умение видеть результаты исторических изменений в структуре русского слова.
Задание: сделайте этимологический анализ слов: забота, подобный, гладиатор, заноза, пузырек.
Рекомендуемая литература:
См. перечень литературы в плане практического занятия №4.
Практическое занятие № 5 (2 ч.)
Морфемный и этимологический анализ слова
I. Теоретическая часть
1. Морфемный анализ слова, его принципы и этапы осуществления.
2. Этимологический анализ слова, его принципы и этапы осуществления.
Рекомендуемая литература:
1. Балакай А.Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и в школе // РЯШ.-1990.- № 4. – С. 81-86 (статью законспектировать).
2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // РЯШ. –2000.- №4. – С. 28-32 (статью законспектировать).
3.Шепель Ю.А. О некоторых трудных случаях изучения состава слова в системе вузовского преподавания русского языка // РЯШ. - 1988. - №1 (статью законспектировать).
4. Кузнецова А.И., Ефремова Т.В. Словарь морфем русского языка. – М., 1986.
5. Немченко В.Н. Основные понятия морфемики в терминах: Краткий словарь-справочник. – Красноярск, 1985.
6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 442-476.
7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
8. Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5-11 классы. - СПб., 2001.- С. 9-11.
II. Практическая часть
1. Подготовьтесь к самостоятельной работе по теме «Морфемный и этимологический анализ слова»
2. Докажите, что в слове тряпьё [j] является словообразующим суффиксом, а в слове веет [j] относится к корню.
|
3. Установите морфемное членение слов 1) по «Словарю морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.В. Ефремовой и 2) по «Словообразовательному словарю русского языка» А.Н.Тихонова.
Букашечка, ветка, важный, обаяние, обеспеченный.
4. Выполните морфемный анализ слов коротенький, подсказывая (план анализа см. в приложении).
5. Выполните этимологический анализ слова голыдьба, снять.
III. Методическая копилка
Какой порядок морфемного анализа предлагается в школьных учебниках (проанализируйте учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1)? Обратите внимание на источник № 8 в списке литературы.
Модуль № 2. Морфонология
Лекция №5 (2 ч.)
Морфонология. Способы адаптации морфем в слове
План:
1. Круг проблем морфонологии.
2. Варьирование фонемного состава морфемы как одна из особенностей русского языка.
3. Способы адаптации морфем в слове: морфонологические чередования и их типы, усечение морфем, наложение морфем, интерфиксация.
Литература:
1. Современный русский язык: Учебник…/ Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999 – С. 328-344.
2. Современный русский язык: Учебник…/ Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 201-205.
3. Чурганова В.Г. Очерк русской морфонологии. – М., 1973. – С. 33-40, 222-237.
4. Антипов А.Г. Алломорфное варьирование суффикса в словообразовательном типе (на материале русских говоров). – Томск, 2001.
Практическое занятие № 6 (2 ч.)
Морфонологические явления состава слова
I. Теоретическая часть
1. Морфонема и субморф как основные единицы морфонологии.
2. Круг проблем морфонологии.
3. Морфонологические чередования (чередования на морфемном шве, чередования гласных и согласных, продуктивные и непродуктивные чередования).
4. Усечение морфемы (полное или частичное).
5. Наложение.
6. Интерфиксация как основной способ адаптации морфем.
7. Морфонологическая характеристика слова (место ударения, фонемный состав соседнего морфа, функция соседней морфемы).
|
Рекомендуемая литература:
1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1973. – С.77-168.
2. Русская грамматика. – М., 1980. – Т. I. – С. 413-452.
3. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 201-203.
4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 328-344.
5. Евсеева И.В. Интерфиксация как морфонологическое явление: Метод. разработка по курсу современного русского языка. – Красноярск, 2004.- С. 8-18.
6. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М., 1996. – С. 661-662, 694-696.
7. Учебные таблицы по морфемике и словообразованию / Сост. Р.Т. Гриб. – Красноярск, 1991. – С. 27-32.
8. Чурганова В.Г. Очерк русской морфонологии. – М., 1973. – С. 33-40, 222-237.
9. Антипов А.Г. Русская диалектная морфонология: проблемы описания. – Кемерово, 1997. – С. 18-29.
II. Практическая часть
1. Подготовьте сообщение по теме: «Интерфикс – это морфема?»
2. Определите, чем различаются морфы, представляющие одну морфему в словах и словоформах
птица – птичьи, сапог – сапоги – сапожонки, запереть – запирать, носить – ношу – вынашивать, дворец – дворца, сорвать – срыв.
Образец: снег – подснежник: корневая морфема представлена двумя морфами-алломорфами снег- и снеж -, различающимися меной фонем г // ж перед суффиксом -ник.
3. Докажите, что в данных парах слов префиксальные морфы представляют одну морфему.
Собрать-сбор, облить-оболью, обнимать-обойму, отпирать-отопру, подзывать-подзову, сжать-сожму, разбить-разобью.
4. Приведите примеры корневых морфем, различающихся следующими чередованиями фонем:
(с - с' - ш), (з - з' - ж), (т - т' - ч), (д - д' - жд).
5. Выполните упр. 1 (см. источник №5 в списке литературы).
III. Методическая копилка
1. Какие из вопросов морфонологии представлены в школьной практике? (Проанализируйте учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1).
2. Познакомьтесь с исторической справкой о чередовании гласных фонем с нулем фонемы (см. Русский язык: Учебн.: для 5-го кл. / И.С. Ильинская, М.В.Панов, С.М.Кузьмина, Н.Е.Ильина и др.– М.,1995.–С.318-320).
3. Подберите 2-3 упражнения занимательного характера по теме «Чередование звуков».
Лабораторная работа № 3 (2 ч.)
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!