Практическое занятие № 3 (2 ч.) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Практическое занятие № 3 (2 ч.)

2018-01-13 319
Практическое занятие № 3 (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Морфемная структура слова

I. Теоретическая часть

1. Флексия (вузовское и школьное понимание).

2. Понимание нулевой флексии.

3. Словообразующие, формообразующие и словоизменительные морфемы.

4. Основа слова (вузовское и школьное понимание). Типы основ (см. таблицы Р.Т. Гриб, стр. 7).

5. Морфемная структура слова. Назовите и охарактеризуйте структурные типы слов (см. таблицы Р.Т. Гриб, стр. 6).

Рекомендуемая литература:

1. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1984. – С. 33-36, 58-66.

2. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. – С. 188-193.

3. Учебные таблицы по морфемике и словообразованию. Сост. Р.Т.Гриб. – Красноярск, 1991. – С. 6-7.

4. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: Учебник. Ч.2. - М., 1987. – С. 32-39.

5. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу современного русского языка. – Красноярск, 2004.

6. Лукин М.Ф. О традиционном и новом понимании флексии в современном русском языке // РЯШ. – 1989. - №1.

7. Степанова Л.С. Суффикс или окончание? // Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». – М., 2001. - №6. – С. 13, 16 (статью законспектировать).

II. Практическая часть

1. Подготовьте сообщения: «Вопрос о степени членимости основы слова», «Заимствованный пласт современной русской лексики и особые правила его членения».

2. Выполните упр. 1 (см. источник №5 в списке литературы).

3. Определите структурные типы слов, пользуясь таблицами Р.Т. Гриб (стр. 6).

Образец: принесите – глагол повелительного наклонения, слово структурно более сложное, чем морфема, слитное с производной основой и окончанием.

Бросить, кофе, съел, превращающийся, впустую.

4. Выделите и охарактеризуйте основы слов, пользуясь таблицами Р.Т. Гриб (стр. 7).

Болтун, богаты, бодрость, обуть, перетопить, украшение, медленно, перевозка.

5. Графически выделите морфемы и основу слов. Определите функцию по образованию каждой аффиксальной морфемы и значение.

Береговой, надворный, написать, скажите, достижение, быстро, листопад, лисий, послали, отдохнувший, рассмотренный, шум, зверьё, ползком, задумчив, просмотр.

III. Методическая копилка

1. Дайте оценку материала школьных учебников по теме «Основа слова и окончание» (проанализируйте учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1). Ваши замечания и предложения.

2. Найдите четвертое «лишнее».

Подлить, подкрутить, подмерзнуть, подмести; зеленеть, гореть, светлеть, смелеть; заполыхать, забурлить, затянуть (гайку), зареветь.

Лабораторная работа № 1 (2 ч.)

Трудные случаи морфемного анализа слова

Цель: выработать навык процедуры морфемного анализа, конечная цель которого – восстановление порядка нанизывания аффиксов на непроизводную основу.

Задания:

1. В каких словах выделяется нулевой суффикс гладь, сушь, тишь, высь, дом, стол, тень? Почему?

2. Выполните морфемный анализ словоформ поступательный, безысходность.

Рекомендуемая литература:

См. перечень литературы в планах практических занятий №2, 3.

Лекция №4 (2 ч.)

Исторические изменения в морфемной структуре слова

План:

1. Историческая изменчивость структуры слова. Этимологические (диахронические) и синхронические составляющие слова.

2. Процессы изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, замещение, диффузия.

3. Русская морфемная лексикография (морфемография).

Литература:

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие… - М., 1973 – С. 14-17.

2. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие… - М., 1984 – С. 81-90.

3. Современный русский язык: Учебник…/ Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999 – С. 325-328.

4. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2: Учебник… - М., 1987 – С. 52-60.

 

Практическое занятие № 4 (2 ч.)

Исторические изменения в морфемной структуре слова

I. Теоретическая часть

1. Исторические процессы изменения морфемной структуры русского слова.

2. Диахронические и синхронические составляющие слова и их влияние на морфемное членение.

Рекомендуемая литература:

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 216-219.

2. Богородицкий В.А. Основные факторы морфологического развития языка // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. – М., 1973. - С. 440-447.

3. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1984. – С. 81-90.

4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 325-327.

5. Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. – М., 2003.- С. 357-361.

6. Ольшанский О.Е. О морфемном строении существительных с утраченной уменьшительностью // РЯШ. – 1993. - № 3. – С. 98-100 (статью законспектировать).

7. Подшибякина Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку // РЯШ. – 1984. - №2.

8. Брунова Е.Г. Об этимологическом анализе на современном этапе // Филологические науки. – 2002. - №2.

10. Лукин М.Ф. К вопросу о взаимосвязи синхронии и диахронии в словообразовании // Филологические науки. – 1997. - №5.

11. Исторические изменения в морфологической структуре слова: Методические рекомендации / Краснояр. гос. ун-т; Сост. Н.И. Майзик. – Красноярск, 1998.

II. Практическая часть

1. Подготовьтесь к самостоятельной работе (повторить материалы практических занятий №1-3).

2. Сравните два слова: улыбка и лыбиться. Дает ли сравнение основание выделять в слове улыбка префикс у-?

3. Укажите исторические процессы, произошедшие в морфемной структуре слов ветер, внутри, крохотный, сдоба, гравюра, портной, мочалка, сердитый.

III. Методическая копилка

1. Как представлен вопрос об исторических изменениях состава слова в школьной практике (проанализируйте учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1)? Подберите 2-3 упражнения занимательного характера, которые можно использовать в школьной практике при изучении данной темы.

2. Выполните упр. 111 (Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2001. – С. 57).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.