Практическое занятие «Индивидуальные особенности памяти» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Практическое занятие «Индивидуальные особенности памяти»

2018-01-13 600
Практическое занятие «Индивидуальные особенности памяти» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методика «Память на числа».

Вам предлагается оценить свою кратковременную зрительную память, ее объем, точность. Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел и после того, как таблица будет убрана, записать их на бланке.

 

       
       
       

 

Бланк для ответа

               
               
               

 

Оценка кратковременной зрительной памяти проводится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7единиц. При результате 9 и более можно говорить об отлично развитой кратковременной зрительной памяти.

Изучение кратковременной памяти методом 10 слов. Методика предназначена для изучения объема кратковременной памяти и особенностей индивидуальной памяти. Инструкция состоит в следующем. Экспериментатор зачитывает вслух ряд из 10 слов (слова нужно произносить отчетливо со скоростью одно слово в секунду). Число проб для запоминания одних и тех же слов повторяется 5 раз. Слова для запоминания: дом, кот, стол, двор, рама, игла, муха, гриб, игла, мед. По результатам воспроизведения рисуется график, на котором прослеживается динамика запоминания.

 

Вопросы и задания

1. Перечислите функции памяти. Вспомните и расскажите о жизненных ситуациях, когда проявляется каждая из них.

2. Расскажите по схеме о связи памяти с другими психическими образованиями. Какие виды памяти образуются от этой связи.

       
 
Произвольная Непроизвольная
 
Смысловая механическая


 

 

    Память
цель мышление

       
 
Кратковременная Долговременная
 
Образная

 


установка восприятие

 

           
 
   
     
двигательная
 
 

 


Рис. 1. Виды памяти

Взаимосвязь памяти с психическими образованиями.

 

3. Сравните и укажите различия между сенсорной, кратковременной и долговременной памятью. Приведите примеры из своей школьной жизни каждого из этих видов памяти.

4. В своем трактате Платон пишет о «восковых дощечках», имеющихся в наших душах, на которых «мы делаем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими придуманного, как бы оставляя на этом воске отпечатки перстней. И то, что застывает на этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем». Докажите, используя современные представления о памяти ограниченность такого воззрения.

5. В работе Л.С. Выготского и А.Р. Лурия «Память примитивного человека» приводятся данные, полученные американской исследовательницей Норсуорзси, при исследовании особенностей запоминания слов у детей различного возраста и взрослых людей.

 

Возрастные группы испытуемых Показатели запоминания
8 лет 11,1
9-10 лет 12,2
11 лет 12,5
12 лет 12,8
13 лет 13,5
14 –15 лет 13,7
16 лет 14,0
Взрослые 12,8

Как видно из таблицы, во взрослом возрасте происходит некоторое функциональное ухудшение памяти, и взрослый в среднем запоминает меньше, чем ребенок 13-14 лет. Значит ли это, что память взрослого менее продуктивна, чем память ребенка?6. Расскажите о закономерностях сохранения и воспроизведения материала.

7. Чем отличается ретроактивное торможение от проактивного?

8. Каковы причины забывания материала? Что нужно делать, чтобы не перегружать себя информацией и в то же время сохранять материал?

9. Определите, какие особенности или закономерности памяти взяты за основу при разработке следующих психолого-педагогических рекомендаций:

1) Для того чтобы этот ученик лучше запоминал написание словарных слов, учитель должен чаще давать ему их под запись. Такому ребенку целесообразно также использовать прием проговаривания вслух.

2) Чтобы детям было проще запомнить басню «Стрекоза и муравей», учителю можно дать им задание приготовить по ее сюжету книжку-малышку.

3) Для того, чтобы дети лучше запомнили пройденный на уроке материал, нужно в конце урока повторить все пройденное.

4) Чтобы облегчить запоминание нового материала таким учащимся, учителю физики следует больше записывать по ходу объяснения формулы, делать схематические рисунки или использовать готовые плакаты, соответствующие изучаемой теме.

5) Для того, чтобы ученики прочно запомнили правила склонения имен существительных, учитель может сказать, что они обязательно пригодятся им как при изучении других именных частей речи, так и вообще в дальнейшей жизни.

10. На основе закономерностей запоминания материала составьте рекомендации для учителя по улучшению запоминания и усвоения материала школьниками на уроке.

11. Какими индивидуальными характеристиками обладает ваша память. Какие мнемические приемы вы используете для запоминания и сохранения материала.

Литература

1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 1985.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М., 1986

3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1997.

4. Клацки Р. Память человека. М., 1988.

5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти – М., 1968

6. Норман Д. Память и научение. М., 1985.

7. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова – М., 1990

8. Психология памяти. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979

9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1998

Глава 6. МЫШЛЕНИЕ

6.1.Понятие о мышлении.

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений окружающего мира. В мышлении психика человека совершает мощный качественный скачок в познании и преобразовании мира, т.к. мышление человека оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

Мышление - это социально обусловленный психический процесс обобщённого и опосредованного (знаковыми системами, речью) отражения действительности с помощью анализа и синтеза полученной (в чувственном познании) информации.

Мышление человека развивается от операций и действий во внешнем мире, к образам, понятиям и операциям во внутреннем плане. Мышление начинается тогда, когда: 1). Непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (мы не видим элементарных частиц, не ощущаем магнитного поля, не слышим ультразвук), 2). Непосредственное познание исключено (мы не можем вернуться в прошлое, изучая историю), 3). Непосредственное познание нерационально.

Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит своё выражение в том, что мысли облекаются в речевую форму, даже если речь не имеет звуковой формы (глухонемые люди). Речь является орудием мышления. Процесс решения задач протекает успешнее, если их можно формулировать вслух. С появлением языка, речи мышление человека приобрело качественно новые характеристики по сравнению с мышлением первобытных людей или мыслящих животных:

1) возможность мысленно отторгнуть у объекта какие-либо свойства и закрепить их в слове, формировать отвлечённость понятия;

2) производить на основе этого классификации объектов, их сравнение, анализ и синтез их свойств;

3) производить мысленные операции с объектами, предвосхищая результаты действий;

4) развивать логическую структуру мышления;

5) эффективно передавать знания.

Речь, слово – это материальная фиксация выражения (сообщение себе и другим) мысли и её содержания, смысла и значения. Однако речь не тождественна мышлению, мыслим мы не только словами, но и действиями, и образами.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышление как отдельного психического процесса не существует, оно присутствует во всех других познавательных психических процессах. Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

 

       
   
 
 

 

 


 
 

 


 

 

 
 


 

 

 
 

 


 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.