Освоение деятельности. Навыки, их возникновение, структура, взаимодействие. Умения и их значение. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Освоение деятельности. Навыки, их возникновение, структура, взаимодействие. Умения и их значение.

2018-01-13 393
Освоение деятельности. Навыки, их возникновение, структура, взаимодействие. Умения и их значение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Навыки – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнения. Навыки характеризуются особенностями в функционировании сенсорного, центрального и двигательного компонентов.

В сенсорном компоненте происходят следующие изменения:

- зрительный контроль уступает место кинестетическому;

- вырабатываются специальные сенсорные синтезы и тонкие различительные признаки, которые позволяют специалисту быстро и точно ориентироваться в обстановке.

Изменяются приёмы центрального регулирования:

- внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на контроль за внешней обстановкой и получаемыми результатами;

- подготовка к последующим действиям и движениям происходит во время выполнения предыдущих, что резко сокращает время реакции и скорость выполнения действия и позволяет осуществлять предвосхищение результатов действия (антиципация).

Изменяются приёмы исполнения действия:

- ряд частных движений и операций объединяются в единое целое, устраняются лишние движения, появляется их совмещение;

- движения становятся плавными, увеличивается скорость их выполнения;

- уменьшается мышечное напряжение.

В процессе формирования навыка можно выделить ряд этапов, каждый из которых характеризуется изменениями в выполнении действия.

Этапы Особенности выполнения действия Нейрофизиологический механизм
I этап: начало выполнения действия Отчётливое понимание цели, но смутное представление о способах выполнения, грубые ошибки при попытках выполнения действия. Начало формирования связей с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе.
II этап: сознательное, но неумелое выполнение Чёткое понимание, как выполнять, но не точное и неустойчивое выполнение действия. Сильная концентрация произвольного внимания, наличие лишних движений, отсутствие положительного переноса навыка. Хорошо сформированы связи во второй сигнальной системе, начало их формирования в первой сигнальной системе.
III этап: автоматизация действия Всё более качественное выполнение действия, уменьшение концентрации произвольного внимания, возникновение распределения внимания. Устранение лишних движений, появление положительного переноса навыка. Завершение формирования связей в первой сигнальной системе. Переход очага оптимального возбуждения из второй сигнальной системы в первую и наоборот.
IV этап: высокоавтоматизированное действие – навык Точное, экономное и устойчивое выполнение действия, его выполнение почти не требует произвольного внимания; возможность распределения и даже переключение внимания; положительный перенос навыка. Действие контролируется «приторможенным очагом» в первой сигнальной системе. Оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия.
Необязательный V этап: деавтоматизация навыка   Переход от особенностей IV этапа к особенностям III, II, а иногда даже I этапов (это связано с отсутствием тренировки)
VI этап: вторичная автоматизация   Постепенное восстановление особенностей IV этапа

Навык, сформировавшийся при выполнении одной деятельности, может быть перенесён в другую деятельность, на решение другой задачи. Такой перенос называется взаимодействием навыков или переносом навыков. Возможны 2 крайних случая в переносе навыка:

1. Задачи являются разными по своей структуре, но ошибочно рассматриваются человеком как одинаковые. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков.

2. Задачи правильно оцениваются как сходные, наблюдается положительный перенос или индукция навыков.

Следовательно, перенос навыков всегда подразумевает осуществление интеллектуальной деятельности человека по оценке структуры задач, стоящих перед ним, и выбор адекватных способов действия. Способы успешного выполнения действия, адекватные целям и условиям деятельности называются умениями. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета, операций по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями, другими словами, умения всегда опираются на знания.

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

- двигательные навыки, они складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

- умственные навыки, они складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Вопросы и задания.

1. Выделите существенные признаки деятельности человека. В чём её отличие от поведения человека и от «деятельности» животных?

2. Охарактеризуйте труд как вид человеческой деятельности.

3. Как соотносятся сознание и деятельность? Подберите примеры, иллюстрирующие их единство и различие.

4. Что объединяет и что отличает учение и игру как виды деятельности?

5. Что обуславливает перенос навыков в другие виды деятельности и что порождает их интерференцию?

6. Какие объективные и субъективные факторы влияют на продуктивность навыков, как и почему?

7. В чём проявляется и как характеризуется утомление и переутомление? Подготовьте рекомендации школьникам и студентам для снятия или уменьшения утомления.

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: педагогическое общество России, 1999.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.:ЧеРо, 1997.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.

4. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.:Питер, 1999.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.