Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-13 | 393 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Навыки – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнения. Навыки характеризуются особенностями в функционировании сенсорного, центрального и двигательного компонентов.
В сенсорном компоненте происходят следующие изменения:
- зрительный контроль уступает место кинестетическому;
- вырабатываются специальные сенсорные синтезы и тонкие различительные признаки, которые позволяют специалисту быстро и точно ориентироваться в обстановке.
Изменяются приёмы центрального регулирования:
- внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на контроль за внешней обстановкой и получаемыми результатами;
- подготовка к последующим действиям и движениям происходит во время выполнения предыдущих, что резко сокращает время реакции и скорость выполнения действия и позволяет осуществлять предвосхищение результатов действия (антиципация).
Изменяются приёмы исполнения действия:
- ряд частных движений и операций объединяются в единое целое, устраняются лишние движения, появляется их совмещение;
- движения становятся плавными, увеличивается скорость их выполнения;
- уменьшается мышечное напряжение.
В процессе формирования навыка можно выделить ряд этапов, каждый из которых характеризуется изменениями в выполнении действия.
Этапы | Особенности выполнения действия | Нейрофизиологический механизм |
I этап: начало выполнения действия | Отчётливое понимание цели, но смутное представление о способах выполнения, грубые ошибки при попытках выполнения действия. | Начало формирования связей с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе. |
II этап: сознательное, но неумелое выполнение | Чёткое понимание, как выполнять, но не точное и неустойчивое выполнение действия. Сильная концентрация произвольного внимания, наличие лишних движений, отсутствие положительного переноса навыка. | Хорошо сформированы связи во второй сигнальной системе, начало их формирования в первой сигнальной системе. |
III этап: автоматизация действия | Всё более качественное выполнение действия, уменьшение концентрации произвольного внимания, возникновение распределения внимания. Устранение лишних движений, появление положительного переноса навыка. | Завершение формирования связей в первой сигнальной системе. Переход очага оптимального возбуждения из второй сигнальной системы в первую и наоборот. |
IV этап: высокоавтоматизированное действие – навык | Точное, экономное и устойчивое выполнение действия, его выполнение почти не требует произвольного внимания; возможность распределения и даже переключение внимания; положительный перенос навыка. | Действие контролируется «приторможенным очагом» в первой сигнальной системе. Оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия. |
Необязательный V этап: деавтоматизация навыка | Переход от особенностей IV этапа к особенностям III, II, а иногда даже I этапов (это связано с отсутствием тренировки) | |
VI этап: вторичная автоматизация | Постепенное восстановление особенностей IV этапа |
Навык, сформировавшийся при выполнении одной деятельности, может быть перенесён в другую деятельность, на решение другой задачи. Такой перенос называется взаимодействием навыков или переносом навыков. Возможны 2 крайних случая в переносе навыка:
|
1. Задачи являются разными по своей структуре, но ошибочно рассматриваются человеком как одинаковые. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков.
|
2. Задачи правильно оцениваются как сходные, наблюдается положительный перенос или индукция навыков.
Следовательно, перенос навыков всегда подразумевает осуществление интеллектуальной деятельности человека по оценке структуры задач, стоящих перед ним, и выбор адекватных способов действия. Способы успешного выполнения действия, адекватные целям и условиям деятельности называются умениями. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета, операций по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями, другими словами, умения всегда опираются на знания.
Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:
- двигательные навыки, они складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;
- умственные навыки, они складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой.
Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Вопросы и задания.
1. Выделите существенные признаки деятельности человека. В чём её отличие от поведения человека и от «деятельности» животных?
2. Охарактеризуйте труд как вид человеческой деятельности.
3. Как соотносятся сознание и деятельность? Подберите примеры, иллюстрирующие их единство и различие.
4. Что объединяет и что отличает учение и игру как виды деятельности?
5. Что обуславливает перенос навыков в другие виды деятельности и что порождает их интерференцию?
6. Какие объективные и субъективные факторы влияют на продуктивность навыков, как и почему?
7. В чём проявляется и как характеризуется утомление и переутомление? Подготовьте рекомендации школьникам и студентам для снятия или уменьшения утомления.
Литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: педагогическое общество России, 1999.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.:ЧеРо, 1997.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
4. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.:Питер, 1999.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!