Компетентностный подход в оценке профессионализма — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Компетентностный подход в оценке профессионализма

2018-01-30 358
Компетентностный подход в оценке профессионализма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спортивного педагога

 

Структура педагогической направленности учителя физической культуры по Е.П. Ильину. Понятия компетентность и компетенция. Структура компетентности. Структура и содержание профессиональной компетентности специалиста по ФКиС по С.А. Хазовой. Уровни проявления профессиональной компетентности.

В начале XX столетия для описания структуры профессионализма использовали понятия «способности» («знания», «умения» и «навыки») т.е. качества присущие исключительно субъекту деятельности. С середины прошлого столетия - это уже комплекс взаимосвязанных, но различных по своей природе особенностей субъекта — «профессионально важные качества» — способности, знания, навыки, мотивация и др.

Е.П. Ильин в учебном пособии «Психология физического воспитания» отмечает, что мастерство учителя физической культуры базируется на четырех компонентах: педагогической направленности, знаниях, умениях и профессионально важных качествах, а также на интегральной характеристике этих компонентах – авторитете.

Направленность – это стремление личности к определенному роду занятий, базирующееся на сильном и устойчивом интересе к нему. Педагогическая направленность – стремление человека заниматься педагогической деятельностью. Структура педагогической направленности показана на рисунке 6.

Любовь к детям
Интерес к физической культуре
Интерес к физкультурно- педагогической деятельности
Интерес к работе с детьми
Педагогическая направленность учителя физической культуры
Понимание значимости физического воспитания детей

 


Рисунок 6 - Структура педагогической направленности учителя

физическойкультуры (по Е.П.Ильину)

 

Профессиональные или специальные знания учителя физической культуры Е.П. Ильин разделяет на теоретические, практические и методические.

Теоретически знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний, как нужно сделать то или иное упражнение. Эти знания приобретаются в процессе занятий по дисциплинам предметной подготовки.

Методические знания дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.

К умениям учителя физической культуры Е.П. Ильин относит то, что Н.В.Кузьмина называет функциональными компонентами деятельности. Это конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и дополнительно двигательные умения.

Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ упражнения во многом определяет эффективность обучения занимающихся.

К профессионально важным качествам учителя физической культуры, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями, относят: идейно-политические (мировоззренческие), нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные, психомоторные и двигательные [4].

С 1980-х годов в научный обиход вводится понятие «компетенции » как интегративных показателей сформированности профессиональных навыков, психологических и социальных качеств личности, обеспечивающих их эффективное применение в самостоятельной профессиональной деятельности.

Помимо понятия «компетенция», широко используется понятие «профессиональная компетенция». В настоящее время все авторы, изучающие педагогическую деятельность, рассматривают профессионализм педагога в категориях компетентностного подхода.

Впервые «компетентностная» тема, как ответ на конкретный заказ профессиональной сферы, стала разрабатываться в Англии в 50 – 60-е годы ХХ века. Правомерность введения в понятийный аппарат педагогики новых терминов несомненна, поскольку при возникновении нового явления (в данном случае это высокое качество профессиональных умений) требуется его особая номинация. В 1990 г. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров было введено понятие «ключевые компетенции». В середине 1990-х гг. оно начинает определять требования к подготовке специалистов в про­фессиональной школе. Выделение ключевых компетентностей обусловлено рядом причин:

во-первых, они объединяют в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;

во-вторых, в понятии «ключевые компетентности» заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого исходя из результата («стандарт на выходе»);

в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и зна­ний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (ин­формационной, правовой и пр.).

Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция. В теории и методике современного профессионального образования рассматриваемые термины (компетентность и компетенция) часто употребляются неоднозначно и не разграничиваются.

Помимо полемики по поводу правомерности введения анализируемых понятий и их значения, обсуждается также терминологическая проблема другого порядка: какое слово следует использовать для обозначения описываемой психолого-педагогической реальности: компетентность (компетентности) или компетенция (компетенции)?

Путем простейшего лингвистического исследования Н.М.Гончарова определила, что в самых распространенных мировых языках эти понятия обозначаются одной лексической единицей: compétence (франц.), кompetenz (нем.), competenza (итал.), competencia (исп.). Только в английском языке можно найти каждому термину соответствующий эквивалент, хотя смысловая граница между ними довольно размыта: competence (англ.) – «компетентность», «компетенция» (в юриспруденции), «языковая компетенция» (в лингвистике) и competency «компетенция». Тем не менее, в англоязычной научной литературе эти термины часто употребляются синонимично [1].

В отечественной педагогической литературе, однако, благодаря богатству русского языка наметилось четкое разграничение исследуемых понятий. Так, А.Г.Шмелев, доказывая возможность «разведения» данных терминов, приводит в качестве примера слова «высота» и «высотность». В трактовке значений этих понятий наглядно проявляются смысловые различия («вертикальное измерение предмета» и «степень проявления уже выраженного качества» соответственно).

Оригинальную трактовку термина «компетенция» предлагает Н. С. Сахарова. Изучив этимологию и семантику слова, она приходит к выводу, что это понятие следует рассматривать в дихотомии: процесс действия (что необходимо для эффективного действия) состояние (соответствующий уровень подготовленности для эффективного действия).

В противовес компетенции компетентность трактуется как:

· владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо;

· комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций;

· наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, отношение к своей профессии как к ценности;

· уровень образованности специалиста, достаточный для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции;

· соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, высшая степень готовности;

· психосоциальное качество, означающее силу и уверенность; - владение определенными знаниями, профессиональность [11].

Таким образом, компетентность – не простая сумма знаний, умений и навыков, это понятие несколько иного смыслового ряда. Она реальна, свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека. Можно сделать вывод, что в наиболее общем виде компетентность интегрирует в себе когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) аспекты.

Компетентность есть личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции – некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие структуру компетентности [1].

Таким образом, если в самом обобщенном виде мы определим компетенцию как свойство (качество) деятельности, то компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.

Покидая стены вуза, выпускник должен обладать определенными компетенциями – профессионально-релевантными качествами, тем потенциалом, который будет актуализирован в процессе осуществления профессиональной деятельности и свидетельствовать о его компетентности.

Изучение вопросов структуры, функций общих и специальных способностей, требований к преподавателю в 80-90-е годы прошлого века логично перешло к изучению одной из важнейших характеристик педагогических работников — их профессиональной компетентности.

В качестве основных элементов профессиональной педагогической компетентности Н.В.Кузьмина выделяет следующие:

ü специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

ü методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

ü психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения;

ü дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

ü рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность [8].

Рисунок 7- Структура компетентности

 

С.А. Хазова, на основании изучения мнения Е.В. Бондаревой, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и других ученых, относительно групп компетенций в структуре профессиональной компетентности, а также, учитывая содержание профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту представляет структуру и содержание профессиональной компетентности специалиста по ФКиС как:

1. Общенаучные компетенции, определяющие фундаментальность образования:

- компетенции познавательной деятельности, связанные с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивающие способность к творческой инновационной деятельности;

- фундаментальные компетенции, связанные с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах на уровне, соответствующем требованиям высшего образования.

2. Общепрофессиональные (отраслевые) компетенции: инвариантны к направлению деятельности, относятся к ориентации в общих теоретических, социально-экономических и организационно-управленческих вопросах сферы ФК и С и образовательной области, к планированию и организации работы коллектива, ресурсному обеспечению деятельности, системе менеджмента качества труда и т.д.; обеспечивают полипрофессионализм, готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта) и создают базу для специализации.

3. Специальные компетенции (профессионально-функциональные и профессионально-коммуникативные знания и умения): – обеспечивают привязку подготовки специалиста к конкретным для данного направления объектам и предметам труда (либо учитель ФК, либо тренер, либо спортивный менеджер, либо организатор физкультурно-рекреационной деятельности и т.п.); предполагают овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научным исследованиям в конкретной профессиональной области.

Каждый структурный компонент профессиональной компетентности может быть описан посредством когнитивно-интеллектуальных, морально-психологических и деятельностно-поведенческих показателей [13].

Одно из направлений исследования педагогической деятельности связано с попытками выявить уровни, на которых она осуществляется, или определить уровни проявления профессиональной компетентности учителя или профессиогенез.

Анализ работ, посвящённых этому психолого-педагогическому феномену, показывает, что практически все их авторы обращают внимание на динамичный, развивающийся характер этого явления. Точек зрения на этот вопрос достаточно много и большинство из них достаточно противоречивы.

Наиболее логичным, на наш взгляд, является последнее основание для уровневой классификации развития рассматриваемого явления - обусловленность определённым типом педагогической деятельности:

- базовый уровень компетентности характеризуется репродуктивным характером педагогической деятельности;

- поисково-творческий уровень предполагает способность учителя к теоретическому осмыслению и обобщению педагогических ситуаций и решаемых задач;

- инновационно-созидательный уровень соответствует высшей ступени развития профессиональной компетентности, на которой учитель становится способным выдвигать собственные концептуальные идеи.

Наиболее упрошенная модель, отражающая категорию качества педагогической деятельности, включает три ее уровня: нормативный, преобразующий, творческий.

Нормативный уровень характерен для преподавателей, ориентированных на стандарт, эталонное качество педагогической деятельности, стремящихся к его сохранению и поддержанию.

Преобразующий уровень качества предполагает достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется. Преподаватели, работающие на этом уровне качества, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального прогресса.

Творческий уровень в большей степени ориентирован на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в данном виде деятельности, и индивидуальные нормы. Он характерен для преподавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собственные методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске.

3.3 Компетентностный подход в подготовке спортивных педагогов

.Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности. Компетенции: общекультурные и профессиональные, виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи и профессиональные компетенции бакалавра физической культуры.

 

Изменения в российском образовании обусловлены вхождением нашей страны в Болонский процесс. Болонская декларация (1999) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование. Необходимость создания подобного пространства в Европе продиктована, прежде всего, следующими факторами:

а) настоятельной потребностью сделать европейское образование конкурентоспособным по отношению к образовательным системам Северной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и иных регионов, куда в настоящее время происходит значительный отток обучающихся как из стран Европы, так и из государств «третьего мира»;

б) объективными закономерностями развития глобальной мировой экономики, вынуждающими менять подходы к образованию и обучению. В числе данных закономерностей значимы, прежде всего, следующие:

• в профессиональной деятельности все большую роль играет информационный и творческий фактор; происходит «интеллектуализация» и «дематериализация» труда;

• возрастает роль гибких краткосрочных проектов, для решения которых выгоднее иметь временные трудовые коллективы вместо постоянного персонала;

• исчезает понятие стабильного профессионального роста – карьеры, сделанной на одном рабочем месте, в штате одного учреждения или предприятия;

• однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации профессиональных задач; ценится «нестандартизированный» характер рабочей силы;

• утрачивается идентификация традиционных видов труда; разрушается замкнутость профессиональных каст, формируются «плавающие» границы профессий;

• нарастает динамика и глобализация профессий; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию и т.п.

Образовательные организации Министерства физической культуры спорта и молодежной политики, а также Министерства образования готовят специалистов по физической культуре и спорту, которые могут работать, как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта.

Поэтому, выявляя содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, учитываются оба аспекта их профессиональной деятельности, которую условно можно разделить на две группы: педагогическую (учитель ФК и тренер) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования (организационно-управленческая деятельность).

Область профессиональной деятельности бакалавров, специалистов включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-исследовательские работы, исполнительское мастерство.

Объектами профессиональной деятельности являются:

ü лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

ü процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-цен-ностных ориентации и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; учебно-методическая и нормативная документация.

Большинство авторов, исследующих компетентностный подход придерживаются мнения, что компетентность – это новообразование субъекта деятельности, формирующееся процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «бакалавр физической культуры» предусматривает, что выпускник должен обладать компетенциями: общекультурными и общепрофессиональными и профессиональными.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- для формирования мировоззренческой позиции;

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности;

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- способностью к самоорганизации и самообразованию;

- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способностью определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;

- способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов;

- способностью осуществлять спортивную подготовку в избранном виде спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований стандартов спортивной подготовки;

- способностью воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность;

- способностью оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений;

- способностью использовать средства избранного вида спорта для формирования навыков здорового образа жизни при проведении занятий рекреационной, оздоровительной направленности с лицами различного пола и возраста;

- способностью обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь;

- способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта;

- способностью осуществлять планирование и методическое обеспечение деятельности физкультурно-спортивных организаций, проводить учет и отчетность, руководить работой малых коллективов;

- способностью формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни;

- способностью проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик;

- способностью использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности обучающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой;

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культур с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

Профессиональные компетенции — это компетенции, которые позволяют выпускнику успешно реализовывать различные виды деятельности:

üобразовательную,

ü тренерскую,

ü рекреационную,

ü организационно-управленческую,

ü научно-исследовательскую,

ü культурно-просветительскую.

Практические задания

1.Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

  Компоненты профессиональных знаний и умений учителя ФК   Содержание
  Теоретические знания   Знание того, как научить другого.
  Практические знания и умения   Знания истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д.
  Методические знания и умения   Знания того, как нужно сделать то или иное упражнение.

 

2. Раскрыть понятие компетенция и компетентность.

3. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

Понятия Содержание понятий
1.Компетенция   2.Компетнция 1. -что необходимо для эффективного действия, 2. -соответствующий уровень подготовленности для эффективного действия, 3. -уровень образованности специалиста, достаточный самостоятельного решения возникающих познавательных проблем и определения личностной позиции, 4. - соответствие специалиста предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности, высшая степень готовности, 5. - личностная характеристика, совокупность интериоризованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления, 6. - некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие структуру компетентности.

 

4. В чем заключаются особенности современной подготовки спортивных педагогов?

5. Какова структура компетенции?

 

Литература

1. Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме: сборник научных трудов СевКавГТУ.Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - №5. СевероКавказский государственный технический университет. URL:http://www.ncstu.ru (дата обращения 10.06. 20012).

2. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, - Новокузнецк, 2005- (выпуск 8). - С.26-44.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003- № 5.-С. 34-42.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец.2114 «Физическое воспитание». - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

5. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010.-296 с.

6.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение,1976. - 303с.

7.Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Рус. яз., 1998. 848 с.

8.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, - 1990. - 118 с.

9.Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 55-63.

10. Педагогика физической культуры: учебник для студ. высш.учеб. заведений / под ред. С.Д. Неверковича. - 2­е изд., перераб. идоп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.

11. Педагогика физической культуры: учебник /под общей редакцией В.И. Криличевского. – М.: Кнорос, 2012. – 320 с.

12.Сахарова Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. // Вестник ОГУ. - 1999. - № 3. - С. 51 – 58.

13. ХазоваС.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф.дисс...канд.пед.наук. Майкоп, 2004.

 

Заключение

Закончив изучение дисциплины «Педагогика физической культуры» следует признать, что это только начальный этап вхождения будущего спортивного педагога в теорию и практику педагогического процесса в сфере физической культуры. Изучив начальный теоретический курс нужно иметь в виду, что теория не предлагает будущему учителю, тренеру или менеджеру никаких готовых рецептов, но она может информировать о том, с чем он столкнется в своей деятельности, на что он должен будет обратить внимание при построении, планировании и осуществлении своего курса обучения. В какой степени будут использоваться эти сведения, факты и знания целиком и полностью зависит от специалиста и той ситуации, в которой он находится.

На пример, педагогическая теория может объяснить учителю, почему в определенных ситуациях ему надлежит придерживаться демократического стиля в процессе воспитания, а прислушается ли он к этой рекомендации, будет зависеть от ситуации, в которой происходит обучение.

В данном учебном пособии сделана попытка не только научить будущих педагогов определенным знаниям и действиям, но и обосновать то, почему нужно поступать так, а не иначе. То есть, показаны механизмы педагогического воздействия.

Овладение изложенными в учебном пособии знаниями создает ориентировочную основу вхождения спортивного педагога в постоянно развивающееся и меняющееся педагогическое знание, ускоряет его адаптацию к новым образовательным технологиям, формирует профессионально - педагогическую компетентность.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.