Соревнования как фактор решения воспитательных задач — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Соревнования как фактор решения воспитательных задач

2018-01-30 749
Соревнования как фактор решения воспитательных задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спортивные соревнования являются не только ядром, сущностью спортивной деятельности, но и дополнительной формой организации учебно-тренировочного процесса.В системе спортивной подготовки выделяют подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Подготовительные и контрольные соревнования занимают ис­ключительно большое место в тренировочном процессе. Для ква­лифицированных спортсменов такие соревнования с часто изменя­ющейся программой организуются обычно с интервалом в 1—2 недели. Подводящие соревнования планируются в основном во 2-й половине подготовительного и в соревновательном периодах. От­борочные и главные соревнования в подавляющем большинстве видов спорта проводятся не чаще 2—3 раз в течение года.

В литературе выделяют первичные и вторичные функции соревнований. Функции того или иного явления – это способ его бытия, способность удовлетворять потребности общества или отдельной личности.

Первичная (специфическая) функция соревнований – определение иерархии мест участников состязаний, нахождение победителей и призеров.

Вторичные (неспецифические) функции: нормативная, подготовительная, селекционная, самоутверждения, стимулирующая, зрелищная, воспитательная, информационная, познавательная, творческая, коммуникативная, престижная, моделирования, контроля, агитационно-пропагандистская, рекреационная, экономическая и многие другие [18].

Из перечисленных функций можно выделить блок функций, которые связаны с воспитательной функцией соревнований. Это функции самоутверждения, стимулирующая, творческая, познавательная, агитационно-пропагандистская.

Соревнования как функциональное ядро вид спорта, имеет специфические особенности, через которые реализуются его воспитательные возможности.

1. Строгая регламентация деятельности участников, обслуживающего персонала. Правила соревнований призваны гарантировать сохранение сущности спорта, заключающееся в объективном сравнении человеческих возможностей.

А.А. Красников делает попытку взглянуть на соревнованиями с позиций свойств игры, выделенных Й. Хейзингой. Соревнования и игра, по его мнению, протекают обособленно от «обыденной», практической жизни в замкнутом пространстве- времени. У них четко фиксированные единицы времени – начало и конец, в пространстве – игровая зона: стадион, биллиардный стол, шахматная доска и т.д. Соревнования протекают внутри этого игрового пространства, которое может быть материальным или идеальным, но в любом случае в этом пространстве действуют определенные правила. Эти правила обязательны и нерушимы. Нарушение правил разрушает пространство соревнования, обесценивает его, поэтому внутри игрового, соревновательного пространства-времени царит особый, собственный, безусловный и непреложный порядок. Отсюда возникает эстетика игры, соревнования. Правила соревнований могут допускать обман партнера: футболист делает обманные «финты», шахматист ставит партнеру ловушки и т.д., но эти действия входят в сценарий соревнований и не являются нечестными [6].

2.Наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата.

3.Высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальным физическим и психическим напряжением в условиях непосредственной борьбы за результат;

4. Непосредственное и опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

5. Высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата.

Н.Н. Визитей, проводя социологический анализ спорта, особо подчеркивает, что спорт - это, прежде всего соревновательность. Соревновательность универсальна, онапронизывает практически все стороны жизни человека, но наиболее ярко представлена в спорте. Спорт - пространство внешнего самоутверждения человека и возникающего в связи с этим высокой мотивации достижения. Высокая личная и общественная значимость результатов соревнований ведет к повышенной конфликтности ситуации. Напряжение и состязательность придают соревнованиям остроту, интерес, эмоциональную насыщенность и определенное этическое содержание. Спортсмен – это человек, который практически всегда поставлен в ситуацию нравственного выбора. Спортсмену требуется большая моральная сила, высокая нравственно-психологическая устойчивость. Фактически он постоянно находится в ситуации, когда его действия оказываются реально направленными или на утверждение, поддержание принципа «честного соперничества», или на отрицание этого принципа [3].

Механизмом формирования личностных качеств являются эмоциональные состояния. Эмоциональные переживания во время соревнований характеризуются большим разнообразиям, интенсивным течением и быстрым, часто внезапным переходом от одного состояния к другому, иногда совершенно противоположному.

Психические состояния человека характеризуют временную динамику психической деятельности человека. В психическом состоянии выделяют три измерения:

ü мотивационно-побудительное;

ü эмоционально-оценочное;

ü активационно-энергетическое.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью.

Целостность проявляется в том, что они характеризуют в определенный отрезок времени всю психическую деятельность, отражающую реакцию человека на воздействие факторов внешней и внутренней среды. Психические состояния обладают относительной устойчивостью, и их динамика менее выражена, чем у познавательных, волевых, эмоциональных. При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны. Состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь оно, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью [17].

Таблица 10 - Состояния спортсмена, связанные с участием в соревнованиях

Классификация состояний Виды состояний
Предстартовые состояния Стартовая лихорадка Стартовая апатия Состояние боевой готовности Состояние самоуспокоенности.
Состояния во время соревнований Боевое воодушевление Спортивная злость Агрессивность Чувство долга и ответственности Чувство спортивной гордости и т.д. (О.А. Черникова,1976)
Послесоревновательные состояния Успех в соревновании вызывает удовлетворение достигнутым результатом, жизнерадостное состояние, бодрость, уверенность в своих силах, зазнайство, переоценку своих качеств. Неуспех в соревнованиях вызывает состояние угнетения, апатию, активное желание реабилитировать себя в глазах окружающих и своих собственных.

 

Психические состояния отличаются крайним многообразием. Спортивные психологи выделяют предстартовые состояния, состояния, возникающие во время тренировок и соревнований, состояния, возникающие после соревнований.

А.А. Красиков, автор учебного пособия «Основы теории спортивных соревнований», который подчеркивает, что соревнования в аспекте их влияния на моральный облик спортсмена нельзя рассматривать только как позитивный или негативный фактор. Их воспитательный эффект в решающей мере зависит как от общественно-педагогической системы, в которой функционирует спорт так и от воспитательной системы работы тренера [6].

Практические задания

1. Каковы специфические особенности урока физической культуры?

2. Раскрыть содержание принципов взаимодействия участников учебного процесса на уроке ФК.

3. Каков механизм формирования коммуникативной компетентности на уроке физической культуры?

4. Назвать первичные и вторичные функции соревнований.

5. Каковы специфические особенности соревнования, через которые реализуются его воспитательные возможности?

6.Каков механизм формирования личностных качеств в процессе участия в соревновательной деятельности?

 

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблеме современного человекознании. СПб.: Питер,2001, 272 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер,2007. 304 с

3. Визитей Н.Н. Курс лекций по социологии спорта: учеб.пособие. - М.: Физическая культура, 2006. – 328с.

4. Говоров Н.С., Поташевская Т.Г. Последнее незавершенное акмеологическое открытие Б.Г.Ананьева. Акмеология`97: сборник Научной сессии ААН. СПб.: Акмеологическая Академия, 1997.

5. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010.-296 с.

6. Красиков А.А. Основы теории спортивных соревнований: учеб.пособие для вузов физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2005. -160с.

7. Михеев А.И. Система воспитательной работы со спортсменами. \\ Теория и практика физической культуры. – 1993. - №4.- С.32-34.

8. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов/Сост. С.Г.Абрамова, Н.Г.Алексеев и др. М., 1995 с. 63

9. Общая и спортивная психология: учебник для высших учебных заведений; под ред. Г. Б. Бабушкин. Омск: СибГУФК, 2004. 400с.

10. Педагогика физической культуры: учебник для студ. высш.учеб. заведений / под ред. С.Д. Неверковича. - 2­е изд., перераб. идоп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с.

11. Педагогика физической культуры: учебник /под общей редакцией В.И. Криличевского. – М.: Кнорос, 2012. – 320 с.

12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб.для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Владос,2003. 256с.

13. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2003. 304 с.

14. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999.

15. Рудик П.А. Психология: учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС,1976. – 214с.

16. Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство – эффективные механизмы воспитания человека: сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания – М.:Вента-Графф,2002. С. 174-190.

17. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов. – СПб.: Лидер,2004. -592 с.

18. Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина.- М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

19. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств// Педагогика. 2003. №3. С.52-54.

20. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; под. ред. А. В. Мудрика. М.: Академия, 2004. 352 с.

2.4 Вспомогательные формы организации педагогического процесса как элемент воспитательной работы.

 

Вспомогательные формы организации педагогического процесса по физической культуре в общеобразовательной организации. Особенности классификации форм организации педагогического процесса во ФГОС (стандарт 2 поколения ). Вспомогательные формы организации педагогического процесса в спортивной школе. Работа с родителями

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями:

ü физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы во время уроков, игры на переменах, занятия в группе продленного дня);

ü кружки и секции по видам спорта;

ü система школьных и городских (районных) соревнований;

ü массовые физкультурно-оздоровительные и досуговые мероприятия.

 

Особенности классификации форм организации педагогического

процесса во ФГОС (стандарт 2 поколения )

Если в теории педагогики авторы учебных пособий выделяют внеурочные и внеклассные формы (дополнительные и вспомогательные), то авторы разработчики ФГОС объединили их под термином внеурочные. Причина видится в том, что если в стандартах первого поколения результаты обучения касались в основном предметных результатов, а вопросы всестороннего развития личности решались за счет дополнительного образования, то во ФГОС расширяются задачи, стоящие перед предметом, что представлено в мета- предметных, предметных и личностных результатах.

ФГОС определяет, что основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

ü духовно-нравственное,

ü физкультурно-спортивное и оздоровительное,

ü социальное,

ü общеинтеллектуальное,

ü общекультурное

в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практи-ческие конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

 

Вспомогательные формы организации педагогического процесса в

спортивной школе

Вспомогательные формы организации педагогического процесса направлены преимущественно на воспитательные аспекты педагогического процесса, формирование различных сторон культуры личности юного спортсмена (нравственной культуры, эстетической культуры, и т.д.).

В настоящее время каждой спортивной для прохождения лицензирования школе предписывается разрабатывать программу развития на срок от 3до 5лет. Составной частью данной программы является воспитательная система школы, в которой обязательным моментом выступает план воспитательных мероприятий по направлениям развития личности юного спортсмен. В качестве примера представлены выдержки из содержания воспитательной системы Зеленогорской ДЮСШ Красноярского края,

Цель воспитательной системы создание единого образовательного пространства, способствующего формированию ценности здорового образа жизни, развитию нравственности, физического и интеллектуального потенциала, необходимых для реализации собственных жизненных целей, отвечающих интересам личности, общества и государства.

Основные задачи воспитательной системы ДЮСШ:

1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для вовлечения, раскрытия и развития потенциала физических, нравственных и интеллектуальных возможностей подрастающего населения города, через создание мест возможного проявления своего потенциала (образовательные профориентационные проекты и программы, акции, конкурсы) с учетом возрастных особенностей.

2. Поддержание, укрепление и обновление традиций спортивной школы.

3. Содействие формированию сознательного стремления воспитанников к здоровому образу жизни, ценностям Олимпизма, привитие привычки к занятиям физической культурой и спортом на всю жизнь через систему учебно-тренировочных занятий с использованием современных технологий, методик (индивидуальные, игровые, проектные и т. д.).

4. Поддержка одаренных детей через совершенствование существующей систему работы ДЮСШ.

5. Пропаганда и привлечение обучающихся и их родителей к воспитательному и учебно-тренировочному процессу ДЮСШ через совместные спортивные мероприятия, тематические родительские собрания с детьми, создание родительского клуба.

6. Профилактика асоциального поведения детей и сокращение в городе детей с девиантным поведением за счет привлечения их к участию в привлекательных, массовых, доступных мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, праздниках, играх, акциях, проектах, организация каникулярного и особенно летнего отдыха и оздоровления детей) [2].

 

В план воспитательной работы в рамках реализации воспитательной системы ДЮСШ включаются различные мероприятия:

ü поход, экскурсия, экспедиция;

ü танцевальная программа (дискотека), вечер общения, концерт;

ü трудовая акция (субботники …);

ü подготовка выставки, газеты …;

ü подготовка и проведение праздников, КВН, игр по сюжетам телевизионных игр-шоу, ситуационно-ролевых игр;

ü просмотр кино -, видеофильмов, телевизионных передач, спортивных репортажей, соревнований;

ü проведение ритуалов (торжественное собрание, линейка, митинг) и т.д.

Работа с родителями

Процесс взаимодействияс родителями направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, проведение спортивно- оздоровительных мероприятий. Практическая работа тренеров - преподавателей с родителями учащихся реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Основной коллективной формой является проведение родительских собраний, где происходит ознакомлениеродителей с содержанием и методами тренировочного и воспитательного процесса, в основном это темы:

— Организационное родительское собрание: знакомство со школой, её традициями, местом занятий; требования и правила посещения спортивной школы.Требования к учебно-тренировочному процессу;

— Здоровый образ жизни и гигиена спортивной деятельности: диета и питание, профилактика заболеваний, режим дня спортсмена, сон и отдых;

— Адаптация к спортивному режиму жизни;

— Роль семьи в воспитании здорового ребенка;

— О способностях к избранному виду спорта;

— Профилактика травм опорно-двигательного аппарата;

— Сбалансированная диета и дополнительные факторы питания;

— Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей;

— О роли занятий спортом в период летних каникул.

К индивидуальным формам работы относятся проведение консультаций (психологических, медицинских), помощь и проведение спортивно-массовых и воспитательных мероприятий, показательных выступлений оказание шефской помощи.

 

Практические задания

 

1. Что такое воспитательная система спортивной школы?

2. Разработать план воспитательных мероприятий для группы начальной подготовки ДЮСШ на первое полугодие.

3. Разработать план воспитательных мероприятий спортивно-оздоровительного лагеря для различных возрастных групп.

4. Подготовить план работы с родителями учащихся групп начальной подготовки ДЮСШ.

 

Литература

 

1. Баранова Ж.АСистема воспитательной работы в спортивной школе. URL: pochit.ru/sport (дата обращения 10.01. 2013).

2. Воспитательная система Зеленогорской ДЮСШ. URL: дюсш-зеленогорск.рф (дата обращения 15.01. 2013).

3. Воспитательная работа спортивной школы А.Карелина.URL: ck-karelina.ru (обращения 13.02. 2013).

4. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010-296 с.

5. Михеев А.И. Система воспитательной работы со спортсменами. // Теория и практика физической культуры. – 1993. - №4.- С.32-34.

6. Педагогика физической культуры: учебник для студ. высш.учеб. заведений / под ред. С.Д. Неверковича. - 2­е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368.

7. Педагогикафизическойкультуры: учебник /подобщейредакциейВ.И. Криличевского. – М.: Кнорос, 2012. – 320 с.

8.Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

9.Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР// Сб. офиц. документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму. – 2001. - № 5 - С. 27-42.

10.Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств. // Педагогика. - 2003. - №3. - С.52-54.

 

3.Специфика деятельности и требования к личности специалиста в области физической культуры и спорта

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.