Формирование культуры межнациональных отношений — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формирование культуры межнациональных отношений

2018-01-30 514
Формирование культуры межнациональных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личности и патриотизма

 

Патриотизм: понятие и виды

Сущность патриотизма, как и любого социально-нравственного феномена авторами трактуется по-разному. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм проявления и т.д.

С позиций культурологического подхода патриотизм можно рассматривать как элемент общественного сознания или культуры общества, так и индивидуального сознания или культуры личности.

Патриотизм как элемент общественного сознания представляет собой национальную и государственную идею единства народа, формирующаяся на основе истории, традиций, культура каждой нации.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности:

· высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи;

· веротерпимость;

· соборность и законопослушание;

· общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни;

· особая любовь к родной природе [5].

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» патриотизм определяется как базовая направленность социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными, вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества [10].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представлен современный национальный воспитательный идеал. Основное содержание этого идеала – воспитание гражданина России, патриота. В Концепции указывается, что национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [11].

На личностном уровнепатриотизм выступает как важнейшая, устойчивая, интегративная характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотизм сопрягается с высоким уровнем культуры межнационального общения, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, а в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма.

В такой многонациональной стране как Российская Федерация формирование культуры межнациональных отношений личности и патриотизма является актуальной проблемой всего общества.

Субъективно патриотизм человек воспринимает как:

· основанное на гордости положительное эмоционально-ценностное отношение к малой родине, т.е. городу или селу, где он родился и рос, природе родного края, области, республике, стране;

· активную гражданскую позицию, реализуемую в практической деятельности в различных сферах жизни общества, способствующие процветанию и прогрессу организации, региона, страны.

В структуре культуры межнациональных отношений личности и патриотизма можно выделить компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и результирующий.

· когнитивный компонент (знания и представления о достижениях Родины и других стран в области спорта, науки, техники, искусства; знания о героическом прошлом нашей страны);

· эмоциональный компонент (гордость за свою малую родину; Отечество, принятие других народов (межнациональная толерантность), желание внести вклад в развитие страны);

· поведенческий компонент (реальная деятельность, направленная на благо малой родины, бережное отношение к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; формирование готовности к защите Отечества; изучения обычаев и культуры разных этносов);

· результирующий компонент (готовность действовать на благо Отечества и уважительно относиться к другим народам).

В отечественной педагогике различают следующие направления патриотического воспитания:

· героико-патриотическое: сохранение памяти о героических событиях, трудовых подвигах, изучение русской военной истории, воинских традиций, ярких примеров служения Отечеству;

· гражданско-патриотическое: формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной;

· военно-патриотическое: формирование важнейших личностных, психологических и физических качеств, обеспечивающих готовность к службе в рядах Российской армии.

В зависимости от особенностей образовательной деятельности (общеобразовательная, творческая, художественная или спортивная) педагог акцентирует внимание на том или ином направлении патриотического воспитания.

28 декабря 2000 года председателем Госкомспорта России П.А. Рожковым был подписан приказ № 519 «О создании координационного совета по спортивно-патриотическому воспитанию при Госкомспорте России». Этим приказом было введено понятие спортивно-патриотическое воспитание как многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. В учебнике «Педагогика физической культуры» под редакцией С.Д. Неверковича этому вопросу уделена целая глава [24].

Однако продолжения эта идея в настоящее время не имеет, хотя в начале 2000-х годов был ряд публикаций. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что понимание спортивно-патриотического воспитания принципиально не отличается от общепринятого понимания патриотизма.

Но в тоже время, специалисты, работающие в области спорта, прекрасно понимают то, что спортивная деятельность обладает большим потенциалом по формированию культуры межнациональных отношений и патриотизма.

Этот потенциал обусловлен высоким уровнем личной, групповой и общественной значимости результатов соревнований. Эта высокая значимость ведет к интенсивным тренировкам и упорной спортивной борьбе. В результате формируются личностные, волевые и физические качества, обеспечивающие высокий уровень готовности к службе в рядах Российской армии.

Групповая и общественная значимость результатов соревнований, проявляющаяся в отстаивании чести группы, спортивной школы, города и т.д. формирует высокую ответственность за свои действия по отношению к товарищам по команде, жителям города, страны.

Общение в процессе участия в соревнованиях со спортсменами из различных территорий нашей многонациональной страны, других стран позволяет лучше узнать историю и традиции других народов.

Задача тренера эффективно использовать этот воспитательный потенциал, усиливать его через целенаправленную деятельность по формированию патриотизма в рамках спортивной деятельности.

Формирование культуры межнациональных отношений и патриотизма

Социальный заказ на формирование патриотизма представлен в ряде государственных документов: Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [10], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [11], Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [38].

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подчеркивается, что патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России. Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки современных моделей и механизмов формирования у современных поколений граждан России опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите [10].

В основе методики формирования патриотизма в спортивной деятельности лежат два базовых принципа:принцип комплексности и принцип расширяющейся и углубляющей спирали.

Принцип комплексности предполагает, что формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента происходит не в отдельности, а только комплексно. Расширение и углубление знаний по истории России, города, школы, в том числе в области спорта приводит к формированию гордости– основе эмоционального компонента. Успешное выступление на соревновании за честь школы, города, региона вносит вклад в осознание своего вклада в повышение статуса.

Принцип расширяющейся и углубляющей спирали обязывает начинать формировать патриотизму детей с гордости за команду, класс, школу, город, регион и т.д., и всячески поддерживать их за старание внести вклад в общий результат.

Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием, прежде всего, родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности.

Методические приемы реализации принципов:

· Информирование юных спортсменов на тренировках о выступлении на различных соревнованиях спортсменов группы, спортивной школы, города, района, области и страны (формирование гордости за свою малую родину, Отечество).

Важно не просто информирование, использование такого приема, который формировал бы причастность к успеху товарища, учащегося своей школы, города и района. Это может быть поздравление на тренировке. Например, учитель обращается к группе на уроке тренировке – «Ребята, я поздравляю вас!». На вопрос – «С чем?», учитель отвечает – «Коля Петров из нашей спортивной школы стал чемпионом города по бегу на 60 метров. А Коля воспитанник нашей школы. Мы можем гордится тем, что тренируемся с ним в одной школе».

· Встречи, совместные тренировки с известными спортсменами.

· Поощрение тренером спортсменов прилагающих большие усилия для победы своей команды на тренировке во время проведения эстафет, мини соревнований по спортивным играм, соревнований за честь группы, спортивной школы, города и т.д. Победителей соревнований наградят организаторы соревнований, а увидеть самоотверженность юного спортсмена в борьбе за честь, победу своей команды и этому придать значимость – это задача тренера.

· Совместный просмотр всероссийских, международных соревнований и коллективное обсуждение с акцентированием внимания на проявлении высоких нравственных и волевых качеств, преодоления внутренних и внешних трудностей в борьбе за честь команды, страны.

· Проведение на тренировках подвижных игр народов, проживающих в ближайшем окружении (татар, башкир, удмуртов и т.д.). Подготовку и проведение игр желательно доверить самим юным спортсменам.

· Проведение элементов национальных праздников со спортивными забавами («Сабантуй», «Масленица»).

Итогом такой работы должен стать высокий уровень сформированности культуры межнациональных отношений и патриотизма.

 

1.4.6 Формирование физической культуры личности

 

Физическая культура личности есть персонифицированная форма физической культуры. Она является воплоще­нием в самом человеке результатов использования материальных и духов­ных ценностей, относящихся к физической культуре. Основываясь на работах отечественных авторов, изучающих физическую культуру личности М.Я Виленского, и Г.М. Соловьева [6], Л.И Лубышевой [20] и других можно определить ее структуру. Она включает в себя:

когнитивный компонент (уровень теоретических и практических знаний, компетентность в здоровьесбережениииздоровьеформировании и т.п.);

ü эмоциональный компонент (концепция жизни, представляющую собой систему ценностных ориентаций на здоровье и физическое совершенствование);

ü поведенческий компонент (ведение здорового стиля жизни, который предполагает активность человека по изменению своего тела, физических способностей (качеств), личностных качеств и функционального состояния посредством занятий физкультурно-спортивной деятельностью);

ü результирующий компонент (уровень развития телосложения, физических качеств, степень овладения двигательными действиями, функциональное состояние организма).

В таблице …. представлены результаты, которые должны достичь учащиеся при изучении содержания предмета «Физическая культура» в области физической культуры.

С.С. Коровин в учебном пособии «Теория и методика формирования физической культуры личности» (2005) предлагает систему деятельности спортивного педагога по формированию физической культуры личности. Здесь представлены некоторые, из предложенных им, методических приемов:

Таблица 8 - Результаты, которые должны достичь учащиеся при изучении содержания предмета «Физическая культура» в области физической культуры

Метапредметные результаты Предметные результаты Личностные результаты
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздорови-тельной и физкультурно-оздоровитель-ной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.     • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.  

· широкое использование игрового и соревновательного методов, что обеспечивает эмоциональную «окрашенность» процесса проявления личностных и двигательных качеств, отражающих общесоциальную и физическую культуру;

· использование разнообразных видов физкультурно-спортивной деятельности и форм их реализации, несущих явно выраженный оздоровительный эффект (плавание, «закаливание» на открытом воздухе; утренняя гимнастика, физическая рекреация и т.п.);

· использование видов физкультурно-спортивной деятельности, предполагающих общение; проявление сплоченности, коллективных действий (подвижные и спортивные игры, прежде всего);

· обеспечение «включенности» учащихся в оценивание результатов физкультурно-спортивной деятельности с позиций личностной и социальной значимости;

· использование в образовательной практике всех форм организации физкультурно-спортивной деятельности (система урочных и внеклассных форм);

· предоставление учащимся большей самостоятельности в процессе физического образования; расширение сферы их участия в организации и реализации (различные роли) физкультурно-спортивной деятельности;

· вовлечение учащихся в процесс подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, что улучшает познавательную деятельность в ходе освоения ценностей;

· организация и проведение массовых спортивных мероприятий (самых разнообразных по содержанию); главное при этом:

а) вовлечение всех учащихся (естественно на различных ролях: от участников до вспомогательного персонала);

б) привлечение учащихся к самостоятельной организации спортивных мероприятий: подготовке инвентаря, оборудования, судейству и т.д.;

в) подбор видов физкультурно-спортивной деятельности и их содержания в связи с подготовленностью и потребностями детей;

г) привлечение родителей к организации и участию в массовых мероприятиях;

д) обеспечение эстетической и эмоциональной привлекательности (на природе; атрибутика; инвентарь; показательные выступления и т.п.).

Практические задания

1. Что понимается под термином «Культура личности»?

2. Что входит в базовую культуру личности?

3. Составить опорную схему абзаца «культура жизненного самоопределения».

4. В чем заключается педагогический потенциал спортивной деятельности по формированию культуры жизненного самоопределения?

5. Заполнить таблицу «Этапы самосовершенствованияв спортивной деятельности»

Этапы Содержание этапов
1. этап  
2.этап  
3.этап  
4. этап  

 

6.Заполнить таблицу по собственному самосовершенствованию

Программа по самосовершенствованию

№ п/п Направления самосовершенствования Задачи самосовершенствования Средства и методы  
            Совершенствование технико-тактических действий Развитие необходимых двигательных качеств. Формирование волевых и других черт характера. Формирование знаний по истории и теории вида спорта ü ü ü   ü ü ü  

 

8. Что понимается под нравственной культурой личности?

9.Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

  Компоненты нравственной культуры личности   Содержание
  когнитивный компонент   реализация нравственных норм в поведении
  эмоциональный компонент   сформированность знаний о нравственности, нравственных нормах, качествах личности);
  поведенческий компонент   уровень развития нравственных качеств и поведение позволяет человеку жить в гармонии с собой и другими людьми).
  результирующий компонент   принятие человеком норм общества

 

10. Разработать памятку «Как я на уроке физической культуры и тренировке буду формировать нравственную культуру личности»:

ü когнитивный компонент;

ü эмоциональный компонент;

ü поведенческий компонент.

11.Что понимается под эстетической культурой личности?

12. Разработать памятку «Как я на уроке физической культуры и тренировке буду формировать эстетическую культуру личности»:

ü когнитивный компонент;

ü эмоциональный компонент;

ü поведенческий компонент.

13.Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

  Направления патриотического воспитания   Содержание
  героико-патриотическое   формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной;
  гражданско-патриотическое   изучение русской военной истории, воинских традиций, ярких примеров служения Отечеству
  военно-патриотическое     направлено на физическое развитие учащихся, воспитание выносливости, стойкости. Реализуется через формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений;
  спортивно-патриотическое   сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии;

 

14. Разработать памятку «Как я на уроке физической культуры и тренировке буду формировать спортивный патриотизм:

ü когнитивный компонент;

ü эмоциональный компонент;

ü поведенческий компонент.

Литература

1. Баринов С.Ю. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивно-гуманистической культуры личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, –2010. – № 8 (66). – С.7-13.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов.-СПб.: Питер,2007. - 304 с.

3. Винник В.А. Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс... канд. пед. наук. – М.: ВНИИФК, 1991. – 24 с.

4. Винник, В.А., Федорова Т.Ю. Спорт и молодежные субкультуры // Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения / [ЮНЕСКО и др.]. – М., 2011. – С. 849- 866.

5. Вырщиков А.Н. Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи /А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.Н. Лутовинов. – Волгоград: ПринТерра, 2007. – 324 с.

6. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности.// Теория и практика физ. культуры. - 2001.-№3.-С. 2 – 7.

7. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб.науч. тр./под ред. Газмана О.С. - М.:Изд.АПН СССР, 1989. - 150 с.

8. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя: методические рекомендации. - М.: НМО Творческая педагогика, 1992.– 114с.

9. Галкин С.В. Патриотическое воспитание молодежи в пространстве физической культуры: теория и опыт. - Волгоград, 2004.-102 с.

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [электронный ресурс]: – Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 19.03.2016).

11. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009. – 29 с.

12. Егоров А.Г. Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования / А.Г. Егоров, К.Н. Ефременков, Г.Ф. Петлеванный // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 9. – С. 25-42.

13. Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйер Плей в современном спорте: учеб, пособие. – Смоленск, 2006. –186 с.

14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры. - СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена,2000. - 486с.

15. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010.-296 с.

16. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности: учеб.пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2005. - 75 с.

17. Королев Р.И. Интерпретации идеала «совершенного» человека в концепциях современного олимпизма: автореф. дис.... канд. культурологии / Р.И. Королев. – М., 2009. – 25 с.

18. Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы:сб. науч.тр./под ред. Газмана О.С. - М.: Изд. АПН СССР,2002.

19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Издательство МГУ, 1981. – 584 с.

20. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации //Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. -С.11-14.

21. Михайлова Т.В. Социально-педагогические аспекты спорта. // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 36.

22. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287с

23. Паршиков А.Т. Спортивная школа как социальная педагогическая система: социальное проектирование.- М.: «Советский спорт», 2003. - 352 с.

24. Педагогика физической культуры: учебник / под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.—528 с.

25. Педагогика физической культуры: учебник /под общей редакцией В.И. Криличевского. – М.: Кнорос, 2012. – 320 с.

26. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб.для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Владос,2003.– 256с.

26. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5 – 9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго поколения)

27. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры. - М.: Альянс, 2006. – 288 с.

28.Родиченко В.С. ФэйрПлей в спорте и в повседневной жизни: императив или утопия?// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 11. -С.2-6.

29.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Общая педагогика: учеб.пособиедля студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч.- М.: Гуманнит.центр ВЛАДОС,2003. -Ч.2.-256с.

30. Столяров В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй. – М.: Гуманит. Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 141 – 314.

31.Столяров В.И. Место принципов «Фэйр плэй» в концепции олимпизма и системе олимпийского образования / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – Вып. 6. – С. 254-278.

32.Столяров В.И. Проблема «новой философии» современного олимпийского движения на пороге XXI столетия // Спорт для всех. – 1988. – № 3-4.

33.Столяров В.И. Современный спорт и олимпийское движение в системе международных отношений: учебное пособие. / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин. – М., «Анкил», 2009. –102 с.

34.Столяров В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): монография – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. – 269 с.

35.Твой олимпийский учебник: учеб.пособие для олимпийского образования/ В.С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России.- М.: Советский спорт, 2011. - 152 с.

36.Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

37.Хозяинов Г.И.Акмеология физической культуры и спорта: учеб.пособие для вузов по спец. 022300-Физическая культура и спорт. - М.: Академия, 2007. - 200 с.

38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [электронный ресурс]: – Режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения 10.12.2012).

39. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2005.- 366 с.

40 Ягодин, В.В. Основы спортивной этики: учеб, пособие – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та,2016. – 112 с.



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.