Самосознание как основной механизм самосовершенствования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Самосознание как основной механизм самосовершенствования

2018-01-30 359
Самосознание как основной механизм самосовершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из важнейших и принципиально необходимых психических механизмов реализации внутренне детерминированной активности субъекта является самосознание. Некоторые авторы самосознание отождествляют с сознанием. Однако, по мнению Ю.М. Орлова, их следует отличать.

Сознание с точки зрения А.Н. Леонтьева субъективно представляется человеку как картина мира, в которую включен, и он сам, его действия и состояния [19].

Сознание в самом первом приближении можно рассматривать как акт внимания на себя и акт осознания.

Сознание как акт внимания.

Многое из того, что ощущает, слышит и видит человек проходит мимо его. Это связано с тем, что остается представленным в нашем сознании то, что является объектом вниманияили по-другому сосредоточения. Исходя из этого, сознание человека работает как актвнимания.

Акт внимания может быть непроизвольным, когда объектом осознания становятся предметы как бы сами собой, без всякого усилия или желания со стороны человека, и произвольным, когда человек преднамеренно делает объектом своего осознания определенные предметы [22].

Сознание как результат актов осознания.

Этот акт большей частью осуществляется непроизвольно. Однако в некоторых случаях человек, прилагает усилия для осознания чего-то, которое вплетено в действия восприятия или припоминания. Ю.М. Орлов приводит в качестве примера случай, когда кто-то просыпаясь в незнакомом месте для того чтобы осознать свое место пребывания или время приходится прилагать большие усилия [22]. Акт осознания может осуществляться произвольно или непроизвольно, с усилием или без усилия, в зависимости от степени привычности ситуации, обстоятельств и предстоящей деятельности. Это наиболее ярко проявляется при переходе от двигательного умения к двигательному навыку. От осознаваемого действия к неосознаваемому. Акт осознания возникает преимущественно в процессе осуществления произвольных действий.

Самосознание.

Самосознание на основании выше сказанного можно определить, как акт внимания на себя и акт осознания себя. С одной стороны, это осознание себя как человека, осознание своих интересов, стремлений, переживаний. С другой стороны, самосознание является знанием личности о себе. Переживаний различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует в человеке отношение к себе. Сочетание знаний о себе с отношениями к себе образуют самооценку.

Самооценка как регулятор поведения человека

Самооценка – это оценка самого себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка является одним из регуляторов поведения человека, от нее зависит взаимоотношение человека с окружающим миром, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности юного спортсмена. Она также позволяет ему увидеть расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями.

Существует самооценка, текущая (актуальная), которая складывается из осознания и оценки того, что человеком достигнуто на данный момент, и самооценка потенциальная (уровень притязаний) – что я могу достичь.

Самооценка еще складывается из двух составляющих. Первая составляющая – оценка человеком своих качеств по какой-то шкале или шкалам. Эту составляющую обычно и рассматривают как самооценку. Но в то же время у самооценки есть еще одна, более фундаментальная составляющая. Она называется самопринятием или себя-принятием. Самопринятие – это уже отношение к себе, к собственным достоинствам и недостаткам.

Человек может, принимать себя или не принимать. Это называется положительным и отрицательным самопринятием.

Положительное самопринятие способствует легкости общения, человек более снисходительнее относится к недостаткам окружающих и лучше видит их достоинства. Он объективнее в оценке других. Главное же свойство положительного самопринятия – объективная оценка своих качеств.

При отрицательном самопринятии образуется «комплекс самонеприятия» (часто отождествляемый с комплексом неполноценности). У человека присутствует постоянная необходимость сравнивать себя с другими по тем или иным качествам с бессознательной целью найти утешение. Возникает аффективный диссонанс, который требует своего разрешения в бессознательном. В результате этого вторая составляющая самооценки у такого субъекта неадекватна: оценка качеств либо крайне завышена, либо крайне занижена и очень неустойчива, переходя из одной крайности в другую. При отрицательном самопринятии любая деятельность на людях становится самоутверждением. Наиболее полное удовлетворение мы получаем, когда совершаем поступки в соответствии с нашей оценкой качеств (автопортретом).

По известной формуле У. Джемса: Самооценка = Успех / Притязания.

Следовательно, самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

С точки зрения Е.П. Ильина в связи с самооценкой возникаю такие личностные качества, как самоуважение, совесть, тщеславие, честолюбие; себя можно любить, презирать, ненавидеть, гордиться собой[14].

 

Организация самосовершенствования юных спортсменов

Для достижения высокого спортивного результата важным является создание условий для «запуска» механизма самосовершенствования юного спортсмена. Это становится возможным тогда, когда тренер в своей работе уделяет этому вопросу большое значение. Во-первых, формирует у своего воспитанника, понимание того, что времени, выделенного на тренировку недостаточно для овладения в совершенстве техникой и тактикой вида спорта и развить функциональные возможности. Во-вторых, обучает методам самоорганизации и самосовершенствования.

Деятельность тренера по организации самосовершенствования юных спортсменов можно разделить на несколько этапов.

Первый этап создание эталона (идеала) деятельности и поведения, которому учащийся, юный спортсмен хотел бы подражать. Это происходит в процессе беседы с известными спортсменами, просмотра соревнований их обсуждения, совместных тренировок с известными спортсменами, чтения художественной и документальной литературы.

Второй этап самопознание, самоанализ и формирование самооценки.

Он включает в себя:

· изучение самого себя и соответствия своей личности требованиям, предъявляемым спортивной деятельностью и обществом;

· осознание подростком своего образа жизни, осмысление значимости спортивной деятельности, которая требует развития сил и способностей.

Самопознание и самоанализ совершается:

· в анализе результатов собственной деятельности: тренировок, соревнований, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами, при тестировании своих качеств и достижений;

· при осознании отношения других к себе (оценок результатов своей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств личности);

· в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

На данном этапе тренер помогает юному спортсмену выявить его положительные и отрицательные качества, осознать, какие последствия в будущем может дать терпимое отношение к своим слабостям, знакомит с людьми, обладающими положительными качествами, вызывая желание походить на них, и т.д.

Через создание «ситуаций успехов» у юного спортсмена тренер может вносить коррективы в самооценку подростка. «Ситуация успеха» создается через систему разнообразных упражнений с различным уровнем трудности и учет индивидуальных способностей.

Важно, чтобы у юного спортсмена появилось желание работать над собой, которое при соответствующих успехах может перерасти в потребность совершенствовать себя не только для высоких результатов в спорте.

Все перечисленное выше должно происходить в процессе целенаправленной деятельности спортивного педагога. Юный спортсмен может это выполнить только при психолого-педагогическом сопровождении.

Третий этап – выполнение отдельных домашних заданий.

В рамках данного этапа важным является приобретение юным спортсменом первоначального опыта выполнения индивидуализированных домашних заданий по совершенствованию «западающих» элементов спортивной подготовки. Задания формируются в результате совместного анализа тренера и спортсмена показателей тестирования, спортивного результата, тренировочных заданий. Другой формой домашних заданий могут быть творческие задания по истории и теории вида спорта.

Эффективность выполнение этих заданий во многом определяется наличием педагогического мониторинга.

Четвертый этап – разработка программы самосовершенствования.

На этом этапе тренер совместно со спортсменом разрабатывает программу самосовершенствования (табл. 4), где определяются направления самосовершенствования, задачи, средства и методы их достижения.

Таблица 4 – Программа по самосовершенствованию (вариант)

Направления самосовершенствования Задачи самосовершенствования Средства и методы Отметки о выполнении
  Совершенствование технико-тактических действий Совершенствование техники штрафного броска Мини соревнования на дворовой площадке  
  Развитие необходимых двигательных качеств Совершенствование скоростно-силовых качеств (прыгучести) Самостоятельно составить комплекс упражнений для развития прыгучести и выполнять его ежедневно в свободное время  
  Формирование волевых и других черт характера Развитие способности распределения внимания Во время движения на улице тренировать способность одновременно воспринимать несколько человек начиная с 3 довести до 7 человек  
  Формирование знаний по истории и теории вида спорта Изучить историю развития баскетбола в регионе Разработать презентацию, викторину по истории баскетбола в регионе  

 

Программа может составляться как на период летных каникул, так в период основных тренировок.

Пятый этап реализация выработанной программы самосовершенствования.

На пятом этапе осуществляется реализация выработанной программы самосовершенствования. Она предусматривает формирование у юных спортсменов осознанного стремлению к самосовершенствованию, комплексное использование методов самосовершенствования и организацию практических занятий по овладению ими. Только деятельность, соответствующим образом организованная педагогами, превращает желание стать лучше в потребность в самовоспитании, помогает сделать планы самосовершенствования реальностью. Лишь при этом условии субъект деятельности может из объекта превратиться в субъект воспитания, из формируемой личности в личность, создающую себя.

Программа самосовершенствования реализуется с помощью приемов, которые делят на две группы:

· первая группа – приемы самостимулирования (самовнушения, самоодобрения, самоубеждения);

· вторая группа – приемы самопринуждения (самоосуждения, самозапрещения, самонаказания).

Достигнутые результаты самосовершенствования фиксируются в устной и письменной форме (дневник тренировок).

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.