Правовые акты Президента Республики Беларусь — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Правовые акты Президента Республики Беларусь

2018-01-30 228
Правовые акты Президента Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Согласно положениям закона «О нормативных правовых актах», декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий.

Инициатором издания временных декретов может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь.

Президент не может издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, за исключением случаев принятия мер, предусмотренных частью второй статьи 79 Конституции Республики Беларусь.

Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в том числе и в период между сессиями, Президентом или по его поручению Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем подписания данного временного декрета.

Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенные регламентами палат.

Не подлежат рассмотрению временные декреты, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь вправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в форме постановлений. Если голосование в палатах не привело к принятию решений об отмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временный декрет сохраняет свою силу.

Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Национальным собранием Республики Беларусь после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом или с его согласия.

Отношения, возникшие или приобретшие качественно новое состояние со вступлением в силу временного декрета, после отмены данного временного декрета могут регулироваться законом. При необходимости регулирования таких отношений палаты Национального собрания Республики Беларусь одновременно с принятием решений об отмене временного декрета обязаны принять соответствующий закон.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь.

Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу с момента включения в Национальный реестр правовых актов.

Декреты, указы и распоряжения Президента регистрируются, им присваивается соответствующий порядковый номер.

Декреты и указы Президента или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Беларусь в пределах его полномочий противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, утрачивают юридическую силу с момента, определенного Конституционным судом.

Декреты Президента или их отдельные нормы, полностью или в части расходящиеся с законом, которым предоставлены полномочия на их издание, не имеют юридической силы.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

 

4. Организационно-правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Управление делами Президента Республики Беларусь, Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.

Президент вправе образовывать консультативно-совещательные и иные органы при Президенте.

Совет Безопасности Республики Беларусь – высший коллегиальный координационно-политический орган, создаваемый в целях определения военной политики в области безопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечение гарантированной защиты суверенитета оборонного потенциала республики, ее экологического состояния, прав и свобод граждан.

В состав Совета Безопасности включается Премьер-министр, Председатели палат Парламента, Глава администрации Президента, Министры обороны, внутренних дел, иностранных дел, финансов, Председатели Комитетов государственной безопасности, государственного контроля, Государственного комитета пограничных войск, Генеральный прокурор, Председатель Правления Национального банка.

Президентский совет является постоянно действующим консультативным органом при Президенте Республики Беларусь.

Основной задачей Президентского совета является разработка предложений по формированию и реализации внутренней и внешней политики Республики Беларусь, совершенствованию механизма осуществления стратегии общенационального развития Республики Беларусь, повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Деятельностью Президентского совета руководит Президент Республики Беларусь.

Члены Президентского совета утверждаются Президентом Республики Беларусь из числа видных ученых, авторитетных общественных деятелей, руководителей политических партий и движений, общественных и религиозных объединений и принимают участие в его работе на общественных началах.

Совет руководителей местных органов исполнительной власти при Президенте Республики Беларусь является постоянно действующим консультативным органом при Президенте Республики Беларусь, обеспечивающим взаимодействие республиканских и местных органов исполнительной власти.

Основными задачами Совета являются:

ü разработка предложений по координации деятельности местных органов исполнительной власти по реализации государственной социально-экономической политики, выполнению решений Президента Республики Беларусь, республиканских программ;

ü обеспечение единства действий центральных и местных органов исполнительной власти по вопросам социальной защиты населения;

ü обеспечение сбалансированного подхода и учета региональных интересов при подготовке важнейших социально-экономических решений Президента Республики Беларусь;

ü выработка предложений по корректировке государственной социально-экономической политики с учетом опыта ее реализации в регионах.

Председателем Совета является Президент Республики Беларусь.

В состав Совета входят Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Распоряжением Президента Республики Беларусь членами Совета сроком на один год утверждаются председатели городских и районных исполнительных комитетов (по два от каждой области и один представитель от местного органа управления г. Минска).

Заседания Совета проводятся под председательством Президента Республики Беларусь не реже одного раза в квартал.

Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь является постоянно действующим консультативным органом при Президенте Республики Беларусь, созданным для обсуждения важнейших проблем, связанных с осуществлением полномочий Президента Республики Беларусь в области права, а также выработки предложений по совершенствованию судебной деятельности.

Основными задачами Совета являются:

- подготовка предложений по формированию, осуществлению и развитию государственной политики в области права, в сфере судоустройства и судопроизводства, анализ хода ее реализации, а также правоприменительной практики;

- анализ судебной деятельности в целях подготовки предложений по совершенствованию организации работы судов, в том числе материально-техническому, кадровому обеспечению судов, исполнительного производства, повышению профессионального уровня судей, укреплению гарантий их независимости;

- выработка мер по координации деятельности государственных органов, иных государственных организаций в области права, а также судов, органов прокуратуры и иных правоохранительных органов в сфере осуществления правосудия, выполнению решений Президента Республики Беларусь по вопросам правовой и судебной деятельности и контролю за их выполнением;

- разработка рекомендаций по совершенствованию нормотворческой и правоприменительной деятельности, координации научных исследований в области права;

- рассмотрение вопросов функционирования, развития и информационного наполнения информационно-правовых ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь, Детского правового сайта, и принятие соответствующих рекомендаций;

- прогнозирование на основе юридической науки и правоприменительной практики развития общественных отношений, результатов (последствий) применения актов законодательства;

- подготовка предложений по совершенствованию правовой работы с населением, развитию системы правового просвещения;

- изучение проектов законодательных актов и подготовка соответствующих предложений и др.

Управление делами Президента Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, подчиненным непосредственно Президенту Республики Беларусь.

Задачами Управления делами Президента Республики Беларусь являются:

ü финансовое, материально-техническое, социально-бытовое, медицинское обеспечение деятельности государственных органов;

ü организационное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Республики Беларусь;

ü создание условий для отдыха и оздоровления работников государственных органов;

ü формирование в установленном порядке жилищного фонда, обеспечение по решению Президента Республики Беларусь жилыми помещениями работников государственных органов;

ü создание надлежащих условий пребывания иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных в Республике Беларусь;

ü автотранспортное обеспечение государственных органов;

ü обеспечение сохранности особо ценных природных комплексов (заповедников, национальных парков и других), имеющих национальное и международное значение.

На Управление делами Президента Республики Беларусь возлагаются следующие основные функции:

ü планирование расходов на содержание и деятельность государственных органов, финансирование деятельности этих органов в пределах средств, выделенных на эти цели;

ü координация деятельности подведомственных Управлению делами Президента Республики Беларусь организаций (далее – подведомственные организации), осуществление организационно – методического руководства ими;

ü определение прогноза развития подведомственных организаций, осуществление учета и анализ результатов их финансово – хозяйственной деятельности;

ü создание надлежащих условий пребывания официальных делегаций иностранных государств в Республике Беларусь;

ü образование в установленном порядке централизованного инновационного фонда и других фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обеспечение контроля за эффективным и целевым использованием средств этих фондов;

ü создание в соответствии с поручениями Президента Республики Беларусь постоянно действующих либо временных комиссий;

ü осуществление в пределах своей компетенции контроля за выполнением решений и иных поручений Президента Республики Беларусь;

ü утверждение текущих и перспективных планов строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, других основных фондов;

ü обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов подведомственных организаций, проектирование и строительство жилья, объектов социального и производственного назначения, в том числе для загранучреждений Республики Беларусь;

ü установление лимитов капитальных вложений, осуществление контроля за своевременным освоением объемов бюджетного финансирования по объектам капитального строительства и ремонта;

ü осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, оказание помощи подведомственным организациям в развитии внешнеэкономических связей, создании и деятельности производств по изготовлению импортозамещающих видов продукции (товаров);

ü взаимодействие с другими государственными органами по вопросам, относящимся к компетенции Управления делами Президента Республики Беларусь.

Управление делами Президента Республики Беларусь имеет право:

ü в соответствии с законодательством создавать, реорганизовывать, ликвидировать подведомственные организации;

ü создавать в установленном порядке внебюджетные фонды;

ü контролировать соблюдение финансового, трудового и иного законодательства в деятельности подведомственных организаций;

ü создавать в пределах компетенции Управления делами Президента Республики Беларусь комиссии, советы, экспертные группы;

ü получать в установленном порядке от государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности необходимую информацию для осуществления возложенных на Управление делами Президента Республики Беларусь задач и функций.

Руководителем Управления делами Президента Республики Беларусь является Управляющий делами Президента Республики Беларусь, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Помощник Президента Республики Беларусь, является подотчетным Президенту Республики Беларусь должностным лицом, обеспечивающим выполнение поручений Главы государства Республики Беларусь по отдельным направлениям его деятельности.

Основными задачами помощника является обеспечение:

ü реализации решений Президента Республики Беларусь министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами;

ü проведения государственными органами и иными государственными организациями государственной социально-экономической, кадровой политики и идеологии;

ü разъяснения основных направлений внутренней и внешней политики, проводимой Главой государства Республики Беларусь;

ü взаимодействия Президента Республики Беларусь с общественно-политическими институтами и населением;

ü выполнения отдельных поручений Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии и права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.

Главными задачами Администрации Президента Республики Беларусь являются:

ü обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии;

ü координация деятельности подотчетных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права;

ü обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

ü организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

На Администрацию Президента Республики Беларусь возлагается:

ü подготовка планов работы Президента Республики Беларусь и обеспечение их реализации;

ü формирование единой системы учета руководящих работников государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, ведение кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;

ü общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров;

ü согласование в случаях, предусмотренных законодательством, кандидатур при назначении их на должности;

ü создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников государственных органов, их конкурсного отбора и выдвижения, формирования резерва управленческих кадров;

ü систематический анализ общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике;

ü участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации;

ü обеспечение проведения государственной идеологии и информационной политики;

ü обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с Советом Министров Республики Беларусь, министерствами и другими республиканскими органами государственного управления в решении вопросов социально-экономического развития республики, осуществление контроля за разработкой и реализацией президентских программ;

ü координация деятельности государственных органов по подготовке проектов правовых актов;

ü внесение предложений по реализации полномочий Президента Республики Беларусь в области контроля за актами Правительства;

ü подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека, гражданина, а также по вопросам гражданства, наград и помилования, ведение соответствующего государственного учета;

ü обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

ü организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь;

ü координация деятельности государственных средств массовой информации, анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в республике;

ü изучение общественного мнения и организация работы государственных органов по информированию населения о проводимой Президентом Республики Беларусь государственной внутренней и внешней политике и практических мерах по ее реализации;

ü обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с общественно-политическими институтами, другими общественными объединениями;

ü регламентация процесса прохождения, учета и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь входящей корреспонденции, ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов;

ü обеспечение соблюдения установленного порядка подготовки и внесения Президенту Республики Беларусь проектов решений и других материалов, проверка их обоснованности;

ü оформление и доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента Республики Беларусь до государственных органов, предприятий, организаций и учреждений;

ü контроль за выполнением решений и поручений Президента Республики Беларусь и подготовка соответствующих предложений;

ü организация приема граждан и рассмотрение их обращений, разработка мероприятий по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы населения, контроль за своевременным и правильным решением поставленных в обращениях граждан вопросов, проверка состояния этой работы в министерствах, других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах.

Руководителем Администрации Президента Республики Беларусь является Глава Администрации,который назначается на должность и освобождается от должности указом Президента Республики Беларусь.

В Администрации Президента Республики Беларусь создается коллегия, в состав которой входят Глава Администрации Президента Республики Беларусь (председатель коллегии), его заместители, а также другие работники Администрации Президента Республики Беларусь. Численный и персональный состав коллегии утверждается Президентом Республики Беларусь.

Структура Администрации Президента Республики Беларусь:

Глава Администрации Президента Республики Беларусь

Первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь

Два заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь

Помощники Президента Республики Беларусь

Главное государственно-правовое управление

Главное управление кадровой политики

Главное управление организационного обеспечения

Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти

Главное управление общественно-политической информации

Канцелярия Президента Республики Беларусь (а правах управления)

Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь

Управление по работе с обращениями граждан

Управление внешней политики

Экономическое управление

Отдел обеспечения деятельности помощников Президента Республики Беларусь - главных инспекторов по областям, г. Минску

Отдел по вопросам гражданства и помилования

Отдел подготовки выступлений

 

Литература:

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с измен.и доп.: Принята на респ. референдуме, 24 нояб. 1996 г. – Минск: Беларусь, 1997. – 96 с.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1995. – №17. – Ст.179.

3. О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 7.

4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. СоветомРесп. 2 апрел. 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. ― 2003. ― № 63.

5. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-З (ред. от 06.10.2006) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 25, 2/145.

6. Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь № 97, 23 ноября 1997 г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1997. – №3. – Ст.103.

7. О некоторых мерах по совершенствованию правового обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь №572, 10 ноября 1997 г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1997. – №32. – Ст.1013.

8. Положение об Управлении делами Президента Республики Беларусь: Утв. Указом Президента Республики Беларусь № 97, 29 февраля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 24.

9. Положение о Президентском совете: Утв. Указом ПрезидентаРесп. Беларусь № 63, 12 февраля 1996 г. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. – 1996. – № 5. – Ст. 111.

10. Положение о Совете руководителей местных органов исполнительной власти при Президенте Республики Беларусь: Утв. Указом ПрезидентаРесп. Беларусь № 63, 12 февраля 1996 г. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. – 1996. – № 5. – Ст. 111.

 

Учебники и учебные пособия:

1. Основы правового регулирования управленческой деятельности: Учебное пособие. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2003. – 151 с.

2. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. – М.: 1998. – 798 с.

3. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус): Учеб.пособие. – Мн.: Амалфея, 1999.

 

Дополнительная литература:

1. Основы права: Учеб.пособие / Под. ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. – Мн., БГЭУ, 2002.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.