Актуальные проблемы правового регулирования местного управления и самоуправления в Республике Беларусь — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Актуальные проблемы правового регулирования местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

2018-01-30 289
Актуальные проблемы правового регулирования местного управления и самоуправления в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1.Понятие, экономическая и правовая основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

2.Исполнительные и распорядительные органы местного управления в РБ: порядок формирования, система, состав, структура, полномочия.

3.Общая характеристика местных советов депутатов.

4.Порядок работы и акты органов местного управления и самоуправления.

5.Формы местного самоуправления.

 

1. Понятие, экономическая и правовая основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

Правовое регулирование местного управления и самоуправления закрепляется в Конституции (раздел 5), а также в законе Республики Беларусь от 4января2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Согласно ст. 117 Конституции, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Согласно положениям Закона, местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения проживающего на соответствующей территории.

Местное самоуправление – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Основные принципы местного управления и самоуправления (ст. 5 Закона):

1) народовластия, участия граждан;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного управления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

9) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Экономическую основу местного управления и самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащие источником получения доходов местного управления и самоуправления и удовлетворения социальных и экономических потребностей населения соответствующей территории.

1. Советам принадлежит право распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории путем предоставления их во владение и пользование предприятиям, организациям, учреждениям, объединениям и гражданам.

Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, вносят плату за использование природных ресурсов, а также возмещают ущерб, причиненный окружающей среде в результате их деятельности.

2. Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Казну соответствующей административно-территориальной единицы составляют средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами.

В коммунальной собственности могут находиться имущество государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство подведомственной территории, а также промышленные, строительные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия торговли, бытового обслуживания населения и транспорта, другие предприятия, организации, учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты и иное имущество, необходимое для функционирования и развития соответствующей территории.

К коммунальной собственности относится также имущество, передаваемое в коммунальную собственность безвозмездно Республикой Беларусь, иными собственниками, а также имущество, создаваемое или приобретаемое Советами, другими органами местного самоуправления, исполнительными комитетами и местными администрациями за счет принадлежащих им средств, в том числе и вне границ соответствующих административно-территориальных единиц.

Советы, исполнительные комитеты и местные администрации вправе вносить предложения о передаче или продаже в коммунальную собственность соответствующих административно-территориальных единиц предприятий, организаций, учреждений, объединений, их структурных подразделений, а также объектов, относящихся к иным формам собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования местного хозяйства.

Советы, по их поручению исполнительные комитеты и местные администрации обладают преимущественным правом на приобретение в установленном законодательством Республики Беларусь порядке находящихся на их территории общественных зданий, сооружений и иных объектов, которые могут быть использованы для местных нужд.

В случае возникновения между Советами разных территориальных уровней споров по определению принадлежности объектов коммунальной собственности такие споры разрешаются в 1-мес. срок вышестоящим Советом либо по его поручению исполкомом. При несогласии с решением вышестоящего Совета окончательное решение принимается Советом Министров Республики Беларусь в месячный срок.

Местное хозяйство обеспечивает функционирование системы местного управления и самоуправления и непосредственное удовлетворение потребностей населения, проживающего на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Местное хозяйство состоит из организаций, учреждений и объединений, в том числе объектов социальной и производственной инфраструктуры, являющихся коммунальной собственностью административно-территориальной единицы.

Состав и структура объектов местного хозяйства могут изменяться по мере развития рыночных отношений, предпринимательства, приватизации государственной собственности.

Исполнительные комитеты и местные администрации координируют деятельность предприятий, организаций, учреждений и объединений местного хозяйства, обеспечивают комплексное социальное и экономическое развитие территории, содействуют созданию концернов, консорциумов, межотраслевых объединений, ассоциаций, совместных предприятий, содействуют обеспечению их хозяйственной деятельности материально-техническими ресурсами из местных фондов, развитию кооперативных, арендных и других прогрессивных форм хозяйствования.

Советы в пределах своей компетенции могут предоставлять предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям, входящим в местное хозяйство, преимущественное право пользования местными природными ресурсами.

Финансовые ресурсы органов местного управления и самоуправления состоят из бюджетных и внебюджетных средств Советов и их органов, а также средств органов территориального общественного самоуправления. При недостаточности собственных средств предусматриваются дотации и субсидии из вышестоящего бюджета. В местные бюджеты могут также выделяться в установленном порядке из вышестоящего бюджета субвенции на выполнение целевых программ и мероприятий.

Советы, исполнительные комитеты и местные администрации имеют право формировать валютные фонды за счет отчислений по стабильным долговременным нормативам от валютной выручки предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также от других источников.

Советы в соответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливают:

1) местные налоги, сборы и пошлины;

2) ставки других платежей, относящихся к их компетенции.

В местные бюджет ы зачисляются доходы от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества, полностью засчитывается подоходный налог с граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В местные бюджеты, собственная база которых является недостаточной для возмещения запланированных расходов, могут производиться отчисления от общереспубликанских налогов и доходов: 1) налога на добавленную стоимость; 2) акцизов; 3) налога на доходы и прибыль предприятий, организаций, учреждений и объединений всех форм собственности.

Расходы местных бюджетов.

В пределах своих полномочий Советы самостоятельно:

1) определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение; расходуют бюджетные средства на финансирование мероприятий по социальному и экономическому развитию соответствующей территории;

2) увеличивают в пределах имеющихся у них средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты, органов внутренних дел, охраны природы, историко-культурных ценностей; устанавливают доплаты и надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам работникам этих учреждений;

3) определяют дополнительные льготы и пособия при оказании помощи отдельным категориям населения, а также размеры пособий гражданам;

4) устанавливают размер расходов на свое содержание, содержание исполнительных комитетов и местных администраций;

5) образуют резервные, целевые и иные фонды;

6) устанавливают размер оборотной кассовой наличности;

7) вводят механизм секвестра расходов местных бюджетов.

 

2. Органы местного управления в Республике Беларусь: порядок формирования, система, состав, структура

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из исполкомов и местных администраций.

Исполнительные комитеты имеют статус юридического лица, входят в систему органов исполнительной власти.

В состав исполкома входят председатель, его заместители, управляющий делами (секретарь – в поселковых и сельских исполкомах) и члены исполкома.

Типовая структура исполкомов различных уровней определена Указом Президента в 2006 г. На основании примерной структуры в каждой административно-территориальной единице разрабатывается собственная структура с учетом местных особенностей.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь – по вопросам, входящим в компетенцию Правительства; исполкомы первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполком ответствен перед соответствующим Советом депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Председатели исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном ими порядке и утверждаются в должности соответствующим Советом. Срок полномочий председателей исполкомов – 5 лет; срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (городов районного подчинения) исполкома равен сроку полномочий соответствующего Совета.

Не допускается совмещение должности председателя исполнительного комитета с любой другой должностью, выполнение оплачиваемых работ, кроме связанных с преподавательской, научной, творческой деятельностью.

В компетенцию исполкома входит:

1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет:

ü схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

ü проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

ü свои предложения об изменениях по доходам и расходам местного бюджета;

3) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

4) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

5) распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности; в порядке, определенном соответствующим Советом, утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

7) заключает договоры с юридическими и физическими лицами;

8) кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;

9) осуществляет в порядке контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;

10) отменяет в пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполкома;

11) образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью;

12) принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;

13) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;

13-1) обеспечивает разработку градостроительных проектов на подведомственной территории.

14) принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;

15) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;

16) организует разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению;

17) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;

18) оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь;

19) содействует развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории;

20) обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на подведомственной территории;

21) осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата, а также по организации обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения; вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;

22) может выступать учредителем местных средств массовой информации и др.

Объем и характер компетенции исполкома зависит от его уровня.

Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица, которая также входит в систему органов исполнительной власти.

В состав местной администрации входят глава администрации, его заместители и члены.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от нее Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Структура и штатная численность местной администрации утверждается городским исполкомом. Местная администрация обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции, законов и др. нормативных актов и выполнение решений вышестоящих исполкомов и Советов, принятых в пределах их компетенции; организует работу органов территориального общественного самоуправления и др.

Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.

Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

На основании действующего законодательства местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений, имеющих обязательную силу на соответствующей территории.

Исполнительный комитет решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.

Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

 

3. Общая характеристика органов местного самоуправления

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Советы являются юридическими лицами.

Согласно ст. 120 Конституции, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

o утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

o установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

o определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

o назначение местных референдумов.

Советы вправе:

1) по взаимному согласию Советов различных уровней перераспределять между собой отдельные полномочия в области хозяйственного и социально-культурного строительства наряду с необходимыми для их осуществления ресурсами;

2) передавать часть своих полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов;

3) выступать учредителями местных средств массовой информации.

Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 процентов депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии. Рекомендации постоянных комиссий подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, организациями, учреждениями, объединениями, органами территориального общественного самоуправления. О результатах рассмотрения рекомендаций и принятых мерах сообщается комиссии в месячный срок.

Совет организует свою работу на основе регламента, в котором определяются порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета и его комиссий, голосования по принимаемым решениям, формирования и деятельности комиссий Совета, заслушивания отчетов об их работе, рассмотрения депутатских запросов, организации предварительного обсуждения населением важных вопросов местного значения и решения других вопросов организации работы Совета и его комиссий, а также ответственность депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь за систематическое неучастие в работе Совета без уважительных причин.

По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.

Решения Совета по важным вопросам местного значения могут приниматься Советами и их органами после предварительного обсуждения этих вопросов населением в порядке, предусмотренном регламентом Совета.

Решения Совета вступают в силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Решения Совета доводятся до сведения исполнителей не позднее чем в семидневный срок со дня их принятия.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящими Советами депутатов и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе приостанавливать не соответствующие законодательству Республики Беларусь решения местных Советов депутатов.

 

4. Формы местного самоуправления

Наряду с местными советами депутатов различного уровня Закон называет следующие формы местного самоуправления:

1. Собрание граждан.

Собрание, в том числе собрание уполномоченных, – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел.

Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 25 процентов граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на данной территории, или не менее двух третей уполномоченных.

С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, организаций и учреждений.

Участники собрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации, учреждать и упразднять органы территориального общественного самоуправления, участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, оценивать деятельность органов местного самоуправления, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории.

Решения собрания, в том числе собрания уполномоченных, принимаются большинством голосов его участников и оформляются протоколом.

2. Территориальное общественное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и другихформах).

На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления.

Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.

В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие на данной территории.

Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы.

Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляются на собрании.

Члены органа территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием.

В уставе органа территориального общественного самоуправления указываются название, цели, задачи и предмет деятельности органа территориального общественного самоуправления, территория его деятельности, формы и порядок участия жителей в работе органа территориального общественного самоуправления и порядок формирования его органов, срок полномочий органа территориального общественного самоуправления, который не должен превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы, источники и порядок формирования собственности органа территориального общественного самоуправления, порядок распоряжения его имуществом, а также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Орган территориального общественного самоуправления регистрируется в соответствующем исполнительном комитете (местной администрации).

Для регистрации органа территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня его учреждения в осуществляющий регистрацию орган подаются:

1) заявление, оформленное в установленном порядке;

2) устав;

3) решение инициативной группы или организационного комитета о проведении собрания по учреждению органа территориального общественного самоуправления;

4) протокол собрания;

5) общий список участников собрания с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, гражданства.

Орган территориального общественного самоуправления вправе:

1) вносить на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;

2) участвовать по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;

3) созывать собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;

4) аккумулировать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направлять их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;

5) принимать от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки, клубы, иные объекты социально-культурного назначения, историко-культурные ценности;

6) вносить на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.

Совет может делегировать органу территориального общественного самоуправления отдельные полномочия по осуществлению самоуправления на соответствующей территории, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Совета.

3. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться местные референдумы.

4. В порядке, предусмотренном Советом, население имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные населением в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - опубликованию в местных средствах массовой информации.

 

Литература:

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с измен.и доп.: Принята на респ. референдуме, 24 нояб. 1996 г. – Минск: Беларусь, 1997. – 96 с.

2. О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 7.

3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 4 января 1991 г. 2010 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс].

4. О республиканских и местных собраниях: ЗаконРесп. Беларусь, 12 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 67. – 2/186.

5. Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь № 97, 23 ноября 1997 г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1997. – №3. – Ст.103.

6. О проведении реформы органов местного управления и самоуправления: Указ Президента Республики Беларусь № 383, 19 сентября 1995 г. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. – 1995. – № 27. – Ст.656.

7. Об утверждении примерной структуры местных администраций в районах городов: Указ Президента Республики Беларусь № 481, 27 ноября 1995 г. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. – 1995. – №34. – Ст.819.

8. Об утверждении Положения о председателе областного, Минского городского исполнительного комитета: Указ Президента Республики Беларусь № 476, 20 ноября 1995 г. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. – 1995. – №33. – Ст.804.

9. О внесении изменений и дополнений во Временное положение о местной администрации: Указ Президента Республики Беларусь № 485, 30 ноября 1995 г. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. – 1995. – №34. – Ст.823.

10. Об утверждении Положения о председателе районного, городского исполнительного комитета: Указ Президента Республики Беларусь № 105, 18 марта 1996 г. // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. – 1996. – №14. – Ст.347.

11. Положение о собраниях граждан по месту жительства, общественных, сельских, уличных, квартальных и домовых комитетов // Свод Законов Республики Беларусь. – 1981. – №11. – Ст.201.

 

Учебники и учебные пособия:

1. Основы правового регулирования управленческой деятельности: Учебное пособие. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2003. – 151 с.

2. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. – М.: 1998. – 798 с.

3. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус): Учеб.пособие. – Мн.: Амалфея, 1999.

 

Дополнительная литература:

1. Капустин А.В. Обжалование гражданами в судебном порядке решений органов местного самоуправления // Весн. Бел.дзярж. экан. ун-та. - 2001. - N4. - С.81-85.

2. Основы права: Учеб.пособие / Под. ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. – Мн., БГЭУ, 2002.

3. Юркова С., Широков А. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти // Экономист, 1996. – №1.

 

Примечания

 

Защищенные статьи – установленные законодательством статьи текущих расходов экономической (предметной) бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию.

 

Секвестр – пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета (Ст.1 Закона Республики Беларусь «О бюджетной систем


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.