Понятие и классификация способов защиты прав потребителя услуг — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие и классификация способов защиты прав потребителя услуг

2018-01-29 198
Понятие и классификация способов защиты прав потребителя услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

The concept and classification of methods of protection of consumer services

Коваленко Лариса Викторовна,

студентка II курса магистратуры заочной формы обучения,

направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»

 

 

В статье рассмотрены основные способы защиты прав потребителей услуг по законодательству российской Федерации

Ключевые слова: услуги, потребитель, защита прав, неустойка

The article considers the basic ways of protection of the rights of consumers under the legislation of the Russian Federation

Keywords: services, consumer rights protection, penalty

 

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. Данный Закон действует сейчас в редакции от 3 июля 2016 г. Исходя из его анализа, следует, что он является комплексным законодательным актом, который состоит из норм различных отраслей права (например: гражданского, гражданского процессуального, административного права). Большинство норм Закона относятся к гражданско-правовым, поскольку в нем в основном регулируются имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность [21].

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Также основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей, является Гражданский кодекс РФ. Это вытекает из ст.9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»7 и п.1 ст.1 Закона [1 с. 468, 22-25].

Кроме того, п.2 ст.3 ГК РФ предусматривает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В связи с указанным, приоритет в случае противоречия (коллизии) норм должен отдаваться положениям ГК РФ. Из этого исходит и судебная практика. Кроме ГК РФ и Закона, отношения в области защиты прав потребителей регулируются иными федеральными законами и правовыми актами РФ, которые должны соответствовать Закону (п.1 ст.1 Закона). К таким законам можно отнести: Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и другие.

Однако Верховный Суд РФ предписывает в случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются специальными законами РФ (например, договоры перевозки, энергоснабжения), применять Закон в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону, т.е. приоритет отдается положениям специального закона. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону. Под иными правовыми актами РФ, согласно ст.3 ГК РФ, понимаются Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Они относятся к подзаконным актам и не входят в состав понятия «законодательство» [2 с. 163].

Указанные акты должны приниматься в соответствии с ГК РФ и Законом и не могут им противоречить. В случае их противоречия применяется ГК РФ или Закон (п.5 ст.3 ГК РФ). В соответствии с п.2 ст.1 Закона, Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Вместе с тем, как верно заметил М.Ю. Челышев, полностью исключить подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны прав потребителей нельзя. В современном обществе потребитель является одним из основных участников гражданского оборота [3 с. 26].

В качестве потребителя Закон рассматривает и гражданина, который только имеет намерение приобрести товар или заказать работу либо услугу. Это означает, что некоторые нормы Закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения.

Таким образом, ряд норм Закона распространяется и на преддоговорные отношения. Особенно это касается ст. ст.8-12 Закона, регулирующих предоставление потребителям информации. Согласно Закону, потребителем может быть также и гражданин, который непосредственно не приобретал товар или не заказывал работу (услугу), но пользуется ими. В юридической литературе приводятся высказывания по расширению понятия «потребитель». Так, Э. Корнилов считает целесообразным внесение изменений в понятие «потребитель», включив в него помимо физического и юридическое лицо, ограничив пределы применения норм Закона к последнему сферой личного потребления.

Полагаем, что включение в понятие «потребитель» в определенных случаях юридических лиц приведет к утрате четкой направленности политики защиты прав потребителей, так как принятый Закон имеет основную цель - защитить права потребителя-непрофессионала, более слабого экономически и юридически, чем его контрагент на потребительском рынке. Юридические лица имеют возможность защитить себя без предоставления им дополнительных прав, которые предусмотрены Законом для граждан-потребителей: альтернативная подсудность, освобождение от уплаты государственной пошлины, возмещение морального вреда и т.д.

Положение потребителя как основного участника правоотношений, складывающихся на рынке товаров и услуг, в научных исследованиях, как правило, характеризуется через понятие «правовой статус», раскрывающий, как указывает Н.И. Матузов, роль, место и значение субъекта в обществе, его возможности, принципы взаимоотношений с иными субъектами и государством.

Так, В.В. Данилов определяет правовой статус потребителя как комплексную правовую категорию, отражающую взаимоотношения между потребителем, государством, производителем товаров (работ, услуг), продавцом через совокупность общепризнанных прав и установленных обязанностей потребителя [4 с. 194,16-19].

Правовой статус потребителя И.В. Кирюшина рассматривает в субъективном смысле как систему специфичных возможностей, предоставленных потребителю правом, и, в объективном, смысле как систему норм права, представляющую собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права, регулирующих особую группу общественных отношений, возникающих в сфере осуществления и защиты прав потребителей.

Согласно словарю С.И. Ожегова, то под способом понимаются «действия или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» [5 с. 583,20].

То есть под способом должна пониматься определенного рода деятельность субъекта права: последовательная, целенаправленная и т. д. В действующем законодательстве РФ отсутствует определение способа защиты, а лишь содержится перечень способов, которые могут быть использованы в случае нарушения или оспаривания гражданских прав. В общем виде понятие способа защиты определено Д.М. Чечотом как «предусмотренного законом действия, непосредственно направленного на защиту права» [6 с. 36].

По мнению М.К. Воробьева, «Способы защиты - это типичные формы непосредственного воздействия на спорное право, выкристаллизовавшиеся в результате колоссального опыта, накопленного судебной практикой»38. Исходя их изложенного выше понятия защиты прав потребителей способы защиты прав потребителей можно определить как предусмотренные ГК РФ, Законом «О защите прав потребителей», иными законами, регулирующими отношения с участием потребителей, действия управомоченных и обязанных лиц либо юрисдикционных органов, направленные на устранение препятствий на пути реализации прав потребителей [11-15].

Ст. 12 ГК РФ предусматривает следующие способы защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

- признания недействительным решения собрания;

- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащиты права;

- присуждения к исполнению обязанности в натуре;

- возмещения убытков;

- взыскания неустойки;

- компенсации морального вреда;

- прекращения или изменения правоотношения;

- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами, предусмотренными законом [7-10].

Таким образом, выбор способа защиты прав покупателя по закону принадлежит покупателю.

 

Список литературы

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2015. С. 468.

2. Яковлев, В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений / В.Ф. Яковлев. – М.: Статут, 2015. С. 163.

3. Михайлова, И.А. Гражданская правосубъектность физических лиц: проблемы законодательства, теории и практики: автореф.... докт. юрид. наук / И.А. Михайлова. - М., 2017. С. 26.

4. Постатейный комментарий к Закону РФ о защите прав потребителей / Под ред. Зименковой О.Н., Левшиной Т.Д., Тобиса В.И., Шерстобитова А.Е. – М.: Юрайт, 2017. С. 194.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Азъ Ltd, 2013. С. 583.

6. Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты / Д.М. Чечот. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2013. С. 36.

7. Мицык Г.Ю. О системе субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2012. Т. 4. № 52. С. 81-86.

8. Мицык Г.Ю. О строении системы субъектов отношений, регулируемых законодательствомо защите прав потребителей // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2013. Т. 1. № 53. С. 45-48.

9. Мицык Г.Ю. Система субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей // диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Московская академия экономики и права. Москва, 2013

10. Мицык Г.Ю. Система субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей // автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Московская академия экономики и права. Москва, 2013

11. Акатова Н.С., Артемьев А.А., Викторов В.Ю., Галимов Р.Р., Керимов А.Д., Ковшевацкий В.И., Куксин И.Н., Лундин А.А., Лунева Е.В., Майорова А.Н., Малинин С.А., Малышева О.С., Матвеев П.А., Матвеева С.В., Орел В.Р., Погодина О.Н., Самылина Ю.Н., Сокольская А.Д., Солдатов А.А., Сухарев А.Н. и др. Многообразие аспектов социальной политики. Клин: Филиал РГСУ в г. Клину, Твер. гос. ун-т, 2017.

12. Артемьев А.А., Бобинкин С.А., Бондарчук А.Ф., Викторов В.Ю., Гусев А.А., Жаров В.А., Калашникова И.В., Куксин И.Н., Лунева Е.В., Майорова А.Н., Малинин С.А., Матвеев П.А., Самылина Ю.Н., Смирнова О.В., Сокольская А.Д., Сухарев А.Н., Толстова И.А., Филинов В.П., Филинова Н.В., Чечельницкий И.В. и др. Модернизация социально-экономической сферы в современной России: проблемы и суждения. Тверь, 2016

13. Бочаров С.Н., Брунер Р.А., Зырянов С.М., Кивич Ю.В., Климкина Е.В., Ковшевацкий В.И., Малахова Н.В., Ольшевская А.В., Покозий В.В., Попович О.М., Сакулина Л.Л., Сизов И.Ю., Сойников С.А., Сущинская С.И., Хадисов Г.Х., Шурухнова Д.Н. Административное право Российской Федерации: курс лекций / Под редакцией кандидата юридических наук, профессора С. Н. Бочарова. Рецензенты: Ю. И. Попугаев; А. В. Зубач. М., 2015. Том Часть 2

14. Гагарина П.А., Ковшевацкий В.И. Меры административного пресечения в системе государственного регулирования // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2017. № 3. С. 37-39.

15. Жевлакович С.С., Химичева О.В., Кардашевский В.В., Потапенкова И.В., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов А.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Шаров Д.В., Язовский А.Н., Сысоев А.А., Хромов В.А., Питомцев М.Н., Разницын В.А., Ермолов П.С., Сойников С.А., Дмитренко А.П., Кисин В.Р. и др. Основы профессиональной деятельности: учебное пособи. М., 2016.

16. Химичева О.В., Шаров Д.В., Кардашевский В.В., Потапенкова И.В., Родионова Е.Ю., Климкина Е.В., Кушнаренко И.А., Ковшевацкий В.И., Щеглов А.В., Уваров Н.В., Шестопалова Е.В., Язовский А.Н., Сысоев А.А., Платонов Д.А., Кисин В.Р., Сойников С.А., Комовкина Л.С., Дмитренко А.П., Кадников Н.Г., Дайшутов М.М. и др. Основы профессиональной деятельности Учебник. М., 2017.

17. Андреева Л.А., Колабаева А.А., Костюк И.В., Литовкина М.И., Мицык Г.Ю., Самойлова В.В., Уварова Н.В. Государственно-частное регулирование гражданских и публичных правоотношений // Коллективная монография / Новосибирск, 2016.

18. Мицык Г.Ю. Интеграционный подход к профессиональной деятельности юристов // Механизмы обеспечения качества профессионального образования на основе интеграции обучения, науки и профессиональной деятельности Материалы региональной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Мурашко, М.В., Муравьев, Е.М., Антоновский А.В.. 2011. С. 107-111.

19. Бобинкин С.А., Акатова Н.С. Психологические особенности отношений в трудовом коллективе // Социальная политика и социология. 2014. Т. 2. № 4-2 (106). С. 118-131

20. Бобинкин С.А, Влияние креативности на эффективность деятельности линейного персонала // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 3 (13). С. 97-102

21. Filinova N.V., Bobinkin S.A., Matveeva S.V., Dembitckaia O.U., Akatova N.S. The influence of individual psychological abilities on managerial activities of line managers // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 7. С. 208-214.

22. Мицык Г.Ю. Нормативно-правовые, доктринальные и правоприменительные признаки предпринимательской деятельности // Право и экономики. 2017. № 7(353). С. 5-11

23. Антонова Н.А., Барткова О.Г., Очагова В.С., Крусс В.И., Крусс И.А., Кувырченкова Т.В., Матвеев П.А., Рязанова Е.А., Сухарев А.Н., Туманова Л.В., Федина А.С., Жданов С.П., Яковлева Н.Г. Проблемы современного российского процессуального и материального права (в поиске эффективных норм). Тверь: Тверской гос. университет, 2017.

24. Бобинкин С.А. Психологические аспекты управленческой деятельности линейных менеджеров в социально-профессиональных условиях// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 180-185.

25. Бобинкин С.А., Филинова Н.В., Акатова Н.С. Психологические основы управления персоналом. М.-Берлин, 2017.

 

УДК 347.4


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.