Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.

2018-01-29 442
Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи.

Законы диалектики – это наиболее общие связи: среди них выделяют самые существенные, необходимые и устойчивые.

Главное содержание диалектики выявляют три основных ее закона:

1. закон перехода количественных изменений в качественные, (якобы изменения количества изменяют качество, а качественные изменения меняют количественные характеристики – подкрепляется примерами вроде превращения воды в лед или пар при уменьшении или увеличении температуры);

(говорит о скачкообразном характере развития);

2. закон борьбы и единства противоположностей, (якобы их борьба подталкивает развитие – пример любая конкуренция, вынуждающая поднапрячься) (Но при этом следует помнить, что синергетика объясняет развитие прежде всего сотрудничеством); (он характеризует двигательную силу процесса развития, усматривая ее в борьбе противоположностей, внутренне присущих объекту);

3. закон отрицания отрицания, (якобы двойное отрицание дает развитие по спирали, повторение изначального на более высоком уровне – пример: зерно – колос (отрицание зерна) - много зерен (отрицание колоса или отрицание отрицания). (показывает, что первоначальное превращение в противоположность (отрицание) и последующее превращение в противоположность (отрицание) не есть возвращение к прежнему состоянию, а представляет собой переход на более высокий уровень развития). Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития.

Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. Все эти законы описания соответствующих взаимодействий (взаимозависимостей) между указанными противоположностями

Все три закона нужно рассматривать вместе, что даст полную картину объекта.

Познанные диалектические законы внешнего мира, рассматриваемые в их методологической функции, образуют диалектический метод – важнейший компонент диалектического мышления.

В обобщенной форме основные требования к диалектическому мышлению в наиболее краткой и сжатой форме сформулировал Ленин, опираясь на Гегеля. Он выделил:

1) чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны. Этого нам никогда не достичь, но это убережет нас от ошибок,

2) диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, самодвижении, изменении,

3) для познания предмета, необходимо использовать всю человеческую практику,

4) диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна…».

Таким образом, законы диалектики применимы не только к природе, обществу, но и к процессу познания.

Среди законов диалектики центральное место занимает закон единства и борьбы противоположностей. Его называют «ядром» диалектики. В этом законе фиксируется и развертывается содержание категории противоречия.

Следует различать два понятия противоречия:

- формально-логическое,

- диалектико-логическое.

В классической (двузначной) логике под противоречием понимается отношение между двумя высказываниями, которые не являются вместе истинными, и не являются вместе ложными. Это отношение конкретизируется в двух формально-логических законах:

- законе противоречия (два отрицающих друг друга высказывания - не являются вместе истинными),

- и законе исключенного третьего (два отрицающих друг друга высказывания не являются вместе ложными – одно из них необходимо истинно, третье же исключено).

Современная формальная логика устанавливает, что если в системе знаний есть хоть одно противоречие, то возможно выведение и истинного и ложного положения как истинного, что обесценивает систему в познавательном отношении. В диалектической логике дело обстоит несколько иначе. С точки зрения метафизического способа понимания реальности, считалось, что если в системе знаний появлялось противоречие, то это говорило о слабости системы.

Противоречие – это корень всякого движения. Идеала непротиворечивости нет – объединение противоречий, т.е. мы должны объединить знания. В настоящее время в рамках исследования формализованных языков выработано два понимания непротиворечивости:

- синтаксическое (языковая система является не противоречивой, если в ней нельзя вывести такие два выражения – А и не-А),

- семантическое (система непротиворечива, если существует множество объектов, для которых выражения данной системы являются истинными. В данной системе исчезает различие между истинностью и неистинностью, и в ней становится доказуемой истинность произвольных утверждений).

Сложность состоит еще и в том, что проблему нужно правильно поставить, и только тогда возможно дальнейшее продвижение к истине.

При столкновении с противоречием чаще всего избирается наиболее привычный и распространенный путь его устранения через доказательство ложности одной из альтернатив, попавшей в систему знания в результате якобы допущенной ошибки; однако неустранимость противоречия вынуждает исследователя принять тезис о том, что противоречие есть отображение диалектически противоречивой действительности. По сути дела, только с этого момента становится возможной проблематизация, которая есть начало, но не знания, а теоретизации.

Вне зависимости от того, с каким предметом – статическим, развивающимся – имеет дело научное мышление, оно должно отвечать требованию непротиворечивости. Точнее, непротиворечивость является методологическим идеалом, корректирующим и стимулирующим движение научного познания. Несоответствие идеалу непротиворечивости является достаточным условием возникновения проблемных ситуаций в науке.

Нужно найти источник противоречия, далее следуя логике, определяем, как они возникли, во что они превратились и, что будет дальше.

Главное звено – нужно найти в предмете, т.к. в основном, все предметы имеют одинаковые «свойства».

Гипотеза – явная форма наличия противоречия между «старым» и «новым» знанием.

Категория диалектики наиболее общее понятие, выражающие самые универсальные взаимосвязи, в том числе противоположения (оппозиции). Поэтому большинство категорий диалектики – парные, а некоторые даже троичные и четверичные.

Базовая пара диалектических категорий «бытие» и «небытие». Сам диалектический процесс или метод зачастую описывают триадой категорий: тезис – антитезис – синтез. Все понятия из диалектических законов тоже считаются основными категориями диалектики: противоречие, антагонизм, качество, количество, мера, отрицание, причина, следствие, часть, целое и т.д. Не менее достойны упоминания и такие категории как различие-тождество, необходимость, движение, развитие, единичное – особенное - всеобщее, отталкивание-притяжение, жизнь-смерть, страдание-удовольствие, образ-прообраз, абстрактное - конкретное, индивидуальное - общественное.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.