Методика преподавания музыки в основной школе — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика преподавания музыки в основной школе

2018-01-29 416
Методика преподавания музыки в основной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УРОКИ МУЗЫКИ В V КЛАССЕ

Примерные ориентиры музыкальной работы с пятиклассниками

Как известно, с V класса начинается этап среднего образов" ния учащихся. Для достижения наилучших результатов в работе i школьниками в этот период большую роль играет знание учите лем-музыкантом уровня общего и музыкального развития учащих; ся, их интересов, склонностей, тех знаний и навыков, которы они получают на других уроках. Располагая такими сведениями учитель музыки при планировании своих занятий может не тол" ко продумывать их систему, но и предусмотреть взаимосвязан, ность их с другими учебными предметами. Для этого достаточи просмотреть программы данного класса. Например, программа' чтению и развитию речи требует от учащихся умения осмыслен* и выразительно читать, самостоятельно находить основную мы в небольшом художественном произведении, понимать значен средств выразительности языка (например, сравнений). Хороше опорой для овладения программой по музыке может служить знание истории нашей Родины.

Если учитель-специалист начинает свою работу только с V кла" са, ему необходимо выяснить, в какой мере в данной школе pea лизована программа по музыке в начальной школе. Частично т~ кие сведения он может получить у руководства школы, из класс ных журналов. На первых же уроках в беседе с учащимися, nf выполнении ими каких-либо заданий или повторении ранее прой­денного учитель должен установить уровень их знаний и навык' в области пения, музыкальной грамоты, слушания музыки. В висимости от степени владения детьми материалом программы j — IV классов намечается план работы в V классе. При ознакомле­нии с программой V класса можно заметить, что часть материала Б ней повторяет и в некоторой степени углубляет требования программы предыдущего класса.

Так, в области вокально-хоровой работы предполагается ук­репление навыков правильного звукообразования, свободного, ровного, звонкого пения на более сложных произведениях — не только одноголосных, но и двухголосных, а также без сопровож­дения инструмента. В области слушания музыки расширяется зна­комство с балетной, оперной и симфонической музыкой. Одно­временно с закреплением знаний по музыкальной грамоте, полу­ченных ранее, ставится довольно сложная в условиях общеобра­зовательной школы задача: определение на слух тона и полугона {от одного звука). Этот навык важен для осознания строения ма­жорного и минорного трезвучия, мажорной и минорной гаммы, а также для более углубленного понимания их выразительного значения. К V классу у учащихся должна активнее проявляться способность к абстрагированию, к постепенному переходу от пре­имущественно наглядного восприятия явлений, фактов к их по­ниманию уже через более оталеченное, словесное описание. Од­нако период этот должеи проходить поэтапно и, главным обра­зом, на основе достаточного запаса непосредственных впечатле­ний. Именно на этой основе учащиеся способны делать опреде­ленные обобщения, формулировать собственные выводы.

Для учащихся V класса характерно увеличение объема произ­вольного внимания, проявляющегося в способности дольше со­средоточиваться на предложенном учителем задании. Значитель­ную роль при этом продолжает играть наличие эмоционально­сти, заинтересованности, увлеченности учащихся. Произвольное внимание является фактором развития общей музыкальности, и прежде всего музыкального слуха. Практика показывает, что даже в V классе нередко встречаются фальшиво поющие дети. Однако в Процессе работы выясняется, что происходит это часто из-за от­сутствия интереса к уроку. Если учащиеся увлекаются выполнени­ем поставленной задачи, их внимание обостряется и пение стано­вится более точным (а постепенно и совсем правильным). Для раз­вития музыкального мышления необходимо воспитывать у ребят Умение сопоставлять, сравнивать воспринимаемые и осознавае­мые музыкальные явления. Поскольку к V классу учащиеся при­обретают прочные навыки чтения, учитель может более широко, чем в предыдущих классах, использовать учебники, книги о му­зыке для детей.

Школьники могут пользоваться этими пособиями не только На уроке, но и дома, правда, с некоторыми указаниями и совета­ми учителя.

На уроках музыки с учащимися V класса можно освоить:

• жанры народной песни (историческая, трудовая, хоро" ная, свадебная, плясовая, шуточная);

• особенности музыкального языка русской народной л (переменный лад, свободное многоголосие на основе под­сочной полифонии);

• способы использования народной песни профессиона ми композиторами (цитирование, варьирование, сочинение зыки в народном стиле).

Обучая пятиклассников основам разбора музыкального п; ведения, рекомендуется развивать следующие знания, уме* навыки:

» знание и понимание таких особенностей музыкальной разительности, как темп, метроритм, динамика, регистр, лодия, лад (мажор, натуральный и гармонический минор, ременный лад), гармония, фактура (монодическая, гармо екая, гомофонно-гармоническая, полифоническая; умение следить их изменение в пропессе развития музыкального за);

• умение соотносить содержание музыкального произведе использованными в нем выразительными средствами;

• навыки разбора строения произведений, написанных в летно-вариационной форме;

• способность определять характерные черты музыкального ля русской национальной музыкальной школы (натуральный иор, полиразмерность, кантиленность и др.).

Слушание музыки

Слушать и личносшо-заинтересованно воспринимать муз учащимся помогает знание особенностей русской народной зыки, национальной музыкальной культуры народов бл зарубежья — Украины, Белоруссии, стран Балтии, Закавк Центральной Азии, Молдавии.

Полезно научить пятиклассников определять на слух на" иальную принадлежность народной музыки (в контрастных со ставлениях).

Восприятию учащимися музыки М. И. Глинки способствует ние характерных черт его творчества (связь с русским наро мелосом, использование в произведениях мелодий, ритмов, тонаций, свойственных другим народам). Желательно, чтобы щиеся узнали, какие черты творческого стиля М.И. Глинки ст для русской музыки традиционными и нашли претворение в чинениях композиторов «Новой русской музыкальной школ нередко называемой с легкой руки В.В.Стасова «Могучей

K0>i„ (народность, близость русскому эпосу, монументальность). Следует также познакомить учащихся с творчеством П.И.Чай­ковского.

Хоровое пение

При пении учащимся помогут умения и навыки, приобретен­ные ими в начальных классах. Педагогу следует проследить затем, чтобы пятиклассники соблюдали певческую установку: сидели (или стояли) прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад, руки опустив или положив на колени (при пении сидя).

Желательно добиваться, чтобы дети пели свободно, легко, звон­ко. не форсируя звук, осознанно употребляя твердую атаку в ге­роических, маршевых песнях; округленно формировали гласные и смягчали звук, особенно в верхнем регистре, умели при пеиии исполнять разнообразные штрихи (legato, поп legato, staccato, marcato).

Следует научить пятиклассников оптимально брать дыхание во время пения, уметь распределять его при исполнении песен с раз­личными динамическими оттенками (от piano до forte), сохранять вдыхательную установку, при пении песен подвижного характера делать быстрый вдох между фразами, не имеющими пауз; уметь пользоваться цепным дыханием.

Необходимо следить за тем, чтобы текст при пеиии произно­сился ясно и грамотно, чтобы две согласные, встречающиеся при окончании одного и начале следующего слова, не сливались во­едино.

Певческий диапазон пятиклассников: с высокими голосами — до первой октавы — ми второй октавы, с низкими голосами — си малой октавы — до второй октавы.

Пение по нотам

Задача учителя — научить ребят петь иопевки и фразы из пе­сен, включающие интонации:

• полного мажорного октавного звукоряда;

• VI верхней ступени минора в последовательности V— VI — V ступени (тональности ре минор, ми минор, соль минор);

• VII натуральной ступени минора (тональности ре минор, ми минор);

• с ритмическими мотивами, состоящими из восьмых и шест­надцатых в размерах g, jj, \\

• из триодеи в размере..

Импровизация

В V классе учащиеся должны уметь импровизировать:

• двух- и трехголосное ритмическое сопровождение в хар ре музыки;

• подголоски к мелодиям песен;

• на стихотворные тексты.

Движение под музыку

Нужно добиваться того, чтобы, двигаясь под музыку, реб умели передавать характер народных песен с помощью изобра тельных и простых танцевальных движений; передавать в дв] нии (с помощью хлопков, притопов, прищелкиваний пальц' синкопированный ритм музыки; исполнять ритмический ри народной музыки на ударных инструментах; протактировать зыкальный размер образцов народной музыки.

Пение

Распевание

Начиная работу в V классе, учителю необходимо какое-то в мя потратить на так называемое спевание класса, т. е. на объе нение его в хоровой коллектив. Для этого наряду с разучиваг и исполнением песен и хоровых произведений служит распе Особенность распеваний (или, иначе говоря, вокально-хоро упражнений) заключается в том, что каждое из них имеет с специальную учебную задачу, которая должна находиться в ц ре внимания. Например, есть распевания на развитие кантияе на выработку звонкого, легкого звучания, подвижности и сти голоса, хорошей дикции. Для развития кантилены пол петь с пятиклассниками гаммообразные упражнения — маж ные и минорные, причем желательно начинать сверху, по" что такое начало способствует активному, светлому, легкому чанию. Гамму полезно петь крупными длительностями, сиач половинными, потом целыми. Учитель должен следить за тем, бы звуки лились, тянулись, при этом следует обращать внима на формирование гласных. Для выработки звонкости голоса у тиклассников желательны упражнения, в которых чередуются г. ные [и] и [а]. Гласная [и] способствует так называемому близк звучанию, затем это звучание переносится на гласную [а].

Подвижность голоса можно развить при помощи упражне с называнием звуков, которые рекомендуется петь в дово быстром темпе.

Для того чтобы научить пятиклассников петь с динамическими оттенками и развить гибкость голоса, полезно такое упражнение: усиление и ослабление звучания на одном звуке (на гласной или с закрытым ртом).

Обычно усиление получается лучше, чем затихание, которое бывает часто неровным, прерывистым. На контрастную динамику хорошо давать упражнение «Эхо» (коротенькую попевку или один звук, а в дальнейшем и двухголосное созвучие), которое поется сначала громко, а потом повторяется тихо, как эхо.

Развитию дыхания может помочь такое упражнение: петь один звук, одновременно считая до трех, потом взять новое дыхание и петь, считая до четырех. Так постепенно доводят счет до восьми. Пятиклассники должны научиться удерживать дыхание до конца, расходуя его постепенно. По мере того как круг упражнений рас­ширяется, можно включить в их число и пение «с закрытым ртом». Это помогает образованию «близкого» звучания (такое пение, однако, не должно быть продолжительным). Учитель должен сле­дить за тем, чтобы оно ие было беззвучным.

Вокально-хоровая работа в исполнении распеваний ведется по следующей системе:

1. Выработка чистого унисона: ладотональная настройка и уни­сонное пение в зоне примерного звучания с закрытым ртом и на слоги.

2. Упражнения на «собирание» (выравнивание) звучания путем пения по секвенции отрезков звукоряда и трезвучий сверху вниз на отдельные слоги и с текстом.

3. Постепенное расширение диапазона вверх и вниз. Упражне­ния на экономное расходование дыхания, на его распределение по фразам.

4. Элементарные слуховые диктанты (называть, какие звуки поет или играет учитель, определять одноголосное и двухголосное зву­чание, мажорный и минорный лад и т.д.).

5. Упражнения на развитие умений и навыков двухголосного пения (каноны, короткие попевки, эпизоды из песен).

6. Разучивание новых и систематическое повторение ранее вы­ученных песен с соблюдением доступных пятиклассникам вокаль­но-исполнительских требований. Одновременное начало и окон­чание песни, экономное распределение дыхания по фразам, пра­вильное звукообразование, исполнение динамических оттенков, ВЬ|разительное, эмоциональное пение без форсирования и напря­жения.

В зависимости от уровня музыкального развития учащихся преподаватель уделяет больше или меньше внимания отдельным Звеньям этой системы, но в соответствии с требованием програм­мы значительное место в работе должно занять воспитание гармо­нического слуха, необходимого для формирования навыков двухго­лосного пения. Поскольку пение на два голоса составляет наи лее сложную задачу для учашихся V класса, следует подроб рассмотреть последовательность ее решения. Двухголосное пе возможно только на основе определенного музыкального раз тия детей, поэтому подготовка к нему должна начинаться е I классе, с постепенным усложнением во II и III классах, пытка перейти к двухголосию без должной подготовки все оканчивается неудачей. Прежде чем приступить к разучива" какой-либо двухголосной песни, следует убедиться, в какой м учашиеся подготовлены к этому, т.е. умеют ли они различать одновременно звучащие мелодические линии и смогут ли полнить один голос при одновременном звучании другого, эти навыки отсутствуют или непрочны, нужно уделить спе альное время их формированию (восполнить недостатки об" ния в III—IV классах). Для того чтобы музыкально-слуховое; витие, необходимое для перехода к двухголосному пеиию, п исходило быстрее, учителю следует систематически акценти вать внимание на двухголосии во всех разделах урока: при полнении вокально-слуховых упражнений, при изучении муз кальной грамоты и, конечно, при пении и слушании музы: Так, большое значение имеет воспитание умения различать слух мелодические линнн в инструментальных пьесах, в соп вождении к песне, в самих песнях. С этой целью некоторые сл ные песни, предлагаемые программой для разучивания, ре мендуется сначала неоднократно прослушать (заметить — о илн два голоса звучат в песне, определить характер движе мелодии и т.д.). На основе полученных слуховых навыков во жен переход к пению двухголосных упражнений. Их цель — верить, насколько хорошо учащиеся слышат и исполняют данный звук или мелодию при одновременном звучании дру звука или мелодии. Если дети легко справляются с самыми п стыми примерами, учитель может постепенно усложнять з" ния, выдерживая следующую последовательность упражне подготовительного этапа:

1. Дети поют верхний звук, а учитель, вступая несколько п же, поет нижний.

2. Дети поют нижний звук, а учитель — верхний.

3. Часть класса поет выдержанный звук, другая часть — м дический ход,

В упражнениях дается самостоятельное и параллельное дв ние голосов, так как для развития слуха необходимо владе разными типами голосоведения. В виде упражнений исполни" ~ и несложные каноны (нотные примеры).

Рассмотренные методические установки, связанные с пе- вокально-хоровых упражнений, получат дальнейшее развитие уроках музыки в VI—VIII классах.

Разучивание песни

В V классе большое значение для разучивания песен приобре­тает использование нотной записи, дающей наглядность движе­ния мелодических линий в двухголосных песнях, особенностей ритмического строения и т.д.

Приведем несколько примеров разучивания песен разного характера.

Песни подвижного характера

«Наша школа» — слова И.Денисовой, музыка С.Ведерникова (см. пример 1). Веселая, непринужденно льющаяся, красивая ме­лодия песни очень нравится школьникам. Основная трудность при работе над этой песней заключается в необходимости сохранять напевность, выполняя авторские требования петь стремительно, ярко, четко произнося слова. Поэтому начинать разучивание этой песни следует с медленного пропевания ее мелодического рисун­ка, помогая себе легкими, плавными дирижерскими жестами.

Рекомендуем особенно тщательно разучивать фразы, отличаю­щиеся одинаковым началом («В этот день веселый в школу..>, «Кто сказал, что школа — это,,.») и разными окончаниями («...нам пора», «...не игра?»). И если первая фраза особых трудностей не представляет, то вторая, включающая в себя достаточно высокий звук ре2, нуждается в большем внимании. Этот фрагмент рекомен­дуется пропеть в медленном темпе с остановкой на высоком зву­ке, который желательно протянуть, используя фальцет. Следует добиваться точности исполнения синкоп и стремительного темпа шестнадцатой с точкой и тридцать второй («Как цветы...», «У меня...» и т.п.).

«Дед Андрея» — слова И. Сорику, музыка М. Ионеску (см. при­мер 2). Это подвижная песия-канон. Отлично развивает навыки двухголосного пения. Необходимо хорошо выучить мелодию пес­ни в медленном темпе и лишь потом петь ее подвижно. Обратите внимание на то, чтобы стремительное «гоп, гоп, гоп» учащиеся успевали проговаривать. В необходимых случаях можно заменить трудно выговариваемое «гоп, гоп, гоп» на более легкие слоги «ти - ля - ля». И вместо «гоп, гоп, дед Андрей, гоп, гоп, гоп» ребята могут петь облегченный слоговой вариант «гоп, гоп, ти - ля - ля, ти - ля - ля».

Если эта песня стала первой из числа тех, которые должны исполняться на два голоса, при ее исполнении неминуемы раз­личные недостатки, связанные с неразвитостью гармонического слуха («слышу одно — пою другое»). Учитывая это обстоятель­ство, не следует торопиться с выводом, что песия трудна и не годится для работы в классе. Надо трудиться, и, как говорил древ­негреческий поэт Гомер, «труд побеждает все».

Видя, что учащиеся достаточно свободно справляются с зад ниями на слышание (различение) и исполнение несложных дв* голосных примеров, учитель может перейти к разучиванию дв голосных песен.

Остановимся на методике разучивания некоторых из них, им ющих разный тип голосоведения. В школьной практике определ ние учащегося в партию первого или второго голоса проводит по-разному. Правильнее было бы называть эти хоровые парт партиями высоких и низких голосов. Более того, так как счита ся, что низкие голоса составляют основу хора, их нередко наз вают партией первых голосов.

Нередко можно встретить классы, где девочки образуют па тию первых голосов, а мальчики — партию вторых. В других с чаях все дети с хорош им слухом направляются во вторые голос а остальные учащиеся — в первые. Ни первый, ни второй вар ант нельзя признать правильным. Определение в ту или ин голосовую партию должно исходить прежде всего из характе самого голоса и его диапазона. Конечно, имеет значение и ур вень развития музыкального слуха, поскольку партия второго ] лоса обычно труднее для исполнения. Но более важно, чтоб звучание было естественным, в удобной тесситуре, не вызыва~ щей напряжения, форсирования. Поэтому, начиная занят учитель в течение некоторого времени должен изучать голоса де и в соответствии с этим постепенно формировать голосов партии. Следует иметь в виду и то, что постоянное пение ли верхнего голоса мало способствует развитию гармонического ■ ха. Поэтому не только упражнения, но и некоторые песни, н большие по диапазону и удобные по тесситуре, целесообраз учить так, чтобы ребята могли спеть и первый и второй гол Остановив свой выбор на какой-либо песне, учителю нужно вн мательно просмотреть ее тональность, характер изложения дв1 голосия. Некоторые песни V класса даны в слишком высо" тональностях. В таких случаях необходимо начинать разучивать в более удобной тональности. Интересным образцом много лосной песни, которую вполне можно исполнить с учащими V класса, является «Снежная песенка».

«Снежная песенка» — слова С. Богомазова, музыка Д.Льво Компанейца (см. пример 3). Это веселая, ритмически ярк подвижная песня-шутка, с четким метроритмическим строени (размер ^ с преимущественным движением восьмыми длительн стями), довольно извилистым рисунком мелодии.

Особенность ее хоровой обработки состоит в том, что все х ровые партии обладают мелодической осмысленностью и ле1 выучиваются пятиклассниками. Эта песня должна стать одной тех, работа над которыми развивает гармонический слух и мирует навыки многоголосного пения.

Партию нижних голосов обычно исполняют мальчики со сдви­нутым вниз диапазоном голоса. Произведения в обычной тесситу­ре. ограниченной лишь диапазоном первой октавы, исполнять таким ребятам, как правило, не под силу. А в «Снежной песен­ке», поощряемые остальными учащимися, они с большой гордо­стью поют свою собственную хоровую партию, изложенную в малой октаве. Единственное, что при этом требуется, — это что­бы исполнители партии нижних голосов не форсировали звук, так как это сразу же и весьма негативно отражается на чистоте интонирования.

Иногда можно соединять все три хоровые партии во всех куп­летах, для чего необходимо разучить с нижними голосами следу­ющие слова к каждому куплету:

К нам уже жалует зима,

А за ней смех и кутерьма. Нам милей зимние деньки, Снег аллей, лыжи и коньки.

Белый снег пляшет за окном.

Мы о нем песенку споем!

Паузы между короткими фразами несколько облегчают взятие нового дыхания. Ярких контрастов нет ни в мелодии, ни в темпе, нив динамике. И все же песня довольно трудна для исполнения. Эта трудность заключена прежде всего в самой мелодии, в ее при­хотливом рисунке, в двухголосном движении. Исполнение песни требует гибкости голоса, тонкой нюансировки при подвижном темпе. Поэтому ее разучивание должно быть подготовлено специ­альными упражнениями (на основе мелодики песни).

При работе над песней рекомендуется использовать прием пе­ния про себя: по знаку учителя та или другая партия поет мело­дию то вслух, то про себя (в то время, когда одна партия поет вслух, другая поет мелодию своего голоса мысленно).

Благодаря таким упражнениям, направленным на сознатель­ное слыщание и исполнение двухголосия, разучивание последу­ющих фраз песни происходит значительно легче.

В работе над песней важно заинтересовать ребят ее содержани­ем, помочь им почувствовать легкий юмор веселой сценки («А ну, снежок, а ну, дружок, лети, не уставай!»). Понимание содержа­ния песни поможет ее выразительному исполнению.

Каноны

К программе каждого из классов рекомендуется определенное Количество канонов, активно способствующих формированию Имения петь многоголосно и представляющих собой полезные во­кал ьно-хоровые упражнения (распевания).

Ниже приводится несколько канонов.

«Много песен мы споем» (см. пример 4) — веселая венте песенка-канон, не представляющая особых трудностей для р чивания и исполнения.

«Вечер» — слова И. Панченко, музыка М. Преториуса (см. мер 5). В каноне удачно сочетаются стихи современной пс ской поэтессы И. Панченко и мелодия средневекового комп тора М. Преториуса, о котором известно лишь то, что он с чался в 1609 г. Некоторые трудности в исполнении могут с вить необходимость точного выполнения ритмического рис «четверть с точкой и три восьмых», а также вокализация, к на один слог необходимо спеть два звука. Эти трудности пре леваются с помощью легкого отстукивания размера и приб ния к вокализируемым звукам легкого «ха»: «к ле(хе) — су спу — сти(хи) — лея».

«В лесном краю» — слова В. Мухина, музыка Й. Гайдна (см. мер 6). Определенную трудность в работе может представить полнение пунктирного ритма. В связи с этим рекомендуется п, дожить ребятам отхлопать ритм канона, а также петь одноврем но с отхлопыванием ритма.

«Осеннее...» — слова Н. Рубцова, музыка Л. -X. Кёхлера (см. мер 7). Это несложный четырехголосный канон. Его можно п на два и на три голоса. Логичность построения мелодии дает можность не тратить много времени на его разучивание.

«Стих поэта» — слова И. Панченко, музыка К. Карпова (см. мер 8). При работе над каноном следует обратить внимание щихся на необходимость дотягивать длинное до. Для этого мо использовать прием «цепного дыхания», но лучше все-таки сить пятиклассников пропевать это место на одном дыхании, его после слова «полон».

Хоровой вокализ

Форма вокализа предполагает исполнение музыкально осм ленного материала с фортепианным сопровождением (см. мер 9).

Это общеизвестное распевание, слегка расцвеченное со ствующим гармоническим аккомпаниментом.

Игровые приемы в работе над песней Пение и хлопки

Неожиданный музыкально-ритмический эффект может следующий прием исполнения песни: часть класса поет ее м дию, а другая, отстав на один-два такта, каноном отхлопы r-jirrM песни в ладоши. При этом создается довольно своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределенного внимания и увлекает уча­щихся.

Учитель и ученике

Прием заключается в перемежающемся пении: несколько так­тов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся. Показать им вступление можно самыми различными способами: дирижер­ским жестом, внезапным прекращением пения, громким аккор­дом фортепиано, хлопком... Замечено, что в процессе разучива­ния последний прием активизирует внимание ребят, улучшая пев­ческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над

Песней.

Слушание музыки

Как уже отмечалось, задачи слушания музыки в V классе, в значительной мере продолжают то направление, которое имело место в начальных классах, но становятся более сложными. Так, если в JV классе дети слушали отдельные фрагменты из опер или балетов как самостоятельные произведения (например «Марш Чер­номора» из оперы «Руслан и Людмила», «Гопак» из «Сорочинс- кой ярмарки»), то в V классе они должны получить представле­ние о произведениях крупной формы — опере и балете — в целом. Поэтому в программе дается не один, а несколько фрагментов из крупного произведения.

Усложнение задач слушания музыки состоит в том, что уча­щиеся V класса, знакомясь с произведениями разного характера, настроения, не ограничиваются определениями «веселый танец», «грустная песенка», «фантастический марш», а приближаются к пониманию музыкальных характеристик.

Значительно более сложен и музыкальный язык произведений, которые слушаются в V классе. Назовем хотя бы фрагменты из балета «Петрушка» И.Стравинского или из сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», арию царевны Лебедь из оперы Н. Римского-Кор­сакова «Сказка о царе Салтане» или песню Ф. Шуберта «Лесной парь». Все эти произведения неизмеримо сложнее тех, которые дети слушали ранее; весь их строй — мелодический, ритмичес­кий, гармонический — значительно отличается от привычных Детям пьес из «Детского альбома» Чайковского, отдельных про­изведений Моцарта, Грига, Бетховена, Мусоргского, простых и ясных по музыкальному языку.

Все произведения из программы V класса записаны на кассеты и вошли в специальные школьные серии, так что нет необходи­мости их исполнения учителем. Однако для разбора в классе нужно самому предварительно подробно ознакомиться с hi сыграть детям хотя бы основные темы, характерные моме| мелодии, гармонии и т.д.). Следует больше использовать возм ности самостоятельного чтения учащихся: советовать им прос ривать определенные страницы учебника, отдельные рассказ доступных книг о музыке. Надо также рекомендовать слушать ские музыкальные теле- и радиопередачи. Самостоятельная та учащихся позволяет педагогу тратить меньше времени на 1 ды и уделять больше внимания самой музыке.

Поскольку слушанию музыки отводится лишь небольшая > урока, ознакомление с произведениями крупной формы шг руется на несколько уроков.

М. И. Глинка

Композитор Михаил Иванович Глинка жил в первой пол не XIX в. Для русской музыки Глинка имеет такое же значе как Пушкин для поэзии- Он является основоположником русс классической музыки. Композитор провел свое детство в селе воспасском Смоленской губернии. Интерес и любовь к муз проявились у него уже в раннем детстве. Глинка любил под слушать оркестр своего дяди, состоявший из крепостных кр ян. Он и сам часто играл в этом оркестре. Когда его однажды рекнули в том, что он только и думает о музыке, мальчик тил: «Что делать, музыка — душа моя».

Уже в молодые годы Глинка прославился в Петербурге с; знакомых и друзей как композитор, певец, пианист. Неско лет провел за границей: в Италии, Испании, Германии. Всюду с интересом слущал и изучал музыку той страны, в которой но больше всего любил родную русскую песню. Ему хотелось писать крупное произведение, в котором бы он смог выр мысли и чувства своего народа. Когда Глинка вернулся на ро его увлекла подсказанная поэтом В.Жуковским тема подвига стьянина Ивана Сусанина. Композитор с жаром принялся боту и вскоре написал на этот сюжет оперу, в которой главн- действующими лицами стали крестьяне, люди из народа, за щавшие от врага родную землю. Это была первая в России нг нальная героическая опера. Передовые люди того времени шались гениальным сочинением. Но основная часть публики, сещавшал театры, — придворная знать, высшее общество — возмущена дерзостью композитора, позволившего себе несль ное: показать на сцене простого русского мужика. Музыку «I Сусанина» они называли «кучерской», «мужицкой». Узнав об Глинка сказал: «Ну что ж, кучера, по-моему, дельнее госп Вторую оперу Глинки — «Руслан и Людмила» — великосветс"

публика не стала даже слушать. Вслед за царем, которому опера не понравилась, многие покинули театр, не дождавшись оконча- нИЯ спектакля. Михаил Иванович был очень удручен таким отно­шением к своим сочинениям. Он с горечью сказал как-то своей сестре, с которой был очень дружен: «Поймут твоего Мишу тог- да5 когда его уже не будет, а «Руслана», наверное, лет через сто». Глинка не ошибся: сейчас его музыка оценена по достоинству, оНа пользуется признанием, постоянно исполняется в оперных театрах, на концертах, по радио и телевидению, ее понимают и любят.

Опера «Иван Сусанин». Событие, которое легло в основу опе- рьг, имело место очень давно (XVII в.), когда войска польского короля напали на Россию. В одной из сцен оперы вражеский отряд входит в дом костромского крестьянина Ивана Сусанина и требу­ет, чтобы тот показал дорогу на Москву. Сусанин с возмущением отказывается. Враги угрожают ему. Тогда Сусанин, якобы согла­шаясь, заводит их в глухой, дремучий лес. Поняв, что обмануты, поляки убивают героя-патриота. Это происходит накануне свадь­бы дочери Сусанина, Антониды. Подруги застают девушку в сле­зах. «Не оттого ли она плачет, — спрашивают они, — что вскоре ей придется покинуть отчий дом?» В своем романсе «Не о том скорблю, подруженьки» Антоннда рассказывает о постигшем ее семью горе. Романс напоминает протяжную народную песню-при- читание. Во второй части первого куплета (их всего два) на словах «нас постигло горькое горе» чувствуется не только грусть, но и отчаяние: мелодия становится более напряженной, она звучит выше, громче. Романс Антоннды написан в минорном ладу, трехдольный размер придает ему плавность. Поет его высокий голос — сопрано.

Следует познакомить школьников с мазуркой из II акта оперы. Мазурка — польский танец народного происхождения, стреми­тельный, грациозный, легкий. В опере его танцуют на балу в зам­ке польские шляхтичи, уверенные в близкой победе над Моск­вой. Мазурка состоит из нескольких частей.

Перед тем как показать детям арию Сусанина («Чуют правду»), преподавателю следует пояснить ребятам, что ария — это как бы большая песня в опере, в которой герой выражает свои думы, переживания. Ария часто начинается с речитатива — музыки, на­поминающей речь нараспев или напевную декламацию. Так начи­нается и ария Сусанина, которую он поет иа рассвете в лесу, окруженный врагами, предчувствуя близкую смерть. Глинка вспо­минал в своих записках, что когда писал эту сцену, то так живо переносился в ужасное положение героя, что «волосы станови­лись дыбом, мороз продирал по коже». Музыка арии начинается небольшим оркестровым вступлением — мрачным, сосредоточен­ным. Затем следует речитатив: «Чуют правду!..» Музыку арии мо­гут достаточно полно охарактеризовать сами учащиеся. Они гово­рят о первой части как о задумчивой, суровой, трагической, жественной. Вторая часть (на слова «Господь, в нужде моей..' несколько более взволнованная. В третьей части повторяется зыка первой части. Суровую, мужественную партию Сусанина п бас — самый низкий мужской голос. Обычно рассказ о Сусан и пояснения к арии вызывают у школьников большой интерес

После арии Сусанина школьники слушают заключительный. «Славься!». Хотя этот хор (его основная мелодия) у некотор пятиклассников, как говорят, «на слуху», тем не менее по никто из них не знает, когда и где он звучит в опере.

Учитель должен рассказать, что хор этот — одно из велич ших творений Глинки, в нем выражается главная идея one патриотизм, любовь к родине. Народ поет на Красной площ~ празднуя победу над врагом. Хор, оркестр, колокола — все ел* ется в торжественную ликующую песню, напоминающую ги Этот хор исполняется сейчас не только в театрах, на концер но и на площадях в дни больших торжеств. Медные духовые ин рументы и колокола придают ему особенно торжественный рактер. В хоре «Славься» есть слова, посвященные памяти героя Сусанина: «Запомнит весь народ и навек сбережет память бо Сусанина». Музыка здесь звучит сурово, строго и в то же вре особенно величественно. Желательно спеть с детьми одноголос хотя бы один куплет из этою хора.

Опера «Руслан и Людмила». В V классе школьникам предлаг ся для слушания несколько фрагментов из оперы Глинки «] и Людмила». Учителю нужно отметить, что опера написана основе одноименной поэмы Пушкина. Обычно оперы начина ся с оркестровой увертюры (вступления), в которой проходят новные темы оперы. Главная тема увертюры к опере «Русла Людмила» - жизнерадостная, ликующая музыка из заклю: тельиого хора оперы, в котором славят Людмилу и Руслана. За появляется тема из арии Руслана (его обрашение к Людмиле)^ светлая, широкая, напевная мелодия. В оркестре ее исполг виолончели. Тема из арии Руслана внезапно сменяется акко~ ми, звучащими таинственно, жутко. Это — музыка злого волг ника Черномора, которая будет звучать потом в сцене похище- Людмилы. Ребята могут сначала прослушать увертюру не всю ликом, а только первую ее часть (экспозиция), где изложены новные темы. Перед ее исполнением внимание детей следует ратить на то, как во второй части (в разработке) темы звуч" измененном виде, переплетаются или, как говорят, «разраба ваются». После разработки снова звучит музыка первой части."

Одного из героев оперы «Руслан и Людмила», который звался найти и освободить Людмилу, зовут Фарлафом. Он хе лив и труслив. Злая волшебница Наина пообещала ему найти Л милу. Захлебываясь от радости, Фарлаф поет о своей удаче, м~

раз повторяя одну и ту же музыкальную фразу «Близок уж час торжества моего...», которая сменяется другими музыкальными эпизодами. Для наглядности строение арии Фарлафа можно запи­сать буквами: А — В — А—С — А. Такая форма произведения, в которой главная тема возвращается несколько раз после звучания различных эпизодов, называется рондо. С этой формой учащиеся встречались и раньше. Теперь на примере рондо Фарлафа можно закрепить это понятие. Музыка, которую не только слушаешь, но и поешь, запоминается значительно легче, прочнее. Поэтому ре­комендуется петь с детьми некоторые отрывки из произведений М. Глинки, например отрывок из арии Сусанина: «Ты взойдешь, моя заря!»1 или из романса Антониды «Не о том скорблю, подру­женьки, я горюю не о том...». Выученные мелодии желательно чаще повторять.

В заключительной беседе учителю можно рассказать о том, что кроме двух опер Глинка написал много замечательных романсов и несколько больших симфонических произведений. Если есть воз­можность, можно во внеклассное время познакомить учащихся с оркестровой фантазией «Камаринская», рассказать о том, что ком­позитор разрабатывает в ней дв


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.