Выделить цветными заливками части схемы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Выделить цветными заливками части схемы

2018-01-29 249
Выделить цветными заливками части схемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Словообразование

 

Морфемика помогает вам разобраться в строении слов, увидеть общее в разных словах. А вот разобраться в том, как делаются слова, поможет словообразование. Этораздел лингвистики, изучающий способы образовани я новых слов.

 

№. 78. Обс. 1) Рассмотрите схему. Как вы думаете, что она показывает?

+ н → морозн ый + о → морозно

+ и → морози ть + за → заморози ть + ся → заморози ть ся

Мороз  + ец → морозец

+ ищ → морозищ е

2) Докажите, что на схеме представлены однокоренные слова.

3) Какое слово передаёт только общее лексическое значение «сильный холод»? Что входит в основу этого слова?

4) Найдите на схеме слово, которое не изменяется. Сколько в его составе морфем?

5) У какого слова на схеме меньше всего морфем в основе, а у какого – больше всего?

 

Образование слов с помощью приставок

· Обс. Прочитайте. Приведите свои примеры словообразовательных пар, образованных приставочным способом.

Приставки – это морфемы, которые служат для образования новых слов. Если к глаголу ходи ть со значением «двигаться с помощью ног» добавить приставку у- со значением «удаляться », получится слово у ходи ть. Его лексическое значение уже другое: «удаляться, двигаясь с помощью ног». Значение приставки у- добавляется к значению основы исходного слова ходи (ть). Так образуется новое слово у ходи ть.

Исходное слово и слово с добавленной приставкой образуют словообразовательную пару слов:

ходи ть + уу- ходи ть; бега ть + уубега ть

добрый + не → не -добр ый; обеденн ый + послепосле обеденный

 

Способ словообразования, когда новые слова образуются с помощью приставки, называется приставочным.

Словообразовательная пара – это два слова, одно из которых образовалось непосредственно от другого: добр ый → предобр ый

 

№ 79. Найдите в словах приставки, выполняя следующую инструкцию.

 

1. Составьте словообразовательную пару. Для этого надо подобрать однокоренное слово, к которому прибавилась эта приставка, и получилось слово, которое вы анализируете.

2. Проверьте, существует ли выделенная вами приставка. Для этого надо подобрать несколько слов с такой же приставкой, но с другими корнями.

Образец: пере ходи ть — ходи ть; пере лез ть, пере бежа ть, пере прыгну ть

Пригородный, предвечерний, подбежать, подводный, довоенный, наручный, отлететь, зарядить, правнучка.

 

№ 80. Объясните значение слов, образованных приставочным способом, с помощью ближайшего родственного слова. Составьте словообразовательные пары.

 

перебежать, вползти, выползти, залезть, беспорядок, неприятель

Образец.

1. на рисовать — «закончить рисоват ь».

рисова ть + на-нарисова ть

 

№ 81. От каких глаголов можно образовать новые слова с помощью всех этих приставок? Образуйте эти слова и составьте с ними словосочетания.

 

при-, у-, под-, от-, пере-, вы-, на- бежать, плыть, читать, ходить, писать, смотреть

 

№ 82. Обс Работа в парах.Спишите слова в два столбика. Выделите основу слов, а затем приставку в каждом слове. Обсудите, разные это приставки или варианты одной и той же приставки. Подумайте, как можно объяснить правило написания слов с этими приставками. Сравните ваше объяснение с мнением других одноклассников.

разговор, расставание, расправить, разъехаться, разбег, распустить, разлом,

расстояние, рассказ, размотать, распилить, растратить, разлом, разрез

Раз- рас-

Аудио Послушайте пары слов. Запишите только слова с приставками.

И с. …

Бабушка- прабабушка, прадед – дед, резать – разрез, отплыть – плыть, присказка – сказка, осторожность – предосторожность, грамотный – безграмотный, безударный - ударный,

Безопасный – опасный несильный –сильный, прочный – непрочный, полярный – приполярный.

Образование слов с помощью суффиксов

· Прочитайте. Расскажите, какие суффиксы участвуют в словообразовании, а какие – в словоизменении.

· Обс. Как вы думаете, каким способом словообразования чаще образуются существительные: приставочным или суффиксальным?

Суффиксы служат для образования новых слов. Прибавление суффикса к исходной основе создаёт основу нового слова с новым значением. Исходное слово и слово с добавленным суффиксом образуют словообразовательную пару:

друг + ок («ласкательно») → друж- ок □ ( ласкательно друг )

бел ый + оват («немного») → бел- оват- ый ( немного белый )

Прибавление суффикса к существительному может создать новое прилагательное или глагол: туман + н → туман н ый; туман □ + и → туманить

С помощью суффиксов от прилагательного можно образовать прилагательное, глагол, существительное или наречие:

красный + еньк →красн -еньк- ий; бел ый + ебел- е - ть;

нов ый + ость → нов- ость□; бел ый + обел- о (как?)

Способ словообразования, когда новые слова образуются с помощью суффикса, называют

суффиксальным.

 

Запомните, что изменение слова с помощью формообразующих суффиксов не является способом словообразования. Такие суффиксы, как суффикс прошедшего времени -л- (чита л), суффикс инфинитива - ть- (чита ть) образуют формы слов, а не новые слова. Они, как и окончания, не входят в основу слова и выражают его грамматическое значение.

 

№ 83. Прочитайте предложения. В них выделены однокоренные слова. От какого из них и каким способом образованы два других слова?

Летом в нашем городе прошел праздник Музыки. В нём приняли участие юные музыканты. Пятиклассница Юля Смирнова, учащаяся музыкальной школы № 2, заняла первое место на конкурсе скрипачей.

 

№ 84. Дополните схему словообразования однокоренных слов: поставьте нужный знак над морфемами, допишите образованные слова, выделите в них полученную основу и морфемы. Каким способом образованы эти слова?

 

+ ушк →

зим а + н →

+ ова →

 

№ 85. Образуйте суффиксальным способом имена существительные от данных слов. Запишите словообразовательные пары слов по образцу.

Образец: лошадь + к → лошад-к -а.

1) чай, письмо, Москва, заколоть;

2) Урал, компьютер, стол, сеять

3) Казань, испытать, молоко, погода.

 

№ 86. От каких слов и каким способом были образованы следующие слова? Разделите их на группы по способу образования. Запишите группы слов. Обозначьте морфемы, с помощью которых образовались слова.

 

1) теннисист, кусочек, подбросить, отплыть, прадед, добренький

2) шахматист, разбить, учиться, заработать, львица, прапрабабушка

3) пригород, причесаться, написание, желтоватый, послезавтра, волчонок

№ 87. Объясните значение слов, образованных суффиксальным способом, с помощью ближайшего родственного слова. Составьте словообразовательные пары.

 

котёнок, братишка, ёлка, кисловатый, бессильный, болтун, учитель

Образец.

загород к а — «то, что может загородить»

загороди ть + -к- → загород-к

№ 88. Обс. 1) Посмотрите на схемы словообразования родственных слов. Почему нельзя сказать, что слово заморозиться образовано суффиксальным способом от слова мороз?

 

мороз + и → морози ть

морози ть + за → заморози ть

заморози ть + ся → заморози ть ся

 

2) Составьте схемы словообразования родственных слов.

 

1) зима, зимовать, перезимовать; 2) мыть, перемыть, перемывать, перемываться;

3) дождь, дождик, дождичек; 4) сила, сильный, бессильный

Аудио № 89. Послушайте пары слов. Запишите только слова с суффиксами.

И с. …

Слуга – служить, носовой – нос, ударю – ударение, добрый – доброта,

чистота – чистый, большинство – большой, мир – мирить, морозить – мороз,

сила – сильный, читаю – читатель, малинка – малина,

Образование слов способом сложения

· Прочитайте и ответьте на вопрос: какие буквы пишутся на месте соединительных гласных в сложных словах?

В состав сложных слов входит несколько корней, чаще всего два корня. Чтобы образовать сложное слово надо соединить основы или части основ исходных слов:

лес + вози ть → лес о воз (то, что воз ит лес).

Такой способ словообразования называется сложением. При сложении основ могут использоваться соединительные гласныео- или – е-. Они в основу нового слова не входят, потому что не добавляют никакого лексического значения.

Есть способы сложения без соединительных гласных.

Соединяются основы или части основ разных слов:
с помощью соединительной гласной -о-,-е- без соединительной гласной
лес + о + вози ть → лес о воз древн ий + е + русск ий → древн е русск ий диван + кровать → диван-кровать медицинск ая + сестр а → медсестра

 

Сложение — это способ образования новых слов путём соединения основ слов или их частей.

 

№ 90. 1) Спишите слова, обозначая в них корни и подчёркивая соединительную гласную -о- или -.

Образец: самокат.

Землетрясение, самолёт, пулемёт, воздухоплаватель, остроумие, ледокол, землепроходец, доброволец, сталевар, огнетушитель, мореплаватель, первопроходец.

 

Вс 2) Вспомните, как обозначается твёрдость и мягкость согласных на письме. Подумайте, от чего зависит выбор соединительной гласной в сложных словах, и допишите правило.

Соединительная гласная буква - о- пишется …

Соединительная гласная буква - е - пишется …

 

№ 91. Запишите сложные слова, значения которых объяснены с помощью родственных слов.

Образец: тот, кто ловит змей — змеелов.

варит сталь рубит лёд

копает руду ловит мышей

Тот, кто строит корабли То, что греет тело

рубит лес черпает землю

разводит цветы режет хлеб

 

№ 92. Установите последовательность образования однокоренных слов. Какими способами образованы эти слова? Запишите по образцу.

Образец: строить построить постройка.

1. Пересолить, солить, соль. 2. Вода, водяной, водянистый. 3. Плавник, плавничок, плавать. 4. Юноша, юный, юношеский. 5. Грибочек, грибок, гриб.

 

 

№ 93. Выполните устный и письменный морфемный разбор слов. Помните о значении морфем.

 

1) Высота, сотовый, дикарь, путь.

2) богатство, богатырский, фонарь, дуть,

 

№ 94. Ат Работа в группах. 1) Николай написал о своём увлечении необычным для нашей страны видом спорта. Слова, которые он использует для описания своего хобби, ещё совсем новые для русского языка. А как они образованы? Выпишите эти слова и проанализируйте способы словообразования.

 

Летом я был на Азовском море. На пляже познакомился с сёрферами, у них там что-то вроде местного сёрф-клуба. Они дали мне несколько уроков сёрфинга, и я попробовал сёрфить. Это было так здорово! Я там даже сёрф купил. Теперь продолжу тренировки следующим летом. А пока я посещаю сёрфовые сайты и слежу за настоящими соревнованиями по сёрфингу в Австралии и США. Фото мальчика с доской

 

Обс 2) Как вы думаете, из какого языка пришло в русский язык новое понятие и новое слово? Знаете ли вы названия необычных видов спорта? Приведите примеры названий спорта, связанных с использование доски для катания.

 

№ 95. 1) Прочитайте предложение. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Скажите, в какой форме употреблено слово.

Вчера я посмотрел совсем неинтересный фильм.

2) Изучите образец морфемного разбора выделенного слова, ответив на вопросы по следующей схеме.

И с. …


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.