Влияние использования информационных технологий на результативность деятельности таможенных органов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Влияние использования информационных технологий на результативность деятельности таможенных органов

2018-01-29 557
Влияние использования информационных технологий на результативность деятельности таможенных органов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЕАИС ТО является основным компонентом информационно-технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных ресурсов (центральных и региональных баз данных в соответствии с четырехуровневой архитектурой: Федеральная таможенная служба — Региональное таможенное управление — таможня — таможенный пост), программного обеспечения таможенных органов, информационно-телекоммуникационных систем и сетей [4].

ЕАИС предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и организации информационного взаимодействия между собой и внешними объектами, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной информации «сверху вниз».

Сегодня совершенствование и развитие ЕАИС ТО напрямую связано с интеграционными процессами во внешнеэкономической деятельности, существенными изменениями законодательства, внедрением инноваций в деятельность органов государственной власти. Основной подсистемой ЕАИС ТО, разработанной в целях организации взаимодействия с внешними объектами (Федеральными органами исполнительной власти — ФОИВ), является система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

В таможенных органах активная работа по организации межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности таможенного контроля начата в 2012 г. При этом стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. в целях организации эффективного межведомственного взаимодействия определены следующие задачи:

1) обеспечение своевременности и обоснованности принятия решений о выпуске товаров путем расширения, систематизации и совершенствования информационной базы, в том числе за счет использования информационных ресурсов других федеральных органов исполнительной власти, а также Центрального банка Российской Федерации;

2) повсеместная реализация механизмов обязательного предварительного информирования;

3) совершенствование технологии проведения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

4) обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при выполнении функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации.

В целях реализации поставленных задач ФТС России проведен комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению возможности получения в электронном виде от уполномоченных ФОИВ документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля и заверенных электронной подписью не позднее, чем на следующий рабочий день после принятия решения об их выдаче заинтересованным лицам.

Межведомственное электронное взаимодействие ФТС России организовано посредством разработки и согласования технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ), предусматривающих передачу данных от ФОИВ. По состоянию на конец 2016 г. в ФТС разработано и согласовано с ФОИВ и иными заинтересованными организациями 65 ТКМВ, в том числе для обеспечения выполнения государственных функций — 53 ТКМВ, для предоставления государственных услуг — 10 ТКМВ, для взаимодействия с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и акционерным обществом «ГЛОНАСС» — 2 ТКМВ. По результатам проведенной работы реализована возможность получения разрешительных документов, необходимых для совершения таможенных операций, в электронном виде, что приводит к отсутствию необходимости предоставления участником внешнеэкономической деятельности бумажных копий указанных документов [14].

В целях контроля эффективности работы СМЭВ в таможенных органах ведется соответствующий мониторинг.

При построении системы показателей эффективности таможенной службы целесообразно учитывать и анализировать следующие составляющие: цели деятельности таможенной службы, системные функции (государственные), показатели эффективности по каждой функции (при их наличии), факторы, определяющие эволюцию каждого из показателей и степень их влияния, разбивку показателей по категориям: качественные - количественные, возможности существующего методического и информационного обеспечения для формулирования и оценки показателей, административные и другие ограничения. Пример взаимосвязи системных функций таможенной службы, системы показателей эффективности, формируемой в объемы полного набора системных функций в данном примере, а также частных показателей по отдельным системным функциям, демонстрируется в табл. 1.

 

Таблица 1 Показатели эффективности таможенной деятельности ГТСКР

Системные таможенные функции Совокупный показатель эффективности Частные показатели эффективности
1. Финансово-экономическая функция Финансовая результативность 1. Удельный вес (доля) таможенных платежей (ТП) в госбюджете (ГБ) России: ∆ТП = (ГБ – ТП)/ГБ; 2. Уровень выполнения плановых показателей (ПП) по фактическим платежам (ФП) в ГБ: ∆ТП = (ФП – ПП) \ ПП; 3. Уровень потенциальных потерь ТП: ∆П = (ПП - ФП) \ ПП; 4. Отношение ТП за период времени к стоимости содержания и обеспечения жизнедеятельности ЕСТО (СТС) - (экономическая эффективность ЭЭ): ЭЭ = (ТП∆т) \ ∆СТСт
2.Функция таможенного контроля Совокупный результат таможенного контроля 1. Количество таможенных оформлений N за отчетный период ∆т; 2. Количество лиц, грузов и транспорта, подвергнутого таможенному досмотру и т. п….
3.Правоохра-нительная функция Совокупный результат правоохранительной деятельности 1. Количество выявленных нарушений таможенных правил (НТП); Количество заведенных дел (ЗД); Количество «выигранных» дел – (ВД); 3. Интенсивность правоохранительной деятельности: ИПД = (НТП + ЗД + ВД)\ Nдней
4. Функция таможенного регулирования Совокупный результат регулирования  
5.Информационно - аналитическая деятельность Совокупный результат ИАД 1. Оперативность представления информации (час); 2.Объём информационной модели ВЭД; 3. Оперативность внесения изменений в модель ВЭД

 

 

В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможенной деятельности практически невозможно. Поэтому в этом процессе широко используются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Влияние на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показано в табл. 2.

 

Таблица 2 – Влияние видов деятельности по оценке экспертов

Влияние отдельных видов деятельности на результаты деятельности таможни
Вид деятельности Таможенные платежи Пропуск транспорта Результаты правовой деятель.
Управленческая 0.061 0.076 0.0133
Оперативная 0.255 0,386 0.375
Правоохранительная 0.144 0, 121 0.253
Экономическая 0.313 0, 27 0.15
Обеспечивающая 0.069 0.036 0.038
Информационно-техническая 0.144 0.154 0.106

 

 

В целом можно сказать, что система качественных и количественных показателей деятельности таможенного органа определяется функциями и задачами, стоящими перед ними, а также конкретной решаемой задачей системного анализа. В таких условиях не существует универсального набора показателей таможенной деятельности, однако может быть предложен единый алгоритм их формирования. (рис. 2.2)

При разработке комплекса показателей оценки таможенной деятельности необходимо учитывать, что исходно существует довольно большое количество показателей различного уровня иерархии таможенных органов, характеризующих самые разнообразные направления их деятельности.

В целом СМЭВ функционирует и позволяет получать ответы от всех ФОИВ, участвующих в идентификации товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения. Однако довольно большой процент запросов (порядка 30% для пограничного и 31,8% для внутреннего таможенного органа) остается без получения ответа. Формирование столь негативной статистики не результативных запросов обусловлено двумя основными причинами:

1. Особенности разработки ТКМВ, регламентирующих порядок получения сведений об оформлении вышеуказанных документов, обусловленные необходимостью осуществления запросов одних и тех же разрешительных документов в различных программных продуктах (на этапе регистрации прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС — КПС «АПП», при помещении под заявленную таможенную процедуру — АИС «АИСТ — М»), имеющих свой обособленный формат представления данных. Кроме того, обновление данных программных продуктов не всегда синхронизировано.

2. В настоящее время остается нереализованным механизм получения сведений о разрешительных документах, выданных уполномоченными органами иных государств — членов Евразийского экономического союза.

В целях устранения первой причины ФТС России ведется активная работа по доработке реализованных ТКМВ и согласованию форматов представления данных различных программных средств. Альтернативным путем решения данного вопроса может стать переход на использование механизма совершения таможенных операций на основе сквозного процесса с использованием единого программного продукта, предполагающего в том числе и однократное представление сведений о разрешительных документах на любом из вышеуказанных этапов совершения таможенных операций.

Получение полной и достоверной информации о разрешительных документах, выданных уполномоченными органами иных государств — членов Евразийского экономического союза, возможно после внедрения интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ). Техническое задание на разработку ИИСВВТ утверждено Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 771. Однако в настоящее время проект данной системы все еще находится в стадии разработки.

Решение данных проблем в ближайшее время позволит организовать эффективное применение ЕАИС ТО в части контроля предоставляемых участниками ВЭД разрешительных документов и будет способствовать снижению времени совершения таможенных операций, а также количества предоставляемых при совершении данных операций документов.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.