Тактика информационного воздействия на сознание — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тактика информационного воздействия на сознание

2018-01-29 236
Тактика информационного воздействия на сознание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приводя механизмы манипуляций массовым созна­нием, Д. А. Волкогонов выде­ляет три уровня воздействия на психику: «Первый уровень — усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. За­крепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.

Второй уровень связан с частными, малыми измене­ниями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что, также оказывает воздействие на политическую по­зицию и эмоциональное отношение к конкретному явле­нию.

Третий уровень — коренное, кардинальное измене­ние жизненных установок на основе сообщения драма­тических, необычных новых данных, сведений»[8].

Реализа­ции первых двух установок достигается с помощью ма­нипулирования в быстрый период времени, а третий уро­вень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения, становится возмож­ным в результате длительного воздействия на психику.

Любая «психологическая операция», по мнению А. В. Литвиненко[9], имеет примерно однотипную схему.

«1. Предварительный этап. На этом этапе происходит планирование операции, в частности, определение целе­сообразности ее проведения, целей, задач, сил и средств, целевой аудитории влияния, приемов и методов влияния и т. п.

2. Информационный повод. На этом этапе специаль­ной информационной операции необходимо выбрать и/или создать так называемый информационный повод. Под информационным поводом здесь и дальше понимаем событие (или «псевдособытие»), которое можно исполь­зовать как повод для пропагандистской кампании или информационной операции.

3. «Раскрутка» информационного повода. Этот этап является основной частью, любой информационной опе­рации. Его сущность состоит в использовании информа­ционного повода ради достижения целей операции, то есть для усиления, формирования или разрушения опре­деленных психических стереотипов и установок.

4. Выход из специальной информационной операции или этап закрепления. Важнейшая задача этого этапа - обеспечение плавного завершения пропагандистской кампании или информационной операции после дости­жения поставленных целей или через форс-мажорные обстоятельства».

ИДЕОЛОГИЯ

Средствами массовой культуры, коими являются телевиде­ние, кино, пресса и т.п., как уже было сказано выше, достигается навязывание психике людей определенных правил и норм поведения, а так же установок и идеологии, необходимых в первую очередь для подчинения индивида.

Манипулирование сознанием ста­новится возможным с помощью любых средств передачи информации. Помимо упоминаемых телевидения, кино и прессы, к подобным средствам относятся также литература, искусство, образование и т.п., — то есть играют роль все способы, с помощью которых происходит (или может произойти) из­менения в сознании посредством внедрения каких-либо уста­новок, в том числе и идеологических.

В бессозна­тельном психики современного человека заложены ар­хетипы уважения и почитания власти. Исторически любые средства массовой информации в России воспри­нимались как своеобразные рупоры власти, а любая информация, поступающая посредством средств массовой информации и коммуникации, становилась «правильной», т.е. одобренной «политикой пар­тии и правительства».

О значении идеологии гово­рил академик А.А. Зиновьев, отмечая что «...функция... идеологии —... формирование у людей определенного и заранее планируемого способа мышления и поведения, побуждение людей к такому способу мышления и поведения, и как результат, формирование сознания людей и управление ими путем воздействия на их сознание....Идеология не просто формирует и организует созна­ние людей, она создает и навязывает людям определен­ные стереотипы (алгоритмы) сознания, проявляющиеся в стереотипах поведения. Задача идеологии — приучить множество людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания сходным образом»[10].

Задачи идеологии фактически простираются в плоскости скрытого воз­действия на сознание масс и их манипулирования. При этом массы не должны разгадывать иллюзорность навязываемой им идеологии, они вообще не должны по­дозревать о каких бы то ни было скрытых ма­нипуляциях и тайных воздействиях, испол­няя цели и задачи, навязываемые манипуляторами. Идеология — это, прежде всего, вера: в навязываемый образ, в незыбле­мость идей, во все, что будет необходимо для под­держания правящего класса и управления народом.

В вопросе информационно-психологического воз­действия необходимо обратить особое внимание на ис­пользование психотерапевтических средств воздействия на массовое психическое сознание. «В СССР, — отмеча­ет доктор психологических наук В.Г. Крысько, — про­фессор И.В. Смирнов по заданию Министерства оборо­ныразработал технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции, позволяющую:

— осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на внешние воздействия, воз­никающих при очень быстром визуальном просмотре или звуковом прочтении различных «стимулов» — слов, образов, фраз;

— абсолютно точно определять наличие в подсозна­нии человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мо­тивацию, истинные стремления и наклонности людей;

— на основе выявленной и проанализированной ин­формации получать полную картину невротических, бес­покоящих человека (или целые группы людей) состояний психики;

— при необходимости проводить целенаправленную (по желанию — действующую немедленно либо с отсроч­кой) коррекцию психических состояний, основным дейс­твующим фактором которой выступают слова-команды, картинки-образы и даже запахи- мотиваторы определен­ного поведения.

В частности, в процессе звукового управления пси­хикой людей и их поведением словесные внушения (ко­манды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слуша­ет музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма и не подозревает, что в них содержатся не воспринимаемые сознанием, но всег­да фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано»[11].

Профессор В. Г. Крысько приводит данные результатов направленности воздействия на психику масс различными средствами массовой коммуникации: «Психологическое воздействие оказывается на конк­ретные сферы психики отдельного человека, групп лю­дей и общественного сознания в целом:

— потребностно-мотивационную сферу (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, жела­ния);

— интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

— эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

— коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотноше­ний, межличностного восприятия).

Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам осо­бенности функционирования индивидуального, группо­вого и общественного сознания.

Психологическое воздействие имеет свои законо­мерности:

— если оно направлено в первую очередь на потребностно-мотивационную сферу людей, то его резуль­таты сказываются в первую очередь на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

— когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних пере­живаниях, а также на межличностных отношениях;

— сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

— влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позво­ляет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо кон­фликтовать с окружающими;

— в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную человека сферу изме­няются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира»».

Следует также обращать внимание, что основной направленностью действий идеологической пропаганды Запада является изменение привычек людей с целью навя­зывания им мещанского вкуса и, как следствие, — роста потребления, а значит, и обогащения как современных отечественных капиталистов («новых русских»), так и капиталистов Запада. На это активно работает массовая культура, получившая в нашей стране наибольшее распространение после разрушения Советского Союза.

При этом следует понимать, что основным манипуля­тором сознания масс во все времена является небольшая прослойка общества, именуемая властью. Власть может быть политическая и финансовая. Характерный пример приводит проф. Г. Г. Почепцов, замечая что «Япония затрачивала миллионные суммы, чтобы изменить образ японца именно в рамках художественного мира Амери­ки, скупая пакеты акций американских киностудий»[12].


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.