Логика регионального исследования. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Логика регионального исследования.

2018-01-05 523
Логика регионального исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Региональное исследование как научная деятельность подчиняется определенной логике, то есть носит последовательный и взаимосвязанный характер. Научная деятельность как активность всегда носит мотивированный характер. Мотивом научной деятельности в региональном исследовании выступает когнитивный интерес к определенному фрагменту региональной реальности, или объекту исследования. Когнитивный интерес как осознанная потребность в познании, с одной стороны, выступает промежуточным звеном между региональным исследованием как деятельностью и ее научным и социальным контекстами. Поэтому когнитивный интерес к объекту регионального исследования возникает в процессе образовательной и социальной деятельности, а также под воздействием научной литературы и социальных обстоятельств. В связи с этим когнитивный интерес формируется: 1) ученым самостоятельно; 2) под влиянием научного сообщества, к которому принадлежит ученый; 3) под влиянием научного руководителя; 4) под влиянием интересов «заказчика». С другой стороны, когнитивный интерес, формирует познавательную установку, направляющую региональное исследование в определенное русло. В этом плане когнитивный интерес позволяет в первом приближении сформулировать тему регионального исследования. Название темы регионального исследования будет приобретать окончательные очертания по мере того, как станет ясно, что и как будет изучаться, то есть каковы предмет и методология его регионального исследования. Поэтому предварительным условием научно-исследовательской деятельности является, во-первых, формирование замысла-гипотезы регионального исследования в виде когнитивной модели его объекта, во-вторых, разработка концепции регионального исследования.

Понятие «концепция» регионального исследования используется в двух смыслах: во-первых, как его замысел, во-вторых, как результат научно-исследовательской деятельности. На предварительной стадии разрабатывается концепция как замысел регионального исследования. Концепция регионального исследования как замысел – это проект логически взаимосвязанных научно-исследовательских действий, связанных с производством нового научного знания.

Концепция регионального исследования включает:1) обоснование выбора темы регионального исследования; 2) выяснение степени научной разработанности темы; 3) формулировку научной проблемы; 4) определение цели регионального исследования; 5) постановку задач регионального исследования; 6) выделение объекта и предмета регионального исследования, 7) выбор методологических оснований регионального исследования; 8) определение корпуса источников эмпирической информации; 9) выдвижение научной гипотезы; 10) составление плана регионального исследования.

Выбор темы регионального исследования обусловлен, прежде всего, ее актуальностью. Актуальность темы регионального исследования – это ее значимость для: 1) понимания существующих региональных процессов, институтов, практик; 2) развития регионологии в методологическом и теоретическом планах; 3) решения практических задач регионального развития.

Поскольку целью регионального исследования является получение нового научного знания, постольку необходимо в начале уточнить, что уже известно в науке об объекте когнитивного интереса, то есть выяснить степень научной разработанности темы регионального исследования. Степень научной разработанности темы – это показатель ее изученности в современных научно-исследовательских практиках. Для того чтобы выяснить степень научной разработанности темы, вначале надо заняться поиском уже существующих научных знаний по теме регионального исследования.

Научные знания по теме регионального исследования можно найти в результате библиографического поиска. Наиболее доступным источником библиографической информа­ции по теме регионального исследования являются библиотеки, где создаются специальные каталоги. Однако в этих каталогах указывается только та научная литература, которая есть в библиотеке. Чтобы найти всю изданную по теме регионального исследования научную литературу, надо воспользоваться библиографическими указателями, которые являются основным источником текущей библиографической информации. Источниками библиогра­фической информации служат также научные журналы, в последних номерах которых содержатся «Указатели статей, опубликованных в журналах за … год», монографии и научные статьи, содержащие ссылки на названия научных работ.

Крупнейшим центром научной информации в области социаль­ных и гуманитарных наук является Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), который издает библиографические указатели, позволяющие ориентиро­ваться в новой литературе по социальным и гуманитарным на­укам; издает реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам; выпускает оптические компакт-диски (CD-ROM) c библиогра­фическими базами данных по социальным и гуманитарным на­укам. В информационную эпоху важное значение приобретают электронные библиотеки, в частности, такие, как: eLIBRARY.RU, ЭБС IPRbooks, ЭБСКО, ProQuest Dissertations&Theses, OECD iLibrary, электронно-библиотечная система «ЛАНЬ», Web of Science, Scopus, Sage Publication, Astrophysics Data System, PubMed, MathSciNet, zbMATH, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef. ­

Занимаясь поиском научной литературы, особое внимание надо уделить научным диссертациям и авторефератам диссертаций, доступ к которым осуществляется как через ресурсы свободного доступа, так и подписные ресурсы. Уникальным хранилищем диссертаций и авторефератов является Российская государственная библиотека (РГБ). Каталог Электронной библиотеки диссертаций РГБ находится в свободном доступе для любого пользователя сети Интернет.

На основе библиографической информации следует составить библиографические карточки с полным библиографическим описа­нием научных изданий по теме регионального исследования. После со­ставления этих карточек необходимо провести их систематизацию. С этой целью библиографические карточки раскладываются по трем папкам: первая папка — библиографические карточки, содержащие сведения о научных работах, в которых подводятся итоги изучения темы регионального исследования; вторая папка — библиографические карточки, содержащие сведения о диссертациях и авторефератах дис­сертаций, в которых рассматриваются различные аспекты темы регионального исследования; третья папка – библиографические карточки, содержащие сведения о прочих научных работах по теме регионального исследования.

После завершения библиографического поиска можно перехо­дить к выяснению степени научной разработанности темы путем критического анализа системы существующего научного знания по теме регионального исследования. Критический анализ системы научного знания по теме регионального исследования делается для того, чтобы можно было, во-первых, установить факт приращения научного знания в результате проведенного регионального исследования после его окончания, во-вторых, поставить научную проблему, без чего не возможно региональное исследование вообще.

Приступая к критическому анализу, в первую очередь не­обходимо изучить научную литературу, сведения о которой находятся на библиографических карточках в первой папке. Если такой лите­ратуры нет, то следует обратиться к авторефератам диссертаций, вве­дения которых содержат такой раздел, как «степень научной разра­ботанности темы исследования», в котором дается обзор предшест­вующей научной литературы. Знакомство с обзорами предшествующей научной литературы по теме регионального исследования, содержащимися в авторефератах диссертаций, позволяет выяснить тот круг вопросов, которые находятся в центре внимания современных исследователей. Затем следует переходить к просмотру другой научной литературы, сведения о которой содержат библиографические карточки из тре­тьей папки. После просмотра всей научной литературы по теме регионального ис­следования составляется общий перечень вопросов, связанных с изу­чением предметной области исследования, с указанием в скобках фамилий авторов научных работ, в которых эта проблема уже изуча­лась.

После завершения библиографического поиска можно переходить к критическому анализу системы научного знания по теме регионального исследования. Критический анализ системы научного знания об объекте регионального исследования предусматривает следующие когнитивные процедуры: 1) определение предметного поля научных исследований по теме когнитивного интереса; 2) анализ научных знаний по теме регионального исследования; 3) проверку аутентичности (полноты и достоверности) представлений ученых об объекте регионального исследования.

Чтобы определить предметное поле научных исследований по теме регионального исследования, надо выяснить, какие вопросы, связанные с изучением его объекта, уже рассматривались в научной литературе. Анализ научных знаний по теме регионального исследования сопровождается установлением тех вопросов, связанных с изучением объекта регионального исследования, которые в научной литературе рассматриваются, во-первых, однозначно, во-вторых, неоднозначно, и описанием представлений ученых по каждому из этих вопросов. Проверка аутентичности научных знаний по теме диссертации предполагает установление достоверности и полноты презентации объекта регионального исследования в уже существующей системе научного знания. Установление достоверности презентации объекта регионального исследования в системе научного знания происходит двумя путями. Первый путь – это выявление противоречий в существующей системе научного знания по теме регионального исследования. Второй путь – это соотнесение системы научного знания об объекте регионального исследования с научными представлениями самого исследователя, в ходе которого уже существующие научные знания об объекте регионального исследования делятся на три части: 1) знания, противоречащие представлениям соискателя; 2) знания, вызывающие у соискателя сомнения и требующие верификации; 3) знания, вписывающие в знаниевый континуум субъекта регионального исследования. Установление полноты презентации объекта регионального исследования в системе научного знания, направленное на выявление в ней когнитивных лакун, происходит путем соотнесения существующих научных знаний с когнитивной моделью объекта регионального исследования, возникающей в научном сознании соискателя в ходе интериоризации этих знаний в рамках замысла-гипотезы.

Установление противоречий внутри существующей системы научных знаний по теме регионального исследования, а также противоречий между этой системой и представлениями самого исследователя; появление когнитивных сомнений по поводу существующей системы научных знаний, выявление в ней когнитивных лакун – все это со­здает необходимые интеллектуальные условия для выяснения сте­пени научной разработки темы регионального исследования. В связи с этим можно выделить следующие правила написания «степени научной разработанности темы исследования»: 1) критический анализ научной литературы должен проводиться строго по теме регионального исследования; 2) критический анализ научной литературы не должен сводиться к библиографическому «поминальнику». При описании «степени научной разработанности темы исследования» следует придерживаться такого плана: 1) определение предметного поля научных исследований (выделение вопросов, рассматриваемых в научной литературе); 2) анализ результатов научных исследований (с выделением однозначных и неоднозначных ответов на эти вопросы, существующих в научной литературе); 3) аутентичность представлений ученых об объекте регионального исследования (с выделением «когнитивных лакун»).

Выявление степени научной разработанности темы регионального исследо­вания порождает ситуацию интеллектуального напряжения, порождающего проблемное поле, в рамках которого исследователь формулирует научную проблему в качестве вопроса, отвечая на который, он предполагает получить принципиально новое научное знание и тем самым расширить или изменить научные представления об изучаемой геопространственной реальности. Поэтому региональное исследование собственно начинается с постановки научной проблемы, поскольку научная проблема придает исследованию целенаправленный характер.

При постановке научной проблемы следует понимать, что она находится не в изучаемой геопространственной реальности, а возникает в теоретическом сознании ученого. При этом можно выделить три способа постановки научных проблем. Первый способ – соотнесение системы научного знания по теме когнитивного интереса с научными представлениями самого субъекта регионального исследования и обнаружение научных лакун. Постановка такого вопроса, который еще не ставился в научном сообществе, предполагает получение нового научного знания. Второй способ – соотнесение системы научного знания по теме когнитивного интереса с научными представлениями самого субъекта регионального исследования и актуализация такого вопроса, на который в научной литературе существует однозначный ответ, противоречащий представлениям ученого-исследователя. Актуализация такого вопроса также предполагает получение иного научного знания. Третий способ – соотнесение системы научного знания по теме когнитивного интереса с научными представлениями самого субъекта регионального исследования и актуализация такого вопроса, на который в научной литературе существуют неоднозначные ответы. Актуализация такого вопроса, предполагает «втягивание» ученого-исследователя в научную дискуссию по этому вопросу и получение или еще одного неоднозначного на него ответа или верификацию уже одного из существующих ответов.

Постановка научной проблемы позволяет определить цель регионального исследования, которая предполагает осознанное получение нового научного знания. Эти знания должны быть оформлены в виде научной концепции как системе логически непротиворе­чивых обобщенных теоретических знаний. Поэтому целью регионального исследования является разработка его концепции как результата на­учно-исследовательской деятельности.

Цель регионального исследования конкретизирует его предметную об­ласть, то есть очерчивает познавательные границы, в рамках которых предполагается получение нового научного знания. Однако цель и предметная область регионального исследования еще не определяют, каким по содержанию будет новое научное знание. Для этого в предметной области регионального исследования следует выделить те когнитивные зоны, в рамках которых будет осуществляться научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания. Чтобы выделить когнитивные зоны в предметной области регионального исследования, надо предварительно поставить его познавательные задачи. После этого региональное исследование превращается в процесс решения определенного класса познавательных задач. Задачи регионального исследования представляют собой перечень во­просов, или проблем частного характера, на решение которых на­правлены научно-исследовательские действия ученого в рамках его методологических ориентаций.

Постановка задач регионального исследования осуществляется на основе предварительного системного анализа предметной области регионального исследования. Вначале осуществляется системно-семантический анализ, вклю­чающий следующие процедуры: 1) дается операциональное опреде­ление базового понятия регионального исследования путем выделения его предмет­ного значения (денотата); 2) предлагается инструментальное опре­деление базового понятия путем выражения его предметного значения через признаки, структуры и функции. Затем в рамках на­званных структурных единиц даются операциональные и инструмен­тальные определения дополнительных понятий регионального исследо­вания.

При определении понятий регионального исследования следует исходить из того, что в науке существуют различные трактовки содержания тех или иных понятий, поскольку они даются в рамках различных методологических подходов. Многозначность (полисемантичность) научных понятий – это свидетельство нормального развития науки. Многозначность научных понятий в конкретном региональном исследовании – явление ненормальное, свидетельствующее об отсутствии у исследователя ясного и целостного представления о том, что он конкретно собирается изучать. Поэтому нет правильных или не правильных понятий, есть работающие (инструментальные) и не работающие.

Инструментальные определения базового и дополнительных понятий дают возможность: 1) установить однозначность содержания понятий и логическую связь между ними в категориальном аппарате конкретного регионального исследования; 2) уточнить специфику применения понятий к конкретной предметной области регионального исследования; 3) осуществить редукцию значения понятий к эмпирическим признакам предметной области регионального исследования, то есть определить индикаторы сбора и систематизации эмпирического материала.

Таким образом, системно-семантический анализ предметной области регионального исследования позволяет построить его понятийную модель, то есть выразить предметную область исследования через содержание базового и дополнительных понятий. Понятийная модель предметной области регионального исследования позволяет определить возможные классы его основных научно-ис­следовательских задач, связанных с изучением признаков, структур и функций тех геопространственных явлений, которые содержательно опре­деляются значением базового понятия. После определения возможных классов основных научно-иссле­довательских задач необходимо продолжить системный анализ пред­метной области регионального исследования, что позволяет определить классы его дополнительных научно-исследовательских задач. В ка­честве таковых могут выступать, во-первых, классы научно-иссле­довательских задач, связанные с анализом факторов (внутренних, внешних), условий (объективных, субъективных), причин (эконо­мических, политических, культурных), а также соответствующих последствий тех социальных явлений, которые являются предметом изучения в рамках основных научно-исследовательских задач. Кроме того, целесообразно поставить такие классы дополнительных на­учно-исследовательских задач, которые связаны с изучением теоре­тико-методологических оснований регионального исследования.

Таким образом, системный анализ предметной области регионального исследования позволяет определить возможные классы, во-первых, основных научно-исследовательских задач, связанных с изучением «признаков», «структур» и «функций» тех геопространственных явлений, входящих в эту проблемную область, во-вторых, дополнительных задач, связанных с выявлением социальных факторов (или причин), социальных последствий, теоретико-методологических оснований регионального исследования.

В конкретном региональном исследовании ученый может ограничиться постановкой тех или иных классов основных и дополнительных на­учно-исследовательских задач. Постановка определенных классов основных и дополнительных задач позволяет, во-первых, выделить те конкретные когнитивные зоны в конкретной предметной области регионального исследования, в рамках которых будет осуществляться научно-ис­следовательская деятельность, направленная на решение ее задач (частных научных проблем); во-вторых, построить когнитивную мо­дель предмета регионального исследования, то есть составить перечень тех вопросов, отвечая на которые ученый собирается получить новое научное знание в рамках достижения цели регионального исследования.

Постановка определенных классов основных и дополнительных научно-исследовательских задач и составление списка таких вопросов дает возможность разработать логически завершенный план регионального исследования, в котором, во-первых, определенные классы основных и дополнительных познавательных задач будут соответствовать названию глав; во-вторых, вопросы, поставленные в рамках этих классов, будут соответствовать названию параграфов.

В концепции регионального исследования важно установить соотно­шение между его объектом и предметом. Объект регионального исследо­вания – это целостный фрагмент геопространственной реальности, на ко­торый направлена познавательная активность ученого. Предмет регионального исследования – это фрагмент объекта или ракурс его изу­чения, содержание которых определяется научно-исследователь­скими задачами, направленными на производство новых научных знаний. На этой стадии разработки концепции наименование темы регионального исследования следует конкретизировать, приведя ее в со­ответствие с предметом.

Разработка концепции регионального исследования предполагает выбор его методологических оснований, который должен обеспечить эффективность научно-исследовательской деятельности и качественное решение поставленных научно-исследовательских задач.

Методологически основания регионального исследования ученый выбирает в зависимости от своих эпистемологических предпочтений и специфики поставленных научно-исследовательских задач. Для каждого класса научно-исследовательских задач существует свой, наиболее эффективный, способ их решения, который получил название научно-исследовательской парадигмы. При этом следует помнить, что парадигмы, которые собирается использовать ученый, решая определенные классы научно-исследовательских задач, должны соответствовать выбранной методологии регионального исследования.

Выбор методологических оснований предполагает их трансформацию в многомерный методологический конструкт регионального исследования, необходимость разработки которого обусловлена тем, что, с одной стороны, геопространственная реальность бросает региональным исследованиям вызовы сложности и неопределенности, ответы на которые требуют холистского подхода в изучении тех или иных фрагментов этой реальности. С другой стороны, растущая дисциплинарная специализация и усиливающаяся мультипарадигмальность научно-исследова­тельских практик приводят к фрагментаризации научного знания. В силу этого в научно-исследовательских практиках неуклонно ускользают целостность и многомерность геопространственной реальности.

Переход на холистский стиль научного мышления и предполагает разработку многомерного методологического конструкта регионального исследования, представляющий собой ког­нитивную модель рационально-проектного содержания, задающую предметное поле исследования, его стратегию, способы и методы решения научно-исследовательских задач. Методологи­ческий конструкт в региональном исследовании выполняет, прежде все­го, проектную и организационную функции. Проектная функция связана с предвосхищением предстоящих научно-исследователь­ских действий в контексте научного замысла. Организационная функция придает научно-исследовательской деятельности целесо­образный характер.

Методологический конструкт регионального исследования является продуктом методологического сознания ученого, в котором про­исходит проектирование способов и исследовательских действий, направленных на производство научных знаний о тех или иных фрагментах геопространственной ре­альности. Этим обусловлен рационально-проектный характер ме­тодологического конструкта регионального исследования как когнитив­ной модели аутентичной познавательной деятельности.

Методологический конструкт регионального исследования вклю­чает различного рода теоретические знания, являющиеся рацио­нально-проектной основой познавательной деятельности ученого.­ Это – предпосылочные теоретические знания, имеющие функцию когнитивных фильтров, опосредствующих взаимодей­ствие субъекта и предмета регионального исследования. В структуре этих фильтров можно выделить теоретические знания о предмете регионального исследования и теоретические знания о спо­собах научно-исследовательской деятельности. Предпосылочные теоретические знания о предмете регионального исследования базируются на определенной системе инструментальных понятий. Предпосылочные теоретические знания о способах научно-исследовательской деятельности вклю­чают в себя представления о ее парадигмальных основаниях и методах. В связи с этим в структуре методологических оснований регионального исследования можно вы­делить следующие уровни: 1) модель регионального исследования как система теоретического знания, определяющая его предметное поле и когнитивную стратегию; 2) предпосылочные теоретические знания, формирующие понятийный аппарат регионального исследова­ния (систему инструментальных научных понятий), позволяющий поставить определенные классы научно-исследовательских задач; 3) предпосылочные теоретические знания, предполагаемые для использования в качестве объяснительных конструктов или по­нимающих концептов при решении определенных классов науч­но-исследовательских задач; 4) парадигмы регионального исследования как способы постановки и решения определенных классов науч­но-исследовательских задач; 5) методы регионального исследования как алгоритмы решения отдельных научно-исследовательских задач.

Необходимым условием регионального исследования является наличие репрезентативных источников эмпирической информации. Поэтому в концепции этого исследования надо указать возможный корпус таких источников. Источники эмпирической информации надо отличать от научной литературы, в которой содержится эмпирическая информация. Источники эмпирической информации – это материальные носители информации, которая выступает в виде различных сведений о проявлениях геопространственной реальности. Эмпирическая информация дает возможность исследователю конструировать научные факты, воспроизводящие те или иные внешние проявления изучаемой геопространственной реальности в виде эмпирического знания. Систематизация научных фактов позволяет исследователю создавать эмпирические описания тех или иных фрагментов геопространственной реальности, которые являются предметом регионального исследования.

По характеру кодирования информации можно выделить следующие типы источников эмпирической информации: 1) письменные источники эмпирической информации, включающие нормативно-правовые акты, статистические материалы, делопроизводственную документацию, программные и нормативные документы, материалы средств массовой информации, результаты специальных эмпирических исследований; 2) визуальные источники эмпирической информации, включающие кино-, фотодокументы, результаты включенных наблюдений; 3) аудиальные источники эмпирической информации, включающие разного рода материалы звукозаписей.

Исследователи очень часто излишне доверяют некоторым источникам эмпирической информации и не используют информационные возможности других источников. Поэтому прежде чем использовать источники эмпирической информации в региональном исследовании, надо знать требования, предъявляемые к ним. Во-первых, источники эмпирической информации должны носить репрезентативный характер, то есть охватывать всю предметную область регионального исследования, а содержащаяся в них эмпирическая информация должна быть аутентичной (полной и достоверной). Во-вторых, прежде чем использовать источники эмпирической информации в региональном исследовании, необходимо осуществить их внешнюю и внутреннюю критику. Внешняя критика направлена на выяснение условий появления (создания) источника эмпирической информации, которые влияют на степень ее аутентичности. Внутренняя критика направлена на понимание эмпирической информации с учетом различных, в том числе культурных, контекстов ее создания путем феноменологической или герменевтической интерпретации.

Важным когнитивным фактором, организующим научный поиск, является научная гипотеза, выдвинутая в рамках концепции регионального исследования. Выдвижение замысла-гипотезы регионального исследования в виде когнитивной модели его объекта происходит еще на стадии выбора темы диссертации. Это позволяет удерживать разработку концепцию регионального исследования в определенных когнитивных рамках. Научная гипотеза – это система непротиворечивых умозаключений проблемно-теоретического характера о предмете регионального исследования, носящих вероятностный характер и требующих доказательств в ходе его научно-исследовательской деятельности. Научная гипотеза, опирающаяся на имеющиеся у исследователя теоретические знания, формулируется в виде предположений о качественных характеристиках изучаемых геопространственных явлений, их свойствах, связях, отношениях, факторах, условиях, тенденциях, закономерностях развития. Поскольку научная гипотеза нуждается в подтверждении, то она выступает организующим фактором когнитивной деятельности исследователя и его рефлексивного мышления.

Предварительная разработка концепции регионального исследования как проекта научно-исследовательских действий, связанных с производством нового научного знания, позволяет ученому преодолеть «блуждания» в дебрях познавательной деятельности и избежать превращения регионального исследования в сочинение на заданную тему.

Научно-исследовательские действия ученого, непосредственно на­правленные на производство нового научного знания также подчиняются определенной логике, те есть носят последовательный и взаимосвязанный характер. Эти действия включают: 1) работы с источниками эмпирической информацией; 2) производство эмпирического знания; 3) производство теоретического знания; 4) разработка научной концепции; 5) презентация результатов регионального исследования[8].

Собственно научно-исследовательские действия ученого, направленные на производство нового научного знания, начинаются с ра­боты с источниками эмпирической информации. Чтобы получить репрезентативную информацию об изучаемых фрагментах геопространственной реальности, необходимо осуществить внешнюю и внут­реннюю критику источников этой информации. Внешняя критика источников эмпирической информации выяснением выяснение условий их со­здания, которые влияют, прежде всего, на степень аутентичности этой информации. Внутренняя критика направлена на понимание эмпирической информации с учетом различных контекстов ее создания. Внешняя и внутренняя критика источников позволяют получать из них эмпирическую информацию о различных явлениях геопространственной реальности как предмете регионального исследования. Эта информация становится основой производства научного эмпирического знания об изучаемых геопространственных явлениях. Первоначально это знание выступает в форме научных фактов, на основе которых осуществляется научное описание тех или иных фрагментов геопространственной реальности.

В современной науке существуют разные представления о природе факта вообще. В рамках одного из них внимание акцентируется на тройственной его природе, и по­этому различаются: 1) факты социальной действительности; 2) факты источника эмпирической информации; 3) научные факты. Факты социальной действительности объективны по отношению и к источникам эмпирической информации, и к субъектам регионального исследования. Факты источника эмпирической информации пред­ставляют собой воспроизводство в закодированном виде фактов со­циальной действительности. Научные факты – это отражение в со­знании исследователя фактов социальной действительности на ос­нове фактов источника эмпирической информации.

В рамках другого подхода признается только существование научных фактов, которые рассматриваются как достоверное знание, облеченное в единичную форму. При этом одни ученые рассматривают научный факт как модель еди­ничных эмпирических данных и структурный элемент эмпирических описания, другие – как единство эмпирического и теоретического, поскольку, конструируя научный факт, исследователь ис­пользует те или иные понятия, которые являются элементами теоретиче­ского мышления. В рамках этого подхода особое внимание уделяется различению смысловых коннотаций понятий научный факт и социальное событие. Социальное событие существует в действительности, научный факт – это относительно достоверное о нем знание, которое является о продукт научного сознания.

В частности, геопространственная действительность не представляет собой собрания геопространственных фактов. Геопространственная действительность включает геопространственные яв­ления, события и процессы, сведения о которых содержат источ­ники эмпирической информации. На основе этих сведений иссле­дователь конструирует научные факты, содержащие информацию о единичных геопространственных явлениях, которые являются основой эм­пирических описаний как научного знания о взаимосвязанных геопространственных событиях. Такого рода описания играют большую роль в региональном иссле­довании, являясь эмпирической основой реконструкции геопространственной реальности на уровне научного знания о единичных геопространственных яв­лениях. Поэтому эмпи­рическое описание, представляя собой начальную стадию регионального исследования, является необходимым элемент в картине геопространственной реальности, которая создается исследователем в виде системы связного из­ложения научных фактов в зависимости от его методологических предпочтений.

В этом плане описание в региональном исследовании является за­вершением его эмпирической стадии, на которой происходит извле­чение эмпирической информации из различных источников и ее преобразование в эмпирическое научное знание. Элементарной еди­ницей такого знания выступает научный факт, являющийся основой эмпирического описания геопространственной реальности. Эмпири­ческое описание как научно-исследовательская процедура предпо­лагает тематическую систематизацию научных фактов в их логи­ческой взаимосвязи. Описание как система научных фактов, или эмпирических знаний о различных явлениях геопространственной реальности и взаимосвязи между ними, представляет собой эмпирическую мо­дель изучаемой геопространственной реальности дескриптивного характера, созданную с помощью определенного научного языка.

Результатом научно-исследовательских действий на эмпирической стадии является реконструкция геопространственной реальности в виде раз­личных ее описательных моделей эмпирического характера. Однако региональное иссле­дование не должно завершаться на этой стадии, хотя часто так и происходит. В научной литературе такое явление получило название «ползучего эмпиризма», преодолеть который позволяет понимание того, что целью познавательной стратегией регионального исследования является реконструкция геопространственной реальности в виде различных ее когнитивных моделей.

Реконструкция геопространственной реальности представляет собой ин­терпретацию субъектом научно-исследовательской деятельности этой реальности. Интерпретация, как когнитивная процедура, включает не только эмпирическое описание геопространственной реальности, но и ее презентацию в системе теоретиче­ского знания. В рамках классической рациональности региональное исследование рассматривается как отношение между ученым (субъ­ектом научно-исследовательской деятельности) и объектом (надын­дивидуальной геопространственной действительностью). Целью когнитивной стратегии такого исследования, основой которого выступает принцип нейтральности его субъекта, является реконструкция этой действительности в виде системы эм­пирического и теоретического знания, адекватного действи­тельности и свободного от оценочных суждений. При этом рекон­струкция геопространственной действительности как когнитивная процедура ее интерпретации включает описание, объяснение и през


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.