Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-05 | 1160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Образование в Тамбовской области после окончания войны. Основой культуры общества является образование. Великая Отечественная война нанесла по нему тяжелый удар. Несмотря на нехватку учителей, учебников и школьного оборудования, топлива школы Тамбовщины продолжали действовать даже в самые трудные военные месяцы. Но подростки военной поры, недоедающие, мерзнущие, отдававшие наравне со взрослыми немалую часть сил и времени общему делу Победы, не могли получить систематического и глубокого образования.
После войны развитие советской школы возобновилось. В 1949–52 годах страна перешла к 7-летнему всеобщему обязательному политехническому обучению. Расширялась тамбовская школьная сеть: в 1950-е годы были построены новые школьные здания и расширены имевшиеся на 43,5 тыс. мест. Тысячи молодых людей обучались в школах рабочей и сельской молодежи, совмещая учебу с работой. Усиленными темпами готовили учителей в главном вузе области – Тамбовском государственном педагогическом институте. За годы своего существования ТГПИ подготовил несколько десятков тысяч учителей, из его стен вышли сотни ученых, видных руководителей и общественно-политических деятелей. Помимо ТГПИ, выпускали будущих учителей Мичуринский пединститут, педучилища в Тамбове и Моршанске. (фото)
Потребность в подготовке рабочих кадров для промышленности и транспорта способствовала развитию системы профессионального образования. Начало ей в Тамбовской области было положено в 1940 г., когда появились несколько ремесленных и железнодорожных училищ, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). В войну 16 ремесленных училищ области подготовили более 18 тыс. рабочих разных специальностей, в числе которых было немало женщин.
|
С 1944 года в Тамбове работало Суворовское военное училище, просуществовавшее 15 лет. За это время оно выпустило более 850 человек, 16 из которых стали генералами, 30 – докторами и кандидатами наук, деятелями искусства, изобретателями. (фото)
Важной частью просвещения являлось библиотечное дело. Сеть библиотек к 1950 г. была восстановлена после военных испытаний и продолжала развиваться дальше. Росло число сельских и городских клубов, в большинство сел (там, где его еще не было) пришло радио.
2. Развитие образования в 50-е-80-е годы. В эти годы система образования на Тамбовщине, как и в целом в СССР, сделала существенный шаг вперед. В 1954/55 учебном году в школе были введены новые учебные планы и программы, нацеленные на более систематизированное усвоение знаний. С середины 1960-х годов за счет преобразование многих «восьмилеток» увеличилось число полных средних школ; осуществлялась политехнизация обучения; создавались опытные пришкольные участки. В массовом порядке велось школьное строительство. В одном только 1968 г. было сдано 56 школьных зданий на 11,5 тыс. учеников. (фото)
В 1970-е годы был объявлен переход к всеобщему обязательному среднему образованию. Сельские школы по условиям обучения во многом приблизились к городским. Росло количество пришкольных интернатов на селе, принимались меры к улучшению материального положения сельского учительства. Несмотря на остававшуюся до конца нерешенной проблему обеспеченности села стабильными учительскими кадрами, сельские школы обеспечивали довольно приличное качество образования. В Тамбове открылись специализированные школы с углубленным изучением ряда предметов (иностранных языков, математики, химии). Во всех городах и районах был создан комплекс внешкольных учреждений: дворцы и дома пионеров и школьников с их многочисленными кружками, спортивные, музыкальные, художественные школы и т.д. (фото)
Развивалась высшая школа. Помимо педагогического института с его восемью факультетами, в 1958 г. в Тамбове открылся филиал Московского института химического машиностроения. Быстрый рост этого филиала и появление новых специальностей в 1965 г. позволили преобразовать его в самостоятельный вуз – Тамбовский институт химического машиностроения (ТИХМ, с 1994 г. – ТГТУ).
|
В 1967 г. как филиал Московского государственного института культуры в Тамбове был основан институт культуры с тремя факультетами.
На всю страну отличной подготовкой ученых и практиков сельского хозяйства был известен Мичуринский плодоовощной институт им. И.В. Мичурина. (фото)
К началу 70-х годов в области действовали 1,5 тысячи школ, 5 гражданских вузов, 24 техникума и других средних специальных учебных заведения. Образование на всех уровнях было по закону и фактически бесплатным. Учащиеся средних специальных и высших учебных заведений получали заметно повышавшиеся стипендии (размер их в 1970-е годы достиг трети средней зарплаты в стране). Учащиеся школ, техникумов и вузов пользовались значительными льготами в оплате питания, проезда на городском, железнодорожном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте.
Тамбов стал крупным центром подготовки офицерских кадров. Здесь в разное время работали пехотное, артиллерийско-техническое, авиационно-техническое училище, высшее военное училище летчиков и высшее военное училище войск химической и радиационной защиты. (фото)
Пика развития достигла сеть городских библиотек, открывались библиотеки в научных и образовательных учреждениях, совхозах, техникумах, на предприятиях. Советский народ в это время по праву называли самым читающим в мире. Чтение богатых информацией книг было залогом действительно лучшего в мире образования. Тогдашний школьник за время своей учебы прочитывал в десятки раз больше хороших книг, чем нынешний «средний» выпускник престижной школы.
3. Литературная и театральная жизнь. Литературная жизнь Тамбовщины первых послевоенных десятилетий связана, прежде всего, с творчеством писателей и поэтов, являвшихся участниками той великой войны – И.С. Кучина, И.В. Шамова, С.С. Милосердова, Б.К. Панова, В.А. Журавлева и других. Местная литература вела поиск наиболее выразительного образа фронтовика, вернувшегося к мирному строительству, обращалась к красоте родного края.
|
В 1960 г. была основана областная писательская организация. Ее первый руководитель – А.В. Стрыгин, автор романа «Расплата», в основу которого положены события, связанные с разгромом «антоновщины». С конца 1960-х годов областной писательской организацией руководила талантливая поэтесса М.А. Румянцева,создавшая образцы замечательной лирики, серии стихов о тружениках тамбовских полей. Позднее организацию писателей возглавляли поэт-фронтовик И.С. Кучин, В.И. Герасин, А.М. Акулинин; ныне ею руководит писатель Н.Н. Наседкин. Сейчас в Тамбовской области работают около 30 профессиональных писателей. Действует литературный музей на общественных началах (истоки его создания восходят еще к 1961 г.); проводятся праздники поэзии в имении Е.А. Боратынского Мара, международные Замятинские чтения, литературные встречи, посвященные поэту В.А. Богдановув д. Васильевка Мордовского района. В 1990 г. была организована «Книжная лавка писателя»,через которую издано более 200 книг местных авторов. (фото)
Частью художественной культуры области являлся и является Тамбовский драматический театр. Его наибольший расцвет, несмотря на идеологический контроль и жесткую театральную цензуру, связан с именем главного режиссера В.А. Галицкого, возглавлявшего театр в 1947–57 гг. За спектакль «В Лебяжьем» по пьесе местного драматурга Д. Девятоватеатр был удостоен Сталинской премии 1951 года. Большой успех театру принесли гастроли в Москве три года спустя. На тамбовской сцене начинали творческий путь многие известные деятели театра, кино и телевидения. Здесь раскрылись дарования актеров И.Н. Марина, М.И. Коварской, Е.Н. Мамонтовой, М.Н. Корниловой и др. Театр знавал разные времена, но вплоть до трудных в его судьбе 90-х годов продолжал играть очень заметную роль в культурной жизни Тамбовщины. (фото)
4. Изобразительное искусство. Развиваласьхудожественная жизнь Тамбовского края. Росло число художников, устраивались городские и областные выставки. На общероссийской волне создания новых музеев в 1961 г. открылась Тамбовская областная картинная галерея. Помимо постоянных экспозиций западноевропейского и русского искусства здесь регулярно проводились выставки местных художников. Приметой времени стала массовость искусства, чему способствовали всесоюзные и республиканские выставки. В них участвовали художники А.П. Краснов, Е.В. Рябинский, скульптор С.Е. Лебедев и другие тамбовские мастера, получившие признание за пределами края. (фото)
|
Творчество тамбовских скульпторов и архитекторов В.Г. Самородова, А.С. Куликова, С.Е. Лебедева, К.Я. Малофеева, Т.Г. Вельцен представлено в монументальных памятниках Тамбова и области. Первыми после окончания войны стали памятник Зое Космодемьянской в Тамбове (1947 г., скульптор М.Г. Манизер), монумент «Танк «Тамбовский колхозник» (1949 г., архитектор В.Г. Самородов), памятник И.В.Мичурину в Мичуринске (1950 г., скульптор М.Г. Манизер). К 25-летию Победы был открыт монумент «Вечной славы» («Вечный огонь»), спроектированный скульпторами К.Я. Малофеевым, С.Е. Лебедевым и архитектором А.С. Куликовым. Эти и некоторые другие памятники стали знаками, символами нашего края. (фото)
5. Музыкальная жизнь. Тамбовская земля славится своей музыкальной жизнью. Ее важным организатором и проводником являлась Тамбовская филармония, основанная в 1937 г. В послевоенные годы при филармонии действовали хор, фольклорная группа, концертные бригады, джаз-оркестр, симфонический оркестр. Ежегодно давалось свыше тысячи концертов. (фото)
В 1950-е – 1960-е годы концертная деятельность филармонии продолжилась. Среди гастролеров были лучшие музыканты и артисты страны. В 1967 г. открылся концертный зал, гостиница. Был возрожден симфонический оркестр. Среди форм пропаганды музыкального искусства появились фестивали «Золотая осень», «Тамбовские зори», «Музыкальная весна» с участием лучших исполнителей страны. В 1970-е–1980-е годы эстрада возобладала над классикой.
С 1982 г. на Тамбовщине ежегодно проводится музыкальный фестиваль имени С.И. Рахманинова с участием лучших коллективов и артистов СССР, а также зарубежных стран (с 1993 г. фестиваль является международным). (фото)
Нашей «маркой» стали созданные в конце 60-х годов самодеятельные ансамбли песни и танца «Ивушка», спортивного бального танца «Цвета радуги» (в 90-е годы оба они получили статус государственных). Их гастроли с успехом проходят не только в других городах страны, но и за границей.(фото)
Спорт. Несомненным признаком общественного и «обыкновенного» здоровья народа, высокой культуры страны является степень развития физической культуры и уровень спортивных достижений нации. В советское время массовый порыв молодежи к физкультуре и спорту встречал растущую государственную поддержку, и это соединение давало хорошие результаты.
|
На Тамбовщине родились и выросли многие чемпионы России, СССР, Европы, мира, Олимпийских игр 1950-х-1990-х годов. Наш край особенно прославился своими легкоатлетами (В. Пискунов, Н. Дутов, А. Гончаров), рекордсменкой мира и олимпийской чемпионкой по бегу с барьерами (90-е годы) Л. Нарожиленко (Энквист)), боксерами (Н. Храпцов, чемпион Европы – 1979 г.), борцами (Б. Борукаев, А. Юрин), конниками (неоднократные чемпионы и призеры Олимпийских игр И. Калита, С. Филатов), велосипедистами, лыжниками (Р. Хворова), мастерами парашютного, автомодельного спорта, спортивного ориентирования и др..
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. В чем проявились основные достижения в развитии школьного, начального и среднего профессионального, вузовского образования на Тамбовщине в 50-е -80-е годы?
2. Объясните, каким образом развитие образования на Тамбовщине было связано с общими потребностями социально-экономического развития страны и нашего края в 50-е -80-е годы?
3. С творчеством кого из тамбовских писателей послевоенного времени вы знакомы? Каким темам посвящены их произведения?
4. Подготовьте небольшое сообщение о творчестве одного из тамбовских художников, скульпторов второй половины ХХ в.
5. Если бы вам была предоставлена такая возможность, памятник какому человеку (или событию) вы предложили бы установить в Тамбове (либо в вашем населенном пункте)? Обоснуйте свое мнение.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!