Народный быт XVII-XVIII веках. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Народный быт XVII-XVIII веках.

2018-01-05 1268
Народный быт XVII-XVIII веках. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Традиционные промыслы. К XVIII в. в нашем крае получили развитие многочислен­ные ремесла и промыслы. Во многих селах крестьяне изго­товляли глиняную посуду. Простая по технике ис­полнения, с незамысловатыми узорами, она служила не по прямому назначению, но и украшением дома. Разнооб­разны были деревянные изделия: посуда, мебель, орудия труда, транспортные средства, игрушки и украшения. В селах Моршанской округи мастера вырезали из дерева объемные изображения святых, которые затем раскрашивались, делали украшенные причудливой резьбой иконостасы. Моршанская деревянная скульптура представляет собой самобытное явление народной культуры, так как по канонам православной церкви круглая (объемная) скульптура в культе не допускается. В ряде сел жители занимались до­машним ковроткачеством, плетением корзин, вязанием. Все это улучшало и украшало крестьянский быт, разнообразило жилище; часть продукции поступала на продажу.

2. Жилище. В XVII – XVIII веках городской быт в Тамбовском крае ма­ло отличался друг от сельского. Большинство домов были деревянными. Каменное зодчество в городах зародилось только в XVIII в., причем первоначально оно было представлено лишь православными храмами и казенными зданиями. Немногочисленные жилые каменные постройки, принадлежащие городской верхушки (дворянам, купцам) появились лишь в последней четверти XVIII в.

Крестьянская изба состояли из сруба, связанного из сосно­вых, реже дубовых бревен. Крестьянский двор, кроме избы, имел клеть (неотапливаемую часть дома, где хранились домашняя утварь) и разнообразные хозяйственные постройки (погреба, амбары, овины и т.п.). К дому обязательно примыкал огород.

Большинство изб имело площадь в 20-40 кв. м, как у современных однокомнатных квартир. При этом немалое место в избе занимала печь, а, самое главное, в таком доме жило не 2-3, как сейчас, а в среднем 8 человек.

Небольшая изба являлась главным жизненным пространством семьи, особенно в зимнее время, поскольку это была единственная отапливаемая постройка. Крестьянам приходилось не менее четырех месяцев в году держать здесь домашнюю птицу и молодняк скота, чтобы защитить их от холода. В очень сильные морозы в избу загоняли и взрослую скотину.

Избы топились «по-черному», т.е. не имели дымоходов. Дым выходил через специальное дымовое окно или отверстие. Внутреннее убранство изб было простым и рациональным. У печи размещались полати. Вдоль стен ставили широкие лавки, на которых и сидели, и спали.. Каждая изба имела «красный» или «святой» угол с иконами. Здесь же стоял стол. Окна прорубались в верхней части стены и на зиму закрывались полупрозразчной пленкой из бычьего пузыря. Кре­стьянское жилище освещалось лучиной, которую вставляли в светец или в особую щель в стене.

В крестьянских домах воздух был спертый от тесноты, печного угара, приготовления пищи, помета животных и птиц. Стены и потолок покрывал толстый слой сажи и копоти. Дым – особенно по утрам, когда разжигали печь, стлался под низким потолком. По вечерам копоть от лучины выедала глаза. Земляной пол всегда был сырой, а весной и осенью превращался в грязь. Клопы, вши, кишечные паразиты были повсеместным «спутником» жизни крестьян и горожан. От лезших в еду тараканов невозможно было избавиться, и, более того, они даже стали своеобразной «приметой» достатка. При переезде в новый дом глава семьи брал несколько тараканов и выпускал на волю. В XVIII в. только в от­дельных селах появились дома с подвесными потолками, а глинобитные или земляные полы стали заменять деревянны­ми.

Редкие крестьянские дома имели еще и горницу - пристройку к избе без спальных полатей. Еще реже в крестьянских дворах было по две жилых избы.

3. Народный костюм. Народную одежду отличали традиционность, т.е. выверенная веками целесообразность. Его характерной чертой было сохранение устойчи­вых традиций. В то время одежда, отражала и социальное по­ложение человека. был простым и удобным, а в чем-то и изящным. На его изготовление шли льняные и конопляные ткани, шерсть. Для от­делки зимней одежды использовали шкурки белок, зайцев, лис, медведя, бобра. Тулупы и полушубки шили из овчины.

Мужская летняя одежда состояла из рубахи и портов. Штаны или порты завязывались тесемкой и часто были при­надлежностью взрослого, женатого мужчины. Парни иногда до самой женитьбы щеголяли в одних рубахах. Верхняя одежда была бо­лее разнообразна: армяки, свиты, зипуны, кафтаны, шубы. При этом кафтаны считались форменной одеждой для стрель­цов и некоторых других родов войск. Летним мужским убором служила войлочная шляпа («валенка»), зимним — суконная или меховая шапка. Обувью служили плетеные из лыка лапти, кожаные сапоги, чуни и валенки.

Женская нательная одежда состояла из длинной, до пят рубахи с обязательным поясом. Появиться без пояса в доме, и тем более на улице, считалось неприличным. Верхняя одежда включала сарафаны, панёвы. Сарафаны в основном носили девушки. Панёва — вид юбки из шерстяной ткани в крупную клетку тем­но-синего или черного цвета. Зимой женщины надевали тело­греи, зипуны, кафтаны-коротаи, тулупы. В холода руки прятали в длинные рукава. Головной убор отличал замуж­нюю женщину от девушки. Девушка могла ходить простоволосой, надевая на голову повязки, перевязки, обручи-венцы. Замужняя женщина дома и на улице должна была обязательно закрывать голову. Дома надевался волосник, на улице специальное головное полотенце – убрус. Носились кички, платки. На ноги женщины надевали летом лапти, а зимой – сапоги на высоком каблуке или валенки.

Мужская и женская одежда украшалась вышивкой или разноцветными узорами. Здесь тесно переплелись русские и мордовские традиции, создав своеобразный южнорусский орнамент. Он отличался гео­метрическими узорами в виде ромбов или квадратов. Преоб­ладали красно-белые цвета. Широко распространенной тканью оставалась пестрядь. Ее ткали из льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток разных цветов, радующих глаз пестротой. Из пестряди шили сарафаны, мужские и женские рубахи, юбки.

Весь строй деревенской жизни, неизменность занятий и традиций долго время сохраняли определенный набор одежды. Повседневная одежда снашивалась до дыр, а праздничная хранилась долгое время, передавалась из поколения в поколение, была предметом особых забот и надевалась редко.

4. Пища. Пища городского и сельского на­селения была почти одинаковой: в России в XVII в. даже в царских покоях подавали простую еду. В рацион тамбовского дворян и купцов в XVIII в. проникали некоторые заморские блюда и особенно напитки. Значительных изменений в структуре питания остальной части общества не произошло. В неурожайные годы большинство населения довольствовалось скудной пищей.

Главное место в питание занимал хлеб во всех его видах. В буд­ние дни употребляли ржаной хлеб, который считался более сытным, чем пшеничный. Крестьяне пекли его сами, а в городах этим занимались пекари. В зависимости от вида муки различали хлеб ситный, решет­ный, пшеничный. Пекли калачи, караваи, ковриги, сайки. А любимыми были разные пироги: с ры­бой, мясом, творогом, кашей, овощами. Лакомст­вом взрослых и детей оставались оладьи и блины с маслом и медом.

И летом и зимой ели ячменные, пшенные, гречневые каши. Из толокна[9] готовили кисели. Широко распространенна была рыбная пища. Рыбу ловили на Цне, Челновой, Вороне, Воронеже и их притоках. Караси, лини, плотву, окуней, щук, сомов использовали для местного потребления, везли на продажу в соседние города и даже в Москву. Через Тамбов и Козлов шел торговый путь с Поволжья в Москву. Поэтому на местных рынках продавали стерлядь, осетров, белуг, севрюг. Их везли в копченом и соленом виде. На столах у богатых людей обычной была черная икра, которую пудами во­зили также через Тамбов. Цены на рыбную продукцию были до­ступны широкому кругу населения.

Мясо употреблялось значительно ре­же. Средний» тамбовчанин за год съедал не более 6 кг мяса. Церковь ограничивала употребление мяса в пост­ные дни. Они составляли более трети года. Бедность также вынуждала многих постится и в скоромные дни. Мясные блюда готовились из баранины, свинины, говядины, птицы. На зиму заготавливалась солонина. Ежедневным го­рячим блюдом служили постные, реже мясные щи из кислой капусты, репы. Из свиных голов варили студень. Природа Тамбовского края позволяла разнообразить рацион мясом диких животных и птиц: зайцев, лосей, кабанов, рябчиков, тетеревов,уток.

В «скоромные» дни широко употребляли молочные про­дукты: молоко свежее, кислое и топленое, сливки, сметану, творог, сыр. Растительная пища включала разные овощи в свежем и соленом виде. На огородах росли капуста, репа, горох, свекла, брюква, огурцы, морковь. Употребляли ягоду и грибы, особенно любили грузди и рыжики. У домов росли яблони, груши, вишни.

Среди напитков предпочитали квас, мед, пиво. Квас использовался не только как питье – из него готовили окрошку. Пиво разрешали варить самостоятельно только по большим праздникам, а в обычное время его покупали в государственных кабаках.

5. Обряды и обычаи. Серый, однообразный быт крестьян скрашивался праздниками, вкоторых христианство причудливо переплелось с языческими обрядами. Рождественские колядки, весенняя масленица, пасхальные праздники, Троица праздно­вались всем селом, собирая истарых, и малых. В крестьян­ском быту крепко держались суеверия и страсть к диким, грубым развлечениям вроде кулачныхбоев. На кулаках дра­лись улица на улицу, деревня на деревню. Иногда кулачные схватки заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью. Церковь и власти пытались бороться таким развлечениям, но традиции оказывались устойчивей.

Одним из самых торжественных обрядов, привлекавших все село, была свадьба. Свадьба играла важную роль вхозяйственной жизни крестьянской семьи, которая пополнялась ра­бочими руками. Редко молодые могли сами сговориться о женитьбе, чаще всего это за них делали роди­тели.

Свадьбы обычно играли поздней осенью и зимой, после за­вершения сельскохозяйственных работ. Тамбовский свадебный обряд складывался на протяжении столетий, незначительно изменившись к началу XX в. Обычно свадьба на­чиналась со сговора. Эту обязанность выполняла сваха или мать невесты. Женихов невесты находили внутри родного села или в соседних селах. Невест редко привозили издалека. Служилые люди искали пару внутри своего слоя, и даже в XVIII в. однодворцы придерживались таких тра­диций. Помещичьи крестьяне не могли играть свадьбу без согласия своего владельца или его приказчика.

В один из воскресных дней – его называли «большим за­поем» – родители невесты вместе с родственниками приезжали в дом жениха. После обильного угощения сговаривались о дне свадьбы, приданом. Накануне свадьбы в доме жениха пекли каравай из ржаной муки и угощали приглашенных. В Тамбовской губернии «караваем» называли также девичник, по­следний вечер перед свадьбой невесты. К ней в дом прихо­дили подруги, пели жалобные песни. На утросвадьбы сама невеста пела тоскливые, грустные песни, прощаясь с девичеством и родительской семьей:

Подымайтесь, милые подруженьки,

А умывайтесь ключевою водой,

А я, горькая, горючей слезой.

Подруги расплетали невесте косу и вплетали ленты. Расплетение косы – символ прощания с девичьей волей, роди­тельским домом. В доме жениха в это время готовили торжественный свадебный поезд. Жениха наряжали в чистую рубаху, под­поясывали красным полотенцем. Он садился верхом на коня. Жениха сопровождали его близкий товарищ и распорядитель – «дружко», друзья. В день свадьбы мо­лодые как бы отрешались от повседневных будней. Их на­зывали «молодой князь» и «молодая княгиня», они находи­лись в центре внимания всего села.

По приезде жениха в дом невесты «дружко» должен был выкупить место жениху рядом со своей суженой. Шуточный, веселый обычай имел давние корни, когда родители жениха выкупали за «калым» невесту, а родители невесты теряли на нее все права. «Выкупив невесту», свадебный поезд направ­лялся в церковь. Здесь происходил обряд официального вен­чания. Из церкви молодые ехали в дом жениха, где в течение нескольких дней весело гуляла свадьба. Обязательными ее участниками становились «игрицы», умеющие петь и весе­лить народ. Пели русские величальные песни, веселые частушки. Свадебный русский обряд был своеобразным спектаклем со своими обычаямиями и церемо­ниями. После того, как он заканчивался, начинались будни, тяжелая рабо­та по дому и в поле, жизнь, наполненная лишениями и редкими радостями.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. Подготовьте сообщение о традиционных промыслах, получивших распространение на территории Тамбовщины в XVIII – начале XIX веках.

2. Опишите сельское жилище Тамбовской губернии XVI I – XVIII веках.

3. Внимательно рассмотрите изображение женского и мужского народного костюма. Найдите детали одежды, о которых упоминается в учебнике.

4. Чем пища тамбовского крестьянина или горожанина XVII-XVIII веков отличалась от современной? Что в этих различиях вас особенно удивило?

5. Сохраняются ли в наше время какие-либо черты традиционного свадебного обряда, распространенного на Тамбовщине в прошлом?

5. Подготовьте сообщение о народных праздниках и обрядах Тамбовской губернии.

 

 

 

 

Часть II. Тамбовская губерния в 1796 – 1917 годах


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.