Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2018-01-05 | 688 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1.Строительство и работа заводов. В пореформенное десятилетие в Тамбовской губернии появились крупные фабрики и заводы. Почти все они занимались переработкой сельскохозяйственного сырья. Были построены сахарные, винокуренные, табачные, суконные и другие промышленные предприятия. Их основали выходцы из различных слоев общества. О промышленниках из дворян вы уже знали. Тамбовские «суконные короли», двоюродные братья Асеевы происходили из крестьян. Крупнейшую мельницу в Тамбове основали купцы Егоровы. Самое большое предприятие губернии – пороховой завод в рабочем поселке под Тамбовом (ныне Котовск) построило в годы Первой мировой войны государство. На нем работало свыше 6 тысяч человек.
Долгое время в промышленности губернии первенствовали винокуренные заводы, производившие несколько миллионов ведер спирта в год. Эти заводы давали возможность жителям окрестных сел заработать поставкой хлеба, картофеля, перевозкой спирта и т.д.
В начале XX в. на первое место вышло мукомольное производство. На мельницах Тамбовской губернии ежегодно перемалывалось в муку не менее 1 миллиона тонн зерна.
Фабрики братьев Асеевых в Рассказове и Моршанске, на которых работало более 5 тысяч человек, были главными поставщиками сукна для российской армии.
Тамбовская губерния занимала одно из первых мест в России по производству махорки. Важную роль в ее производстве играла Моршанская табачная фабрика, основанная в конце XIX в. купцами Г.В. Белоусовым и Н.А. Дмитриевым.
Тяжелая промышленность особого развития в губернии не получила. Она была представлена 15 небольшими чугунолитейными заводами.
3. Торговля. Главной формой торговли оставались ярмарки, которые, как и прежде, собирались на церковные праздники. В начале XX в. самые крупные ярмарки были в Тамбове, Борисоглебске, Козлове, Лебедяни, Липецке. В губернии было немало торговых сел, в которых проходило по нескольку крупных ярмарок в год – Уварово Борисоглебского уезда, Старо-Юрьево Козловского уезда, Алгасово и Сосновка Моршанского уезда.
|
Самыми ходовыми товарами на тамбовских ярмарках во второй половине XIX в. были хлеб, мясо, рыба, а также изделия из шерсти, льна, дерева, железа, привозные одежда иобувь, сахар, соль, чай и другие отечественные и «заморские» товары.
В конце XIX – начале XX веков в городах и крупных селах появляются постоянные базары, где можно было купить повседневные продукты питания (мясо, молоко, творог, сметану), а также сено, зерно, дрова, ягоды, грибы и многое другое. В эти годы базарные места в городах начали застраиваться крытыми деревянными и каменными торговыми рядами, большими складами для хранения привозимых продуктов, кирпичными и дощатыми ларьками. Строили хозяева прочно, хорошо понимая, какое значение имеет торговля для горожан. Многие из этих построек сохранились до нашего времени, да и центральные рынки Тамбова, Кирсанова, Мичуринска, Моршанска остались на своих старинных местах.
Выбор товаров на базарах всегда был большой. Горожане,многие из которых жили скромно, могли выбирать, что подешевле. Некоторые городские жители специально приходили на базар попозже, когда мясо, молоко или овощи у торгующих крестьян начиналипортиться, и они готовы были сбыть их задешево. Обилие товаров и умение горожан «торговаться» сбивало цены на базарах до действительно «копеечных».
Во второй половине XIX в. развилась магазинная и лавочная торговля. В магазинах обычно торговали тем, чего не было на базарах (печеным хлебом, булками, водкой, сахаром, готовой одеждой и тканями, часами, ювелирными изделиями). В городах магазины и лавки занимали целые улицы и кварталы. В Тамбове их больше всего было на Гимназической (ныне Коммунальной) улице. Многие здания старинных магазинов и лавок и сейчас заняты под торговые заведения.
|
Цены в магазинах и лавках не могли быть высокими. Многие горожане вплоть до начала XX в. продолжали сами печь дома хлеб, блины, пироги. Поэтому покупателей хлебных продуктов в магазинах и лавках было сравнительно немного. Примерно то же было и с торговлей готовой одеждой, т. к. в большинстве городских семей шили сами или у дешевых портных.
Недорогие цены поддерживали и богатые купцы, которые ездили по ярмаркам, селам и городам и искали товары подешевле. Потом они перепродавали эти товары мелким торговцам с небольшой надбавкой. Поскольку товаров у купцов было много, в целом они получали большую прибыль.
В деревне торговля еще не получила такого развития, как в городе, и в сильную засуху мог возникнуть голод. Но уже с конца XIX в. губернии, как и в стране в целом, создавались продовольственные склады и общественные столовые для помощи голодающим крестьянам.
4.Появление железных дорог. Большое значение имела постройка в 1860-1870-е годы через территорию Тамбовской губернии линий железных дорог, связавших наш край напрямую с Москвой, Ростовом, Астраханью. Через северную часть губернии пролегли железные дороги на восток России вплоть до Тихого океана.
Железные дороги были выгодны всем. Они почти не зависели от погоды, работали круглый год. Тамбовские помещики, продававшие много хлеба, стали грузить его в большие вагоны вместо сотен подвод и быстро перевозить в Москву, Петербург, другие промышленные города, за границу. Один из них – граф Бенкендорф - на собственные деньги проложил ветку из имения в Сосновке до линии железной дороги, ведущей в Москву.
Крестьяне Тамбовской губернии также могли перевозить свои продукты для продажи в самые разные края и продавать с наибольшей выгодой для себя. По железной дороге они добирались на временные заработки на шахты Донбасса, в зажиточные села Кубани, Дона, юга Украины, на фабрики и заводы Москвы, ежедневно ездили на фабричную работу в близлежащие города и промышленные села Тамбовской и соседних губерний.
По железной дороге в губернию в больших количествах ввозили промышленные изделия: ткани, обувь, строительные материалы, станки и многое другое. Некоторые из них, например, большие и тяжелые паровые котлы для заводских цехов можно было привезти только железнодорожным путем. Братья Асеевы, чтобы подвозить сырье и вывозить готовые сукна со своей фабрики в Рассказове, построили ветку от фабрики до станции Платоновка.
|
Железные дороги позволили жителям Тамбовщины чаще ездить не только по делам, но ив гости, на отдых. Вряд ли знаменитый композитор С.В. Рахманинов смог бы каждый год приезжать за сотни верст из Петербурга или Москвы в свою любимую Ивановку, если бы недалеко от нее не проходила железная дорога.
По железной дороге люди стали быстро получать почту, свежие газеты, узнавать новости.
Поддержание в исправности железнодорожных путей, постоянная необходимость ремонта вагонов, подготовка к работе паровозов, сопровождение составов с грузами и пассажирами требовали большого количества работников. Железные дороги давали заработки десяткам тысяч людей. Работа на железной дороге считалась выгодной ипочетной. Железнодорожники получали хорошую зарплату, носили специальную форму. Она выдавалась им бесплатно. На железных дорогах был образцовый порядок. По точному времени прохождения поездов даже проверяли часы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Как сельскохозяйственный характер Тамбовской губернии отражался на развитии промышленности в нашем крае?
2. Назовите основные отрасли тамбовской промышленности конца XIX – начала ХХ веков. Определите по карте основные центры ее размещения.
3. Расскажите о развитии торговли в Тамбове и других городах губернии в конце XIX-начале ХХ веков.
4. Найдите на карте железные дороги, построенные через территорию Тамбовской губернии к началу ХХ в. Раскройте значение железных дорог для развития экономики и других сторон жизни нашего края.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!