Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-05 | 448 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
I Вводная часть.
1 Тип рецензии (рецензия на прочитанную лекцию, рецензия на текст лекции).
2 Тема лекции.
3 Фамилия, имя, отчество преподавателя.
4 Фамилия, имя, отчество рецензента.
5 Состав аудитории (возрастной, профессиональный).
6 Организация лекции.
II Констатирующая часть.
1 Актуальность темы, содержания, вопросов, фактов.
2 Связь с практикой, практическая значимость.
3 Отражение современных проблем науки и перспективы развития (решения) выделенной проблемы.
4 Высокий теоретический уровень.
III Основные дидактические принципы.
1 Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
2 Сознательность и творческая активность слушателей при руководящей роли преподавателя.
3 Научность и посильная трудность обучения.
4 Систематичность и последовательность.
5 Связь обучения с жизнью.
6 Наглядность обучения и развитие теоретического мышления обучаемых.
7 Принцип прочности результатов обучения и развитие познавательных сил обучаемых.
8 Коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей обучаемых.
9 Положительный эмоциональный фон обучения.
IV Основные функции.
1 Образовательная (передача информации для фиксации ее в памяти студента; передача информации для фиксации ее в конспекте).
2 Воспитательная (этическое, интеллектуальное и эмоциональное воспитание).
V Оценка тактики лекции.
1 Композиция лекции: название, структура, соблюдение принципов последовательности, непротиворечивости, определенности и доказательности; способ изложения (индуктивный, дедуктивный, логический, исторический, ступенчатый, концентрический, рациональный, эмоциональный); композиционно-стилистические приемы (диалогизация, импровизация, ретардация, инверсия, иллюстрация, информация, комментарий, описание, олицетворение, метафора, характеристика, нарратив, гипербола).
|
2 Культура мышления лектора: умение диалектически мыслить, владение материалом, творческий подход.
3 Культура речи и поведение лектора: умение найти адекватные средства для передачи содержания лекции с учетом целевых, временных и пространственных условий общения; соблюдение произносительных, словообразовательных и грамматических норм; пластика лектора.
VI Контакт лектора с аудиторией.
1 Поддержание осмысленности и непрерывности восприятия.
2 Активизация умственной деятельности.
3 Развитие познавательной способности и навыков усвоения.
4 Способность к контактности; психология отношений лектора и аудитории.
5 Ответы на вопросы.
VII Эффективность лекции.
1. Реакция слушателей.
2. Адекватность материала запросам аудитории.
VIII Резолюционная часть.
Общая оценка лекции по предлагаемым образцам:
- рецензируемая лекция заслуживает одобрения;
- рецензируемая лекция заслуживает одобрения при условии следующей доработки…;
- рецензируемая лекция вызывает принципиальные возражения по следующим причинам…
Вопросы для самоконтроля
1 Языковая норма. Нормы узуальные и кодифицированные. Роль нормы в становлении и функционировании литературного языка.
2 Определить понятия «национальный язык» и «литературный язык».
3 Особенности устной речи и письменной речи.
4 Монолог и диалог (полилог).
5 Функциональные стили современного русского литературного языка.
6 Взаимодействие функциональных стилей.
7 Научный стиль, его особенности.
8 Официально-деловой стиль и жанровое разнообразие.
9 Деловая беседа. Подготовка и проведение.
10 Язык и стиль распорядительных документов.
11 Язык и стиль коммерческой корреспонденции.
12 Публицистический стиль, жанровая дифференциация, отбор языковых средств.
13 Особенности устной публичной речи. Специфика жанров.
|
14 Подготовка речи.
15 Основные приемы поиска материала.
16 Основные виды аргументов.
17 Оратор и его аудитория.
18 Основные требования к публичной речи.
19 Особенности разговорных стилей.
20 Условия функционирования разговорной речи.
Итоговый тест
1 Язык – это:
а) набор текстов;
б) знание правил;
в) знаковая система;
г) умение говорить.
2 Речь – это:
а) сочетание знаков;
б) производство текстов;
в) умение говорить;
г) знание правил.
3 Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется:
а) обратная связь;
б) речевое взаимодействие;
в) речевая ситуация;
г) речевой контакт.
4 Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы жизни общества, называют:
а) современным языком;
б) художественным языком;
в) письменным языком;
г) литературным языком.
5 Виды, жанры текстов, образующие литературную норму:
а) остаются неизменными со времен Пушкина;
б) никогда не менялись на протяжении всей истории письменности;
в) стали иными в последнее время под влиянием СМИ;
г) в разные эпохи были и будут разными.
6 Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности – это:
а) этический аспект речевой культуры;
б) коммуникативный аспект речевой культуры;
в) нормативный аспект речевой культуры;
г) эффективный аспект речевой культуры.
7 Речевой этикет менее всего регламентирует:
а) общение деловых партнеров;
б) общение начальника и подчиненного;
в) общение равных по статусу коллег;
г) общение близких людей, родственников.
8 Отличительным признаком устной речи является:
а) возможность редактирования порождаемых текстов;
б) отсутствие звукового и визуального сопровождения;
в) малый объем создаваемых текстов;
г) более позднее, по сравнению с письменной формой, возникновение.
9 Показателем социального статусы человека, с точки зрения особенностей его речи, не является:
а) использование жаргона;
б) интонация;
в) произношение;
г) наличие дефектов речи.
10 Основной приток лексических заимствований сегодня происходит из:
а) английского языка;
б) немецкого языка;
в) французского языка;
г) итальянского языка.
11 Открытые вопросы – это:
|
а) вопросы, предполагающие однозначный ответ;
б) вопросы, предполагающие развернутый ответ;
в) вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов;
г) вопросы, не предполагающие ответа, так как он заранее известен.
12 Источником литературной нормы традиционно является:
а) речь носителей элитарного языкового типа;
б) книжные тексты;
в) художественная литература;
г) речь, понятная большинству.
13 Характерными чертами официально-делового стиля являются:
а) объективность, экспрессивность, стандартизованность, точность;
б) объективность, точность, ясность, синтаксическая осложненность;
в) точность, ясность, выразительность, полнота изложения;
г) ясность, точность, объективность, стандартизованность, полнота изложения.
14 Речевой этикет в деловом тексте проявляется в следующих компонентах:
а) основная часть документа, в том случае, если она написана от первого лица;
б) формулы обращения, выражения просьб, отказов, претензий, поручений, аргументация своего мнения;
в) наименование вида документа, указание на адресата, резолюция, заголовок к тексту, отметка о контроле;
г) введение и заключение любого делового документа.
15 Текст письма должен быть написан:
а) от третьего лица множественного числа: Просят Вас выслать…;
б) от третьего лица единственного числа: Ремонтно-монтажный трест «Строймакс» просит выслать…;
в) от первого лица единственного числа: Прошу выслать…;
г) от первого лица множественного числа: Просим выслать …
16 Самыми сильными позициями рекламного текста являются:
а) основная часть, заголовок, конец текста;
б) статистические данные, зачин, рифма;
в) зачин, конец текста, заголовок;
г) название рекламируемой фирмы, номера телефонов фирмы, информация о скидках.
17 Тезис, аргумент, вывод – это компоненты текста:
а) описания;
б) повествования;
в) рассуждения;
г) доказательства.
18 Дедуктивное рассуждение – это рассуждение:
а) от общего к частному;
б) от частного к общему;
в) рассуждение по аналогии;
г) рассуждение с дефиницией.
19 Публичное выступление обязательно предполагает:
а) зачитывание письменного текста;
б) импровизацию;
|
в) подготовленность текста;
г) использование разнообразных источников.
20 Устная речь отличается:
а) неподготовленностью;
б) информативностью;
в) диалогичностью;
г) импровизированностью.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1 Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение [Текст]: учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КНОРУС, 2012. – 424с. (для бакалавров).
2 Русский язык и культура речи [Текст]/ под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой - М.: Юрайт-издат., 2011. – 358 с.
3 Дополнительная литература
4 Голуб, И.Б. Риторика [Текст]: учебное пособие / И.Б. Голуб.- М.: Эксмо, 2008. – 384 с.
5 Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие /И.Б. Голуб.- М.: Логос, 2007. – 432 с.
6 Десяева, Н.Д. Культура речи педагога [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Десяева.- М.: Академия, 2006. – 192 с.
7 Колмакова, И.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Колмакова. - Чайковский: ЧГИФК, 2011. – 83с.
8 Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра, 2008. – 240 с.
9 Стернин, И.А. Практическая риторика [Текст]:учебник для ВУЗов /И.А. Стернин. - М.: Академия, 2005. – 272 с.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!