Тема 6официально-деловой стиль — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 6официально-деловой стиль

2018-01-05 716
Тема 6официально-деловой стиль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель: закрепление знаний специфики официально-делового стиля; определение сферы обслуживания официально-деловым стилем.

Вопросы:

1 Основные функции стиля.

2 Основные характеристики и стилеобразующие черты.

3 Языковые особенности.

4 Жанры (заявление, доверенность, расписка, приказ).

Письменные задания:

1 Просклонять имена числительные: полтора, полторы, полтораста, 787, четверо, восьмеро, человек 80 лет, 2002-й год, семь целых пять десятых.

Составить текст (5-7 предложений), ввести в него формы косвенных падежей составных числительных.

Примечание: в научных и деловых текстах формы косвенных падежей имен числительных не употребляются.

2 Написать заявление, используя языковые клише:

а) с просьбой разрешить Вам академический отпуск;

б) с просьбой принять Вас на работу;

в) с просьбой разрешить сдать экзамены в иные сроки.

Клишированные формы:

1) просьба выражается:

- Прошу + инфинитив (разрешить, допустить и т.д.);

- Прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление, на выезд и т.п.).

2) конструкции для ввода аргументации:

- ввиду того, что …

- в связи с тем, что …

- на основании того, что …

- учитывая (что?) …

- так как …

3 Написать доверенность, употребляя слова официально-делового стиля:

- податель;

- настоящий;

- удостоверяется;

- причитающаяся сумма;

- по истечении и др.

Клишированные формы:

Кто? + доверяю + кому? инфинитив (получить …).

4 Образуйте словосочетание с данными предлогами:

1) согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, план, договор, соглашение).

2) вопреки (сомнение, предсказание, обещание, совет).

3) наперекор (судьба, расчет, злые силы).

4) благодаря (забота, уход, внимание, настойчивость).

5 В приведенных предложениях найдите слова и словосочетания, характерные для официально-делового стиля речи.

1) Споры, связанные с неисполнением, изменением или расторжением договора, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) Арендатор, надлежаще выполнивший обязанности по настоящему договору, имеет преимущественное право на продление договора.

3) Если одна из сторон письменно не заявит о прекращении договора за истечением обусловленного срока, контракт каждый раз автоматически продлевается на такой же срок.

4) Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится.

6 Найдите ошибки, наиболее часто встречающиеся в деловых бумагах, в следующих предложениях.

1) Частично доставленные заготовки зубчатых колес не имеют маркировки и свидетелей. Прошу принять меры к обеспечению.

2) Срок выполнения задания может быть пролонгирован.

3) Следует учитывать следующие факторы.

4) Командировочный прибыл в указанное время.

5) Высылаем ответ на Ваше требование от 12.05.10.

6) Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

7) Директор завода отметил о важности поставленной проблемы.

8) Предложения отдела оказались ниже любой критики.

9) Выявить неточности (не менее 9), допущенные составителем текста.

На Ваше заявление Алексинская швейная фабрика индопошива и ремонта одежды по заказам населения сообщает.

Факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Администрация фабрики приняла меры для срочного выполнения Вашего заказа. Жалоба обсуждалась на общем собрании коллектива, доведена до сведения всех работников фабрики. Меры приняты.

Лица, виновные в нарушении сроков исполнения и за грубость, наказаны согласно приказа фабрики от 13.10.06 г. № 76/2. сменному мастеру В.В. Волковой объявлен выговор, закройщик А.П. Гусев переведен портным в бригаду по пошиву мужской верхней одежды.

Д-тор фабрики А.Ю. Петрова

Тема7ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

 

Цель: закрепление знаний специфики публицистического стиля; определение сферы обслуживания.

 

Вопросы:

1 Особенности публицистического стиля; его основные функции.

2 Языковые особенности.

3 Характеристика газетно-журнальных жанров (репортаж, хроника, статья, интервью, очерк, фельетон).

4 Реклама.

 

Письменные задания:

1 Исправьте ошибки в следующих предложениях и словосочетаниях.

1) Это не играет значения.

2) Уязвлять интересы партнеров.

3) Он присвоил львиную часть дохода.

4) За работу принялся умело, но показать всех способностей не успел.

5) Многие годы он трудится на фирме менеджером среднего звена.

6) Сотрудники внесли конкретные замечания в проект решения.

7) Ты вперед сделай, потом критикуй.

8) Компьютер будет использован не только для решения задач, а также для контроля.

9) Остап нравится мне своей преданностью к Отчизне.

10) Воздействие цен на нефть на федеральный бюджет в этом году будет более меньшим.

11) Вам запрещается привозить сюда свое гражданское обмундирование.

12) Я могу зачитать тематику работ.

13) Россия в этой сфере имеет сейчас очень уникальные разработки.

2 Оцените информативность следующих высказываний и сократите предложения, если считаете это необходимым.

1) На выборах губернатора в Курске, которые увенчались убедительной победой А.В. Руцкого, все симпатии большинства избирателей были обращены к опальному генералу, который значительно опередил своих соперников и стал губернатором.

2) Колхоз развалился, и бывшие колхозники не могут обрабатывать бросовые земли, потому что некому организовать посевную компанию, и поля остаются не засеянными уже несколько лет подряд.

3) Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, смогли бы быть впоследствии применены ими в жизни, когда они закончат школу и выберут свой путь в жизни.

3 Прокомментируйте высказывания (на выбор):

1) Конечная цель красноречия – убеждать людей. (Честерфильд Ф.Д.С., англ. писатель, ХУ111в).

2) Зачем ты выучил текст наизусть? Нам нужна свободно льющаяся речь, живая, эмоциональная… Говори свободно, коротко, остроумно. (Андронников И.Л., русский писатель, литературовед, импровизатор).

3) Свободным человек может быть только в мыслях. (Хайдеггер М., немецкий философ, ХХ в).

4 Постройте логические определения 2-х понятий по выбору из следующего списка: «речь» («речевая деятельность»), «текст», «культура речи», «артистизм», «учитель», «консультация».

Образец:Определяемое понятие - Ближайший род: свойство личности

«коммуникативность» - Отличительные признаки:

1) доброжелательное отношение к людям;

2) раскованность и сдержанность, умение владеть собой;

3) свободное владение языком имеханизмами речи;

4) владение риторическими умениями,культурой речи.

5 Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:

а) низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;

б) общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общие представления;

в) прямая линия, прямое сообщение, прямой налог, прямой вызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол.

Тема8РАЗГОВОРНЫЕ СТИЛИ

 

Цель: определение особенностей разговорных стилей; ознакомление с теоретической основой вопроса, направленной на развитие культуры речевого поведения в профессиональной деятельности.

 

 

Вопросы:

1 Особенности литературно-разговорного и разговорно-бытового стилей.

2 Лексика, морфология, беседа, собеседование и т.д.

3 Язык художественной литературы. Выразительность языка.

Письменные задания:

1 Ответить на вопросы:

1) Что значит владеть языком? Можно ли владеть языком и не владеть речью и наоборот?

2) Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи?

3) Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Языком учат, убеждают, наставляют, доказывают, утверждают. Так ли это?

2 Прочитать текст «Слово», вставить пропущенные окончания или последние буквы слов.

Слово – тончайш… прикосновен… к серд… Оно мож… ста… и нежн…, боагоухан… цветк…, и жив… воз…, возвращающ… вер… в доб…, и остр… нож…, ковырнувш… нежн… ткан… душ…, и раскален… желез… Мудр… и доб… сло… доставляя… Слов… мож… уб… и ожив…, ран… и излеч…; посея… смятен… и безнадежн… – одухотворит…, расе… сомнен… – и повергн… в унын…; пород… вер… в челов… – и зарон… недов…, вдохн… на тр… – привес… в оцепен… сил… ду… (В.А. Сухомлинский).

3 Познакомьтесь с содержанием одного из сюжетов телепередачи «Взгляд». Каково отношение героя сюжета к штампам речи?

Поэт из Азова (крановщик по профессии) А. Ремейко уже более 10 лет пишет стихи для песен В. Малежека. На одном из творческих вечеров В. Малежек решил познакомить зрителей с автором и пригласил его на сцену. Поэт подошел к микрофону, было видно, что он очень волнуется, и сказал: «Здравствуйте, дорогие москвичи!» Потом замялся и торопливо заметил: «Так и хочется сказать – и гости столицы, так сильны в нас штампы». После небольшой паузы он еще раз обратился к зрителям: «Здравствуйте, хорошие люди!».

И стало понятно, что на сцене – творческий человек.

Объясните, вы согласны с этим мнением?

4 Приведите примеры имитации живой разговорной речи в художественных произведениях современных авторов. Проанализируйте лексико-фразеологический состав и грамматический строй текста. Покажите своеобразие разговорного стиля на примере реплики участников диалога.

5 Напишите эссе (8-10 предложений) на тему: «Время года и состояние души» с использованием стилистических фигур и тропов.

Тема 9МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Цель: формирование навыков подготовки и произнесения публичной речи и умений рецензирования публичного выступления.

 

Вопросы:

1 Виды публичных выступлений по их функциям.

2 План и композиция публичного выступления.

3 Требования к публичной речи.

4 Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

5 Рецензия и саморецензия.

 

Письменные задания:

1 Проанализировать приведенный ниже фрагмент текста публичного выступления. Какие требования к языку и стилю нарушены оратором?

Ну, прежде всего, позвольте мне как от своего имени, так и от себя лично выразить глубокую благодарность за ту возможность, которая мне предоставлена.

В общем, доклад произносится в ту минуту, когда все присутствующие осознают, что они являются свидетелями явления особой важности.

Приступая к изложению материала, разрешите остановиться на том, что вместе с тем нельзя не отметить. Рассмотрим, значит, это несколько поподробнее.

Во-первых, так сказать, следует выделить то существенное главное, что неуклонно развивается по пути дальнейшего совершенствования. Во-вторых, короче говоря, необходимо подчеркнуть, что в условиях все увеличивающегося нарастания трудно переоценить ту роль, которая, даже по самым скромным подсчетам, все выше и выше играет значение в различных вопросах жизни и деятельности. Именно эту мысль, в общем-то, я пытаюсь продолжить с тем, чтобы попытаться остановиться.

2 Исправить ошибки в использовании устойчивых словосочетаний:

1) Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература.

2) Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов.

3) Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве.

4) Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.

5) Я поднял тост за моих далеких друзей.

6) Я вам зуб даю на отсечение, зачет вы не сдадите.

7) Так вот где собака порылась!

8) «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле заблудился в трех березах,» – сказал мне мой старший брат.

9) Нашему герою все удается: должно быть, он родился под счастливой луной.

10) Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.

3 Продолжить начало выступления, построенного на антитезе; сформулировать проблему выступления.

1) Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а …

2) Наука воздействует на наш разум, а …

3) Одним учеба доставляет радость, а другим …

4) Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие …

4 Построить выступление на эпифоре.

Почему у нас за все надо платить?

… - плати.

… - плати.

… - плати.

… - плати.

Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему же мы должны платить за это второй раз?

5 Завершить публицистическое выступление с использованием градации. Использовать слова и предложения, приведенные в скобках.

Это не просто … это …, это …, это, наконец, просто – …!

(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность).

6 Подготовить панегирик (хвалебную речь) России, построить свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.

Образец. Нам давно пора избавиться от комплекса национальной неполноценности.

У нас прекрасные ученые, которые …

У нас замечательные …

У нас прекрасные …

У нас великолепные …

Наши … лучше американских …

Наши …

Мы великолепно умеем собираться в решительный момент …

Мы прекрасно умеем …

Да здравствует Россия!

Тема10Искусство диалога

 

Цель: определение особенностей диалогического общения; закрепление знаний и приемов речевого воздействия на слушателей.

Вопросы:

1 Виды диалогов (позитивный, конструктивный, диалог-унисон, диалог-расспрос, диалог-спор).

2 Классификация споров: дискуссия, диспут, полемика, дебаты.

3 Виды аргументов.

4 Правила ведения спора.

Письменные задания:

1 Сформулировать тезис (основную мысль, положение) следующего текста.

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето (И. Кант).

 

2 Подберите несколько аргументов к тезисам:

- Курение вредит здоровью.

- Все должны заниматься спортом.

- Дети должны использовать опыт и знания родителей.

- Хорошо учиться необходимо для будущего.

3 Подготовить выступление на тему (по вопросу):

- Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам;

- Наши неудачи поучительнее наших удач (Г. Форд).

Подтвердить или опровергнуть афоризм. В процессе выступления не менее 2-х раз привести афоризм (обычно в начале и в конце), не менее 3-х аргументов, сделать вывод (Таким образом, правильно говорят …; Таким образом, не всегда …).

4 Ответить (письменно) на вопрос: что значить спорить с достоинством?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.