Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

2018-01-05 1418
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л.И. Лаврентьева, Э.Г. Ерина, Л.И. Цацинская

 

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

Анкета «Я и моя семья»

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.

Инструкция: Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов

1. Тебе нравится твоя семья?

– нравится

– не очень нравится

– не нравится

2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

– да

– бывает по-разному

– нет

3. Тебя часто наказывают за проступки?

– да

– бывает по-разному

– нет

4. Тебе нравится указывать и помогать младшим братьям и сёстрам

– да

– бывает по-разному

– нет

5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья, похожая на ту, в которой сейчас живёшь?

– хотел бы

– не знаю точно

– не хотел бы

6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

– да, делаю сам без просьб

– не всегда

– нет

7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

– часто

– иногда

– почти никогда

8. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

– да

– бывает по-разному

– нет

9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?

– часто

– иногда

– почти никогда

Обработка результатов

За первый ответ – 3 балла

За второй ответ – 1 балл

За третий ответ – 0 баллов

В соответствии с количеством баллов определяется высокий средний низкий уровень сформированности семейных ценностей.

 

Диагностика отношения к жизненным ценностям

По материалам научной школы А.И.Шемшуриной

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.


 

 

Приложение IV

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА

«РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (3,4 КЛАСС)

(составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т. В. Павловой, Е.Н. Степановым).

Цель: выявить нравственную" воспитанность учащихся 3-4-х классов.

I. Для успешного проведения теста необходимы абсо­лютная тишина, анонимность (возможно лишь указать по­ловую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» - мальчик, «д» - девочка).

II. Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов (см. табл.).

III. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

IV. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

V.Учащимся предлагается выбрать один из трех пред­ложенных ответов и обозначить его в таблице знаком.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Ты:

- обойду, не потревожив;

- отодвину и пройду:

- смотря, какое будет настроение.

2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (маль­чика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Твои действия:

- ничего, какое мое дело;

- не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

- подойду и непременно заговорю.

3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то ста­ло плохо. Ты:

- тороплюсь в школу;

- если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

- звоню по телефону «03», останавливаю прохо­жих.

4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они ста­рые. Ты:

- предложу свою помощь;

- я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

- если попросят, я, конечно, помогу.

5.Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо на­казан. Твоя реакция:

- очень сержусь и ругаю обидчика последними сло­вами;

- ничего: жизнь вообще несправедлива;

- вступаюсь за обиженного.

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги:

- они мои, раз я их нашел;

- завтра спрошу, кто потерял;

- может быть, возьму себе.

7. Ты пишешь контрольную работу. При этом рассчитываешь:

- на шпаргалки;

- на усталость учителя: авось, пропустит:

- на свои знания.

8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все трудятся. Ты:

- поболтаюсь немного, потом видно будет;

- ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

- присоединюсь к кому-нибудь, стану работать ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твоя жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Твой ответ.

- соглашусь с благодарностью;

- сначала узнаю, скольким он обеспечил таким об разом существование;

- отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное пору­чение. Выполнять его не хочется. Твои действия:

- забываю про него, вспомню, когда потребуют от­чет;

- выполняю, конечно;

- увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11.Ты был на экскурсии в замечательном, но малоиз­вестном музее. Твои действия:

- непременно скажу друзьям и постараюсь сводить их в музей;

- не знаю, как придется;

- зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12.Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Варианты действий:

- поднимаю руку и сообщаю о своем желании сде­лать работу;

- сижу и жду, когда кто-то назовет мою фами­лию;

- я слишком дорожу своим личным временем, что­бы соглашаться.

13.Уроки закончились, ты собралсяидтидомой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты посту­пишь:

- напомню о праве на отдых;

- делаю, раз надо;

- посмотрю, что скажут остальные.

13. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Ты:

- отвечаю тем же

- не замечаю, это не имеет значения для меня;

- разрываю все отношения с этим человеком.

14. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причи­нам. Твоя реакция:

- бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

- обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

- я буду ждать новых сообщений.

15. На твоих глазах хвалят кого-то из твоих однокласс­ников:

- ужасно завидую, мне неудобно;

- я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

- мне все равно.

16.Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Ты:

- отдаю - здоровье дороже;

- постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

- подарков не отдаю, сражаюсь.

18. Когда ты уезжаешь из дома надолго, как ты себя чувствуешь вдали? Варианты:

- быстро начинаю скучать;

- хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

- не замечал (не замечала).

19.Тебя просят послать книги в детский дом. Твои действия:

- отбираю интересное и приношу;

- ненужных книг у меня нет;

- если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20.Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову? Варианты:

- у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

- человеку просто повезло прославиться;

- уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Обработка полученных результатов. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необхо­димо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является сум­марное количество соответствующих выборов от 10 и более при ответах на вопросы: 1, 4, 11, 12, 18, 19 (пункт а)), 6, 10, 13, 15, 16 (пункт б)), 23, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20 (пункт в)).

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнрав­ственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более при ответах на вопросы. 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20 (пункт а), 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19 (пункт «б», 11, 12 (пункт в).

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, им­пульсивном поведении, является оставшееся количе­ство выборов, где явно предпочтение не обнаруживается.

 

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ(методика М. И. Рожкова)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Бланк ответов:

          Сред.зн.
           
           
           
           
           
           
           
Среднее значение  

 

Обработка данных:

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности обучающихся гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что обучающийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 


 

Приложение V

Уровни изучениясформированностибазовых национальных ценностей по М.И. Шиловой (методом наблюдения)

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 – любит и бережет природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережет.

По В.А. Игнатовой и др.

низкий уровень – все признаки отсутствуют, либо некоторые из признаков присутствуют, но выражены слабо, характеризуются низкой интенсивностью, неустойчивостью, проявляются эпизодически, тенденций к появлению или развитию признаков не наблюдается, отношение не служит фундаментом формирования и развития других типов отношений к природе.

– отсутствуют осознание необходимости сохранения природы

– безразличное и разрушительное отношение к объектам природы

– участие в экологической деятельности по собственной инициативе отсутствует.

средний уровень – присутствуют некоторые или все признаки, характеризующиеся заметной выраженностью, высокой интенсивностью, устойчивостью, но проявляющиеся эпизодически, нерегулярно, тенденция к развитию выражена умеренно, отношение способно выступать предпосылкой формирования других типов экологических отношений личности.

– фрагментарные знания об экологических проблемах

– осознание необходимости сохранения природы

– ситуативное положительное эмоциональное отношение к объектам природы

– фрагментарное участие в экологической деятельности.

высокий уровень присутствуют все признаки, они характеризуются яркой выраженностью, высокой интенсивностью, устойчивостью, регулярностью проявления, тенденция к развитию сильно выражена, отношение является фундаментом формирования всего спектра экологических отношений личности (в том числе социальных, отношений с другими людьми).

– хорошая осведомлённость об экологических проблемах

– осознание необходимости сохранения природы

– положительное эмоциональное отношение к объектам природы;

экологически целесообразные поступки

– практическая деятельность экологического направления

– ответственность перед личным «Я» в отношении к природе.


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.