Загадки и легенды Белого дома — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Загадки и легенды Белого дома

2018-01-04 240
Загадки и легенды Белого дома 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Загадки и легенды Белого дома

Обоснование экспозиционного маршрута и тематических зон экспозиции

МУ «Кыштымский историко-революционный музей»:

замысел, проект тематической структуры, предложения по оформлению

отдельных тематических зон

 

Составитель: А. В. Лушникова,

К.п.н, доцент

Челябинск, 2009/2010


Оглавление

Введение    
Глава 1. Особенности современных подходов к построению музейных экспозиций  
1.1. Музейная экспозиция – требования к построению  
1.2. Обоснование для выбора подходов построения новой экспозиции МУ «Кыштымский историко-революционный музей»: история музея, особенности коллекционного собрания, вопросы развития музея в рамках развития понятия «культурный туризм», миссия музея  
Глава 2. Белый дом: ретроспектива персоналий, связанных с историей усадьбы  
2.1. Виднейшие представители рода Демидовых  
2.2. Демидовы - владельцы южноуральских заводов  
2.3. Владельцы и управляющие Кыштымских заводов XIX – начала ХХ века  
Глава 3. Усадьбы и дворцы Демидовых: проблемы авторской атрибуции и выявления конструктивных элементов помещений  
3.1. Архитектурные памятники центральной России  
3.2. Особенности застройки Кыштымского Белого дома  
Глава 4. Проект экспозиционного маршрута и тематических зон в дворянской усадьбе Демидовых в Кыштымском заводе  
4.1. Выделение экспозиционных зон в усадьбе и парке Белого дома  
4.2. Предметный ряд отдельных тематических зон экспозиции дворянского усадебного дома Белый дом  
Список литературы    
Приложение Описание оранжереи Демидовых: из Дневных записей И. И. Лепехина 1770-1771-х гг.  

Введение

В 2007 году один из старейших заводских центров Южного Урала город Кыштым отметил 250-летие. Уникальный город, сохранивший свою историю не только в памяти его коренных жителей, не только в устойчивых духовных взаимоотношениях кыштымцев, способствующих динамичному развитию города, преодолевшему экономические падения конца 1980-1990-х гг., но и уважительном отношении к историко-культурному и природному наследию Южного Урала. Город Кыштым, в недалеком прошлом центр Кыштымского городского округа – один из наиболее известных горных округов Урала: располагается в очень живописном месте в горной части на севере Челябинской области. Здесь начинается та часть Уральских гор, которую еще в XIX веке стали именовать «Русская Швейцария». Горному ландшафту придают особую прелесть многочисленные озера – и достаточно малые, и уникальные даже в рамках России. Вся территория Кыштымского горного округа покрыта сетью речушек и рек, богатейшими лесами, которые определили в середине XVIII века выбор места для формирования промышленного потенциала России. 26 металлургических заводов появилось за несколько десятилетий XVIII века на территории горнозаводского Урала, 10 из них на территории современной Челябинской области. Уникальные памятники индустриального наследия, сохранившиеся на Уральских землях, при всех перипетиях (разрушения, войны, реконструкции производства), могут сегодня соперничать по древности и значимости оставшихся промышленных конструкций с индустриальными памятниками Швейцарии. С уникальностью природных и промышленных компонентов Кыштыма сопоставимы и уникальные для уральского региона памятники гражданской и церковной архитектуры: Белый дом /господский дом и Церковь сошествия Святого духа, реконструкция которых ведется сегодня. Головное положение Кыштымских заводов в округе способствовало становлению и других архитектурных объектов на территории Кыштымского завода, которые датируются XIX-XX вв.

Процесс восстановления памятников промышленной, гражданской и церковной архитектуры в городе Кыштыме идет в русле с актуализируемой сегодня проблемой сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов. Сохранение таких территорий становится альтернативой активным хозяйственным преобразованиям окружающей среды и процессам урбанизации, которые далеко не всегда учитывают историко-культурные и экологические приоритеты. С начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В руководящих документах ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии появляется дефиниция «культурный ландшафт» и устанавливается его место в типологическом ряду объектов наследия. Культурный ландшафт понимается как результат совместной работы, совместного творчества человека и природы, произведение человека и природы.

К настоящему времени в российской науке обозначились три основных подхода к определению и пониманию культурного ландшафта, которые условно можно обозначить как классический ландшафтный географический подход, этнолого-географический подход и информационно-аксиологический подход. Различия между ними, на первый взгляд, не особенно велики, но при ближайшем рассмотрении и, что самое главное, при использовании данных подходов в практике сохранения культурных ландшафтов как объектов наследия возможны существенные методологические разночтения в понимании данной проблемы. Первый (географический) позволяет рассматривать культурный ландшафт как частный случай антропогенного ландшафта, т.е. делается акцент на уникальности географических объектов; второй (этнолог-географический) рассматривает культурный ландшафт как сумму взаимодействующих подсистем, а именно природного ландшафта, систем расселения, хозяйства, сообщества, языка (в особенности — топонимики), духовной культуры (главным образом фольклора). Третий (информационно-аксиологический) заключается в исследовании культурного ландшафта как совместного произведения человека и природы, представляющего собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности. Выбор подхода, который применяется при музеефикации территории, придания статуса культурного ландшафта, зависит от историко-культурных процессов, происходивших на этой территории. Информационно-аксиологический подход, применяемый в рамках определения культурного ландшафта способствует развитию культурного туризма.

История Кыштымского горного округа однозначно тяготеет в доминантности информационно-аксиологического. Собственно, решение вопроса о сохранении города Кыштыма и истории Кыштымского горного округа должно решаться через выявление, разработку, музеефикацию памятников историко-культурного и природного наследия комплексно. Но это требует огромных денежных инвестиций, научных исследований, времени. Для выявления приоритетных направлений развития. Обоснования и конкретизации статей расходования финансовых ресурсов требуется структурирование комплекса проблем на самостоятельные направления как отправные точки достижения конечного результата. Выбор первоначального объекта / точки отсчета связан с выделением не только наиболее перспективного памятника, но и его территориального размещение, кумуляции в нем исторических ценностей, степенью сохранность, информационной доступности. Бесспорно историко-культурной доминантой для Кыштыма с момента его основания является Белый дом. Даже скрытый, разросшимися деревьями, обезображенный анти-стилевыми изменениями, степенью сохранность, которая изменила эстетику восприятии памятника, усадебная постройка поражает своей трехсотлетней красотой и величием. Раскрытие памятника в процессе реставрационных работ, открывает и не видимые ранее зрительные доминанты, архитектурный объекты, градостроительные принципы застройки Кыштыма, начиная с середины XVIII века. Перспективность данной отправной точки определяется и профессиональной активность сотрудников МУ «Кыштымский историко-революционный музей», которые не просто ограничиваются ожиданием реконструкции усадебного дома и размещением здесь традиционной экспозиции, а проводят научно-исследовательскую работу по раскрытию неправомерно забытых страниц истории здания.

Музей не только хранить историю города, завода, своих земляков, но и обладает собственной историей. Хронологический отсчет музей начинает с посещения Кыштымского горного округа Д. И. Менделеевым, государственного/муниципального музея историко-революционного профиля. Перед сотрудниками музея стоит альтернатива: построение новой экспозиции музея в:

· рамках предложений российского гения Д. И. Менделеева – коллекционный музей художественного литья;

· комплексная краеведческая экспозиция, раскрывающая историю города с начальной точки до сегодняшнего дня;

· инновационная экспозиция, восстанавливающая историю архитектурного памятника, уникального объекта историко-культурного значения, которая позволит продолжить работу по включению Кыштыма в экскурсионные маршруты России в рамках культурного туризма.

Выбор третьего варианта решения для проектирования новой экспозиции диктуется как уникальностью постройки второй половины XVIII в., историей усадебного комплекса как исторической и градостроительной доминанты города, размещением значимого архитектурного объекта в исторической парковой зоне, которая является не только составной частью усадебного строения, но и позволяет расширить экспозиционный маршрут музея за счет парковой зоны, исторических конструкций служебных построек, подчеркнуть уникальность усадебной застройки уральских городов, входивших в комплекс промышленных объектов горнозаводской зоны Урала. Правомерность такого выбора позволяет сотрудникам музея подробнее раскрыть известную, но достаточно «размытую» тему: Демидовское наследию на Южном Урале.

С XVIII в. освоение природных богатств и развитие металлургического производства на Урале связывают с династией Демидовых. Фамилия Демидовых у всех на слуху. Изучение наследия Демидовых началось еще в 30-е гг. XVIII в., когда промышленный потенциал Урала только складывался. Первое сочинение на тему памятников уральской индустрии написал один из ее создателей В. И. Геннин, сподвижник Петра Великого. Авторов последующих эпох, как и В. И. Геннина, интересовало в первую очередь производство, технические условия функционирования производства. В середине XX в. к этой теме добавился и интерес к представителям уникального рода и памятникам промышленной и гражданской архитектуры знаменитого горного царства Демидовых. Но все авторы в большей степени интересуются памятниками среднего Урала, связанного с деятельностью лишь одной ветви Демидовской династии. Открытие новой экспозиции в уникальном памятнике архитектуры Белый дом в г. Кыштыме позволит снять завесу с истории младшей ветви Демидовской фамилии.

Данная работа построена по следующему принципу: выявление специфики, выбор подходов построения экспозиции через краткую историческую ретроспективу города Кыштыма с акцентом на XVIII-XIX вв., рассмотрением вопросов по историко-архитектурным особенностям усадебного комплекса, что является базой для построения экспозиционного маршрута и выбора тематических зон.


Задачи

· Предоставление информации размещении экспозиционных комплексов

· Включение в атмосферу русской усадебной культуры XVIII-XIX вв.

· Знакомство с планировкой дворянской усадьбы XVIII-XIX вв.

· Определение особенностей устройства парков/садов в богатых усадьбах

· Выделение зоны «пристани» с коломенками, обработкой камня

· Использование служебных башен как прием расширения экспозиционного пространства Белого дома

 

Оформление первой зоны показа:

Вступление в усадебный комплекс «Белый дом» - это вступление в атмосферу усадебной культуры XVIII века. Несмотря на то, что демидовская усадьба не являлась «родным домов» для ее владельцев, традиционные нормы усадебного уклада нашли отражение в использовании архитектурно-градостроительных норм, которые использовались при планировке усадебного комплекса. Строительство демидовской усадьбы совпадает по хронологии с формированием собственно самого понятия «дворянская усадьба». Это связано с указом Петр III 1762 года об освобождении дворян от обязательной службы, что способствовало преобразованию усадеб по вкусу, достатку, фантазии владельцев. В последнем представителям рода Демидовых не было равных. При восстановлении планировки усадьбы следует выдерживать следующие требования усадебных комплексов:

· расположение на берегу пруда: вид на пруд должен быть определен уже при входе в усадьбу, что предполагает освобождение передней парковой зоны усадьбы от разросшихся деревьев

· в центре усадьбы – барский дом, который хорошо виден с дороги еще до вхождения в ворота усадьбы, что достигается освобождением парадного двора от лишних элементов

· аллея, ведущая к белоснежному господскому дому, подводит к парадному двору, на площадке которой могут располагаться экипажи, кареты. Аллею украшают ровные ряды темно-зеленых елей по сторонам

· восстановление фонтана: несмотря на то, что конструкция фонтана датируется прошлым веком, требования паркового оформления усадеб XVIII в. предполагает наличие фонтанов, беседок

· одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые, ледник, поварня, баня, скотный двор, конюшня, псарня, мастерские и др.) могут быть оформлены схематично, без возведения собственно данных строений. Сегодня при восстановлении усадебных зон часто используется «эффект присутствия», т.е. абрисного (газон, клумба) подчеркивания размещения данных помещений, которые с одной стороны не мешают цельному восприятию усадьбы и барского дома, с другой – сохраняют зрительно подлинный вариант планировки усадьбы. Псевдопостройки хозяйственного двора размещаются по левой стороне от центрального входа: это позволяет открыть вид на красоту пруда уже при входе в ворота усадьбы

· Усадебный дом изначально делит пространство усадьбы на две зоны: парадный и внутренний парк, закладывая возможность применения разных стилевых особенностей оформления парковых зон

· На берегу усадебного/заводского пруда следует выделить площадку, которая позволит представить технические варианты обработка камня, способы сплавления продукции заводов по воде. На площадке, примыкающей к левой башне, на берегу пруда размещаются огромные тесаные глыбы гранита, деревянные сани для перевозки камня, ворота и ваги, позволяющие устанавливать каменные глыбы. На воду может спущена коломенка – судно, используемое во время весеннего половодья вниз по течении Уфы. Выделение данного комплекса позволяет снять необходимость демонстрации темы строительства завода в рамках экспозиционного показа в рамках Белого дома.

· Служебные башни, которые входят в усадебный комплекс, изначально выполняли служебные функции. Сегодня они становятся частью экспозиционного пространства, которое позволяет выделить разделы экспозиции, посвященные истории производства XVIII в., крестьянским и рабочим волнениям на Кыштымских заводах. Башня предполагает наличие лестницы, способной представить круговой показ собрания музея. В башне, примыкающей к пруду можно располагать предметы из этнографической коллекцией (сельскохозяйственный инвентарь, одежда/новоделы работных людей и др.), орудия наказания работных людей, гравюры крестьянских волнений и восстаний рабочих заводов XVIII-XIX в. Во второй башне, примыкающей к заводским строениям следует разместить образцы продукции завода (причем возможно использование сравнительного метода, т.е. демонстрация не только пушек, отливок из чугуна, но и продукцию рубежа XIX –XX в., фотографии заводских помещений, производства, историю изменения технического оснащения производства). Здесь следует разместить и интерактивные зоны, которые позволяют «войти» в подземные переходы, которые позволяли попадать на территорию завода (?), процесс изготовления древесного угля, макеты засыпки угля в доменные печи, действие канатной дороги, используемой на заводе.

· Усадебный парк в пространстве музея становится не просто обязательным элементом знакомства с особенностями усадебной застройки, но и своеобразной рекреационной зоной, поэтому беседку/беседки и скамьи, которые следует разместить в парковой зоне внутреннего двора следует подчеркнуть элементами стилевого оформления соответствующей эпохи.

Парк является обязательной принадлежностью усадьбы. Устройство парка обходилось не намного дешевле, чем строительство дома. В первой половине XVIII в. в России были распространены регулярные, или французские, парки по образцу Версаля. Здесь царил строгий порядок, симметрия. Перед усадьбой устраивался партер – открытая часть парка с газонами и цветникам. Партер украшали прямые дорожки, скульптуры, фонтаны, отдельные деревья или кустарники. По сторонам партера располагались боскеты – участки парка, огороженные стеночками подстриженного кустарника, шпалерами. Эти элементы, расположенные в первой парковой зоне перед входом в усадебный дом, позволяют скрыть зоны, связанные с новоделами (пристать, обработка тесаного камня), элементами, не совпадающими с временными характеристиками парка, но имеющими непосредственное отношение к истории завода и города (чугунный фонтан, памятник М. И. Калинину), отгородить заводскую стену от пространства усадьбы.

В 1770-е гг. французский регулярный парк вытесняется английским, пейзажным. Для них характерен холмистый рельеф. На смену регулярности газонов и аллей-лучей приходят изрезанные берега пруда, извилистые дорожки, свободная посадка деревьев, искусственные островки на пруду, площадки для ловли рыбы. Эти требования были использованы в демидовских парках. В данной усадьбе этот тип парка располагается во внутреннем дворе. Хорошо известно, что в усадьбах высаживали фруктовые деревья и кустарники (все растущие на Урале деревья и кустарники, в том числе и плодовые: черемуха, рябина, вишня, калина, смородина, боярышник, а также малина), которые в данном случае позволяют логично связать посадки данной части парка с оранжереей, которая расположиться в дворянском доме. Это некоторое отхождение от конструктивного решения Белого дома (оранжерея размещалась в самостоятельном сооружении), но может создать цельный образ разнообразных интересов представителей Демидовского рода.

Предложенное деление парка на две зоны, позволит в процессе реализации праздничных мероприятий в парке усадьбы использовать приемы организации праздничных мероприятий, характерных для различных эпох XVIII и XIX века. Такой прием позволяет использовать и различные варианты усадебной жизни: праздничная и обыденная. Праздник в усадьбе – это особый светский ритуал: оркестр, застолье, балы, спектакли, фейерверки, В будни: катание на лодках, качели, стрельба из луков и ружей, катание с ледяных гор, ледяные баталии и др.


Задачи

· Знакомство с особенностями планировки дворянских домов XVIII-XIX в.

· Включение в атмосферу дворянского быта XVIII-XIX вв.

· Сравнение интерьеров парадных и бытовых зон дворянского дома

· Преставление об этапах строительства дворянского дома, авторство архитектурного памятника

· Разговор о легендах, связанных с появлением Кыштымских заводов: факты о выборе места, увлечения Демидовых

· Знакомство с историей представителей рода Демидовых

· Определение границ промышленной империи младшей ветви Демидовского рода на Южном Урале

· Показ коллекционных пристрастий представителей дома Демидовых

· Знакомство с управляющими Кыштымского горного округа XVIII- нач.XX веков

В перечисленные выше задачи не включены вопросы организации помещений, предназначенных для хранения и работы с фондовыми коллекциями, комнаты для работы сотрудников и администрации музея, помещений для проведения массовых мероприятий, организации кружковой работы.

 

Оформление первой зоны показа:

Четырех этажное строение Белого дома позволяет после реконструкции воссоздать архитектурный памятник в планировке, характерной для рубежа XVIII-XIX вв. В процессе подготовки к реконструкции были использованы документы, которые раскрывают особенности первоначальной застройки 1762 г.: дом господский о двух апартаментах складен собственными ж господина Демидова крестьянами из камня и кирпича, в коем 18 покоев. Одна из задач экспозиции воссоздать атмосферу двух эпох: собственное демидовского дома (два нижних этажа) и атмосферы усадьбы, которая жила без владельца. Точных свидетельств о функциональной назначении помещений на сегодняшний день на сохранилось, по использование построения по «аналогии» способно заменить утраченную подлинную информацию. Размещение экспозиционного пространства должно отразить историю рода, жизнь и быт вельмож, коллекционные пристрастия представителей рода. История XVIII века об обстановке дворцов в XVIII в. свидетельствует о «пустоте» интерьера дворянских покоев: мебель являлась предметом роскоши, что позволяет при оформлении залов и комнат не загромождать их новоделами, а показать красоту каменной кладки, декора потолочной лепнины и росписи и др. Белый дом сегодня – четырех этажное строение, а не двухэтажное строение, но тем не менее помещения верхних этажей помогут раскрыть дополнительные страницы истории владельцев дома:

· первый этаж: следует посвятить история рода, архитектурным особенностям здания, выборе места для строительства завода

· на втором этаже можно разместить одно-два помещения для открытого показа фондов, научную библиотеку

· на третьем этажа размещаются коллекционные собрания, помещения воссоздающие парадные и бытовые покои дворянского дома, в том числе и «кабинет» управляющих заводами

· четвертый этаж – основная смотровая площадка дома, где логично могут быть размещены помещения для оранжереи.

Первый этаж

Вход в музейную экспозицию предполагает размещение кассы, гардероба, помещений для охраны, хозяйственных помещений. Вход может размещаться как через флигели, так и с центрального входа – последний вариант предпочтительней, т.к. позволяет выполнить главное условие внутренних помещений дворянского дома: из вестибюля – вход в парадный зал, а слева и с права – анфилада комнат, выходящих окнами во двор/парк/сад. Предлагается следующее тематическое решение экспозиционных помещений первого этажа:

· Вестибюль – предоставляет краткую аннотацию об истории усадьбы, владельцах, размещении экспозиционных залов.

· Парадный зал для званых обедов, балов и торжественных церемоний. Предназначение зала может варьироваться в зависимости программ, которые будет проводиться в музее. В стационарном варианте предлагается размещение обеденного стола с сервировкой предметами различных эпох; манекенов, представляющих образцы костюма XVIII.и XIX вв. Стены парадного зала могут быть задрапированы шелковыми тканями/штофом, шпалерами, украшаться зеркалами, богатой лепниной, росписью потолка, наборным паркетом. Элементами оформления могут служить и образцы мебели XVIII-XIX века как новоделы, так и подлинники. Парадный зал освещается люстрой и

· Анфилада помещений с левой стороны от парадной залы разделяется на три темы: генеалогическое древо рода Демидовых; курительная комната, охотничья комната

Первая комната может быть драпирована тканью или холстом. Главной составляющей является генеалогическое древо, которое показывает, место «кыштымских» Демидовых. Здесь же размещается портретная галерея представителей демидовского рода.

Панели второй комнаты сделаны из дерева, стены и потолок побелены или затянуты холстом. Здесь размещается мебель: канапе, кресла, ломберные и другие разноманерные столики, лавки, стулья и др. На столах размещаются книги, табакерки, штофы и др.

Третья комната – оформляется как комната охотничьих трофеев. Здесь можно разместить и природные панорамы, раскрывающие легенду о выборе места для строительства заводов, барского дома, церкви сошествия Святого духа, чучела, гербарии, т.е. экспонаты раскрывающие богатый природный мир края. Здесь же должно найти место пространство для оружия, предметов охоты.

· Анфилада помещений с правой стороны парадной залы разделяется на две темы: Демидовы – владельцы Кыштымских заводов; архитектурные особенности дворянских усадеб.

Комната может быть оформлена как в стилистике XVIII в., так и без акцентирования внимания на данной стилистике. Стены, затянутые холстом, позволяют знакомиться с документами о предоставлении российскими императорами прав на строительство южноуральских заводов, описанием заводов и усадьбы известными путешественниками П. Палласом, И. Лепехиным и др.

Вторая комната представляет комнату архитектора, где кроме мольберта и чертежных инструментом, представлены образцы зданий, принадлежавших роду Демидовых, в том числе и памятников, которые сегодня являются мемориальными музейными комплексами, связанными с именем Демидовых. Третья комната, в продолжении предыдущего рассказа может в фотографическом материале показать особенности реконструкции здания в последующие эпохи и восстановление усадьбы в начале XXI в.

Третий этаж

Особенность помещений дворцов и дворянских родовых гнезд в XVIII – XIX вв. разделение их на две зоны: парадная и бытовая. Этот конструкт следует соблюдать и при планировке помещений третьего этажа, даже, если данные пространства и не использовались в соответствии с данным назначением.

Как правило, парадные комнаты и бытовые помещения разделялись огромным залом, буфетом, биллиардной, диванной, каминным залом. В случае с Белым домов следует использовать два парадных помещения: собственно каминный зал с выходом на балкон и диванной, которую можно использовать как помещения для проведения салона. Анфилада помещений с левой стороны от каминного зала – пространство для размещения коллекционных собраний. Анфилада помещений с правой стороны – т.н. «женская половина» барского дома, которая позволяет разместить интерьеры детской, спален, помещений для прислуги.

· Каминный зал – особое пространство в рамках Белого дома. Собственно третий этаж данного особняка не прописан в документах как демидовский. Его история связана с другими владельцами. Тем не менее, каминный зал – жемчужина данного памятника архитектуры, т.е. это подлинные экспонаты XIX-нач.XX в. Оформление должно быть лаконично, чтобы позволить экскурсантам познакомиться с подлинными экспонатами: собственно сами камины, каминные экраны, паркетный наборный пол, стены обтянуты штофом, люстры и бра, консольные подставки для подсвечников, скульптур, стулья перед каминами, два-три ломберных столика.

· Анфилада помещений с левой стороны каминного зала представляет процесс управлений Кыштымскими заводами. Первая комната – может представлять кабинет Н. Н. Демидова в Петербурге, где владелец завода знакомится с отчетами управляющий, пишет ответы, т.е. это кабинет владельца завода в одном из Петербургских дворцов. Здесь может быть размещен графический план завода, макеты коломенок, изделий из уральского камня и др. Вторая комната представляет эпоху управления заводами наследников Расторгуева. Собственно это и портретная галерея владельцев и управляющих и информация о родственных связях владельцев заводов XIX в. Третья комната – кабинет П. М. Карпинского, где размещены: письменный стол, книжные полки, документы заседаний совета директоров, приказы и назначения, подписанные П. М. Карпинским, фотографии владельцев и представителей владельцев завода рубежа XIX-XX в. Здесь же могут быть представлены фотографии с видами города и завода.

· Анфилада помещений с правой стороны – т.е. женская половина. Небольшое пространство между каминным залом и женской половиной может быть разделено двусторонним зеркалом: со стороны зала - зеркало, со стороны внутренних помещений – стекло, которое позволяет наблюдать за происходящим в парадном зале (этот прием часто использовался в дворцовых помещениях XVIII- нач.XIX в.) Первая комната – комната, в которой обычно проводила время вся дворянская семья: диван, кресла и стулья, клавикорды, стол, консоли для подсвечников. Столик для занятий рукоделием, рисованием, чтением и др. Вторая комната представляет помещение для прислуги: стол, кровать, столик для умывания, киоты для посуды, иконы и др.

· Второй парадный зал следует назвать диванным, в соответствии с традицией наименования таких помещений в XVIII в. Функция данного зала в экспозиционном пространстве: салон для проведения музыкальных и танцевальных вечеров. В оформлении следует использовать как традиционные для данного дома приемы оформления: штоф, «свечное» освещение, наборный паркет, диваны, кресла, стулья, несколько манекенов в бальных платьях, рояль/или клавикорды, стулья в несколько рядов, которые могут образовать концертный зал. В качестве оформления могут быть использованы: образцы декоративно-прикладного искусства: веера, вышивки, зеркала в декоративных рамах, вышивка бисером, изделия из фарфора, художественного стекла и др.

· Помещения с левой стороны от диванной следует отдать костюмерной. Следует ее разделить на гардеробную часть, т.е. собственно продолжение экспозиционной зоны, где можно увидеть костюмы разных эпох, как на манекенах, так и на стойках. Здесь же могут быть размещены образцы тканей как европейских, так и этнографических. Вторая часть помещения – это костюмы, которые могут использоваться для театрализованных представлений.

· Помещения с правой стороны от диванного зала – это коллекционный зал. Началом показа коллекций служит информационный блок, где раскрывается интерес представителей рода Демидовых к коллекционированию, меценатству. Здесь следует разместить коллекции не только, связанные с Демидовыми, но и другими владельцами заводов: коллекция минералов, коллекция художественно литься, нумизматическая и археологические коллекции, предметы, имеющие отношение к истории старообрядцев.


Заключение

Реализация предложений на наш взгляд окажет большое позитивное влияние на развитие и деятельность не только МУ «Кыштымский историко-революционный музей», но на состояние и дальнейшее развитие культурной и духовной жизни города, округа и Челябинской области. Важность модернизации экспозиции музея в данном ключе позволяет городу включиться в программу реализации культурного туризма, который становится приоритетным направлением развития социокультурного пространства региона. Реконструкция Белого дома в Кыштыме и построение соответствующей архитектурному памятнику экспозиции может стать связующим звеном между великой историей горнозаводского Урала в истории России и ее современной истории.


Список литературы

1. Алексеев, В. Индустриальное наследие Урала – часть мировой культуры / В. Алексеев // Отечество. Страницы истории. – 1993. - С. 22-28.

2. Всеобщая история искусств // под общей ред. Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга. – М.: Искусство, 1963. – Т. IV. – 478 с.

3. Демидовы: Родословная роспись / Е. И. Краснова. – Екатеринбург, 1992. – 40 с.

4. Кафенгауз, Б. Б. История хозяйства XVIII – XIX вв.: Опыт исследования уральской металлургии / Б. Б. Кафенгауз. – М.-Л., 1949. – Т. I. – 240 с.

5. Краснова, Е. И. Загадки родословия Демидовых / Е. И. Краснова // Известия Русского генеалогического общества. – Вып.1. – СПб., 1994. – С. 49-51.

6. Мезенин, Н. Гениальный сын Никиты / Н. Мезенин // Уральский следопыт. – 1991. – № 8. – С. 10-14.

7. Museum: парки и сады. – № 2/3. –1991.

8. Огарков, В. В. Демидовы: их жизнь и деятельность / В. В. Огарков. – СПб., 1891. – 156 с.

9. Павленко, Н. И. История металлургии в России в XVIII в. Заводы и заводовладельцы / Н. И. Павленко. – М., 1962. – 156 с.

10. Рукосуев, Е. Кыштымский горный округ / Е. Рукосуев, С. Устьянцев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994. – 32 с.

11. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 648 с.

12. Щербаков, Г. П. Молодость старого завода / Г. П. Щербаков. – Челябинск: Металл, 1992. – 149 с.

Загадки и легенды Белого дома

Обоснование экспозиционного маршрута и тематических зон экспозиции

МУ «Кыштымский историко-революционный музей»:

замысел, проект тематической структуры, предложения по оформлению

отдельных тематических зон

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.