Предметный ряд отдельных тематических зон экспозиции дворянского усадебного дома Белый дом — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Предметный ряд отдельных тематических зон экспозиции дворянского усадебного дома Белый дом

2018-01-04 241
Предметный ряд отдельных тематических зон экспозиции дворянского усадебного дома Белый дом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1920-е годы процесс национализации памятников истории и архитектуры способствовал сохранению наследия, отражавшего особенности формирования русской культуры XVIII – XX в. Большая часть дворцовых строений, дворянских усадеб, национализированных в начале прошлого века, сохраняют атмосферу дворянской усадьбы, которая подчеркивается сохранением не только экстерьера памятника, но интерьера помещений дворцов и дворянских усадеб. Памятник архитектуры XVIII в. достоин музеефикации не только как памятник архитектуры, но и памятник, способный воссоздать образ дворянской усадьбы ушедших веков. История памятника предлагает не просто восстановление, а историческую реконструкцию, т.е. образное решение вопроса. Одновременно необходимо раскрыть как историю Демидовского рода на Южном Урала, так и историю владельцев дома XIX в. Это два компонента, которые связаны между собой и характерны для формирования сословия дворянства как XVIII в., так и XIX в., когда купцы становились потомственными дворянами, а потомственные дворяне включались в промышленное развитие страны, формировали особенности нового в истории России явления – русского меценатства.

Вторая экскурсионная зона (Белый дом/господский дом):

Задачи

· Знакомство с особенностями планировки дворянских домов XVIII-XIX в.

· Включение в атмосферу дворянского быта XVIII-XIX вв.

· Сравнение интерьеров парадных и бытовых зон дворянского дома

· Преставление об этапах строительства дворянского дома, авторство архитектурного памятника

· Разговор о легендах, связанных с появлением Кыштымских заводов: факты о выборе места, увлечения Демидовых

· Знакомство с историей представителей рода Демидовых

· Определение границ промышленной империи младшей ветви Демидовского рода на Южном Урале

· Показ коллекционных пристрастий представителей дома Демидовых

· Знакомство с управляющими Кыштымского горного округа XVIII- нач.XX веков

В перечисленные выше задачи не включены вопросы организации помещений, предназначенных для хранения и работы с фондовыми коллекциями, комнаты для работы сотрудников и администрации музея, помещений для проведения массовых мероприятий, организации кружковой работы.

 

Оформление первой зоны показа:

Четырех этажное строение Белого дома позволяет после реконструкции воссоздать архитектурный памятник в планировке, характерной для рубежа XVIII-XIX вв. В процессе подготовки к реконструкции были использованы документы, которые раскрывают особенности первоначальной застройки 1762 г.: дом господский о двух апартаментах складен собственными ж господина Демидова крестьянами из камня и кирпича, в коем 18 покоев. Одна из задач экспозиции воссоздать атмосферу двух эпох: собственное демидовского дома (два нижних этажа) и атмосферы усадьбы, которая жила без владельца. Точных свидетельств о функциональной назначении помещений на сегодняшний день на сохранилось, по использование построения по «аналогии» способно заменить утраченную подлинную информацию. Размещение экспозиционного пространства должно отразить историю рода, жизнь и быт вельмож, коллекционные пристрастия представителей рода. История XVIII века об обстановке дворцов в XVIII в. свидетельствует о «пустоте» интерьера дворянских покоев: мебель являлась предметом роскоши, что позволяет при оформлении залов и комнат не загромождать их новоделами, а показать красоту каменной кладки, декора потолочной лепнины и росписи и др. Белый дом сегодня – четырех этажное строение, а не двухэтажное строение, но тем не менее помещения верхних этажей помогут раскрыть дополнительные страницы истории владельцев дома:

· первый этаж: следует посвятить история рода, архитектурным особенностям здания, выборе места для строительства завода

· на втором этаже можно разместить одно-два помещения для открытого показа фондов, научную библиотеку

· на третьем этажа размещаются коллекционные собрания, помещения воссоздающие парадные и бытовые покои дворянского дома, в том числе и «кабинет» управляющих заводами

· четвертый этаж – основная смотровая площадка дома, где логично могут быть размещены помещения для оранжереи.

Первый этаж

Вход в музейную экспозицию предполагает размещение кассы, гардероба, помещений для охраны, хозяйственных помещений. Вход может размещаться как через флигели, так и с центрального входа – последний вариант предпочтительней, т.к. позволяет выполнить главное условие внутренних помещений дворянского дома: из вестибюля – вход в парадный зал, а слева и с права – анфилада комнат, выходящих окнами во двор/парк/сад. Предлагается следующее тематическое решение экспозиционных помещений первого этажа:

· Вестибюль – предоставляет краткую аннотацию об истории усадьбы, владельцах, размещении экспозиционных залов.

· Парадный зал для званых обедов, балов и торжественных церемоний. Предназначение зала может варьироваться в зависимости программ, которые будет проводиться в музее. В стационарном варианте предлагается размещение обеденного стола с сервировкой предметами различных эпох; манекенов, представляющих образцы костюма XVIII.и XIX вв. Стены парадного зала могут быть задрапированы шелковыми тканями/штофом, шпалерами, украшаться зеркалами, богатой лепниной, росписью потолка, наборным паркетом. Элементами оформления могут служить и образцы мебели XVIII-XIX века как новоделы, так и подлинники. Парадный зал освещается люстрой и

· Анфилада помещений с левой стороны от парадной залы разделяется на три темы: генеалогическое древо рода Демидовых; курительная комната, охотничья комната

Первая комната может быть драпирована тканью или холстом. Главной составляющей является генеалогическое древо, которое показывает, место «кыштымских» Демидовых. Здесь же размещается портретная галерея представителей демидовского рода.

Панели второй комнаты сделаны из дерева, стены и потолок побелены или затянуты холстом. Здесь размещается мебель: канапе, кресла, ломберные и другие разноманерные столики, лавки, стулья и др. На столах размещаются книги, табакерки, штофы и др.

Третья комната – оформляется как комната охотничьих трофеев. Здесь можно разместить и природные панорамы, раскрывающие легенду о выборе места для строительства заводов, барского дома, церкви сошествия Святого духа, чучела, гербарии, т.е. экспонаты раскрывающие богатый природный мир края. Здесь же должно найти место пространство для оружия, предметов охоты.

· Анфилада помещений с правой стороны парадной залы разделяется на две темы: Демидовы – владельцы Кыштымских заводов; архитектурные особенности дворянских усадеб.

Комната может быть оформлена как в стилистике XVIII в., так и без акцентирования внимания на данной стилистике. Стены, затянутые холстом, позволяют знакомиться с документами о предоставлении российскими императорами прав на строительство южноуральских заводов, описанием заводов и усадьбы известными путешественниками П. Палласом, И. Лепехиным и др.

Вторая комната представляет комнату архитектора, где кроме мольберта и чертежных инструментом, представлены образцы зданий, принадлежавших роду Демидовых, в том числе и памятников, которые сегодня являются мемориальными музейными комплексами, связанными с именем Демидовых. Третья комната, в продолжении предыдущего рассказа может в фотографическом материале показать особенности реконструкции здания в последующие эпохи и восстановление усадьбы в начале XXI в.

Третий этаж

Особенность помещений дворцов и дворянских родовых гнезд в XVIII – XIX вв. разделение их на две зоны: парадная и бытовая. Этот конструкт следует соблюдать и при планировке помещений третьего этажа, даже, если данные пространства и не использовались в соответствии с данным назначением.

Как правило, парадные комнаты и бытовые помещения разделялись огромным залом, буфетом, биллиардной, диванной, каминным залом. В случае с Белым домов следует использовать два парадных помещения: собственно каминный зал с выходом на балкон и диванной, которую можно использовать как помещения для проведения салона. Анфилада помещений с левой стороны от каминного зала – пространство для размещения коллекционных собраний. Анфилада помещений с правой стороны – т.н. «женская половина» барского дома, которая позволяет разместить интерьеры детской, спален, помещений для прислуги.

· Каминный зал – особое пространство в рамках Белого дома. Собственно третий этаж данного особняка не прописан в документах как демидовский. Его история связана с другими владельцами. Тем не менее, каминный зал – жемчужина данного памятника архитектуры, т.е. это подлинные экспонаты XIX-нач.XX в. Оформление должно быть лаконично, чтобы позволить экскурсантам познакомиться с подлинными экспонатами: собственно сами камины, каминные экраны, паркетный наборный пол, стены обтянуты штофом, люстры и бра, консольные подставки для подсвечников, скульптур, стулья перед каминами, два-три ломберных столика.

· Анфилада помещений с левой стороны каминного зала представляет процесс управлений Кыштымскими заводами. Первая комната – может представлять кабинет Н. Н. Демидова в Петербурге, где владелец завода знакомится с отчетами управляющий, пишет ответы, т.е. это кабинет владельца завода в одном из Петербургских дворцов. Здесь может быть размещен графический план завода, макеты коломенок, изделий из уральского камня и др. Вторая комната представляет эпоху управления заводами наследников Расторгуева. Собственно это и портретная галерея владельцев и управляющих и информация о родственных связях владельцев заводов XIX в. Третья комната – кабинет П. М. Карпинского, где размещены: письменный стол, книжные полки, документы заседаний совета директоров, приказы и назначения, подписанные П. М. Карпинским, фотографии владельцев и представителей владельцев завода рубежа XIX-XX в. Здесь же могут быть представлены фотографии с видами города и завода.

· Анфилада помещений с правой стороны – т.е. женская половина. Небольшое пространство между каминным залом и женской половиной может быть разделено двусторонним зеркалом: со стороны зала - зеркало, со стороны внутренних помещений – стекло, которое позволяет наблюдать за происходящим в парадном зале (этот прием часто использовался в дворцовых помещениях XVIII- нач.XIX в.) Первая комната – комната, в которой обычно проводила время вся дворянская семья: диван, кресла и стулья, клавикорды, стол, консоли для подсвечников. Столик для занятий рукоделием, рисованием, чтением и др. Вторая комната представляет помещение для прислуги: стол, кровать, столик для умывания, киоты для посуды, иконы и др.

· Второй парадный зал следует назвать диванным, в соответствии с традицией наименования таких помещений в XVIII в. Функция данного зала в экспозиционном пространстве: салон для проведения музыкальных и танцевальных вечеров. В оформлении следует использовать как традиционные для данного дома приемы оформления: штоф, «свечное» освещение, наборный паркет, диваны, кресла, стулья, несколько манекенов в бальных платьях, рояль/или клавикорды, стулья в несколько рядов, которые могут образовать концертный зал. В качестве оформления могут быть использованы: образцы декоративно-прикладного искусства: веера, вышивки, зеркала в декоративных рамах, вышивка бисером, изделия из фарфора, художественного стекла и др.

· Помещения с левой стороны от диванной следует отдать костюмерной. Следует ее разделить на гардеробную часть, т.е. собственно продолжение экспозиционной зоны, где можно увидеть костюмы разных эпох, как на манекенах, так и на стойках. Здесь же могут быть размещены образцы тканей как европейских, так и этнографических. Вторая часть помещения – это костюмы, которые могут использоваться для театрализованных представлений.

· Помещения с правой стороны от диванного зала – это коллекционный зал. Началом показа коллекций служит информационный блок, где раскрывается интерес представителей рода Демидовых к коллекционированию, меценатству. Здесь следует разместить коллекции не только, связанные с Демидовыми, но и другими владельцами заводов: коллекция минералов, коллекция художественно литься, нумизматическая и археологические коллекции, предметы, имеющие отношение к истории старообрядцев.


Заключение

Реализация предложений на наш взгляд окажет большое позитивное влияние на развитие и деятельность не только МУ «Кыштымский историко-революционный музей», но на состояние и дальнейшее развитие культурной и духовной жизни города, округа и Челябинской области. Важность модернизации экспозиции музея в данном ключе позволяет городу включиться в программу реализации культурного туризма, который становится приоритетным направлением развития социокультурного пространства региона. Реконструкция Белого дома в Кыштыме и построение соответствующей архитектурному памятнику экспозиции может стать связующим звеном между великой историей горнозаводского Урала в истории России и ее современной истории.


Список литературы

1. Алексеев, В. Индустриальное наследие Урала – часть мировой культуры / В. Алексеев // Отечество. Страницы истории. – 1993. - С. 22-28.

2. Всеобщая история искусств // под общей ред. Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга. – М.: Искусство, 1963. – Т. IV. – 478 с.

3. Демидовы: Родословная роспись / Е. И. Краснова. – Екатеринбург, 1992. – 40 с.

4. Кафенгауз, Б. Б. История хозяйства XVIII – XIX вв.: Опыт исследования уральской металлургии / Б. Б. Кафенгауз. – М.-Л., 1949. – Т. I. – 240 с.

5. Краснова, Е. И. Загадки родословия Демидовых / Е. И. Краснова // Известия Русского генеалогического общества. – Вып.1. – СПб., 1994. – С. 49-51.

6. Мезенин, Н. Гениальный сын Никиты / Н. Мезенин // Уральский следопыт. – 1991. – № 8. – С. 10-14.

7. Museum: парки и сады. – № 2/3. –1991.

8. Огарков, В. В. Демидовы: их жизнь и деятельность / В. В. Огарков. – СПб., 1891. – 156 с.

9. Павленко, Н. И. История металлургии в России в XVIII в. Заводы и заводовладельцы / Н. И. Павленко. – М., 1962. – 156 с.

10. Рукосуев, Е. Кыштымский горный округ / Е. Рукосуев, С. Устьянцев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994. – 32 с.

11. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 648 с.

12. Щербаков, Г. П. Молодость старого завода / Г. П. Щербаков. – Челябинск: Металл, 1992. – 149 с.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.