Глава 1. Особенности современных подходов к построению музейных экспозиций — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Особенности современных подходов к построению музейных экспозиций

2018-01-04 1137
Глава 1. Особенности современных подходов к построению музейных экспозиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Музейная экспозиция – требования к построению

Музейная экспозиция рассматривается в современной науке как информационно-коммуникативная система, основанная на знаковой сущности музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным, художественным свойствам модель мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.

Коммуникативность экспозиции раскрывается через ее доходчивость, универсальность, способность передавать информацию.Своеобразие экспозиции как информационной системы заключается в том, что она анализирует и обобщает процесс или явление в форме самих вещественных, предметных частей исследуемого процесса или явления. Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, как отраженная картина действительности.

Проектирование экспозиции включает разработку основных идей и содержания, архитектурно-художественных принципов построения и решения. Проектирование начинается с определения темы экспозиции, выявление обеспеченности выбранной темы фондовыми материалами, экспозиционными помещениями, материально-технической базы. Эти материалы становятся базой для работы музейных художников – дизайнеров. Главной задачей художника-дизайнера – перевод научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный.

Раскрытие экспозиционного замысла происходит через использование ряда подходов: принципа историзма (рассмотрение всех вопросов в процессе развития), принцип всесторонности и комплексности (оценка вариативных особенностей объекта), принцип социально-политической нейтральности, системный подход, информационный подход, культурологический, педагогический подходы.

Раскрытие целей, задач, замысла экспозиции осуществляется через определенный порядок группировки и организации экспозиционных материалов:

· систематическая экспозиция (академический ряд)– строится в соответствии с классификацией конкретной научной дисциплины или отрасли производства. В ее основе – системный, типологический ряд музейных предметов, отражающих эволюционные процессы в природе и человеческой деятельности;

· ансамблевая экспозиция – реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни. В ее основе – жизненный, бытовой комплекс, в котором экспонаты находятся в среде максимально приближенной к подлинной среде бытования;

· ландшафтная экспозиция – взаимосочетание натуральных природных компонентов, комплексов и бытовых комплексов. В природно-ландшафтной композиции, располагаемой в экспозиционном помещении - обязательное использование панорам, диорам, биогрупп, интерактивных зон;

· тематическая экспозиция – раскрывает определенный сюжет, проблему через тематические комплексы, т.е. группу связанных по содержанию или иным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство;

· тематико-хронологическая экспозиция – раскрытие хронологии событий через включение в непрерывный ход исторического развития тематических комплексов;

· комплексная экспозиция – сочетающая вариативные методы и принципы.

Выбор варианта экспозиционного показа зависит от типа музея, профиля музея, целевых установок экспозиции, специфики коллекции, размеров экспозиционных площадей.

Социокультурные изменения в середине XX в. поставили перед музеями задачу сделать музейные экспозиции выразительными через формирование отношения к музейному экспонату как к источнику эмоционального воздействия, что предполагает пересмотр всей системы показа музейных собраний. Музейная экспозиция становится музейным спектаклем, в котором используются специфические средства музейно-художественного языка, т.е. предлагается новый экспозиционно-художественный метод, который включает многообразные художественные, технические средства пространственных искусств и элементы музыкального искусства, театральной зрелищности, языка литературного произведения.

Экспозиция – это форма презентации историко-культурного наследия, как на основе предметности, так и с использованием искусственно-созданной предметно-пространственной структуры. Музейная экспозиция – это музейный предмет и музейная коллекция, архитектура здания, реконструкция музейный предметов, научно-вспомогательные материалы, тексты, специально созданные произведения, информационные технологии, театральные технологии, технологии постановки праздничных мероприятий, авторского «прочтения» биографический, исторических, литературных произведений, образов.

В искусстве музейной экспозиции в контексте пространственных, временных и синтетических искусств можно выделить четыре наиболее характерных вида: изобразительное искусство, художественную литературу, театр и архитектуру:

· изобразительное искусство и музейная экспозиция объединяются образом предмета, эстетика которого и предоставляет художнику идеи

· литературное творчество в музейной экспозиции проявляется в возможность вести протяженное во времени художественное повествование об историческом процессе и его героях.

· театральное искусство является одним из наиболее близких «соседей» искусства музейной экспозиции, основываясь на единстве следующих принципов: принципы построения «мизансцены»; возможности драматического действия (сюжетная линия). В музейной экспозиции «действие» осуществляется за счет внешне статичной организации музейных образов в единый драматический сюжет, развернутый в последовательный рад экспозиционных «сцен»

· архитектура предлагает сюжетную организацию пространства для музейной экспозиции. Характер сюжета, его особенности и проблематика во многом зависят, например, от характера мемориального здания, от идейно-эстетического осмысления его роли в жизни исторического «владельца» («жителя»). В искусстве музейной экспозиции архитектура зданий, экспозиционных пространств носит вспомогательный характер, будучи зависимой от художественной идеи экспозиции.

1.2. Обоснование для выбора подходов построения новой экспозиции МУ «Кыштымский историко-революционный музей»: история музея, особенности коллекционного собрания, вопросы развития музея в рамках развития понятия «культурный туризм», миссия музея

Последние десятилетия XX-начало XXI в. стали временем серьезных экономических проблем в музейном деле. Сокращение государственного финансирования, снижение количества посетителей и одновременного расширение требований к музеям, как обладающим широком спектром возможностей в удовлетворении информационных и образовательно-воспитательных потребностей общества ставят перед музеями задачи – эффективно конкурировать на рынке досуга, создавать дополнительные возможности для образования, научиться перенимать методы коммерческого сектора. Задача современных музеев определять, прогнозировать, удовлетворять нужды общества в новых социально-экономических и информационных условиях. В решение этой проблемы участвуют представители администрации, финансирующие и одобряющие (или не одобряющие) экспозиционный замысел; научный коллектив музея, художники, архитекторы, потенциальные посетители музея.

Для МУ «Кыштымский историко-революционный музей» данная проблематика наиболее актуальна в связи продолжающимися реставрационными работами Белого дома, которые логично определяют реконструкцию или даже модернизацию музейной экспозиции в соответствии с историко-культурным значением данного объекта не только в истории города Кыштыма, но и Челябинской области и Российской Федерации.

История музея тесным образом связана с историей здания, а, следовательно, с историей Белого дома, с историей Кыштымского горного округа, его владельцев. Начало «музейной» истории Белого дома относится к последним годам XIX века к посещению Д. И. Менделеева в рамках экспертной экспедиции известного ученого по изучению потенциала отдельных регионов горно-заводского Урала. Сохранились свидетельства о предложении организовать в пустующем господском доме выставки образцов художественного литья, которые на тот момент были складированы в одном из заводских помещений. В. А. Весновским, известным уральским краеведом, упоминается и факт о других исторических предметах, которые свидетельствовали о посещении Кыштыма русскими царями. Но эти сведения не имеют ни документального, ни предметного подтверждения, т.е. могут считаться «легендарными фактами». Хотя наличие кабинета образцов изделий Верхне-Кыштымского завода не вызывает сомнений, т.к. это был часто встречающийся элемент заводской жизни. Что стало с кабинетом образцов, можно догадаться по истории Каслинского павильона, который был найден на заводском пустыре. Следует отметить, что в XIX – начале XX в., когда уральские публицисты, писатели, краеведы акцентируют внимание на образовательно-краеведческих экспедициях как одно из средств просвещения, особенности застройки, т.е. достопримечательности центра Кыштымского завода не акцентировали внимание на персоналиях, которые имели отношение к Белому дому, в то время как возможность знакомства с вышеперечисленными подлинными предметами озвучивается через музей в господском доме. Известна и официальная дата открытия музея – 29 июля 1899 г. в здании Белого дома (усадьба Демидовых). Основателем является управляющий Кыштымским горным округом П. М. Карпинский. Кыштымский пожар 1921 года отразился на судьбе музея – большая часть фондов сгорела, основная часть художественная литья была предана в Свердловский краеведческий музей. Как могла выглядеть экспозиция, какие цели демонстрации предметного ряда ставились – на сегодняшний день эти данные отсутствуют. Тем не менее, в собрании МУ «Кыштымский историко-революционный музей» представлена достаточно значительная коллекция образцов художественного литья.

Дальнейшая страница истории Белого дома привела к перестройке здания, закладке окон, перепланировке части помещений под общежитие. Несколько десятилетий помещения Белого дома использовались не как памятник архитектуры. Остается только радоваться, что здание в целом сохранилось. Только во второй половине XX века здание частично было передано краеведческому музею (1979 год). Его профильность предполагала использование традиционных подходов к построению комплексных музеев: тематико-хронологического принципа построения экспозиционных комплексов, использование иллюстративного метода, когда предметный ряд подтверждал идеологические запросы общества. Экспозиционный показ начинался с момента застройки завода, была разработана удачная панорама Верхне-Кыштымского завода, предлагался интересный подлинный предметный ряд, раскрывающий историю города/завода на рубеже XIX-XX в., советской истории города.

Наибольший интерес представляло собрание художественного литья, при демонстрации которого использовался коллекционный метод показа. Традиционным для комплексного музея была и экспозиция природы, которая была представлена диорамным показом знаковых памятников природы края, коллекционном показом образцов минералов. Экспозиция носила интерес как объемная иллюстрация к истории края. Тем не менее, сотрудники музея дополняли экскурсию вербальной информацией об истории усадьбы, предваряя современную проблематику экспозиционного пространства Белого дома. Эту же роль выполняли и тематические временные выставки, размещавшиеся на новых площадках: «Демидовы», «Лев Расторгуев и Григорий Зотов» и др.

Процесс передачи в 2002 года всего здания МУ «Кыштымский историко-революционный музей» актуализировало проблему модернизации экспозиции, как основной формы коммуникации музея и общества.

Рубеж XIX-XX в. поставил перед сотрудниками многих российских музеев выбор новых подходов и приемов строительства экспозиций. Все экспозиции «стареют», даже ультрасовременные, т.е. перестает удовлетворять требованием времени, ситуации, функций, задач, которые ставит перед музеями общество. Это может выражаться как в стилистических изменениях оформления экспозиции при сохранении традиционной структуры, так и в коренной «модернизации» выбора подходов к построению новой экспозиции.

Судьба Кыштымского музея, перспективы его развития во многом будут зависеть от выбора оснований для разработки Программы развития и принципов формирования. Для Кыштыма, как хранителя уникальных в рамках России памятников гражданской и церковной архитектуры XVIII – нач.XIX в., приоритетным становится включение в культурный туризм, т.е. приобщение жителей края, гостей Урала к культурным ценностям и природе региона. Сегодня культурный туризм понимается как духовное обогащение личности через путешествие, активный отдых. Не поднимая проблемы экономический требований к развитию сферы культурного туризма, следует отметить, что становление его невозможно без музея региона, который становится не только объектом культурного туризма, но и самостоятельной целью, главным мотивом участия в путешествии, одним из базовых звеньев в цепи историко-культурных и природных составляющих края. Это становится основанием для выбора основных программных заявлений при разработке «миссии музея», т.е. сверхзадачи музея на несколько десятилетий развития. Для выбора миссии МУ «Кыштымский историко-революционный музей» следует не только брать за основание коллекционный состав, привычное понимание музея в крае, но и историю развития музея, и современные требования к вариативности музейных экспозиций, особенно, если они связаны с исторически и культурно значимыми события в крае, следует рассматривать музейную экспозицию с точки зрения музеефикации недвижимых объектов, которые диктуют образ музейной экспозиции. Чтобы определить миссию музея, следует задаться вопросом «зачем нужен музей в г. Кыштыме»? Наверное, любой житель города ответить просто «Кыштым без музея – не Кыштым». Но эту фразу, с точки зрения проблем музеефикации, а не с точки зрения духовного единства жителей города, можно было бы сформулировать и по другому «Кыштым без Белого дома – не Кыштым». Кыштымцы воспринимают усадьбу – как данность, гости – как шедевр архитектуры, историческую доминанту города. Поэтому, одну из составляющих миссии МУ «Кыштымский историко-революционный музей» можно сформулировать следующим образом «Кыштым – исторически сложившийся центр горнозаводской промышленности Южного Урала. Сохраненная тщательным радением жителей края первозданность уральской природы соперничает с уникальными памятниками истории и гражданской, промышленной и церковной архитектуры. Жемчужиной Кыштыма является признанное достояние России – Белый дом, постройка XVIII в. и усадьба, заложенная в середине XVIII в. Миссия сотрудников музея не только восстановить архитектурный облик сохранившихся объектов, но и раскрыть их первоначальное название, восстановить дух времени, ставшим отправной точкой преобразований Урала, как промышленного и культурного ядра России».

Исходя из данных положений, при выборе подхода к построению экспозиционного пространства Кыштымского музея в Белом доме, необходимо сделать акцент на архитектурно-образном решении экспозиции, с использованием коллекционного показа, исторически обоснованных тематических зон, элементов театрализации и литературно-творческого подхода к осмыслению экспозиционного пространства, т.к. экспозиция должна поддерживать архитектурный памятник федерального значения, включению его в экспозицию комплексов, которые раскрывают историю памятника, историю знаменитой российской династии промышленников. По сути, следует применить ансамблевый метод построения экспозиции, который характерен для мемориальных музейных комплексов, и включает в себя не только и не столько экспозицию в традиционном понимании, а воссоздание атмосферы Белого дома в эпоху его первых обитателей – Демидовых: восстановление парка, оранжереи, служебных помещений, функционального назначения знаковых помещений, т.е. создание исторического образа, модели Демидовской усадьбы второй половины XVIII в.

Модернизация экспозиции Кыштымского музея в современном понимании предполагает подчинение фондового собрания, научно-вспомогательных материалов, экспозиционного оборудования, структуры экспозиционных комплексов архитектуре здания, которая задает: функциональные особенности экспозиционный помещений, выбор предметного ряда, изготовление новоделов, исторических реконструкций, перепланировки паркового комплекса. Т.е. построение новой экспозиции предполагает «модернизацию» не только функциональных экспозиционный комплексов, эстетики научно-справочного аппарата экспозиции, т.е. формально-содержательной плоскости (содержание экспозиции, тексты), но и модернизацию экспонатов (использование реконструкций, манекенов, реплик при использовании и артефактов), модернизацию экспозиционного оборудования (стилевое оформление витрин, стеллажей, подиумов, светильников и др.)

Таким образом, основная идея построения новой экспозиции – восстановление функциональных особенностей памятника истории и архитектуры XVIII – нач. XIX века, включение в экспозиционный показ истории основателей Кыштымских заводов, определивших современные градостроительные принципы города, воссоздание «модели», образа, духа заводской усадьбы, включающей как господский дом, так и служебные помещения, восстановление парковой архитектуры, реконструкцию технологического процесса строительства завода и усадьбы, что поможет воссоздать в комплексе с сохранившимся промышленными цехами, водоотводной системой завода особенности памятников индустриальной культуры горно-заводского Урала.

Для выявление тематических зон новой экспозиции Кыштымского музея, следует остановится на наиболее проблемных сторонах истории Демидовского рода, с точки зрения истории Южного Урала, авторства и конструктивных особенностях усадьбы, роли последующих владельцев заводов в судьбе усадьбы.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.