Тема 5 Технологии развития интеллектуального и творческого потенциалов личности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 5 Технологии развития интеллектуального и творческого потенциалов личности

2018-01-04 989
Тема 5 Технологии развития интеллектуального и творческого потенциалов личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе

2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся (И. П. Волков, Т. С. Альтшуллер)

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Специальные способности органически связаны с общими.

Академические (или учебные) – способность к обучению; интеллектуальные - способность к решению мыслительных задач; творческие – способность к нахождению неординарных решений и созданию оригинальных продуктов деятельности; социальные (прежде всего, лидерские), музыкальные, художественные, психомоторные (спортивные) и т.д.

Умственное развитие связано с ростом запаса знаний, повышением их системности, обогащением интеллектуальных умений, совершенствованием качеств мышления: гибкости, критичности, продуктивности, самостоятельности; ростом любознательности, формированием познавательного интереса как к содержанию, так и методам (способам) работы; наращиванием темпа усвоения нового материала (Н.А.Менчинская).

Компоненты структуры умственного развития: фонд действенных знаний, в котором различают содержательный аспект (теоретические знания) и операциональный (приемы и способы получения знаний, их применение на практике) (З.И.Калмыкова).

Умственное развитие как целостная динамическая система связанных между собой сенсорных, мнемических, речевых, мыслительных, имажинативных и других ее компонентов.

Общие интеллектуальные способности (по В.А.Крутецкому): сосредоточенное внимание; умственная активность; критичность; самостоятельность; гибкость; вдумчивость; быстрота умственной ориентировки (сообразительность); высокий уровень аналитико-синтетической деятельности.

Креативность – способность личности к творчеству (Ф.Баррон, П.Торренс, Дж.Гилфорд и др.):

• способность осознавать проблемы и противоречия;
• способность порождать оригинальные идеи;
• способность отказываться от стереотипных способов мышления;
• способность формулировать гипотезы;
• способность привносить новое в опыт.

Креативные способности: развитый внутренний план действий; интуитивность; наблюдательность; зоркость в поиске проблем; способность к преобразованиям; способность к прогнозированию; ассоциативность; чувство юмора; синестезия; способность к импровизации; широкий фокус внимания.

Критерии креативности: продуктивность; гибкость; восприимчивость; оригинальность; разработанность; метафоричность.

Технологии развития критического мышления учащихся

В замысле технологии выделяют:

Социокультурный контекст: идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни).

Технологический контекст: основу составляет модель из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия.

Методический контекст: совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания (приемы активизации мыслительной деятельности).

"Мозговой штурм" относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил "мозгового штурма", а именно:

1. Условие задачи формулируется перед "штурмом" в общих чертах.

2. Группа "генераторов идей" за отведенное время (20-40 мин) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Для повышения продуктивности "мозгового штурма" полезно предварительно ввести его участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять у них психическую напряженность и мышечные зажимы тела.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.

4. Не решенная в процессе "штурма" задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке.

5. Для активизации процесса генерирования идей в ходе "штурма" рекомендуется использовать некоторые приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

6. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе и выводится средний балл по оценкам всех экспертов.

Модификации "мозгового штурма"

Письменный "мозговой штурм" состоит в том, что задача формулируется письменно. Отсутствие влияния участников друг на друга благоприятно сказывается на всех этапах "мозгового штурма". Организационно проходит аналогично.

Индивидуальный "мозговой штурм" представляет собой процесс генерирования и оценки гипотез одним лицом. Генерирование идей происходит в течение 10-15 мин с их записью, а оценка через 3-5 дней. Допускается оценка гипотез одним лицом.

Обратный "мозговой штурм" основан на максимальной критике для раскрытия противоречий, недостатков высказанной гипотезы.

Синектический метод, методика его использования

Синектика (греч. "совмещение разнородных элементов") - система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Методика представляет собой логическое развитие "мозгового штурма". Отличие состоит в том, что последний проводится с людьми, которые могут не иметь опыта творческой деятельности. Синектика же предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы и т.д.

Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, возраста и т.д. Оптимальная численность группы - 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

Сессии синекторов, как правило, начинаются не с точной постановки задачи, а с обсуждения ее признаков. Затем руководитель сессии переключает внимание на обсуждение более конкретных вопросов, постепенно направляя дискуссию в нужное русло. Таким образом, проблема сначала формулируется в общем виде. Сессия синекторов решает задачу вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Постепенно участники подходят к пониманию проблемы и формулировке ее в понимании синекторов.

Для решения сформулированной проблемы проводится "экскурсия" по различным научным областям с целью выявления возможных решений, проблем в них. В процессе экскурсии используют 4 вида аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляют состоятельность гипотез. Большое значение придается анализу магнитофонных записей заседания.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.