Тема 4. Технологии эффективного управления процессом обучения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 4. Технологии эффективного управления процессом обучения

2018-01-04 435
Тема 4. Технологии эффективного управления процессом обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сущность и технологии дифференцированного обучения

2. Уровневая дифференциация, ее модели (внутришкольная, внутриклассная, смешанная и др.)

3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. Н. Закатова)

4. Технологии индивидуализации обучения (И. Э. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков)

 

Понятие «индивидуализация» трактуется следующим образом: «Ин­дивидуализация — это учет в процессе обучения индивидуальных осо­бенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». В понима­нии индивидуализации обучения И.Э.Унт опирается на необходимость правильного и исчерпывающего отражения, во-первых, общих черт уче­та индивидуальных особенностей детей и, во-вторых, охвата, по возмож­ности, всех форм и методов учета этих особенностей.

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» для автора си­нонимами не являются.

Под дифференциацией понимается учет индивидуальных особенно­стей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

При использовании понятия «индивидуализация обучения» автор имеет в виду не абсолютную, а относительную индивидуализацию. Свою позицию он обосновывает следующими факторами школьной прак­тики:

1) учет индивидуальных особенностей не каждого отдельного уча­щегося, а группы учащихся;

2) учет лишь известных особенностей или их комплексов, которые существенны с точки зрения учения (при этом автор считает, что суще­ствует ряд особенностей, учет которых хотя и имеет значение, но невоз­можен);

3) учет некоторых свойств или состояний, важных именно для этого учащегося;

4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной дея­тельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Психологической основой рассматриваемой теории является поло­жение Л.С.Выготского, что обучение опережает развитие и осуществ­ляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Развивающим явля­ется только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего раз­вития ребенка. Из данной психологической концепции вытекает основ­ная проблема дидактики — какой способ обучения развивает в боль­шей, а какой в меньшей мере. Исследуя данную проблему, И.Э.Унт выявляет условия оптимально протекающего обучения, а именно:

1) развитие должно исходить из достигнутого уровня, однако у обучаю­щихся одной возрастной группы уровень развития весьма различен, по­этому обучение может быть развивающим для данного учащегося, если оно приспособлено к уровню его развития; достичь этого можно с по­мощью индивидуализации учебной работы;

2) необходимость исходить из достигнутого уровня влечет за собой требование выявления этого уровня у каждого учащегося, что является предпосылкой индивидуализации обучения;

3) развивающее обучение не ведет к нивелировке уровней развития учащихся, следовательно, индивидуализация необходима не только как исходный момент для развития, но сохраняется в течение всего перио­да обучения;

4) развитие умственных способностей предполагает специальные средства — развивающие задания по содержанию должны быть опти­мальной трудности и формировать рациональные умения умственного труда; следовательно, необходимы соответствующие средства индиви­дуализированного обучения.

Не менее важными основаниями теории индивидуализации учебной работы являются идеи отбора содержания образования соответствую­щим образом и составление адекватных познавательных заданий. При этом автор освещаемой теории указывает на необходимость выполне­ния универсального условия: развиваемый субъект должен быть вклю­чен в активное общение и вести активную деятельность.

Психологической основой индивидуализации обучения является учет психических особенностей учащихся. К ним И.Э.Унт относит такие, ко­торые влияют на учебную деятельность и от которых зависят результа­ты учения: уровень умственного развития учащегося (обучаемость или способность к учению, т.е. «способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения») и обученность (приобретенные знания). Критериями определения способности к учению являются ско­рость усвоения, гибкость процесса мышления, связь конкретных и отвле­ченных компонентов в мышлении.

Скорость усвоения как комплексное явление — существенный пока­затель не столько скорости запоминания, сколько темпа обобщения. Критериями оценки скорости усвоения являются: 1) количество зада­ний, необходимых для возникновения обобщений; 2) экономность мышле­ния; 3) самостоятельность (так как чем ниже скорость усвоения, тем боль­ше учащиеся нуждаются в помощи).

Общие умственные способности по своей сущности близки понятию обучаемости. Под общими умственными способностями понимается комплекс способностей, требуемых для осуществления учащимися учеб­ной деятельности, а именно: запоминать материал, осуществлять логи­ческие операции, творчески мыслить.

С умственными способностями тесно связана способность самостоя­тельно усваивать знания, предполагающая наличие у учащихся соответ­ствующих интеллектуальных умений. Интеллектуальные умения получи­ли название умения умственного труда, или учебные умения. Процесс усвоения (обработки учебного материала) скрыт от педагога, так как эта работа протекает в характерном для учащегося индивидуальном стиле учения.

Учебная мотивация как «направленность учащегося к различным сто­ронам учебной деятельности» (А.К.Маркова [31]) является важнейшим фактором стимулирования обучающегося к учебной деятельности. От­сюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей уча­щихся в сфере мотивации и прежде всего здоровья.

Различные дефекты затрудняют или даже делают невозможным нор­мальный процесс учебно-познавательной деятельности учащегося. Учет данного фактора, по мнению И.Э.Унт, скорее не дидактическая, а школо- ведческая проблема. Но менее острой в силу этих обстоятельств она не становится.

В отечественной и зарубежной педагогике используются разные ва­рианты индивидуализации. Все они сводятся И.Э.Унт к трем основным:

1) дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обу­чения по несколько различным планам и (или) программам (путь созда­ния относительно гомогенных групп — классов, школ);

2) внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной ра­боты;

3) прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно (акселерация), или замедленно (ретардация).

Основным средством развития учащегося И.Э.Унт считает открытое обучение.

Понятие «открытое обучение» не является общепринятым. В нашей отечественной школе оно даже не употребляется. В зарубежной педа­гогической литературе это понятие неоднозначно и зависит от того, в какой области педагогики оно употребляется и с какой концепцией к нему подходят. Так, исходной точкой может стать стиль работы препо­давателя, содержание образования, организация учебного процесса, об­щение между учащимися и т.д.

Общим качеством открытого обучения считается его неограниченность строго определенными рамками, оно может дополняться и модифициро­ваться по воле школы, преподавателя, учащегося. Открытость обучения важна потому, что при свободном выборе учащийся лучше воспринимает информацию; при регламентации проявляется тенденция отчуждения от информации. Опыт выбора в учебной работе формирует у ребенка спо­собность находить в потоке информации ту, которая ему нужна. Именно возможность выбора формирует у человека активность в поиске.

Одна из важнейших методологических проблем открытого обучения — вопрос об оптимальной степени открытости, о взаимоотношениях между обязательным и выборочным. Злоупотребление открытым обучением, по мнению исследователей, ведет к неуправляемости развития ребенка.

Таким образом, открытое обучение позволяет диалектически соеди­нять два противоречивых, но весьма нужных в обучении принципа: принцип управления учебным процессом со стороны преподавателя с принци­пом самоуправления учения самим обучающимся, а также является не­которой исходной точкой создания возможностей для самовыражения и учащегося, и его преподавателя.

Эксперимент, проведенный И.Э.Унт по индивидуализации учебной работы, выявил следующие данные: не проявилась тенденция оказания положительного влияния индивидуализации в первую очередь на уро­вень знаний слабых и сильных учащихся; эффект индивидуализации по разным предметам разный; прирост умений самостоятельной работы тем больше, чем слабее группа; индивидуализированная самостоятель­ная работа эффективна в большей мере в группе среднесильных учени­ков, затем в группе среднеслабых, затем в группе сильных и, наконец, в группе слабых учащихся; традиционное обучение оставляет в наименее благоприятных условиях учащихся, которые несколько сильнее средних; успешность самостоятельной работы зависит, в основном, от двух фак­торов — от уровня развитости учебных умений у учащихся, от общего отношения учащихся к учебной деятельности; индивидуализированная самостоятельная работа эффективна и в начальных классах в области формирования учебных умений, развития умственных способностей; по­ложительно влияет на развитие учебной мотивации.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.