Дешифрирование мостов и переправ — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Дешифрирование мостов и переправ

2018-01-04 579
Дешифрирование мостов и переправ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

7.6.1. Распознавание на аэроснимках большинства мостов не вызывает затруднений, они дешифрируются по прямым признакам. Мосты всегда приурочены к препятствиям, расположенным поперек трассы дороги,— к рекам, ручьям, оврагам, балкам и к тому же выделяются характерной формой. Небольшие мосты дешифрируются по заметным сужениям аэрофотоизображения дороги, а также разрывам здесь насыпи на ней. К мостам (особенно через водотоки) обычно стягиваются и примыкают здесь к дорогам высших классов различные объезды и другие естественные грунтовые дороги.

7.6.2. По аэрофотоизображениям мостов, выражающихся в масштабе плана, нередко удается установить их тип и особенности конструкции. Так, металлические железнодорожные, а также цепные и канатные автодорожные мосты — по весьма характерным теням. У наплавных мостов обычно видны выступающие оконечности понтонов, судов, плотов. К тому же в плане такие мосты несколько изогнуты течением реки. Это нужно передать при дешифрировании (в соответствии с аэрофотоизображением). Разборные мосты, как и наплавные, расположены низко над водой. Рядом с ними или на берегу заметны паромы, либо баржи, действующие в период половодья, когда мост разобран. Двухъярусные (двухэтажные) мосты, а также мосты, по которым железная дорога и шоссе проходят рядом, дешифрируются по прямым признакам. У многопролетных мостов, особенно на реках с ледоставом, хорошо видны промежуточные устои (быки).

Все необходимые для топографических планов сведения о мостах и переправах содержат ведомственные материалы технического учета дорог (в частности карточки мостов).

7.6.3. Проводя дешифрирование мостов, следует учитывать материал, из которого сооружены их пролетные строения, так как материал постройки промежуточных опор (быков) отображается на планах особо. Мост считается металлическим, если у него стальные фермы, хотя быки сооружены из бетона.

7.6.4. При дешифрировании и вычерчивании на планах мостов важно правильно отобразить число пролетов, а для этого передать количество и материал промежуточных опор Если такие опоры целиком находятся под пролетным строением (концы «не выглядывают» из-под него) и показать их строго в соответствии с натурой не представляется возможным, обозначения этих быков несколько удлиняют с тем, чтобы они читались на плане.

7.6.5. Вычерчивать условные знаки самих мостов нужно точно, чтобы ширина и, особенно, длина знака соответствовала помещаемым на планах масштаба 1:5000 характеристикам.

На планах этого масштаба требуется давать полные характеристики мостов длиной 3 м и более на автогужевых дорогах. Как правило, следует заимствовать подобные характеристики с ведомственных материалов картографического значения с выборочной их проверкой в натуре. Лишь при отсутствии таких материалов необходимые измерения производят на местности или на аэроснимках.

7.6.6. Длину моста измеряют по его настилу; у мостов с береговыми устоями в общую длину моста включают и такие устои. Указываемая на плане ширина моста (дорожники называют её габаритом и обозначают буквой «Г») характеризует ширину его проезжей части, для чего измеряют не общий «поперечник» моста, а только расстояние между колесоотбоями, т.е исключают величину боковых полос для пешеходов. При измерениях на аэроснимках следует уверенно различать настил моста и смыкающиеся с ним грунтовые насыпи.

Высоту низа пролетного строения моста над уровнем воды судоходных рек нужно получать в организациях, эксплуатирующих дороги.

7.6.7. На планах масштаба 1:2000 у мостов длиной 3 м и более требуется помещать только одну характеристику — их автомобильной нагрузки. Предполагается, что при последующем картосоставлении остальные характеристики мостов будут взяты непосредственно с планов. Поэтому, если при показе мостов на материалах дешифрирования не выделены проезжие и пешеходные части, рекомендуется у знаков мостов давать их полные характеристики (синей тушью). Обязательно должна указываться высота низа пролетного строения моста над уровнем воды судоходных рек, так как непосредственно на планах её измерить невозможно.

7.6.8. В случаях, когда под мостом проходит шоссе, т.е. при пересечении двух дорог на разных уровнях, у обозначения такого моста (путепровода) для обеспечения последующих картосоставительских работ должна даваться характеристика проезда (отверстия) под мостом — высота и ширина в целых метрах. Например: «пр. 5x8»,где:5 — высота, 8 — ширина.

7.6.9. Автомобильную нагрузку мостов (грузоподъемность) в тоннах устанавливают по специальным указателям, стоящим в натуре у многих мостов, либо получают в дорожных организациях (например, выписывают с линейных графиков дорог). Лишь при отсутствии подобных данных грузоподъемность определяют на месте по фактическому движению транспорта через мост. При этом важно отделить мосты, пригодные для проезда автомашин, от немногочисленных мостов, используемых только гужевым транспортом. Последние обычно узкие и построены под нагрузку не более 1—3 т. В то же время новые или недавно отремонтированные деревянные балочные мосты на автомобильных дорогах чаще всего рассчитаны на автомобильную нагрузку порядка 8—10 т, более старые деревянные мосты — 6—7 т, а капитальные мосты (каменные, железобетонные, металлические) —10—13—18 т и более.

На топографических планах указывают нормативную автомобильную нагрузку мостов, которую нельзя путать с гусеничной (тракторной). Дело в том, что гусеничная нагрузка, разрешаемая для проезда по мосту, в несколько раз больше соответствующей автомобильной нагрузки. Например: автонагрузка 8 т и, одновременно, гусеничная — 30 т; автонагрузка 10—13 т и тракторная — 60 т и т. п. Поэтому не следует указывать в характеристике моста грузоподъемность 15—20 т. на том только основании, что по нему проходят гусеничные тракторы.

7.6.10. Мосты длиной до 1 м на автомобильных дорогах и открытые сверху узкие лотки на железных дорогах в ряде случаев не заметны на аэрофотоизображении. При их показе на планах следует исключить возможность путаницы обозначений этих объектов со знаками труб: у первых должны быть четко вычерчены поперечные трассе дороги короткие черточки.

7.6.11. Трубы для пропуска воды под полотном дороги сооружаются из разных материалов (камня, бетона, металла, дерева) и имеют различный внешний вид. Чаще всего встречаются одноочковые, но есть и двух-, и трехочковые трубы. Некоторые трубы сходны с небольшими мостами. Основное отличие труб от мостов в том, что у первых всегда между верхним сводом трубы и полотном дороги имеется хотя бы небольшой слой грунта насыпи, а у вторых насыпь прерывается полностью — на всю ее высоту. Эту особенность труб используют при их дешифрировании на аэроснимках. У самых высоких насыпей трубы на аэрофотоизображении выделяются по светлой облицовке оголовка (как правило, в наинизшей точке насыпи). Здесь же бывает виден входящий в трубу и выходящий из нее водоток (или промоина).

Следует учитывать, что трубы на дорогах сооружаются не у каждой пересекающей ее лощины. В некоторых, случаях полые и ливневые воды отводятся к соседним трубам или мостам по специально прорытым канавам. В подобных местах на материалах дешифрирования рекомендуется помещать синюю пояснительную надпись «трубы нет», чтобы исключить вопросы при последующих работах. Характеристики у труб (полные — приведенные в Условных знаках — или сокращенные по согласованию с заказчиками) дают на планах только по дополнительным требованиям прежде всего мелиораторов земель.

7.6.12. Пешеходные мосты заметны на аэроснимках и дешифрируются по прямым признакам — на аэрофотоизображении виден тонкий светлый штрих, пересекающий реку, болото, сырую пойму и т. п.

Эти мосты, как правило, имеют ширину 1—2 м. Бывает, что к обоим берегам реки подведены автогужевые дороги, а через реку переброшен лишь пешеходный мост. В подобных случаях рядом с его условным знаком рекомендуется дать синюю пояснительную надпись «пеш.» и оговорить это в формуляре плана. Пешеходные мосты со ступенями и висячие («лавы») выделяют при дешифрировании особым знаком или надписью.

7.6.13. Паромы с механическими двигателями — самоходные или буксируемые суда, грузовые платформы, установленные на лодках, понтонах или барках, перетягиваемые мотором (электромотором) по тросу, закрепленному на обоих берегах реки, а также обычные паромы, в частности типа «самолет», использующие силу течения воды в реке, распознаются на аэроснимках по береговым причальным приспособлениям (мосткам, реже — дебаркадерам) и подходящим к ним на обоих берегах реки и нередко обрывающимся здесь автомобильным дорогам. Обычно видны и сами паромы. Чаще всего это — прямоугольник с выступающими оконечностями понтонов, плашкаутов, барок.

7.6.14. При дешифрировании нужно установить и отобразить на плане линией условного знака путь, проходимый паромом. В соответствии с натурой показывают и причальные устройства парома. Линейные графики автомобильных дорог обычно содержат данные лишь о грузоподъемности паромов. Поэтому размеры грузовых палуб паромов, если соответствующие сведения не удается получить в дорожных органах, приходится измерять в натуре или на аэроснимках.

Грузоподъемность небольших паромов можно установить на месте по фактически перевозимому транспорту. Здесь, в отличие от мостов, нет разделения на автомобильные и гусеничные нагрузки, а просто учитывается общий вес переправляемых грузов

7.6.15. На топографических планах показывают только постоянные (регулярно действующие) перевозы — лодочные или катерные переправы, прежде всего в местах, где нет мостов или паромов. Особо выделяют перевозы с механическими двигателями. Положение пунктирной линии обозначения перевоза должно передавать примерную трассу, по которой фактически осуществляется переправа. На аэроснимках перевозы непосредственно не просматриваются, но большинство их обнаруживается по подходящим тропам и даже дорогам.

7.6.16. В местах пересечения автогужевыми дорогами мелководных участков рек, которые транспорт преодолевает прямо по дну, на топографических планах показывают броды. На аэроснимках броды демаскируются тропами и дорогами, подходящими к реке или ручью на обоих берегах; бывает заметна и сама отмель в русле реки.

На планах масштаба 1:5000 у обозначений бродов на реках шириной 5 м и более, кроме сокращенной надписи «бр.», приводят полную характеристику. При этом глубину брода следует измерять в самом глубоком его месте, а длина брода и скорость течения воды на нем должны соответствовать тому уровню воды, который отображен на плане. На планах масштаба 1:2000 такие характеристики дают по дополнительным требованиям. Однако, если предполагается последующее картосоставление, то на планах масштаба 1:2000 следует помещать полные характеристики бродов (синей тушью).


ДЕШИФРИРОВАНИЕ ГИДРОГРАФИИ

7.7.1. На топографических планах показывают береговые линии морей, озер, водохранилищ, прудов, рек, ручьев.

Береговые линии подразделяют на:

Постоянные и определенные — берега водных объектов, имеющих воду в течение всего года и достаточно четкие и определенные очертания.

Неопределенные — берега водных объектов, имеющих воду в течение всего года, но нечеткую или часто изменяющую своё положение линию уреза воды. Например, берега некоторых озер на болотах, берега мигрирующих озер, берега, заросшие густым камышом (и в воде, и на суше), берега водохранилищ, горизонт воды которых сильно понижается летом, и т.п.

Непостоянные — берега пересыхающих водных объектов, имеющих воду хотя бы в течение 1—2 месяцев в году (сезонно-водных), либо теряющих её на какой-то период (сезонно-пересыхающих).

7.7.2. Дешифрирование на аэроснимках открытых водоемов и водотоков не вызывает затруднений, так как водная поверхность, как правило, хорошо отличается от окружающих участков суши. На тон аэрофотоизображения вод влияют многие факторы, и он может изменяться от черного до очень светлого. Обычно с увеличением глубин, а также при илистом, глинистом или торфянистом дне тон аэрофотоизображения озер и рек более темный. Мелкие же реки и озера, особенно с каменистым или песчаным дном, на аэроснимках характеризуются более светлыми тонами. Мутная и вспененная вода также придает более светлый тон аэрофотоизображению.

Гораздо труднее дешифрировать небольшие водотоки, скрытые под пологом густой древесной или кустарниковой растительностью. Хотя большинство из них постоянно-водные и имеют в натуре определенные очертания, нанести их удается только в результате тщательного анализа аэроснимков.

7.7.3. Дешифрируя на аэрофотоизображении пересыхающие реки, ручьи и озера, нельзя относить к их числу ложбины, балки и овраги, по днищам которых весной — при таянии снега — либо во время сильных дождей стекают кратковременные потоки воды (меньше 1 месяца в году). Сказанное относится также к такырам, солончакам, лиманам и другим замкнутым понижениям рельефа, в те же периоды покрывающимся водой. Это нужно учитывать в случаях, когда аэросъемка произведена не в оптимальные (для фиксации объектов гидрографии) сроки.

Как и другие водотоки и водоемы, пересыхающие реки и озера следует отображать на планах не при их максимальном уровне, а по возможности, при условиях периода наиболее устойчивого низкого уровня воды.

На аэроснимках эти озера, пруды и реки, кроме типичного для объектов гидрографии фоторисунка и положения в рельефе, нередко характеризуются несколькими полосами разного тона, почти параллельными берегу и соответствующими ряду уровней высыхания.

7.7.4. У некоторых рек есть участки, на которых поверхностный русловый поток полностью исчезает подо льдом наледи, мореной ледника, наносами самой реки, либо скрывается в карстовой воронке. Если приуроченность таких подземных и пропадающих участков рек (ручьев) прослеживается на аэрофотоизображении, их дешифрируют и показывают на соответствующих участках. Так, некоторые карстовые водотоки выражены на поверхности узкими суходолами, расположенными над ними.

Если же подземная река ничем не выделяется ни по рельефу, ни по растительности или другим косвенным признакам, то на топографических планах достаточно показать видимые части водотока, у концов которого наносят по нескольку точек условного знака пропадающего участка реки. В формуляре плана это рекомендуется оговорить.

Тем же условным обозначением — зеленым точечным пунктиром — показывают на планах реки, протекающие через болота и разливающиеся на них так, что не удается распознать русло.

7.7.5. Береговые отмели и мели выявляют на аэроснимках по заметному осветлению здесь участка водной поверхности. При показе их на планах самые крупные точки обозначения вычерчивают на наиболее мелководных, т.е. светлых по фототону местах.

7.7.6. Осветлением тона аэрофотоизображения выделяются и характерные для равнинных рек перекаты — широкие полосы наносов, обычно пересекающие русло под углом к общему направлению реки. При показе их на судоходных реках используют лоцманские карты, передающие названия перекатов и изменения глубин.

Береговые отмели, мели и перекаты на топографические планы наносят только по дополнительным требованиям.

7.7.7. При показе на топографических планах приливно-отливных полос (осушек) по берегам морей с приливами осыхающих береговых полос, образующихся при сработке (т.е. периодическом понижении уровня) водохранилищ, необходимо использовать наиболее крупномасштабные гидрографические картоматериалы (морские планы и карты, лоцманские карты водохранилищ), а также материалы Гидрометеослужбы.

7.7.8. Выделение обрывистых берегов при дешифрировании не вызывает затруднений, так как крутые, лишенные растительности обрывы хорошо заметны при стереоскопическом просмотре аэроснимков (освещенные Солнцем, как правило, светлые, затененные — довольно темные). От окружающих задернованных склонов они отличаются более резкими очертаниями и крутизной.

При дешифрировании нужно установить имеется ли между линией уреза воды и подошвой обрыва пляж — ровная береговая полоса, сложенная наносами, отчетливо прослеживающаяся на аэрофотоизображении. Береговые обрывы, под которыми есть пляж, хотя бы «внемасштабный», показывают на топографических планах обозначениями коричневого цвета,, а не имеющие пляжа, т.е. обрывающиеся прямо в воду, — обозначениями зеленого цвета. У тех и других обрывов длина «шипов» условного знака должна соответствовать проекции обрывистого склона (если эта проекция выражается в масштабе плана). Для дешифрирования обрывистых берегов (как и у всех других обрывов и оврагов) должны использоваться только центральные части аэроснимков, чтобы избежать ошибок в показе длины «шипов» условного знака.

При изображении не выражающихся в масштабе обрывистых берегов без пляжа у водоемов и водотоков шириной 1,5 мм и более обозначение «зеленого» обрыва совмещают со знаком береговой линии. Если же ширина проекции обрыва без пляжа на плане 1 мм и более, то на своем месте (по аэрофотоизображению) наносят и береговую линию и верхний край обрыва (как это предусмотрено Условными знаками для карт масштаба 1:10000). Тем самым отображается отсутствие пляжа, ширина реки на плане искусственно не расширяется, и характеристика ширины реки, приводимая в данном месте, будет соответствовать натуре.

7.7.9. Невысокие береговые скалистые обрывы (уступы), показать которые условным знаком скал не представляется возможным из-за слишком малой проекций их крутого склона, надлежит изображать на планах обозначением «обычного» обрыва (коричневыми или зелеными шипами — в соответствии с натурой) и сопровождать черной пояснительной надписью «скал.»

7.7.10. Береговые линии крупных водохранилищ следует отображать при уровнях воды, соответствующих так называемому НПГ — нормальному подпорному горизонту данного уровня водохранилища достигают весной, когда они заполняются полыми водами. Вместе с тем в хвостовых частях крупных водохранилищ — в так называемой зоне выклинивания подпора — поверхность воды уже не горизонтальна, наблюдается заметное течение, здесь водохранилище постепенно переходит в реку, береговые линии которой принято отображать по устойчивому низкому уровню воды в летнюю межень.

Чтобы правильно показать само водохранилище и его переход к реке, следует обращаться в гидротехнические организации (например, в филиалы института Гидропроект) и согласовывать с ними отметки урезов воды.

7.7.11. У некоторых действующих водохранилищ в течение многих лет уровень воды не достигает проектной отметки НПГ. При показе таких водохранилищ на планах рекомендуется отображать береговые линии, соответствующие фактически достигаемому уровню воды (по указанию гидротехнических организаций) и, кроме того, наносить (прерывистой зеленой линией и штриховкой) проектные границы и площади водохранилищ при НПГ. Это должно быть оговорено в формуляре и на полях плана.

7.7.12. Границы и площади затопления проектируемых водохранилищ обычно наносят не при дешифрировании аэроснимков, а уже при составлении оригинала карты, по официальным данным проектных организаций (отметки высот НПГ и отметки границы зоны выклинивания подпора по рубежам). За рамкой плана помещают соответствующее пояснение.

7.7.13. Границы и площади разливов крупных рек и озер дешифрируют в основном по косвенным признакам, например, по рекам — в соответствии с внешними контурами поймы с её протоками, веерами блуждения и гривами. Обязательно используют и данные Гидрометеослужбы о пределах и продолжительности затопления территории, так как выделять на планах (в первую очередь масштаба 1:5000, на 1:2000 — только по дополнительным требованиям) надлежит лишь площади, покрытой водой не менее 2 месяцев в году.

Наиболее простое и точное нанесение границ и площадей разливов обеспечивается постановкой дополнительной маршрутной аэросъемки в половодье. Рельеф и ситуацию на территории разливов отображают в обычном порядке.

7.7.14. Водопады на реках, выражающихся в масштабе плана, дешифрируют по прямым признакам. Выше водопада тон аэрофотоизображения обычно темный, ниже — почти белый из-за пены. На стереомодели хорошо заметен уступ, пересекающий русло реки. Этот уступ и должен быть показан по аэрофотоизображению. Водопады на реках уже 2 мм передают поперечной руслу черточкой, а высоту падения воды измеряют в натуре или на стереоприборах. На реках 2 мм и шире — условным знаком обрыва зеленого цвета.

7.7.15. При пересечении рекой скалистых гряд, сглаженных выходов твердых пород, скоплений валунов или остатков горных обвалов наблюдаются пороги — довольно крутые, но не отвесные участки русла, в пределах которых река течет с большой скоростью. На широких реках пороги на аэрофотоизображении распознаются по неровным шлейфам пены и общему осветлению фототона на их площади. Верхняя граница порогов обычно четкая, нижняя — более размытая. Нередко видны и выступающие из воды камни.

Если порожистым является целый участок реки, это должно быть передано на плане. На реках шириной до 2 мм крайние поперечные черточки условного знака наносят на границах порожистого участка, остальные, между ними, примерно равномерно через 1 —1,5 мм. У более широких рек крайние условные значки порога должны быть расставлены так, чтобы подчеркнуть его границы, а остальные, между ними, — бессистемно, но передавая изменения в густоте выступающих из воды камней и с выделением свободных от них мест.

7.7.16. Возвышающиеся над поверхностью воды скалы, группы надводных камней и отдельные надводные камни обычно хорошо заметны на аэроснимках, видны и полоски пены ниже по течению.

7.7.17. Водная растительность в реках, озерах и водохранилищах непосредственно просматривается на аэроснимках и характеризуется заметным осветлением фототона. На планах водную растительность отображают без оконтуривания, но условные знаки расставляют так, чтобы они передали границы и площадь её распространения.

7.7.18. Места скопления плавника на берегах так же показывают на планах без оконтуривания, но не менее чем 3—5 черточками условного знака. Эти скопления распознают на аэроснимках по прямым признакам.

7.7.19. При топографическом дешифрировании аэроснимков нужно собрать ряд сведений и характеристик, необходимых для показа гидрографии на планах: установить судоходные участки рек, озер и каналов; выделить объекты с соленой и горько-соленой водой; получить в соответствующих организациях, перенести с ведомственных материалов или определить характеристики ширины, глубины и грунта дна рек и каналов, изображаемых в две линии, а также поверхностной скорости течения воды в таких реках.

7.7.20. При выделении судоходных рек, озер, водохранилищ и каналов к ним относят фактически используемые для регулярного плавания судов (не меньших, чем катера), хотя бы только в периоды «большой воды». Длительность такого периода в расчет не принимается, главным является его постоянство из года в год.

Если на территории съемки находится пункт начала или конца судоходства на данной реке или канале, это нужно отобразить на плане и оговорить в формуляре. Рекомендуется поместить у такого пункта рядом две надписи названия реки: одну шрифтом для судоходных, а вторую — несудоходных рек. Воображаемая линия раздела должна пройти через обозначение крайней пристани или места причала судов. При выделении судоходных рек (каналов) и установлении пунктов начала или конца судоходства следует использовать атласы, карты (схемы) и перечни внутренних водных путей, маршрутные описания их, тарифные руководства № 4-р, либо официальные справки пароходств.

7.7.21. Выделяя соленые и горько-соленые водоемы, водотоки, источники, колодцы, следует помнить, что качество воды, отображаемое на планах, должно соответствовать условиям устойчивого низкого уровня воды летом. В другие сезоны возможно кратковременное опреснение воды. Чтобы избежать ошибок, нужно использовать материалы Гидрометеослужбы, органов водного хозяйства и мелиорации, планово-картографические материалы ВИСХАГИ.

7.7.22. Ширину рек, выражающихся в масштабе, как правило, измеряют на аэроснимках, а глубину и грунт дна рек определяют в натуре, либо переносят с материалов картографического значения. Производя промеры, следует выбрать максимальную для данного створа глубину. Используя для переноса глубин лоцманские карты судоходных рек (каналов), нужно учитывать, что эти глубины даны от так называемых проектных уровней воды, которые у наиболее значительных рек могут быть ниже средних меженных. Поправки ввести несложно, так как в альбомах лоцмаяских карт обычно указывается положение принятых проектных уровней воды над нулями графиков ближайших водомерных постов.

7.7.23. Поверхностную скорость течения воды в реках измеряют непосредственно в натуре (в периоды устойчивых низких уровней воды), либо переносят с ведомственных материалов (с лоцманских карт, из материалов гидрографических обследований рек и других документов Гидрометеослужбы и т.п.). Рекомендуется шире использовать номограммы для определения скоростей течения рек по известном величинам их глубины и километрического падения уровней воды, построенные на основе известной формулы Шези.



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.