Проблема социально-экономического строя киевской Руси. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Проблема социально-экономического строя киевской Руси.

2018-01-04 238
Проблема социально-экономического строя киевской Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самым важным источником по социально-экономическому устройству Руси является «Русская Правда» – первое писаное законодательство в истории страны. Древнейшая ее часть состоит из Правды Ярослава Мудрого (1020-1030-е гг.) и Правды Ярославичей (вторая половина XI в.) Впоследствии «Русская Правда» не раз дополнялась. Большинство статей в ней посвящены уголовному праву (наказания за различные преступления, замена кровной мести штрафом), порядку ведения следствия и суда. Кроме этого, в «Русской Правде» рассматриваются вопросы торгового законодательства, семейного права, положение различных групп зависимого населения.

После смерти Святослава в 972 г. начались усобицы между тремя его сыновьями. Только после смерти других братьев к власти пришел младший – Владимир (980-1015). Он окончательно ликвидировал власть местной племенной знати, назначив в важнейшие города в качестве наместников своих сыновей. Ему удалось отнять у Польши пограничные Червенские города и тем самым закончить объединение всех восточнославянских земель. Владимир приступил к чеканке первых русских монет – серебреников и златников. В 980 г. он попытался провести реформу язычества, установив шесть общих для всей Руси богов во главе с Перуном. Но она не удалась.

После смерти Владимира в 1015 г. началась усобица между его сыновьями. Только в 1019 г. Ярославу удалось победить Святополка и занять Киев, но до 1036 г. страна была разделена между ним и его братом Мстиславом. Правление Ярослава продолжалось до 1054 г. и считается временем наивысшего могущества Руси. Ярослав широко поддерживал церковь (строительство храмов, раздача земель). При нем было принято законодательство – «Русская Правда». Показателем международного авторитета страны служат династические связи Ярослава. Сам он был женат на шведской принцессе, сестру выдал за польского короля, дочерей – за французского, норвежского и венгерского королей, сыновей женил на византийской, польской и немецкой принцессахГлавный источник по данной теме – «русская правда». Но это памятник юридиче-ского характера. Часть информации можно почерпнуть из летописей. Главная проблема: бесспорное существование крупной земель-ной собственности – лишь с середины 11 века. Проблема феодализма – центральная. На это стали обращать внимание лишь со второй половины 19 века, но господствовало мнение о кардинальном различие социально-экономического строя Руси и западной Евро-пы. Отрицалось наличие крупной земельной собственности (Погодин: вообще не было частной собственности, а следовательно и феодализма). Славянофилы (К. Аксаков): земля находилась во владении общины. Западники (Б.Н.Чечерин): земля принадлежа-ла родовой общине. Даже Соловьев считал, что в древней Руси земледелие не являлось основой хозяйства, люди вели бродячий образ жизни до 15 века. Костомаров: фео-дальной иерархии в древней Руси не было, она создана монголами после завоевания. Ключевский: земледелие не играло важную роль. Но он замечал, что существовали бояр-ские вотчины, однако никакого отношения к западноевропейскому феодализму это не имело.

В 1907 году вышла книга Павлова-Сельванского: он доказал, что для древней Руси характерны феодальные институты. Феодальный период он начинал с 12 века и заканчивал серединой 16 века. Признаки: 1. раздробление верхней власти (собственник земли сочетает в себе и государственное начало); 2. иерархическая система вассалов и сюзеренов (удельные князья должны были служить великому князю, а бояре удельным князьям); 3. условный характер землевладе-ния (землю получали за службу). Отношения землевладельца и крестьянина не входили в его представление феодализма.

Маркс и Энгельс: отношения эксплуа-таторов и эксплуатируемых – главное в феодализме. Феодально-экономический строй – это когда крестьянин лишен земли. Соединение понятия собственность и власть: имущественная зависимость влекла за собой личную (в средневековье). Собственник земли владеет всеми крестьянами на его земле. После победы революции марксистский подход возобладал.

Покровский: признавал наличие в киев-ской Руси феодальные отношения, но в целом шел за учителем Ключевским, считая основой хозяйства лесные промыслы и торговлю. Рабовладельческой или феодальной была Русь? В спорах победил Греков. В 1933 году он сделал доклад «рабство и феодализм в древней Руси». Он доказал, что еще в 8 – 9 веках Русь – земледельческая страна (на основании археологических данных), следо-вательно оп мнению Грекова, уже тогда существовал крупный слой земельной вотчи-ны. На базе возникновения крупной земель-ной собственности, возникавшей естествен-ным путем, в результате разложения общины. Этот процесс почти идентичен происходя-щему в западной Европе. По Грекову рабство существовало как уклад, но имело домашний характер. Его концепция понравилась Стали-ну и вскоре стала классической. После смерти Сталина стали возможны споры. Труды Грекова базировались на параллелях с запад-ной Европой, но письменных источников о наличие крупной земельной собственности не было.

Л.В. Черепнин: первичная форма зе-мельной собственности – государственная. Верховным собственником земли был князь. Дань, которую он собирал – не государствен-ные налоги, а феодальная рента. Феодальные отношения реализовывались не раздачей земель. А правом на сбор дани. По мнению большинства историков, данный период – время становления феодального строя на Руси. Феодализм характеризуется следующими основными признаками:

- наличие крупной земельной собственности;

- собственность носит условный характер (земля дается за службу);

- крестьяне лишены земли и получают ее в держание от феодала. За это они платят ему ренту (натуральную, отработочную, денежную);

- феодал имеет над крестьянами полную власть (и судебную, и административную);

- правящий класс организован по иерархической системе (каждый является и сеньором, и вассалом).

Феодализм на Руси имел свои особенности: собственность на землю возникла поздно, только с середины XI в.; на раннем этапе феодал жаловал своему вассалу не землю, а право на сбор дани с определенной территории.

Основным видом феодальной земельной собственности являлась вотчина – наследственное княжеское или боярское владение. Вотчина возглавлялась управляющим – огнищанином, дворцом заведовал тиун, жизнью крестьян руководили сельские старосты. Кроме дома-дворца хозяина, в вотчине имелись хозяйственные постройки, вокруг располагались села зависимых крестьян. С XI в. появляется также церковное землевладение. Зависимое население вотчины делилось на следующие категории: смерды – имевшие свой дом, имущество и скот, но несвободные. Закупы отрабатывали ссуду (купу), рядовичи работали по договору (ряду). Полностью бесправными были холопы и челядь – это рабы. Однако в это время большинство населения Руси еще составляли свободные крестьяне-общинники, которых называли «люди».

В среде феодалов верховным сеньором являлся великий киевский князь. Его вассалами были князья других земель. Они давали ему присягу на верность, должны были участвовать в военных походах под его началом, отчисляли ему часть собираемой дани. Но в пределах своей земли они обладали полными государственными правами. Их вассалы – бояре, крупные вотчинники, имевшие собственные вооруженные отряды. Однако низшая прослойка вассалов – рыцарство, в домонгольской Руси не успела сложиться.

Господствующим классом в Киевской Руси был класс феодалов. Самым крупным феодалом был киевский князь. У него в руках сосредоточилась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Он опирался на свою дружину, которая делилась на старшую и младшую.

Старшие дружинники выполняли судебные, дипломатические функции, обязанности военачальников, собирали налоги на местах. Киевский князь за их услуги одаривал их землями с размещенными на них деревнями общинников, из которых старший дружинник брал себе все необходимое для жизнедеятельности. Позднее старшие дружинники стали именоваться боярами. Их земли освобождались от налога. Младшие дружинники, называемые также отроками, в основном выполняли функцию профессионального воина.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.