Организационные формы дифференцированного — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организационные формы дифференцированного

2018-01-07 235
Организационные формы дифференцированного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

дошкольного образования детей с нарушениями слуха

Задание. Познакомьтесь с текстом. Составьте план ответа на этот вопрос.

План ответа:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Организуются ДОУ двух видов: для глухих (I вида) и для слабослышащих (II вида) детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети могут воспитываться и обучаться в разных ОУ:

I. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. Эти учреждения открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глухих и слабослышащих детей. Группы комплектуются по решению ПМПК. В эти учреждения принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процессвоспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на 5 лет или на 4 года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми ДОУ.

В ДОУ компенсирующего вида могут открываться группы для детей со сложными нарушениями (сочетание двух и более нарушений).

II. Детские сады комбинированного вида. В состав таких ДОУ наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха. При этом совместное обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

III. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно инклюзивное обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), психологом.

VI. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах I и II вида. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки (с 4 лет и старше). В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.

V. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа - детский сад» (НШДС) компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В учреждениях «НШДС» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих детей.

С целью оказания коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в ДОУ разных видов и типов могут быть организованы группы кратковременного пребывания (в том числе лекотеки). Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослышащих. Группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется ПМПК.

Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезапнооглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано посещениедетского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают СДОУ.

Основная организационная форма работы – индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2 - 3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

VI. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и Центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, интегрированных в ДОУ. В последние годы с целью организации медицинской и психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование. В структуре данных учреждений, как правило, существует и детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников.

Задание. Составьте схему, отражающую организационные формы дифференцированного дошкольного образования детей с нарушениями слуха.

Формы дифференцированного дошкольного образования детей с нарушениями слуха    

 

Содержание дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха

Задание. Познакомьтесь с текстом. Составьте план ответа на этот вопрос.

План ответа:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Содержание коррекционно-педагогической работы (КПР) с детьми, имеющими нарушения слуха, определено типовыми программами для СДОУ 1 и 2 вида. В данное время в практике обучения глухих и слабослышащих детей рекомендуется брать за основу программы, редактором и одним из авторов которых является Людмила Петровна Носкова:

1) Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста;

2) Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.

Программы предназначены для работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 —2 до 7 лет, воспитывающихся в СДОУ и яслях-садах, детских домах, группах дошкольных учреждений общего типа. Программы рассчитаны на 5 лет обучения и содержат необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей: 1,5 (2) -3 года; 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

Содержание обучения и воспитания реализуется в разных направлениях работы, обеспечивающей разностороннее развитие дошкольников и подготовку к школе. Специфика содержания КПР заключается в том, что учебный материал сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разных видов деятельности с помощью единых речевых средств.

Усвоение программных требований и сведений об окружающем мире осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.

Содержание КПР представлено в 9 разделах программы, которые тесно связаны между собой и в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха).

Некоторые дети поступают в ДОУ со 2 года обучения. Поэтому содержание КПР и программные требования 1-го года обучения в какой-то мере повторяются на 2-ом году.

Вначале представлены разделы, направленные на обеспечение основной задачи воспитания и обучения дошкольников — физическое развитие, развитие основных движений, охрану здоровья детей и организацию их быта в специальном дошкольном учреждении.

Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности дошкольника. Вслед за разделами, дающими материал по развитию игровой, продуктивной и элементарной трудовой деятельности, идут разделы «Развитие речи» и «Формирование элементарных математических представлений».

Самостоятельным разделом программы представлена коррекционная работа по развитию речи - развитие остаточного слуха и обучение произношению.

«Музыкальное воспитание» - последний раздел программы, но тем не менее по своей коррекционной нагрузке, задачам эстетического воспитания и развития детей он не может считаться второстепенным.

Физическое воспитание. Реализация содержания КПР по физическому воспитанию способствует укреплению здоровья детей, их правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создаёт благоприятную основу для гармоничного развития детей. Содержание КПР по физическому воспитанию

1) отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям;

2) направлено на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений (например, в осанке).

В процессе работы по физическому воспитанию используются физиологически оправданные, интересные детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разного гимнастического оборудования (гимнастической стенки, скамеек, мостика-качалки и др.).

Особое место занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации.

Содержание КПР по физическому воспитанию реализуется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время прогулки.

Содержание КПР по физвоспитанию предполагает постепенное усложнение материала по годам обучения - от накопления двигательного опыта к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке двигательных качеств. Каждое занятие включает коррекционные упражнения.

На всех годах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встречающийся на других занятиях словарь, так и словарь специфический, обозначающий физкультурное оборудование и инвентарь и действия с ними. Специальная работа с детьми по запоминанию используемых физкультурных терминов на занятиях по физической культуре не ведется, речевые инструкции должны быть краткими, не в ущерб моторной плотности занятий и их основным задачам.

Физическое воспитание детей с нарушенным слухом в СДОУ пронизывает всю систему их обучения и находит свое отражение в работе дефектолога (фонетическая ритмика, динамические паузы), в музыкальных занятиях, в трудовом воспитании, а также в организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельности детей.

Труд. Содержание этой работы направлено на совершенствование трудовых умений, на углубление получаемых ребенком представлений о труде взрослых. Трудовое воспитание осуществляется на специальных занятиях и в процессе других видов деятельности. Это труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Основными методами трудового обучения в первые два года являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных трудовых операций, совместные действия, действия по образцу и словесной инструкции. В дальнейшем наряду с показом вводится объяснение, распределение обязанностей и планирование предстоящей работы, оценка отношения к труду и его результатов.

Речь обслуживает данный вид деятельности, но занятия по труду не должны подменяться занятиями по развитию речи.

Вся организация воспитательно-образовательного процесса в СДОУ ставит ребенка в такие условия, когда он должен вместе со всеми участвовать в посильном труде по самообслуживанию, в быту, включаться в дежурства.

Занятия по трудовому воспитанию проводятся со второго года обучения и распределяются следующим образом: на втором году они направлены на привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание; на третьем году часть занятий отводится на хозяйственно-бытовой труд; начиная с четвертого года занятия распределяются примерно поровну между всеми видами элементарной трудовой деятельности глухого ребенка.

Игра. Коррекционно-педагогическая работа предусматривает занятия по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм.

На 2 и 3 годах обучения 50 % учебного времени отводится сюжетно-ролевым играм, остальное время распределяется поровну между подвижными и дидактическими играми. На 4 и 5 годах обучения сюжетно-ролевым играм отводится две трети учебного времени, дидактическая игра как вид занятия проводится 1 раз в неделю. Но подготовительные дидактические игры и упражнения как метод обучения продолжают использоваться на других занятиях. Подвижные игры проводятся и в свободное время, а также на занятиях по физическому воспитанию. В группе детей преддошкольного возраста, учитывая уровень развития игры, раздел программы называется «Предметно-игровые действия».

Занятия с детьми по обучению игре проводит воспитатель в игровом уголке. В качестве методических приемов в первые 2 года обучения применяется обыгрывание игрушек и показ игровых действий, используются совместные действия ребенка и педагога.

В последующие годы обучения особое значение приобретает руководство детьми при планировании ими игр, распределении ролей, использовании предметов-заместителей.

Необходимо, чтобы в процессе подготовки к играм у дошкольников с нарушенным слухом возникало стремление воплотить в игре то, что они видели в жизни: трудовую деятельность взрослых, разные бытовые процессы, явления общественной жизни и т. д.

Несмотря на то что обучение игре проводится в условиях занятия, дети должны чувствовать себя свободно, располагаться так, как им удобно.

Игра имеет большое значение для развития речи глухих детей, однако, обучая их играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи развития игровой деятельности требованиям формирования речи. Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игры.

Обучение должно способствовать развитию самостоятельной игровой деятельности (на прогулке, в свободное от занятий время в игровой комнате), ежедневно обогащать ее и направлять. Занятия проводятся воспитателем.

Изобразительная деятельность и конструирование. Основные задачи КПР:

- формирование изобразительной и конструктивной деятельности детей;

- использование изобразительной деятельности в качестве средства сенсорного воспитания формирования представлений, эстетического воспитания, формирования речи.

Эти задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, аппликации, ознакомления детей с произведениями искусства. Первый год обучения является подготовительным. Его задачи:

а) показать детям, что постройка, рисунок, лепная поделка, аппликация - изображения предметов, отражающие свойства и отношения;

б) привить интерес к изобразительной деятельности;

в) привить первичные навыки работы с материалами и орудиями изодеятельности.

Задача 2-го года обучения - становление у детей самостоятельных предметных изображений (по образцу, с натуры и по представлению); 3-го года обучения - формирование собственного замысла детей, подготовка к сюжетным изображениям; 4-5 годов обучения - развитие сюжетного изображения, замысла, творческого подхода к изобразительной деятельности. Наряду с этим происходит уточнение восприятия предметов и их свойств, формирование представлений о них; совершенствование восприятия произведений искусства, формирование оценочного отношения к ним; усвоение приемов и навыков изобразительной деятельности, соответствующего речевого материала. Занятия проводятся фронтально, но поощряется самостоятельное конструирование, рисование вне занятий.

Основная группа слов, подлежащих усвоению на этих занятиях, - названия изображаемых предметов, явлений, их свойств и отношений (названия цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений); следующая группа слов - названия материалов, орудий изобразительной деятельности, действий. Трминологический словарь употребляется в предложениях типа: Рисуй шар (побуждение); Можно рисовать шар? (вопрос); Будем рисовать шар (сообщение); Я нарисовал шар, а ты не рисуй (отрицание).

Кроме того, каждое слово, с целью отработки его грамматической формы и значения, должно употребляться в различных словосочетаниях. Например: Возьми красный, синий, желтый карандаш. Какого цвета карандаш тебе еще нужен?; и в разных грамматических формах: Возьми карандаш. Рисуй карандашом. Собери карандаши и т. п.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся воспитателем, они связаны с игрой, ознакомлением с окружающим, развитием речи, ручным трудом, ФЭМП.

Ознакомление с окружающим. Задачей КПР является проведение ознакомление с внешним видом, строением и сферой функционирования необходимых в жизни человека предметов, с условиями существования самого человека и животных. В содержание работы входит последовательное изучение предметов и явлений, объединенных общей темой.

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях. В ходе наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой материал. Однако работа над словом, фразой должна быть продолжена на занятиях по развитию речи. На 1-ом и отчасти на 2-ом году обучения темы занятий по ознакомлению с окружающим и замятий по развитию речи в основном совпадают, тем более что акцент переносится с наблюдений за предметами на действия собственно речевые, т. е. отрабатывается сам речевой материал. В этом и заключается связь между данными разделами.

На 3, 4, 5 годах обучения расширяются и обобщаются сведения по изученным ранее темам, часть из них уже сообщается речевыми средствами, темы либо укрупняются, либо конкретизируются. Работа ведется в направлениях, которые обеспечивают усвоение минимума обществоведческих, природоведческих, математических знаний.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся воспитателем. Речевой материал для них планируется совместно с учителем-дефектологом, используется общий словарь, изложенный в программе по развитию речи.

Развитие речи. Программа предлагает для каждого года обучения 25 основных тем с учетом интереса детей дошкольного возраста и сферой их деятельности.

Постепенное усложнение намеченных тем определяется объемом словаря, отражающего их содержание:

- первый год обучения – 50-200 слов,

- второй год обучения – 230-400 слов,

- за 5 лет обучения – 2000-2300 слов.

Предусмотренные программой слова даются преимущественно во фразовом материале.

Помимо фраз разговорного типа отрабатываются специально подобранные высказывания с типовыми синтаксическими структурами, что позволяет детям практически овладевать грамматическим строем языка. В программе, начиная со 2-го года обучения, представлено 10 типовых структур предложений с их усложняющимися вариантами.

На 1 - 2-ом году обучения детей учат глобальному чтению слов на табличках, слухо-зрительному восприятию произносимых педагогами слов, фраз, самостоятельному приближенному произношению предъявляемого речевого материала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовительная работа к усвоению дактильного слова.

На 3-ем году детей учат аналитическому дактильному чтению слов, данных печатным шрифтом на табличках, устно-дактильному проговариванию, самостоятельному дактилированию усвоенного речевого материала, использованию речи в устной форме. Ведется накопление новых слов и фраз при их устно-дактильном восприятии и воспроизведении. В последующие годы идет работа по формированию речи в разных формах. Дактилология используется как вспомогательное средство (для овладения чтением, осознанным говорением, письмом).

КПР направлена на обогащение детского развития, коррекцию вторичного нарушения; она позволяет также упорядочить накапливаемый стихийно в разных условиях речевой материал. Требования к речи, ко всем ее сторонам и формам, сформулированные в программе, а также объем речевого материала, представленный в общем словаре, являются ориентиром для работы по развитию речи во всех остальных разделах программы.

Первый год является диагностическим. В случае затруднения в работе с ребенком после первого года обучения он может быть направлен на ПМПК для дополнительного обследования). Учебный материал в программе представлен для каждого года обучения и внутри года разбит поквартально (три квартала в каждом учебном году).

Со второго года обучения для каждого квартала даны темы и словарь, которым строго регламентируется объем материала по той или иной теме. Глаголы в словаре представлены, как правило, в двух формах, что показывает последовательность их употребления в речи (например, первоначально в словаре дается глагол иди, а через несколько слов - идет как новое слово). Большинство глаголов на первом и втором году обучения используется только в повелительном наклонении (например, поставь, покажи).

Словарь первого года обучения (входит в общий объем слов, предусмотренный на весь период обучения. Способ расположения слов в этом перечне отражает тематический принцип предъявления учебного материала. Глаголы даны вначале, так как они обслуживают различные виды деятельности дошкольника и часто повторяются. Затем следуют глаголы с более ограниченной сферой употребления. В общем словаре глаголы представлены в двух формах: в повелительном наклонении (если на первом и втором году обучения в течение длительного времени они употреблялись в таком виде) и в инфинитиве. Глаголы в инфинитиве должны предъявляться во всех необходимых по логике глагольных формах. Предложенный словарный материал обслуживает разные виды деятельности ребенка и должен использоваться на всех занятиях, а не только на занятиях по развитию речи.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению. Цель КПР - развитие у детей навыков восприятия (на слухозрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Работа направлена прежде всего на овладение устной речью как средством общения.

Основные задачи по развитию слухового восприятия у дошкольников следующие:

- формирование и совершенствование слуховой функции;

- обогащение представлений о мире неречевых звуков;

- обучение произношению - формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.

Реализация этих задач осуществляется как на специальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), так и на других занятиях, в быту, в свободной деятельности детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов.

Дошкольники обучаются умению различать и опознавать на слух знакомый по звучанию речевой материал, а также распознавать на слух незнакомые по звучанию слова и фразы.

Работа по РСВ и обучению произношению ведется на речевом материале: звукоподражания, отдельные слова, фразы, тексты. В случае необходимости они членятся на более мелкие элементы с обязательным последующим возвращением к целостному восприятию и воспроизведению слова, фразы, текста.

Программа по РСВ и обучению произношению рассчитана на 4-5 лет обучения. Работа с детьми, обучающимися с трех лет, начинается с занятий по программе первого года обучения. В этом случае материал программы, отмеченный *, не обязателен для усвоения.

В течение первых трех лет дошкольники учатся различать речевой материал на слух при увеличивающемся выборе: от 2-3 до 10 единиц. От года к году увеличивается и объем материала для восприятия на слух: в преддошкольной группе дети различают и опознают на слух не менее 10 звукоподражаний и 7 слов, в средней и подготовительной группах - 30 звукоподражаний, 37 слов, 16 и 21 тип фраз.

При формировании произносительных навыков требования, предъявляемые к устной речи детей, возрастают. На первых годах обучения допускается неточное, приближенное воспроизведение слов и фраз, то на последующих годах весь знакомый речевой материал должен произноситься точно или с использованием регламентированных замен. Речевой материал, на котором ведется обучение глухих дошкольников различению и опознаванию на слух, а также правильному произношению, отобран из разных разделов программы (развитие речи, ФЭМП и другие виды детской деятельности).

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП). В процессе общения с окружающими глухие дети стихийно усваивают опыт в элементарной практической деятельности и приобретают некоторые представления о количестве путем сопоставления одних групп предметов с другими. Им доступно также сравнение реальных предметов по величине (длина, площадь, объем, масса). Однако эти умения вне направленного обучения остаются на низком уровне, не становятся одним из способов анализа окружающей действительности, не выходят за рамки наглядных представлений.

КПР рассчитана на систематическое обучение детей на специальных занятиях, расширение их математического опыта в процессе разных видов практической деятельности.

Основные направления работы по ФЭМП следующие:

- формирование количественных представлений;

- формирование представлений о величине;

- формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении;

- формирование временных представлений (начиная с третьего года обучения);

- формирование элементарных измерительных навыков.

Работа по этим направлениям осуществляется параллельно. Усвоение детьми основного содержания программы обеспечивает подготовку их к дальнейшему изучению математики в школе. Ведущим из всех указанных направлений является формирование количественных представлений. В конечном итоге намечается усвоение детьми нумерации в пределах 20. Основная работа по образованию множеств, группировке предметов, их сопоставлению и преобразованию, подведение детей к усвоению счетных операций в мысленном плане осуществляется на материале первого десятка.

Работа над числами первого десятка делится на три этапа (дочисловой период, изучение первого пятка, изучение первого десятка). На первом этапе (первый и второй год обучения) детей не знакомят с названиями чисел. Все количественные наблюдения осуществляются в процессе действий с наглядно представленными множествами при использовании терминологии, обозначающей количественное соответствие или несоответствие (Сколько? - Столько. Равно. Больше. Меньше). Для облегчения зрительного восприятия количества предметов в группе (от 3 до 10) они располагаются в один горизонтальный ряд, но с изменениями в расстояниях между предметами (по 2, по 3, по 4). Число фиксируется путем подбора того же количества других, нейтральных предметов (палочек, кружочков), прикладывания пальчиков (поэлементное сравнение двух множеств), зарисовки того же количества предметов.

На втором этапе (с третьего года обучения) начинается ознакомление с понятиями один - много и с названиями чисел в пределах 5.

На третьем этапе (на третьем и последующих годах) дети знакомятся с нумерацией (до 5, до 10, до 20), с составом каждого числа, усваивают прямой и обратный счет, увеличивают и уменьшают каждое число, решают примеры на сложение и вычитание в заданных пределах. Детей учат составлять тексты задач по наглядной ситуации, демонстрации действий, по картинке и оформлять решение задач в виде арифметической строки (из разрезных цифр). По мере овладения письмом букв и цифр это решение может быть записано. От сравнения наглядно представленных множеств дети переходят к сравнению отвлеченных чисел, а затем и к сравнению выражений, отличающихся одним компонентом, например: 3 + 2>3 + 1; 2+1=2+1; 4+1 <4 + 3.

Количественные представления расширяются и закрепляются в ходе выработки измерительных навыков (измерение длины, затем площади условными мерками - палочками, веревочками, шагами, ладонями, квадратами и т. п.). Работа над словами, обозначающими числа (числительными), и соответствующими им цифрами ведется параллельно. Каждое число обозначается на пальцах (в пределах 10), цифрой, устным, устно-дактильным и письменным (на табличках) словом. По мере ознакомления с числами первого десятка отрабатываются и порядковые числительные. Различия между количественными и порядковыми числительными подчеркиваются не только вопросами (Сколько? - Пять. Который? - Пятый), но прежде всего тем, что пять - это вся совокупность предметов, а пятый - это только один, последний предмет в группе, состоящей из пяти предметов. Количественные представления детей обогащаются в процессе разных видов деятельности, где всегда имеется необходимость что-то подсчитать, измерить, сравнить по величине.

В работе по всем другим направлениям данного раздела программы никаких этапов не выделяется. Усложнение содержания выражается в постепенном увеличении материала, в обобщении накапливаемых сведений. Особого внимания требует работа по формированию временных представлений: начало, конец, последовательность, продолжительность разных событий из жизни детей. Это усваивается путем фиксации временных отрезков (времен года, месяцев, дней недели, частей суток и т. д.) в ходе самой жизни, организованной деятельности детей, сезонных наблюдений, а также при проведении специальных занятий с календарем.

На занятиях по ФЭМП ведется работа по развитию речи. Опора на наглядность не должна мешать речевому оформлению производимых действий и операций. Все типы фраз (вопросы, поручения, сообщения, отрицания) должны употребляться не в краткой, а в развернутой форме. Учитель не должен избегать трудностей, возникающих при речевом оформлении количественных отношений предметов (сочетания числительных с существительными), и по этой причине демонстрировать эти отношения на одних и тех же предметах (только на грибочках или только на елочках). Все сочетания числительных с существительными не заучиваются, а повторяются за педагогом или проговариваются с опорой на таблички.

Ведущей формой работы по ФЭМП являются специальные фронтальные занятия. Вместе с тем счетный материал может отрабатываться с детьми индивидуально на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по другим видам деятельности, в режимные моменты (во время дежурства, на прогулках и т. п.).

Музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание - составная часть общей системы обучения и воспитания глухих детей и имеет коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осуществляется посредством участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов, формирования реакции на звучание музыки, воспитания эмоциональной отзывчивости. Музыкальное воспитание направлено на формирование восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений.

Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию остаточного слуха детей. Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемого на занятиях. Проверка восприятия звуков фортепьяно проводится по октавам, с постепенным удалением от звучащего инструмента (вибрацию пола следует исключить, подложив под ноги ребенка коврик-подушку).

На занятиях по музыкальному воспитанию следует применять индивидуальные слуховые аппараты, рекомендованные каждому ребенку для постоянного ношения.

Детям, воспринимающим полный диапазон звуков фортепьяно и относящимся к категории слабослышащих, доступно, в известной мере, целостное восприятие музыки без звукоусиливающих приборов. Однако использование индивидуальных слуховых аппаратов в процессе формирования восприятия музыки помогает в развитии их слуховых и особенно вокально-речевых реакций.

С применением звукоусиливающей аппаратуры музыка должна соответствовать нотным обозначениям (постоянное использование повышенной громкости не допускается).

Формирование восприятия музыки, ее образного содержания, воспитание эмоциональной отзывчивости детей проводится путем использования и развития слухо-зрительного восприятия. Дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепьяно, его эмоциональной настроенностью. Чтобы восприятие музыки осуществлялось детьми только на основе слуха, необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях детей ширма должна легко отодвигаться, чтобы возвратить детей к слухо-зрительному восприятию.

Для выработки устойчивых слуховых навыков следует вводить в работу все виды развития слуха с первого же полугодия. В праздничные выступления детей на утренниках необходимо включать некоторые элементы и целые музыкально-ритмические композиции (танцы, упражнения, игры и др.), выполняемые с опорой на слух, но основным видом восприятия во время утренников считается слухо-зрительное.

Задания по развитию голоса и ритма должны усваиваться и выполняться детьми на слухо-зрительной основе. Педагоги, находящиеся в поле зрения детей, поддерживают их речевую активность в период разучивания постоянным повторением речевого материала в ритме музыки (выполнение взрослыми музыкально-ритмического движения не обязательно). Развитие голоса детей неразрывно связано с их музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепьяно. Основной методический прием, направленный на формирование умения изменять высоту голоса, состоит в обучении детей соотношению своих голосовых проявлений с регистрами клавиатуры фортепьяно.

При выполнении ритмодекламаций и заданных ритмов необходимо основное внимание уделять укреплению речевой зоны голоса. В процессе музыкально-ритмической деятельности осуществляется усвоение и расширение словаря детей


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.