Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-07 | 327 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
План ответа:
- общие сведения о детях раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;
- международная классификация нарушений слуха;
- группы детей с нарушенным слухом по времени наступления нарушения, состоянию словесной речи; наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии;
- особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха.
Общие сведения. Нарушения слуха встречаются часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер: при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах III-IV степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.
Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата - сенсоневральная тугоухость и глухота. Эти дети нуждаются в определённых профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции.
Сочетание кондуктивной и сенсоневральной форм тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции.
Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу по степени снижения слуха, времени его наступления, по уровню речевого развития и наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии.
|
В зависимости от степени поражения слуховой функции различают два вида стойкой слуховой недостаточности - тугоухость и глухоту. Нарушение слуха может быть выявлено уже с первого месяца жизни, тогда же возможна и дифференциальная диагностика, которая проводится в специализированном медицинском учреждении по месту жительства - в сурдологопедическом кабинете (отделении, центре).
Обследование ребёнка в сурдокабинете включает педиатрическое, отиатрическое, сурдологическое, психолого-педагогическое обследование. В результате медико-психолого-педагогической экспертизы должен быть установлен диагноз; определены возможности лечения, выбраны и согласованы с родителями формы и методы коррекционной помощи.
Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, оказывает отрицательное влияние на развитие ребёнка, и в первую очередь на формирование его речи. Но если в раннем детстве с ребёнком, страдающим даже тяжёлой тугоухостью или глухотой, проводятся систематические коррекционные занятия, то можно максимально сблизить с возрастной нормой не только уровень его общего, но и слухо-речевого развития. При своевременно начатой адекватной работе можно достигнуть высокого уровня реабилитации и с позднооглохшими детьми (такими, кто до потери слуха, наступившей в 4 - 5 лет и позже, нормально слышал и говорил).
Эффект коррекционного воздействия во многом определяется своевременностью качественного слухопротезирования ребёнка и использованием в педагогических занятиях и дома различной современной звукоусиливающей аппаратуры.
Согласно международной классификации (см. Wilson J. Scand.Audiology. 1988. Suppl. 28. P. 33-58) выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трёх речевых частот (500, 1000 и 2000 Гц).
Степень тугоухости | Потеря слуха (500 - 2 000 Гц) |
I | 26 - 40 дБ |
II | 41 - 55 дБ |
III | 56 - 70 дБ |
IV | 71-90 дБ |
Глухота | более 90 дБ |
Итак, по состоянию слуха различают детей слабослышащих и глухих.
|
Задание. Укажите степень тугоухости либо глухоту, ориентируясь на международную классификацию нарушений слуха.
Состояние слуха | Диагноз | |
Правое ухо | Левое ухо | |
64 дБ | 57 дБ | |
81 дБ | 85 дБ | |
92 дБ | 91 дБ | |
36 дБ | 39 дБ | |
19 дБ | 18 дБ | |
44 дБ | 55 дБ | |
68 дБ | 72 дБ | |
22 дБ | 23 дБ | |
88 дБ | 85 дБ | |
51 дБ | 49 дБ | |
27 дБ | 29 дБ | |
57 дБ | 54 дБ |
По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:
· ранооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух на первом-втором году жизни, или родились неслышащими;
· позднооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух в 3-4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты; сам термин «позднооглохшие дети», хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.
Позднооглохшие дети, в связи со своим своеобразием, составляют особую категорию детей со сниженным слухом.
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:
· дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
· дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
Как уже отмечалось, патология слуха в первую очередь отрицательно влияет на развитие той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора - на развитие речи.
Задание. При помощи любого знака отметьте, в каком случае речь идёт о ребёнке с комплексными (сочетанными, комбинированными) нарушениями в развитии.
Категории детей | Наличие комплексного нарушения |
Глухой ребёнок с ДЦП | |
Ребёнок с III степенью тугоухости, испытывающий стойкие трудности в усвоении программного материала | |
Глухой ребёнок с ЗПР церебрально-органического происхождения | |
Глухой ребёнок, страдающий диабетом | |
Ребёнок с III - IV степенью тугоухости | |
Ребёнок с III степенью тугоухости, имеющий лёгкую степень умственной отсталости | |
Глухой ребёнок с бронхиальной астмой | |
Глухой ребёнок с хроническим пиелонефритом | |
Глухой ребёнок с нарушениями аутистического спектра | |
Слабовидящий ребёнок с IV степенью тугоухости | |
Ребёнок с I степенью тугоухости, имеющий дизартрию |
|
Врождённая тугоухость, а также тугоухость, возникшая в доречевом периоде или в начальном периоде формирования речи, приводит к нарушению нормального речевого развития ребёнка.
Глухота, врождённая или приобретённая в доречевом периоде, лишает ребёнка возможности овладеть речью без специальных приёмов обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя глухота может повести к распаду недостаточно упрочившихся речевых навыков.
У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от времени наступления глухоты (чем позже произошла потеря слуха, тем дольше будет сохраняться речь даже при отсутствии коррекционной помощи) и от условий последующего развития ребёнка, в частности, от наличия или отсутствия специальной работы по сохранению и развитию речи.
По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом выделяют:
· неговорящих (необученные дети);
· детей, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);
· детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом;
· детей с развёрнутой фразовой речью с аграмматизмом;
· детей с нормальной фразовой речью, соответствующей возрасту.
Задание. Приведите по 3 примера речевых высказываний детей каждой группы.
Группы детей | Примеры речевых высказываний |
Дети, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения) | |
Дети, имеющие короткую фразу с аграмматизмом | |
Дети, имеющие короткую фразу с аграмматизмом | |
Дети с развёрнутой фразовой речью с аграмматизмом | |
Дети с нормальной фразовой речью, соответствующей возрасту |
При прочих равных условиях, как впервые было отмечено Р.М. Боскис (1963), чем меньше снижен слух у ребёнка, тем выше уровень его речевого развития; чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи ребёнка. При своевременном начале коррекционной работы и её систематическом и адекватном проведении в течение длительного времени уровень речевого развития даже глухого ребёнка может быть максимально сближен с нормой. Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействия четырёх основных факторов:
|
· от степени снижения слуха,
· от времени возникновения поражения слуха,
· от наличия дополнительных отклонений в развитии,
· от условий развития ребёнка после поражения слуха.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха.
Дошкольники с нарушенным слухом относятся к категории детей с отклонениями в развитии в силу того, что они имеют особые (в отличие от нормально развивающихся детей) образовательные потребности, которые включают:
· общие образовательные потребности, такие же, как у слышащего дошкольника, которые, во-первых, могут быть реализованы в особых, специальных условиях и реализация которых, во-вторых, имеет коррекционную направленность;
· социально-бытовую ориентировку соответственно возрасту, а не отклонению в развитии;
· специфические образовательные потребности, реализация которых направлена на преодоление последствий нарушений слуха.
Общие образовательные потребности составляют совокупность характерных для каждого периода дошкольного детства умений, навыков, видов деятельности. Их реализация должна обеспечивать каждому ребёнку с нарушенным слухом, не имеющему дополнительных отклонений, соответствующие его возрасту уровень психомоторного развития и состояние эмоционально-волевой сферы.
Общие образовательные потребности реализуются в работе над выделяемыми в программах дошкольного воспитания следующими разделами:
· физическое воспитание,
· труд,
· игра,
· изобразительная деятельность и конструирование,
· формирование элементарных математических представлений,
· музыкальное воспитание.
Овладение умениями и навыками по всем этим общим разделам требует использования в занятиях с неслышащими детьми специфических средств и специальных методик. И тогда сам процесс усвоения различных умений и навыков приобретает коррекционную направленность. Это связано, во-первых, с тем, что главным прямым следствием слуховой недостаточности является отсутствие или недоразвитие речи. Поэтому работа по её формированию целенаправленно ведётся не только и не столько на специальных занятиях, но и, главное, в процессе повседневного общения с ребёнком и в процессе формирования у него соответствующих возрасту видов деятельности. Во-вторых, коррекционная направленность обусловлена спецификой влияния дефекта слуха на возможность усвоения неслышащим ребёнком тех умений и навыков, которые формируются у нормально слышащих детей в дошкольном возрасте.
|
Например, физическое воспитание глухих и слабослышащих дошкольников, как и слышащих детей, способствует укреплению их здоровья, развитию координации движений, внимания, способности к подражанию, формированию произвольной деятельности. Но в работе с детьми с нарушенным слухом особое внимание уделяется упражнениям на равновесие (высока вероятность нарушения вестибулярной функции), на точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряжённости, амплитуде и др. (становится возможным перенос этих навыков на мелкую моторику, в том числе на артикуляционные движения, что является базой для овладения произносительной стороной речи).
Или, например, музыкальное воспитание детей с нарушенным слухом, как и слышащих детей, способствует их эмоциональному развитию, умению двигаться под музыку и ориентироваться в пространстве. Специфичным, коррекционным является развитие остаточного слуха детей при восприятии музыки и целенаправленная работа по обучению восприятию и воспроизведению темпо-ритмических и звуко-высотных отношений в музыке, что способствует овладению ритмико-интонационной стороной речи.
Социально-бытовая ориентировка включает в себя, в первую очередь, развитие культурно-гигиенических навыков и навыков социального поведения в семье, в детском коллективе, в транспорте, в гостях и т.п., которые у ребёнка с нарушенным слухом должны быть сформированы в том же возрасте, в каком они формируются у любого слышащего дошкольника. Вместе с тем нарушение слуха вносит в эту работу определённую специфику, которая может не зависеть от степени владения речью.
Например, детям с глубоким поражением слуха свойственны некоторые внешние особенности поведения (шумы, сопровождающие дыхание и приём пищи, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т.п.), связанные с трудностями восприятия звуковых сигналов внешнего мира. В процессе коррекционного воспитания, при внимании взрослых к этим особенностям и при использовании звукоусиливающей аппаратуры их достаточно легко можно устранить, а при раннем коррекционном воздействии - предупредить их появление.
Специфические образовательные потребности включают в себя развитие
· средств коммуникации,
· словесной речи как средства общения,
· слуховой функции,
· восприятия речи разными сенсорными способами (слухо-зрительно, т.е. видя губы говорящего и слушая его, и на слух),
· произносительной стороны речи.
К специфическим образовательным потребностям относятся также:
· раннее (с 2-х лет) обучение грамоте (аналитическому чтению и письму печатными буквами), как средству полноценного восприятия и воспроизведения речи, независимо от состояния навыков восприятия устной речи и произношения;
· сохранение имеющейся речи у позднооглохшего ребёнка.
Задание. Зафиксируйте образовательные потребности дошкольников с нарушенным слухом.
Образовательные потребности дошкольников с нарушенным слухом | ||
Задание. Познакомьтесь с характеристикой ребёнка дошкольного возраста. Отметьте положительные стороны этого педагогического документа и его недочёты.
Характеристика
Коля воспитывается в данном образовательном учреждении с 4 лет. Нарушение слуховой функции диагностировано в 10 месяцев. Родители слабослышащие. Мальчику диагностирована двусторонняя хроническая тугоухость III степени.
Слуховым аппаратом пользуется систематически. Владеет короткой фразой с аграмматизмом.
В процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками отдаёт предпочтение жестовой речи. Словарный запас беден. Отмечается недоразвитие диалогической словесной речи. Связная речь (монолог) не сформирована.
Имеет адекватные представления о себе и ближайшем окружении. Знает своё имя, имена родителей, домашний адрес. Имеющееся нарушение в развитии осознает. Самооценка завышена.
Фронтальные и подгрупповые занятия посещает с желанием, однако быстро утомляется, начинает отвлекаться и дезорганизует работу всей группы.
Программный материал осмысливает и запоминает с трудом, за помощью к педагогу не обращается. При возникновении трудностей отказывается от выполнения заданий. Мотивация деятельности низкая, с трудом поддерживается за счёт включения в структуру занятий игровых моментов.
Ведущим видом деятельности является предметно-практическая. Игровая деятельность находится на начальном этапе формирования. Сюжет игры развивать не умеет, без побуждения взрослого в коллективных играх не участвует. Предметы –заместители не использует.
Наблюдения за поведением ребёнка подтверждают наличие у него аффективных вспышек, которые происходят периодически в социально и эмоционально значимых ситуациях - при общении со сверстниками и взрослыми. Часто бывает инициатором конфликтных ситуаций в группе, прибегает к физической силе.
Мальчик хорошо рисует. Дифференцирует предметы по форме и цвету, но затрудняется выделять и называть оттенки. При определении величины объектов допускает ошибки.
Легко устанавливает различия между предметами, объединяет их в группы, но допускает ошибки при определении сходства и классификации.
Физически развит, активен, с удовольствием участвует в спортивных мероприятиях.
В ряде случаев игнорирует требования взрослых, а на наказания реагирует неадекватно.
При целенаправленной коррекции поведения отмечается благоприятный прогноз дальнейшего развития.
Положительные стороны | Недочёты |
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!