Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

2018-01-07 533
Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 


Развитие отечественной системы дошкольного воспитания

Детей с нарушениями слуха

Дошкольный возраст.

С детьми дошкольного возраста, воспитывающимися в семье, продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. Переоценка родителями успехов в обучении ребенка может иметь тяжелые последствия в виде педагогической запущенности, отставания в развитии от сверстников, воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно начать обучение в СДОУ или группе. Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения. Если есть такая возможность, детям, воспитывающимся дома, целесообразно посещать занятия в группах кратковременного пребывания, где сурдопедагоги проводят занятия с детьми в присутствии родителей, дают рекомендации по поводу занятий дома.

Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать контакты с семьями, в которых есть глухие и слабослышащие дошкольники.

Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье.

Воспитание и обучение их происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогулок, игр, свободной деятельности).

Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длительность которых колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды работы, чередование которых делает их неутомительными для детей.

Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки - таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке.

В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых; труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.

Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, их жизни, занятиями; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми.

Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования речи: усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами; самостоятельного использования вопросов, побуждений, ответов на вопросы, сообщений в общении со взрослыми и детьми. Этому разделу отводится важная роль в социальном и познавательном развитии дошкольников с нарушениями слуха.

Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах 20; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметь решать примеры в пределах 10; решать простые задачи при условии наглядно представленного условия. Математические знания ребенка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира, когда возникает потребность использовать различное количество предметов, убирать часть их, добавлять и т. д.

Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-заместители и др. Важное значение придается игре как средству развития речи: обозначению атрибутов игры, называнию ролей и определению сюжета, общению с другими детьми в процессе игры.

Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с продолжением обучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато на предыдущих этапах развития ребенка. Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в процессе рисования, аппликации, конструирования. Развитие изобразительной деятельности тесно связано с расширением словаря и использованием фразеологии - этот вид деятельности может быть связан с обучением рассказыванию.

Работа по речевому развитию глухих и слабослышащих детей в семье требует также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа по развитию устной и письменной речи детей.

Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики. Рекомендуется проведение двух 5-10-минутных занятий по фонетической ритмике в течение дня. На них проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах и, главное, в словах, фразах. В процессе занятий по фонетической ритмике используются упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма речи, интонации. Детей старшего дошкольного возраста учат использовать в речи некоторые нормы орфоэпии.

Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно имеет большое значение. При обучении чтению используется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребенка печатными буквами (Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова). Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам. Важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и т.д. Для формирования навыков осознанного чтения рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из жизни ребенка. Рисунки в книжке делают сначала взрослые при участии ребенка, а затем сами дети.

В качестве одного из важных средств развития внимания, воображения, словесной памяти рассматривается рассказывание, в процессе которого взрослый рассказывает ребенку короткие рассказы, сказки. Для лучшего понимания содержания в качестве наглядной опоры используются игрушки, фигурки действующих лиц, картинки. Ребенка учат следить за эмоциональным рассказом взрослого. Многократное рассказывание одних и тех же историй в занимательной, доступной для ребенка форме приводит к тому, что постепенно он сам начинает пересказывать сначала фрагменты рассказов, а затем и целые истории.

Для закрепления структуры слова, уточнения звуко-буквенного состава используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти. Для формирования интереса к письму используются разнообразные методические приемы: подписывание рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба, слухо-зрительные и слуховые диктанты. Старшие дошкольники должны уметь написать отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых действиях других людей, дать описание сюжетной картинки, написать несколько связных предложений о выходных днях. Все написанное ребенком обязательно должно уточняться в плане понимания значения написанных слов и фраз.

В дошкольный период продолжается поэтапное развитие слухового восприятия речи. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т. е. воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе восприятия речи.

Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний, фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова. Накопление слухового словаря обеспечивает формирование смысловой и произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по РСВ тесно связана с работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал ребёнок воспроизводит устно.

В процессе РСВ увеличивается расстояние, с которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а слабослышащих - и шепот.

РСВ обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов, сольного и хорового исполнения.

Одним из средств РСВ является восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта, природных шумов.

Задание. Составьте расписание занятий в семье с ребёнком дошкольного возраста (6 лет) на неделю. Укажите время начала занятий и их продолжительность.

Все занятия, которые нужно проводить в семье (перечислить):  
Понедельник     Вторник Среда
Четверг     Пятница Суббота
Воскресенье    

 

Задание. Изучите основные факты жизни и творчества отечественных сурдопедагогов, в трудах которых освещались вопросы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом. Запишите сведения об одном (любом) сурдопедагоге.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


 

Содержание дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха

Задание. Познакомьтесь с текстом. Составьте план ответа на этот вопрос.

План ответа:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Содержание коррекционно-педагогической работы (КПР) с детьми, имеющими нарушения слуха, определено типовыми программами для СДОУ 1 и 2 вида. В данное время в практике обучения глухих и слабослышащих детей рекомендуется брать за основу программы, редактором и одним из авторов которых является Людмила Петровна Носкова:

1) Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста;

2) Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.

Программы предназначены для работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 —2 до 7 лет, воспитывающихся в СДОУ и яслях-садах, детских домах, группах дошкольных учреждений общего типа. Программы рассчитаны на 5 лет обучения и содержат необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей: 1,5 (2) -3 года; 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

Содержание обучения и воспитания реализуется в разных направлениях работы, обеспечивающей разностороннее развитие дошкольников и подготовку к школе. Специфика содержания КПР заключается в том, что учебный материал сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разных видов деятельности с помощью единых речевых средств.

Усвоение программных требований и сведений об окружающем мире осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.

Содержание КПР представлено в 9 разделах программы, которые тесно связаны между собой и в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха).

Некоторые дети поступают в ДОУ со 2 года обучения. Поэтому содержание КПР и программные требования 1-го года обучения в какой-то мере повторяются на 2-ом году.

Вначале представлены разделы, направленные на обеспечение основной задачи воспитания и обучения дошкольников — физическое развитие, развитие основных движений, охрану здоровья детей и организацию их быта в специальном дошкольном учреждении.

Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности дошкольника. Вслед за разделами, дающими материал по развитию игровой, продуктивной и элементарной трудовой деятельности, идут разделы «Развитие речи» и «Формирование элементарных математических представлений».

Самостоятельным разделом программы представлена коррекционная работа по развитию речи - развитие остаточного слуха и обучение произношению.

«Музыкальное воспитание» - последний раздел программы, но тем не менее по своей коррекционной нагрузке, задачам эстетического воспитания и развития детей он не может считаться второстепенным.

Физическое воспитание. Реализация содержания КПР по физическому воспитанию способствует укреплению здоровья детей, их правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создаёт благоприятную основу для гармоничного развития детей. Содержание КПР по физическому воспитанию

1) отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям;

2) направлено на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений (например, в осанке).

В процессе работы по физическому воспитанию используются физиологически оправданные, интересные детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разного гимнастического оборудования (гимнастической стенки, скамеек, мостика-качалки и др.).

Особое место занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации.

Содержание КПР по физическому воспитанию реализуется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время прогулки.

Содержание КПР по физвоспитанию предполагает постепенное усложнение материала по годам обучения - от накопления двигательного опыта к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке двигательных качеств. Каждое занятие включает коррекционные упражнения.

На всех годах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встречающийся на других занятиях словарь, так и словарь специфический, обозначающий физкультурное оборудование и инвентарь и действия с ними. Специальная работа с детьми по запоминанию используемых физкультурных терминов на занятиях по физической культуре не ведется, речевые инструкции должны быть краткими, не в ущерб моторной плотности занятий и их основным задачам.

Физическое воспитание детей с нарушенным слухом в СДОУ пронизывает всю систему их обучения и находит свое отражение в работе дефектолога (фонетическая ритмика, динамические паузы), в музыкальных занятиях, в трудовом воспитании, а также в организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельности детей.

Труд. Содержание этой работы направлено на совершенствование трудовых умений, на углубление получаемых ребенком представлений о труде взрослых. Трудовое воспитание осуществляется на специальных занятиях и в процессе других видов деятельности. Это труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Основными методами трудового обучения в первые два года являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных трудовых операций, совместные действия, действия по образцу и словесной инструкции. В дальнейшем наряду с показом вводится объяснение, распределение обязанностей и планирование предстоящей работы, оценка отношения к труду и его результатов.

Речь обслуживает данный вид деятельности, но занятия по труду не должны подменяться занятиями по развитию речи.

Вся организация воспитательно-образовательного процесса в СДОУ ставит ребенка в такие условия, когда он должен вместе со всеми участвовать в посильном труде по самообслуживанию, в быту, включаться в дежурства.

Занятия по трудовому воспитанию проводятся со второго года обучения и распределяются следующим образом: на втором году они направлены на привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание; на третьем году часть занятий отводится на хозяйственно-бытовой труд; начиная с четвертого года занятия распределяются примерно поровну между всеми видами элементарной трудовой деятельности глухого ребенка.

Игра. Коррекционно-педагогическая работа предусматривает занятия по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм.

На 2 и 3 годах обучения 50 % учебного времени отводится сюжетно-ролевым играм, остальное время распределяется поровну между подвижными и дидактическими играми. На 4 и 5 годах обучения сюжетно-ролевым играм отводится две трети учебного времени, дидактическая игра как вид занятия проводится 1 раз в неделю. Но подготовительные дидактические игры и упражнения как метод обучения продолжают использоваться на других занятиях. Подвижные игры проводятся и в свободное время, а также на занятиях по физическому воспитанию. В группе детей преддошкольного возраста, учитывая уровень развития игры, раздел программы называется «Предметно-игровые действия».

Занятия с детьми по обучению игре проводит воспитатель в игровом уголке. В качестве методических приемов в первые 2 года обучения применяется обыгрывание игрушек и показ игровых действий, используются совместные действия ребенка и педагога.

В последующие годы обучения особое значение приобретает руководство детьми при планировании ими игр, распределении ролей, использовании предметов-заместителей.

Необходимо, чтобы в процессе подготовки к играм у дошкольников с нарушенным слухом возникало стремление воплотить в игре то, что они видели в жизни: трудовую деятельность взрослых, разные бытовые процессы, явления общественной жизни и т. д.

Несмотря на то что обучение игре проводится в условиях занятия, дети должны чувствовать себя свободно, располагаться так, как им удобно.

Игра имеет большое значение для развития речи глухих детей, однако, обучая их играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи развития игровой деятельности требованиям формирования речи. Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игры.

Обучение должно способствовать развитию самостоятельной игровой деятельности (на прогулке, в свободное от занятий время в игровой комнате), ежедневно обогащать ее и направлять. Занятия проводятся воспитателем.

Изобразительная деятельность и конструирование. Основные задачи КПР:

- формирование изобразительной и конструктивной деятельности детей;

- использование изобразительной деятельности в качестве средства сенсорного воспитания формирования представлений, эстетического воспитания, формирования речи.

Эти задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, аппликации, ознакомления детей с произведениями искусства. Первый год обучения является подготовительным. Его задачи:

а) показать детям, что постройка, рисунок, лепная поделка, аппликация - изображения предметов, отражающие свойства и отношения;

б) привить интерес к изобразительной деятельности;

в) привить первичные навыки работы с материалами и орудиями изодеятельности.

Задача 2-го года обучения - становление у детей самостоятельных предметных изображений (по образцу, с натуры и по представлению); 3-го года обучения - формирование собственного замысла детей, подготовка к сюжетным изображениям; 4-5 годов обучения - развитие сюжетного изображения, замысла, творческого подхода к изобразительной деятельности. Наряду с этим происходит уточнение восприятия предметов и их свойств, формирование представлений о них; совершенствование восприятия произведений искусства, формирование оценочного отношения к ним; усвоение приемов и навыков изобразительной деятельности, соответствующего речевого материала. Занятия проводятся фронтально, но поощряется самостоятельное конструирование, рисование вне занятий.

Основная группа слов, подлежащих усвоению на этих занятиях, - названия изображаемых предметов, явлений, их свойств и отношений (названия цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений); следующая группа слов - названия материалов, орудий изобразительной деятельности, действий. Трминологический словарь употребляется в предложениях типа: Рисуй шар (побуждение); Можно рисовать шар? (вопрос); Будем рисовать шар (сообщение); Я нарисовал шар, а ты не рисуй (отрицание).

Кроме того, каждое слово, с целью отработки его грамматической формы и значения, должно употребляться в различных словосочетаниях. Например: Возьми красный, синий, желтый карандаш. Какого цвета карандаш тебе еще нужен?; и в разных грамматических формах: Возьми карандаш. Рисуй карандашом. Собери карандаши и т. п.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся воспитателем, они связаны с игрой, ознакомлением с окружающим, развитием речи, ручным трудом, ФЭМП.

Ознакомление с окружающим. Задачей КПР является проведение ознакомление с внешним видом, строением и сферой функционирования необходимых в жизни человека предметов, с условиями существования самого человека и животных. В содержание работы входит последовательное изучение предметов и явлений, объединенных общей темой.

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях. В ходе наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой материал. Однако работа над словом, фразой должна быть продолжена на занятиях по развитию речи. На 1-ом и отчасти на 2-ом году обучения темы занятий по ознакомлению с окружающим и замятий по развитию речи в основном совпадают, тем более что акцент переносится с наблюдений за предметами на действия собственно речевые, т. е. отрабатывается сам речевой материал. В этом и заключается связь между данными разделами.

На 3, 4, 5 годах обучения расширяются и обобщаются сведения по изученным ранее темам, часть из них уже сообщается речевыми средствами, темы либо укрупняются, либо конкретизируются. Работа ведется в направлениях, которые обеспечивают усвоение минимума обществоведческих, природоведческих, математических знаний.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся воспитателем. Речевой материал для них планируется совместно с учителем-дефектологом, используется общий словарь, изложенный в программе по развитию речи.

Развитие речи. Программа предлагает для каждого года обучения 25 основных тем с учетом интереса детей дошкольного возраста и сферой их деятельности.

Постепенное усложнение намеченных тем определяется объемом словаря, отражающего их содержание:

- первый год обучения – 50-200 слов,

- второй год обучения – 230-400 слов,

- за 5 лет обучения – 2000-2300 слов.

Предусмотренные программой слова даются преимущественно во фразовом материале.

Помимо фраз разговорного типа отрабатываются специально подобранные высказывания с типовыми синтаксическими структурами, что позволяет детям практически овладевать грамматическим строем языка. В программе, начиная со 2-го года обучения, представлено 10 типовых структур предложений с их усложняющимися вариантами.

На 1 - 2-ом году обучения детей учат глобальному чтению слов на табличках, слухо-зрительному восприятию произносимых педагогами слов, фраз, самостоятельному приближенному произношению предъявляемого речевого материала в конкретных речевых ситуациях. Ведется подготовительная работа к усвоению дактильного слова.

На 3-ем году детей учат аналитическому дактильному чтению слов, данных печатным шрифтом на табличках, устно-дактильному проговариванию, самостоятельному дактилированию усвоенного речевого материала, использованию речи в устной форме. Ведется накопление новых слов и фраз при их устно-дактильном восприятии и воспроизведении. В последующие годы идет работа по формированию речи в разных формах. Дактилология используется как вспомогательное средство (для овладения чтением, осознанным говорением, письмом).

КПР направлена на обогащение детского развития, коррекцию вторичного нарушения; она позволяет также упорядочить накапливаемый стихийно в разных условиях речевой материал. Требования к речи, ко всем ее сторонам и формам, сформулированные в программе, а также объем речевого материала, представленный в общем словаре, являются ориентиром для работы по развитию речи во всех остальных разделах программы.

Первый год является диагностическим. В случае затруднения в работе с ребенком после первого года обучения он может быть направлен на ПМПК для дополнительного обследования). Учебный материал в программе представлен для каждого года обучения и внутри года разбит поквартально (три квартала в каждом учебном году).

Со второго года обучения для каждого квартала даны темы и словарь, которым строго регламентируется объем материала по той или иной теме. Глаголы в словаре представлены, как правило, в двух формах, что показывает последовательность их употребления в речи (например, первоначально в словаре дается глагол иди, а через несколько слов - идет как новое слово). Большинство глаголов на первом и втором году обучения используется только в повелительном наклонении (например, поставь, покажи).

Словарь первого года обучения (входит в общий объем слов, предусмотренный на весь период обучения. Способ расположения слов в этом перечне отражает тематический принцип предъявления учебного материала. Глаголы даны вначале, так как они обслуживают различные виды деятельности дошкольника и часто повторяются. Затем следуют глаголы с более ограниченной сферой употребления. В общем словаре глаголы представлены в двух формах: в повелительном наклонении (если на первом и втором году обучения в течение длительного времени они употреблялись в таком виде) и в инфинитиве. Глаголы в инфинитиве должны предъявляться во всех необходимых по логике глагольных формах. Предложенный словарный материал обслуживает разные виды деятельности ребенка и должен использоваться на всех занятиях, а не только на занятиях по развитию речи.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению. Цель КПР - развитие у детей навыков восприятия (на слухозрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Работа направлена прежде всего на овладение устной речью как средством общения.

Основные задачи по развитию слухового восприятия у дошкольников следующие:

- формирование и совершенствование слуховой функции;

- обогащение представлений о мире неречевых звуков;

- обучение произношению - формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.

Реализация этих задач осуществляется как на специальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), так и на других занятиях, в быту, в свободной деятельности детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов.

Дошкольники обучаются умению различать и опознавать на слух знакомый по звучанию речевой материал, а также распознавать на слух незнакомые по звучанию слова и фразы.

Работа по РСВ и обучению произношению ведется на речевом материале: звукоподражания, отдельные слова, фразы, тексты. В случае необходимости они членятся на более мелкие элементы с обязательным последующим возвращением к целостному восприятию и воспроизведению слова, фразы, текста.

Программа по РСВ и обучению произношению рассчитана на 4-5 лет обучения. Работа с детьми, обучающимися с трех лет, начинается с занятий по программе первого года обучения. В этом случае материал программы, отмеченный *, не обязателен для усвоения.

В течение первых трех лет дошкольники учатся различать речевой материал на слух при увеличивающемся выборе: от 2-3 до 10 единиц. От года к году увеличивается и объем материала для восприятия на слух: в преддошкольной группе дети различают и опознают на слух не менее 10 звукоподражаний и 7 слов, в средней и подготовительной группах - 30 звукоподражаний, 37 слов, 16 и 21 тип фраз.

При формировании произносительных навыков требования, предъявляемые к устной речи детей, возрастают. На первых годах обучения допускается неточное, приближенное воспроизведение слов и фраз, то на последующих годах весь знакомый речевой материал должен произноситься точно или с использованием регламентированных замен. Речевой материал, на котором ведется обучение глухих дошкольников различению и опознаванию на слух, а также правильному произношению, отобран из разных разделов программы (развитие речи, ФЭМП и другие виды детской деятельности).

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП). В процессе общения с окружающими глухие дети стихийно усваивают опыт в элементарной практической деятельности и приобретают некоторые представления о количестве путем сопоставления одних групп предметов с другими. Им доступно также сравнение реальных предметов по величине (длина, площадь, объем, масса). Однако эти умения вне направленного обучения остаются на низком уровне, не становятся одним из способов анализа окружающей действительности, не выходят за рамки наглядных представлений.

КПР рассчитана на систематическое обучение детей на специальных занятиях, расширение их математического опыта в процессе разных видов практической деятельности.

Основные направления работы по ФЭМП следующие:

- формирование количественных представлений;

- формирование представлений о величине;

- формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении;

- формирование временных представлений (начиная с третьего года обучения);

- формирование элементарных измерительных навыков.

Работа по этим направлениям осуществляется параллельно. Усвоение детьми основного содержания программы обеспечивает подготовку их к дальнейшему изучению математики в школе. Ведущим из всех указанных направлений является формирование количественных представлений. В конечном итоге намечается усвоение детьми нумерации в пределах 20. Основная работа по образованию множеств, группировке предметов, их сопоставлению и преобразованию, подведение детей к усвоению счетных операций в мысленном плане осуществляется на мате


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.