Тема 5. Субъекты административного права — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 5. Субъекты административного права

2018-01-07 206
Тема 5. Субъекты административного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5.1. Органы исполнительной власти.

Органы местного самоуправления

 

Административное право регулирует осуществление исполнительной власти государства, и потому основным субъектом административных правоотношений выступают органы исполнительной власти.

Орган исполнительной власти - это орган государственной власти, наделённый государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Функции органов исполнительной власти:

- осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

- административное правоприменение;

- осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

- охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

- информационное обеспечение.

Административная правосубъектность (право- и дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента их образования. Специфику административно-правового статуса органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объёме и пределах своей компетенции.

Компетенция - это строго определённый нормативно-правовыми актами объём властных полномочий (прав) и обязанностей органа исполнительной власти в отношении установленного для него предмета ведения. Её следует отличать от функций и задач органа исполнительной власти: через функции определяются основные направления его деятельности по достижению поставленных перед ним целей, а через компетенцию - пределы его властных полномочий и предмета ведения при осуществлении возложенных на него функций. Именно через компетенцию осуществляется вся исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной администрации и определяются границы их ответственности перед государством и частными лицами.

 

 

Виды органов исполнительной власти различают по следующим критериям:

Органы исполнительной власти
Основания классификации Виды органов исполнительной власти  
По территории деятельности 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).
По характеру компетенции 1) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краёв, областей); 2) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти); 3) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства); 4) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы, федеральные агентства).
По организационно-правовой форме 1) Правительства; 2) Министерства; 3) Федеральные службы и федеральные агентства.

 

Система органов исполнительной власти – совокупность органов государственной власти, наделённых компетенцией в области государственного управления, кадровыми, материальными и иными ресурсами, необходимыми для исполнительно-распорядительной деятельности.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства Президентом Российской Федерации.

Систему органов исполнительной власти РФ составляют:

- федеральные органы (Правительство, федеральные министерства, федеральные службы и агентства);

- органы субъектов РФ (Правительства, министерства и другие ведомства).

Правительство РФ – высший исполнительный орган

Государственной власти РФ

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в России (ст.110 Конституции РФ и ст.1 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий непосредственно оперативное руководство хозяйственной и иными сферами жизни страны.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Он возглавляет и организует работу Правительства. Председатель Правительства РФ освобождается от должности президентом РФ в случаях:

- по заявлению Председателя правительства об отставке;

- в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

К основным функциям и полномочиям Правительства относятся: разработка и обеспечение исполнения бюджета страны; проведение единой финансовой и экономической политики; управление федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны, государственной безопасности и реализации внешней политики страны; проведение государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; принятие мер, обеспечивающих общественный порядок и законность в стране; проведение в жизнь законов Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента.

Правительство действует в пределах полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Возможно и досрочное сложение полномочий Правительства: а) по воле Президента; б) в случае вынесения вотума недоверия Государственной Думой при согласии Президента РФ; в) по собственной инициативе Правительства. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечёт одновременно отставку всего Правительства.

Свои полномочия Правительство реализует через правовые акты - постановления и распоряжения, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Деятельность Правительства и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений обеспечивает Аппарат Правительства РФ, который является государственным органом, образованным для решения указанных задач.

 

Федеральные органы исполнительной власти:

Система и структура

Понятия «система» и «структура» соподчинены. Система своё содержание раскрывает через структуру составляющих её организационных и функциональных элементов. Система есть результат объединения структурных образующих её единиц в единстве и целостности. Понятие «Структура» означает «строение, внутреннее устройство».

В марте 2004 года в российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в Российской Федерации. Первым нормативным правовым актом, положившим начало административной реформе, стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В этом Указе определены направления реализации реформы, установлены основные термины и понятия, по-новому определяющие деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:
- федеральные министерства;

- федеральные службы;

- федеральные агентства.

Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.Федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, координирует деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральное министерство возглавляет федеральный министр, входящий в состав Правительства РФ.

Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Фееральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Таким образом, созданная в настоящее время система государственного управления предусматривает разделение в соответствующей области деятельности функций и полномочий федерального министерства и других федеральных органов исполнительной власти.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и включает в себя три основных блока:

В первый блок входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

Во второй блок входят федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

В третий блок входят федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Особенностью данной структуры органов исполнительной власти является то, что большинство федеральных органов исполнительной власти соподчинены и подведомственны по областям государственного управления соответствующим министерствам.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 структура включает в себя следующие федеральные органы исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство иностранных дел Российской Федерации;

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;

Министерство обороны Российской Федерации;

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

Федеральное агентство специального строительства;

Министерство юстиции Российской Федерации;

Федеральная служба исполнения наказаний;

Федеральная служба судебных приставов;

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба);

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба);

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба);

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба);

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба);

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство);

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство здравоохранения РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;

Федеральное медико-биологическое агентство;

Министерство культуры Российской Федерации;

Федеральное архивное агентство;

Федеральное агентство по туризму;

Министерство образования и науки РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

Федеральное агентство по делам молодежи;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию;

Министерство промышленности и торговли РФ;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

Федеральное агентство связи;

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа;

Министерство сельского хозяйства РФ;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

Федеральное агентство по рыболовству;

Министерство спорта Российской Федерации;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

Федеральное агентство воздушного транспорта;

Федеральное дорожное агентство;

Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

Федеральное агентство морского и речного транспорта;

Министерство труда и социальной защиты РФ;

Федеральная служба по труду и занятости;

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральное казначейство (федеральная служба);

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Федеральная служба по аккредитации;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Федеральная служба по интеллектуальной собственности;

Федеральное агентство по государственным резервам;

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

Министерство энергетики Российской Федерации.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

Федеральная антимонопольная служба;

Федеральная служба государственной статистики;

Федеральная миграционная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;

Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральное космическое агентство;

Федеральное агентство научных организаций;

Федеральное агентство по делам национальностей;

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.


Органы исполнительной власти субъектов РФ

В субъектах Российской Федерации действуют установленные ими самостоятельно органы исполнительной власти общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся правительства, администрации. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» относит к их полномочиям разработку и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, обеспечению и защите прав и свобод личности, охране собственности и общественного порядка; участие в проведении единой государственной политики в области финансов, социального обеспечения, образования, культуры, здравоохранения, экологии, сельского хозяйства и др. К органам специальной (отраслевой и межотраслевой) компетенции в субъектах РФ относятся министерства, агентства, комитеты и т.п.

 

Полномочия Президента РФ


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.