Тема 4. Административные правоотношения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 4. Административные правоотношения

2018-01-07 205
Тема 4. Административные правоотношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нормы административного права реализуются в практической деятельности его субъектов, между которыми складываются определённые административно-правовые отношения.

Административно-правовые отношения - это урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), в которых стороны выступают как носители прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

В административных правоотношениях вы­ражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в связи с организацией и функционированием ор­ганов исполнительной власти в соответствии с действующим законо­дательством

К специфическим чертам административно-правовых отношений относятся:

1) административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них.

2) административно-правовые отношения складываются в области осуществления исполнительно-распорядительной, т.е. властно-организационной, деятельности субъектов государственного управления.

3) участниками административных правоотношений являются с одной стороны - органы исполнительной власти, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой стороны – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, военнослужащие, пенсионеры и др.

4) для административно-правовых отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой (правоотношение «инспектор – водитель»). Как правило, нормами чётко определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получение прав на управление транспортным средством, возникают при заранее определённых обстоятельствах, с определёнными органами, при этом права и обязанности сторон чётко закреплены юридической нормой.

5) споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке, т.е. путём непосредственного юридически-властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает разбирательство этих споров в суде.

6) в административно-правовых отношениях сторона несёт ответственность перед государством в лице соответствующего органа или должностного лица. Это отличает их от гражданско-правовых отношений, в которых стороны несут ответственность друг перед другом. Юридическое неравенство сторон в административно-правовых отношениях не исключает возможности возникновения споров между ними, поскольку они равны перед законом и судом. В правовом государстве органы исполнительной власти обязаны действовать в рамках закона, определяющего их компетенцию. В случае неправомерных действий и решений этих органов частные лица вправе оспорить их в административном или судебном порядке.

7) за одно и тоже административное правонарушение к ответственности могут быть привлечены и юридическое лицо, и его руководитель, и другие «управленцы» (главный инженер, главный бухгалтер). Однако необходимо установить вину каждого из них. Так, если член коллегиального органа управления юридического лица голосовал против какого-либо незаконного решения, он не может быть привлечен к административной ответственности.

В зависимости от субъектов и целей реализации административно-правовых отношений можно выделить четыре их вида:

- отношения в связи с реализацией органами и должностными лицами государственной администрации установленной законом компетенции;

- отношения в связи с реализацией частными лицами их прав в сфере исполнительной власти (право на поступление на государственную службу, право на получение пенсии и т.д.);

- отношения, связанные с оспариванием незаконных действий и решений администрации, которые ущемляют права и законные интересы частных лиц путем их нарушения, незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо юридической ответственности, т.е. административные споры. Административно-правовые споры представляют собой одну из разновидностей охранительных административно-правовых отношений;

- охранительные отношения, возникающие в связи с нарушением частными лицами установленных государством общеобязательных норм, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт.

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридические факты могут возникать как в результате событий, так и в результате деяний (действий или бездействий) физических и юридических лиц, а также органов исполнительной власти.

Событие - явление, независимое от воли человека (явления природы, рождение или смерть человека и т.д.).

Деяния являются результатом волеизъявления субъекта правоотношения, которые могут быть правомерными или неправомерными. Правомерные – соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

 

Юридический факт
Событие - явление, независимое от воли человека Деяние - результат активного или пассивного волеизъявления субъекта
стихийные бедствия, рождение, смерть, истечение срока, достижение определенного возраста Действие / / Бездействие
- правомерное; - неправомерное.

 

Структуру административно-правовых отношений составляют три элемента: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты административно-правовых отношений - это лица (индивиды и организации), которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты:

- граждане РФ,

- иностранные граждане,

- лица без гражданства,

- специальные субъекты - государственные служащие, должностные лица, военнослужащие и др.

Коллективные субъекты:

1) государственные организации:

- органы государственного управления;

- государственные предприятия и учреждения;

2) негосударственные организации:

- общественные объединения (общественные организации, общественные фонды, партии, союзы и т.д.);

- профессиональные союзы, их объединения и организации;

- коммерческие и некоммерческие организации;

- религиозные объединения;

- органы местного самоуправления,

- органы, предприятия и учреждения муниципальных образований.

Объектом административно-правовых отношений являются то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. по поводу чего возникает правоотношение. В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступают поведение, действия, бездействия субъектов в сфере управления и их результаты.

Содержание административных правоотношений определяется правовым статусом участника правоотношения, в структуру которого входят следующие элементы: права, свободы, обязанности, юридическая ответственность, гарантии.

Административно-правовой статус участника правоотношения определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Административную правоспособность - это способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

Административная дееспособность - это способность лица собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершённые правонарушения (деликты).
К административной ответственности гражданин привлекается за совершение административного правонарушения, т.е. виновного действия или бездействия, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.