Классификация деловых культур по Р. Льюису — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Классификация деловых культур по Р. Льюису

2018-01-07 19865
Классификация деловых культур по Р. Льюису 4.94 из 5.00 18 оценок
Заказать работу

 

Ричард Льюис – известный во всем мире лингвист и специалист в области межкультурных исследований. Родился в 1930 году в Великобритании. Изучал современные языки в Ноттингемском университете (Великобритания), затем культурологию в Сорбонне (Франция). После олимпиады в Хельсинки в 1952 году прожил два года в Финляндии, выучил финский язык и открыл первую языковую школу. В последующие годы создал еще 5 школ в Финляндии, в Норвегии и Португалии. В 1966 году открыл школу в Токио и 5 лет работал тьютором в японской императорской семье. Владеет 11 языками, среди которых английский, французский, испанский, итальянский, португальский, немецкий, шведский, датский, норвежский, финский и японский. Позже создал компанию Richard Lewis Communications Ltd., по настоящее время является ее руководителем. Выступает с лекциями по проблемам межкультурной коммуникации перед представителями большого бизнеса по всему миру.

В своем исследовании Р. Льюис сравнивает не только культурные особенности различных наций, но и особенности их мышления, характера взаимоотношений. На основе анализа организации деятельности человека во времени, он дает свою классификацию культур, выделяя моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Р. Льюисом было проведено ранжирование национальностей по шкале моно/полиактивности. Результаты этого анализа представлены на рисунке.

 

 

Моноактивные культуры

Моноактивные культуры – это культуры, ориентированные на дело. В этих культурах принято планировать свою жизнь, составлять расписания, организовывать деятельность в определенной последовательности, заниматься только одним делом в данный момент времени. Типичные представители – немцы, швейцарцы, американцы. Основные ценности – бережное отношение ко времени, ориентация на выполнение задач, строгое следование намеченному плану, уважительное отношение к власти.

В моноактивных культурах для менеджеров важны технические умения. Представителей данного типа культуры отличает их ориентация на выполнение конкретной производственной задачи. При этом они четко придерживаются намеченного плана/графика/схемы действий, поступают в соответствии с инструкциями и требуют такого же отношения к делу от коллег. Ценится умение оперировать фактами и точными данными, опираться на логику, а не на чувства и эмоции. Представители моноактивных культур предпочитают в деловом общении сразу переходить к обсуждению сущности вопроса, вынесенного на повестку дня. Они сконцентрированы на непосредственном выполнении задач и на результатах. В странах, относящихся к моноактивному типу культуры, принятие решений осуществляется чаще всего руководителем, который в своих действиях опирается на коллективную работу подчиненных.

Полиактивные культуры – это культуры, ориентированные на человека. Представителями данного типа культур являются люди подвижные, общительные, привыкшие делать много дел сразу, планирующие очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного дела в данный момент времени. Типичные представители – итальянцы, латиноамериканцы, арабы. Основные ценности – ориентация на людей при выполнении задач, свободное отношение ко времени и закону, выполнение нескольких дел одновременно.

Полиактивные менеджеры гораздо более экставертны и часто эмоциональны во взаимоотношении с людьми. Представители полиактивного типа культуры стремятся к установлению межличностных взаимоотношений, реализации семейственности и неформальных связей. Полиактивные менеджеры отличаются красноречием и умением убеждать.

Реактивные культуры – это культуры, ориентированные на процедуру взаимодействия, придающие наибольшее значение вежливости и уважению. Представители таких культур предпочитают молча и спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на его предложения. Стиль делового общения отличается дипломатичностью, осторожностью и сдержанностью. Основные ценности – гармония в отношениях, почтительность, терпеливость, бережное отношение к своей репутации и репутации других. Типичные представители – китайцы, японцы, финны.

Представители реактивного типа культуры скромны и вежливы, несмотря на высокий уровень профессионализма и компетентности. Отлично зная свою компанию, проведя в ней долгие годы, они отличаются своим умением создавать гармоничную атмосферу для работы в команде. Менеджеры управляют с помощью знания, терпения и спокойного контроля. Используют патерналистский метод принятия решений. Руководство должно заботиться о персонале, культивируется и поощряется лояльность низов по отношению к верхам.

Как видно, региональное положение влияет на уровень моно/поли-активности. Европейское влияние делает чилийцев менее полиактивными, а австралийцев, среди которых много выходцев из Южной Европы, менее моноактивными, чем большинство северных народов. К моноактивному типу культур принадлежат страны Центральной, Северной и Восточной Европы, Северной Азии, а также США. К полиактивной группе относятся арабские страны, Латинская Америка, Южная Европа и Средняя Азия. Реактивные культуры – это в основном страны Юго-Восточной Азии.

Для полиактивных культур большое значение имеет процесс общения, а время начала и завершения дела несущественно. Бизнесмены в таких странах в основном составляют список встреч, а не график дел. Для них нет никакой проблемы в том, чтобы продлить встречу еще минут на 15-20, потому что необходимо завершить процесс коммуникации. В странах же с моноактивноым типом культуры это неприемлемо и вас, скорее всего, оборвут в процессе разговора, если вы не уложитесь в отведенное время.

В полиактивных странах опоздание считается нормальным и вполне естественным. Конкретная ситуация. «Президент Эквадора Люсио Гутиеррес занял кресло главы государства в январе 2003 г. и уже успел прославиться необязательностью и привычкой всегда и везде опаздывать. Оппоненты президента постоянно критикуют его за то, что он не может прийти вовремя ни на одну встречу, и подрывает, таким образом, престиж страны. Оказывается, граждане государства Эквадор отличаются патологической склонностью опаздывать, и беда эта носит общенациональный характер. До поры до времени проблема мало кого волновала, потому как опаздывали все и всюду. Но в определенный момент президент страны решил искоренить зло и объявил о том, что он собирается приходить вовремя на заседания и встречи. Он считал, что личный пример президента должен оказать влияние на нацию в целом, и жители Эквадора станут более пунктуальными» [23].

В странах с полиактивным типом культуры приемлемо приглашение на деловой обед третьих лиц, часто партнеров по другим сделкам, поэтому одновременно могут обсуждаться сразу несколько дел. Здесь не принято начинать встречу с обсуждения проблемы. Это считается невежливым. Более важным является создание общего контекста для сотрудничества: установление неформальных связей, поиск общих знакомых, выявление общих интересов и т. д.

Естественно, что на этой почве между представителями моноактивных и полиактивных культур постоянно возникают конфликты. Первые будут жаловаться на вторых за то, что они не выполняют работу к установленному сроку, часто опаздывают и сбивают им план дня, вторые, в свою очередь, будут жаловаться на жесткую последовательность действий и негибкость графика. Такие люди взаимно раздражают друг друга. Единственный способ наладить контакт – это привыкнуть и приспособиться одной стороне к другой, достичь взаимопонимания.

Отличие реактивных культур от моно- и полиактивных заключается в отношении к действию. Они редко выступают инициаторами действия или дискуссии, потому что это может задеть партнера. Представители реактивных культур начнут говорить и действовать только после того, как выскажется партнер (т. е. в ответ на предложение партнера). Таким образом они показывают свое уважение. В ответ на свое внимание и уважения, они ожидают и от собеседника такой же реакции. Именно поэтому народы реактивных культур считаются лучшими в мире слушателями. К такой культуре принадлежит Япония.

В моно- и полиактивных культурах способом коммуникации является диалог. Представители этих культур, не стесняясь, прерывают монолог партнера. Они обращают внимание не только на то, что им говорят, но и на то, как говорят, практически не выносят молчания. Предпочтительной формой общения в реактивных культурах является монолог, собеседника не перебивают и не прерывают, обращают внимание на факты. Представители данного типа культуры предпочитают выждать паузу, помолчать, после того, как они выслушали собеседника. Тем самым они подчеркивают, что слова партнера имеют для них большое значение. Более того, говорить с недомолвками – также считается хорошим способом подчеркнуть уважение к собеседнику. Если представитель Испании приедет вести переговоры в Финляндию, то у него может создаться впечатление, будто финн уходит от ответа, не заинтересован в беседе и поэтому она ни к чему не приведет. А финн, в свою очередь, решит, что итальянец слишком груб. На самом деле, финны думают и обсуждают проблему про себя, молча, они не привыкли сразу принимать решение. Испанцы же привыкли к экспрессивным дискуссиям с сиюминутным высказыванием своего мнения.

Представители моноактивного типа культуры проявляют бесстрастное поведение в разговоре, редко перебивают собеседника и отличаются сдержанной жестикуляцией и мимикой, т. е. арсенал их невербальных средств общения минимален. Сталкиваясь с обильной жестикуляцией и возбужденным поведением носителей других типов культуры, представители моноактивного типа культуры, чувствуют себя неудобно. Носители реактивной культуры интроверты, они не многословны и предпочитают невербальную коммуникацию. Часто буквально воспринимают все, что им говорят. Именно поэтому они не очень любят колкий юмор и сарказм, так как это задевает их достоинство. Речь стараются строить обезличенно, поэтому используют страдательный залог, например, «над человеком смеялись», «о книге говорили» и безличные глаголы вроде «заходит», «начинает». Также стараются избегать контакта глаз.

Жителям восточных стран (реактивный тип культуры) свойственна ритуальность в проведении беседы. В частности, в Японии, где обязательным является обмен некими традиционными формальностями, существует почти фиксированный промежуток времени, по истечении которого старший по переговорам объявляет о переходе к обсуждению дела. Сначала идет формальное приветствие, затем рассаживание по местам согласно протоколу, после чего в течении 15–20 минут идет светская беседа за чашечкой зеленого чая.

Подводя итоги, можно сказать, что при встрече с представителями реактивных культур следует [1]:

− внимательно слушать, не перебивая, таким образом можно установить контакт;

− стремиться понять подтекст, намерения собеседника;

− некоторое время хранить молчание;

− задавать уточняющие вопросы, тем самым, показывая, в чем вы заинтересованы;

− конструктивно реагировать на сказанное;

− в эмоциях поддерживать определенную степень непроницаемости;

− уметь приспосабливаться к сильным сторонам и достижениям партнера.

Поняв специфику общения данных типов культур, можно правильно понять сущность и особенности делового общения в странах. Еще одним важным критерием классификации культур является способ сбора информации. Роль информации в наше время велико, от того, на сколько она точна и правильна, зависит эффективность принимаемого решения. На рис. 7–9 показаны некоторые источники информации, которые используют данные типы культур.

В моноактивных культурах сбор информации идет для того, чтобы пользоваться ей в дальнейшей деятельности. Народы, относящиеся к этому типу культуры, отличаются преимущественным использованием источников информации, представляющих объективные данные. К таким источникам относятся Интернет, формальные источники (газеты, журналы), официальные источники (телевидение, радио), разнообразная справочная литература, позволяющие получить достоверную, проверяемую информацию, исключающую искажение или возможность индивидуальной личностной трактовки отдельных фактов.

 

 

 

 

Рис. 7. Моноактивныке культуры [1]

 

Представители полиактивных культур предпочитают более неформальные источники. Они видят события и деловые перспективы «в контексте», так как уже обладают большим количеством сведений, полученных в ходе личных встреч и бесед с людьми. Народы, представляющие этот тип культуры, в значительной степени, полагаются на устные сведения, получаемые ими в ходе многочисленных интервью, переговоров, деловых бесед и др. В своей практической деятельности сотрудники компаний ориентируются в основном на неформальный диалог, стремясь использовать личные отношения для решения той или иной проблемы. Бизнесмены будут уже иметь определенное мнение о предстоящей сделке, так как обсудили ее с семьей, друзьями, коллегами, знакомыми. Как только между участниками делового общения устанавливается контакт, их личные встречи и заседания становятся излишними.

Вполне возможно, что если немец будет вести переговоры с португальцем, то последнего будут раздражать бесконечные таблицы и графики другой стороны. Потому что ему важна другая информация. Также в культурах, ориентированных на диалог, считается нормальным, если менеджер, при увольнении, уводит за собой и свою команду, и своих клиентов – это его наработанная система связей и отношений.

 


 

Рис. 8. Полиактивные культуры [1]

 

Представителиреактивных культур стремятся к использованию баз данных и печатной продукции, что сочетается с естественной склонностью жителей восточных стран внимательно слушать и вступать в дружелюбный диалог.

Некоторые нации (в частности, японцы и китайцы) готовы говорить очень долго, если это поможет достичь предельной гармонии. Другие народы (например, финны) являются более немногословными, однако и они тщательно учитывают в своем диалоге пожелания другой стороны. В качестве заключения хотелось бы сказать, что каждый способ сбора информации имеет свои плюсы и минусы. В бизнесе, при заключении сделок и принятии серьезных решений, а также для последующего планирования деятельности делового общения информация бесценна. В условиях стремительно развивающихся обществ, научно-техничес-кого прогресса и информационной революции принято, в основном, ориентироваться на формальные источники информации, а не делать выводы на основе только устных сведений, хотя печатная информация и базы данных быстро устаревают, а слухи иногда передают то, чего нельзя прочитать в прессе. Выбор в пользу того или иного, либо нескольких информационных каналов


осуществляется на основе сложившейся системы предпочтений, традиционно используемой представителями конкретных наций.

Рис. 9. Реактивные культуры [1]

 

Отношение ко времени

 

Еще одним важным критерием дифференциации культур является их отношение ко времени. Разные деловые культуры по-разному относятся ко времени и используют его. Традиционно считается, что есть два полюса – Восток и Запад. Время в восточных культурах «течет» медленнее, чем в западных. Но это лишь поверхностный взгляд на разницу восприятия времени. Представления о времени изменяются от региона к региону, от страны к стране. Например, на Тайване по-иному воспринимаю время, чем в Японии, а американец оценивает время совсем не так, как мексиканец. Разное отношение ко времени создает серьезные проблемы между народами, особенно в бизнесе. Чем сильнее различие между культурами, тем труднее выстраивать отношения. Поэтому, для современного менеджера очень важно понимать, как ваш партнер относится ко времени, чтобы избежать неприятных ситуаций, правильно организовать планирование и добиться эффективного сотрудничества.

Рассмотрим, как люди в монактивных, полиактивных и реактивных культурах относятся ко времени. Начнем с моноактивных культур. Для представителей данного типа культуры характерно линейное отношение ко времени. Это значит, что оно идет от прошлого через настоящее к будущему (рис. 10).


Рис. 10. Линейное время [1]

 

Поток времени идет в одном направлении, он не может идти обратно, поэтому, то, что было, уже не вернуть, человек должен жить настоящим и планировать будущее. В таком понимании время является ограниченным ресурсом, оно быстротечно, следовательно, каждая секунда на счету. Поэтому в культурах, воспринимающих время линейно, развивается стремление к его эффективному использованию. Менеджеры проявляют строгую линейность и последовательность в планировании и проведении своих дел, предпочитают заниматься одним делом, а не выполнять несколько задач параллельно. «…Один американский руководитель каждое утро раскладывал на столы сотрудникам memo – список дел, которые надо выполнить сегодня… У иностранцев запланировано все, что только возможно: на день, на неделю, на месяц. Не зря же на Западе так популярны компактные компьютеры, которые как раз и используются как планеры» [19]. На рис. 11 схематически изображено, как представители моноактивных культур планирует свое время.

 

 

Рис. 11. Планирование времени [1]

 

Для американцев, например, время – это деньги в полном смысле слова. Они создали так называемый «материальный эквивалент» времени. Американец уже знает, сколько стоит его рабочий день и выполняет определенные задачи в запланированной последовательности. Предположим, что дело А принесет ему $ 50 за 1 час., а дело В уже $ 100 за 2 часа. Получается, что за 8 часов работы он получит $ 400 (рис. 12). И если намеченное дело D и Е не удалось, значит американец потерял 2 часа или $ 100 (рис. 13).

 

Рис. 12. «Время-деньги!» [1]

Рис. 13. Потерянные деньги [1] Конкретная ситуация. «Американские бизнесмены из Калифорнии, известные производители сухофруктов, решили попробовать создать совместное предприятие в России. Они выставили ряд четких условий будущему российскому партнеру, чем он должен обладать для создания такого предприятия. Это были сады или возможность закупки фруктов, некоторая техника, возможность найма рабочих и еще несколько вопросов. Агент в России нашел, казалось бы, подходящего бизнесмена на юге России. На все вопросы он ответил утвердительно. Партнеры договорились о времени встречи (на 9 часов в офисе русского бизнесмена) и американцы вылетели в Россию. Американцы пришли, естественно, вовремя, но русский бизнесмен продержал их в своей приемной почти полтора часа. Его секретарь объяснила им, что он проводит срочное совещание. Когда же он, наконец, принял их, извинений они так и не услышали. Было лишь сетование на свою тяжелую жизнь, загруженность и т. п. Американцы были в недоумении, но русский бизнесмен все же предложил начать обсуждение будущего дела. При обсуждении он пытался уклониться от задаваемых вопросов, отвечал в общих чертах и не приводил никаких фактов, доказывающих, что обладает всеми условиями для ведения совместного бизнеса.После переговоров русский бизнесмен предложил обсудить дальнейшие вопросы на следующий день. Американцы же заявили, что подумают над его предложением и пришлют ему сообщение о своих дальнейших действиях. Но этого сообщения русский бизнесмен так и не получил» [24].Конфликт произошел из-за разного отношения ко времени. Русский бизнесмен не учел, что для американцев «время – это деньги». Им не нравится ждать в приемных и терять свое драгоценное время. Для них также важно не откладывать дела на завтра и полностью освещать планируемую сделку.В США существуют жесткие требования к проведению мероприятий – нельзя опаздывать, но и раньше приходить не рекомендуется (потому что и в том, и в другом случае вы отнимаете у них не только время, но и деньги). Например, при проведении конференций или встреч у них всегда четко определено время начала и время конца. Если вы пришли на собеседование к американцу и на это вам выделили 30 мин., то все это время нужно потратить с пользой. Сначала задавайте первостепенные вопросы, потом второстепенные. Желательно уложиться в отведенное время, но если беседа заинтересует вашего партнера, то он, скорее всего, спросит, есть ли у вас время продолжить разговор. Причем он не обидится, если вы ответите «нет». В этой стране принято уважать не только свое время, но и время партнера.

Такой же линии поведения придерживаются и другие представители моноактивного типа культуры. Немцы, швейцарцы, австралийцы, – все ведут учет времени, используют каждую секунду. Нельзя расслабляться, надо работать! Они считают, что последовательное выполнение задач в заранее запланированные сроки способствует хорошей продуктивности, и как следствие, большему доходу.

В отличие от моноактивных культур, представители полиактивных культур не привязаны к часам и календарю. Представители данного типа культуры (жители Южной Америки, Мексики, Италии, Испании и т. д.) демонстрируют личностное отношение к планированию и организации дел. Они не любят расписания и инструкции, отличаются нерациональным распределением времени.

Конкретная ситуация. «Один американский посол пришел на прием к президенту одной латиноамериканской страны. Сидел у двери его кабинета 10 минут, 20 минут. Потом спросил секретаря: знает ли президент, что его ждут? Конечно, не волнуйтесь, скоро он вас примет – был успокаивающий ответ. После 40 минут посол нагрубил секретарю, развернулся и ушел. В свою очередь президент был искренне удивлен – он ведь был занят государственными делами и вовсе не предполагал кого-то обидеть, тем более посла такой страны, как США» [25]. Американца такая логика рассуждений не устраивает, так как претит его чувству порядка. Когда его заставляют столько ждать, он воспринимает это как оскорбление.

Для полиактивных культур время является некоей субъективной величиной, которой можно распоряжаться в соответствии с собственными планами и намерениями. При этом представители данного типа культуры считают, что чем больше дел они выполняют в одно и то же время, тем лучше. В процессе распределения своих дел они, прежде всего, принимают во внимание относительную значимость каждой встречи. Время должно измеряться не только ценностью (в денежном выражении), но и интересом и важностью запланированного мероприятия. Большое значение имеет личностный фактор – степень близости, дружбы с человеком («если мы с тобой друзья, то ты не обидишься, если я опоздаю на полчасика или сдвину сроки выполнения нашей сделки»). Часто на этой почве между представителями разных типов культур возникают конфликты.

Предположим, что испанец заключает сделку с немцем. Они заключают договор о поставке товара 9 июня. На рис. 14 показано, как к этому теоретически должны отнестись партнеры. Немец уверен, что они полностью сходятся во взглядах с испанцем. Но, когда наступает 9 июня, оказывается, что испанец не готов поставить товар. Почему так происходит?

 

 

глазами немца глазами испанца

 

 

Рис. 14. Теоретический взгляд на выполнение договора [1]

 

На самом деле испанец видит ситуацию иначе. Для него большое значение имеют межличностные отношения. Он считает, что, так как они с немцем друзья и достаточно давно знакомы, то можно и подождать со сроками поставки, сдвинуть даты. Пунктуальный немец этого не поймет (рис. 15).

 

 

 


глазами немца глазами испанца

 

 

Рис. 15. Практический взгляд на выполнение договора [1]

 

Таким образом, при назначении деловых встреч с представителями полиактивных культур, можно не придерживаться назначенного времени. Надо учитывать, что они привыкли формировать время «под себя», в зависимости от обстоятельств.

Но если, не смотря на все разногласия, представители моноактивных и полиактивных культур распоряжаются своим временем, то представители некоторых восточных культур адаптируются к нему. Время воспринимается как вращающееся по кругу с определенной цикличностью. За одним днем следует следующий, времена года постоянно сменяют друг друга, люди стареют и умирают, но рождаются дети, которые повторяют все с начала. Деловые контакты осуществляется путем планирования своей деятельности в соответствии с принципом циклического развития времени. Зачем спешить с заключением сделки или подписанием контракта? Завтра будет новый день, времени достаточно, чтобы все успеть. Время не линейно, оно циклично, постоянно вращается по кругу и возвращается с теми же возможностями, проблемами и рисками, однако человек при этом становится мудрее. Представители данного типа культуры считают, что второй шанс есть всегда.

Жители Востока привыкли тщательно обдумывать решения, не торопясь. На рис. 16 показано восточное представление о ходе событий. Здесь люди привыкли постепенно, понемногу делать свои дела. Они не будут решать проблемы одну за другой (как это принято в западной модели линейного времени), они долгое время будут их обдумывать. Через какой-то период времени окажется, что определенные дела уже сделаны (A, D и F), но появляются новые задачи, поэтому старые (B, C и E) можно спокойно исключить из списка. И в итоге, после тщательного рассмотрения, может оказаться, что задача G – наиболее значима, хотя раньше и вовсе не учитывалась.

 

 

Рис. 16. Циклическое время [1]

 

Общаясь с представителями реактивных культур, надо научиться реагировать на ситуацию, подстраиваться под их поведение. Китайцы, например, избегают поспешных решений, но обладают острым чувством ценности времени. Они очень пунктуальны. В Китае считается уважительным прийти на встречу на 15 минут раньше и решить все проблемы до намеченного срока. Но, с другой стороны, китайцы ждут, что партнеры не пожалеют времени на укрепление личных отношений и на более тщательное рассмотрение деталей сделки. Поэтому переговоры могут затянуться на месяцы, а то и на годы.

В Японии любая процедура или процесс имеют свои этапы, начало и конец которых четко определены. Японцы любят делить время на части. На свадьбе, похоронах или школьном собрании люди действуют согласно установленному строгому расписанию. Отличие японцев в том, что они распределяют время согласно уместности, правилами вежливости и традициями в обществе. Для них важны символы, красота обряда, обычаи. Например, двухминутный обмен визитными карточками при первой встрече, чайная церемония, любование цветением сакуры, церемония распития саке или совместный пикник.

Различные подходы к объяснению и восприятию времени часто приводят к недопониманию, конфликтам, проблемам в общении. Время является главным организатором человеческой деятельности. Очевидно, что для эффективного сотрудничества необходимо научиться понимать, как оценивает время ваш партнер по бизнесу. Необходимо обращать внимание на темп жизни и ритм деятельности, принятые в той или иной культуре. Показателем того, как обходятся со временем в разных культурах, служит отношение людей к пунктуальности и к планированию времени.

Подводя итог, можно сказать, что поведение человека во многом зависит от того, к какой культуре он принадлежит. Например, немцы и норвежцы склонны тщательно планировать свою деятельность, четко оговаривать дату следующих переговоров. Итальянцы с меньшим вниманием относятся к планированию рабочего времени. Испанцы легко нарушают расписания и ведут дела в зависимости от сиюминутных предпочтений. Японец будет внимательно слушать собеседника, при этом не будет торопиться с ответом.

В табл. 4 представлены наиболее общие характеристики моноактивных, полиактивных и реактивных культур [1]. Отметим, что, для успешного взаимодействия с иностранцем, важно не просто знать, но и понимать причины его поведения, поэтому следует внимательно изучать историю и культуры страны партнера.

 

Таблица 4

 

МОНОАКТИВНЫЕ ПОЛИАКТИВНЫЕ РЕАКТИВНЫЕ
     
Интроверт Экстраверт Интроверт
Терпеливый Нетерпеливый Терпеливый
Ровный Словоохотливый Молчаливый
Занят своими делами Любопытный Почтительный
Любит уединение Общительный Хороший слушатель
Систематически планирует будущее Планирует только в общих чертах Сверяет с общими принципами
В данное время делает только одно дело Делает одновременно несколько дел Реагирует по ситуации
Работает в фиксированное время Работает в любое время Гибкий график
Пунктуальный Непунктуальный Пунктуальный
Подчиняется графикам и расписаниям График непредсказуем Подстраивается под график партнера
Разбивает проекты на этапы Дает проектам "накладываться" друг на друга Рассматривает картину в целом

 

Строго придерживается плана Меняет планы Вносит легкие коррективы
Строго придерживается фактов Подгоняет факты Утверждения носят характер обещаний
Черпает информацию из статистики, справочников, баз данных Получает информацию из первых рук (устно) Пользуется и тем и другим
Ориентирован на работу Ориентирован на людей Ориентирован на людей
Бесстрастен Эмоционален Ненавязчиво заботлив
 
Продолжение табл. 4
Работает внутри отдела Занимается делами всех отделов Занимается всеми вопросами
Следует установленной процедуре Использует связи Непроницаемый, невозмутимый
Неохотно принимает покровительство Ищет протекцию Бережет репутацию другого
Поручает компетентным коллегам Поручает родственникам Поручает надежным людям
Завершает цепь действий Завершает межличностное взаимодействие Реагирует на действия партнера
Любит твердо установленную повестку дня Связывает все со всем Внимателен к происходящему
Говорит коротко по телефону Разговаривает часами Умело обобщает
Делает записи на память Делает пометки редко Планирует медленно
Уважает официальность Выискивает ключевую фигуру Сверхчестный
Не любит терять лицо Всегда готов извиниться Не может потерять лицо
В споре опирается на логику В споре эмоционален Избегает конфронтации
Сдержанная жестикуляция и мимика Несдерживаемая жестикуляция и мимика Едва уловимая жестикуляция и мимика
Редко перебивает Часто перебивает Не перебивает
Разграничивает социальное и профессиональное Смешивает социальное и профессиональное Соединяет социальное и профессиональное

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.