О царских чиновных людех: о боярех и околничих и думных и — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

О царских чиновных людех: о боярех и околничих и думных и

2018-01-07 191
О царских чиновных людех: о боярех и околничих и думных и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ближних людех, о столниках, о стряпчих, о дворянех, о полковниках

И головах стрелецких, о диаках, о жилцех и о всяких служилых и

Дворовых людех.

1. Прежние болшие роды, князей и бояр, многие без остатку

миновалися. Ныне ж по тех родах роды, которые бывают в боярех, а

в околничих не бывают: князей Черкаских, князей Воротынских,

князей Трубетцких, князей Голицыных, князей Хованских, Морозовых,

Шереметевых, князей Одоевских, князей Пронских, Шеиных,

Салтыковых, князей Репниных, князей Прозоровских, князей

Буйносовых, князей Хилковых, князей Урусовых.

2. Роды ж менши тех, которые бывают в околничих и в боярех:

князей Куракиных, князей Долгоруковых, Бутурлиных, князей

Ромодановских, князей Пожарских, князей Волконских, князей

Лобановых, Стрешневых, князей Борятинских, Милославских, Сукиных,

Пушкиных, Измайловых, Плещеевых, Лвовых.

3. Роды ж, которые бывают в думных дворянех и в околничих,

ис честных родов и из середних, и из дворян; и те роды болши тое

чести не доходят. Есть потом и иные многие добрые и высокие роды,

толко еще в честь не пришли, за причиною и за недослужением.

4. Думные дьяки. Три или четыре, а болши четырех не бывает;

и в тех думных дьяках бывают из дворян, и из гостей, и ис

подьячих; и ис тех думных дьяков посолской дьяк, хотя породою

бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех; а честию и

высочеством те думные дьяки будут таковы, как в Полше

референдариусы.

5. Спалники, - которые сидят у царя в комнате, посуточно, по

переменам, человека по четыре; и многие из них женатые люди, и

бывают в том чину многие годы, и с царя одеяние принимают и

розувают; а бывают в тех спалниках изо всех боярских и околничих

и думных людей дети, которым царь укажет, а иные в такой чин

добиваются и не могут до того притти; и быв в спалниках, бывают 20

пожалованы болших бояр дети в бояре, а иных менших родов дети в

околничие, кого чем царь пожалует, по своему разсмотрению, и

называют их комнатной боярин или околничей, а в посолственных

писмах пишут ближними бояры и околничими, потому что от близости

пожалованы. А жалует царь в бояре и во околничие и в думные люди,

хотя которого и на Москве не бывает, в Новое лето, сентября в 1

день, на Светлое Христово Воскресение, на день рождения

празнества его, из околничих боярином, или из столников и из

спалников боярином или околничим, или думным человеком. И как

царю лучится сидети с теми бояры и думными людми в думе о

иноземских и о своих государственных делех, и в то время бояре и

околничие и думные дворяне садятца по чином, от царя поодаль, на

лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем кто

выше и преж в чину, околничие под боярами против того ж; под

околничими думные дворяне потомуж по породе своей, а не по

службе, а думные дьяки стоят, а иным времянем царь велит им

сидеть; и о чем лучитца мыслити, мыслят с царем, яко обычай и

инде в государствах. А лучитца царю мысль свою о чем объявити, и

он им объявя приказывает, чтоб они бояре и думные люди помысля к

тому делу дали способ: и кто ис тех бояр поболши и разумнее, или

кто и из менших, и они мысль свою к способу объявливают; а иные

бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь

жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и

многие из них грамоте не ученые и не студерованые, однако сыщется

и окроме их кому быти на ответы разумному из болших и из менших

статей бояр. А на чом которое дело быти приговорят, приказывает

царь и бояре думным дьяком пометить, и тот приговор записать. А

лучится писати о чем грамоты во окрестные государства, и те

грамоты прикажут готовить посолскому думному дьяку, а думной дьяк

приказывает подьячему, а сам не готовит, толко чернит и

прибавливает что надобно и не надобно. А как изготовят, и тех

грамот слушают наперед бояре, и потом они ж бояре слушают

въдругорядь с царем все вметсте; такъже и иные дела написав

взнесут слушать всем же бояром, и слушав бояре учнут слушать

въдругорядь с царем же. А на всяких делах закрепляют и помечают

думные дьяки, а царь и бояре ни х каким делам, кроме того что

послы прикладывают руки к договорным записям, руки своей не

прикладывают, для того устроены они думные дьяки; а к меншим ко

всяким делам прикладывают руки простые дьяки, и приписывают

подьячие свои имена.

А как царю лучится о чем мыслити тайно, и в той думе бывают

те бояре и околничие ближние, которые пожалованы из спалников,

или которым приказано бывает приходити; а иные бояре, и

околничие, и думные люди, в тое полату в думу и ни для каких

нибуди дел не ходят, разве царь укажет.

6. Столники, - боярские ж, и околничих, и думных людей и

Московских дворян, и иных чинов людей дети. Служба их такова: как 21

у царя бывают иных государств послы, или власти и бояре, на

обедех, и они в то время пред царя и пред властей, и послов и

бояр, носят есть и пить; а ставят на столь еству по одному блюду

всякой ествы, пред царя крайчей, а к иным столам приставлены

бывают ставить околничие, а с-ыными ествами блюда держат столники

на руках, а на стол всех еств вдруг не ставят. И будет тех

столников числом блиско пяти сот человек. И посылают их в

посолства в послех самих и с послами в товарыщах, и по

воеводствам, и для сыскных дел, и бояр спрашивать о здоровье как

они бывают по службам; а иные на Москве сидят в Приказех у дел, и

у послов в приставех.

7. Стряпчие; чин их таков: как царю бывает выход в церковь,

или в поход на потехи, или в полату в думу и для обедов, и в то

время несут перед ним скифетр, а в церкве держат шапку и платок,

а в походех возят панцырь, саблю, саадак. И посылают их во всякие

ж посылки, кроме воеводств и посолств, чтоб сами были послы. А

будет тех стряпчих с восмь сот человек. А на Москве они стряпчие

и столники живут, для цapских услуг, по полугоду, по полам; а

другая половина, кто хочет, отъезжают в деревни свои, до сроку.

8. Дворяне Московские; и тех дворян посылают для всяких дел,

и по воеводствам, и по посолствам в послех, и для сыскных дел, и

на Москве в Приказех у дел, и к служилым людем в началные люди, в

полковники и в головы стрелецкие.

9. Дьяки; и те дьяки во дьяцы бывают пожалованы из дворян

Московских и из городовых, и из гостей, и ис подьячих. А на

Москве и в городех в приказех, з бояры и околничими и думными и

ближними людми, и в посолствах с послами, бывают они в товарыщах;

и сидят вместе, и делают всякие дела, и суды судят, и во всякие

посылки посылаются.

10. Жилцы; чин их таков: для походу и для всякого дела, спят

на царском дворе, человек по 40 и болши, и посылают их во всякие

посылки; а дети они дворянские ж, и дьячьи, и подьяческие. И ис

того чину бывают в стряпчих, и в столниках, и в думных людех, да

они ж бывают в началных людех у конницы и у пехоты, и в рейтарех,

и в салдатех. А будет их числом с 2000 человек. Да и всем

боярским, и околничих, и думных людей детем, первая служба бывает

при царском дворе такова ж, толко по породе своей одни з другими

неровны.

11. Дворяне городовые и дети боярские; бывают посыланы во

всякие ж посылки, и по воеводствам, и в началные люди к рейтаром

и к салдатом, и в какие чины годятца, и за службы бывают

пожалованы многою честию. И тех детей боярских прозвание таково:

как в прошлых давных летех у Московского государства бывала война 22

со окрестными государствы, и в то время ратные люди збираны со

всего Московского государства изо всяких чинов людей, и по покою

роспущены по домом, а иные многою своею службою и полоном

свободились от рабства и от крестьянства, и у кого были поместья

и вотчины и ныне по прежнему за ними; а у которых людей поместей

и вотчин не было, и им за службы и за полонное терпение поместья

и вотчины даваны, жилые и пустые, малые, и служити им было с тех

даных поместей и вотчин против прямых дворян не с чего; такъже у

которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти их те их

поместья и вотчины розделены были детем их и от них дети потомуж

розмножились, а дать им было из старых их отцовских поместей и

вотчин и вновь не ис чего, потомуж и царских служеб не служивали

- и их написали в дети боярские что беспоместны и малопоместны.

Есть по тех и иные чины, которые служат при царском дворе; а

написаны они ниже сего в розных местех.

12. Да в царском ж чину царевичи Сибирские, Касимовские,

крещены в християнскую веру. Честию они бояр выше; а в думе ни в

какой не бывают и не сидят, потому что государства их и они сами

учинилися в подданстве после воинского времени, невдавне, да и не

обычай тому есть; такъже и опасение имеют от них всякое. А служба

их такова: как на празники идет царь кь церкве, и они его ведут

под руки, да на всякой день бывают пред царем на поклонении. И

даны им поместья и вотчины немалые, такъже поженились на боярских

дочерех, и имали их за себя с великими пожитками и с поместьями и

с вотчинами; а за которым поместья мало, и ему в прибавку идет

царской корм денежной, помесечно. А как Грузинской царевич с

материю своею был на Москве, или и вперед будет, и ему честь была

такова, что природному сыну царскому; такъже платье ему самому, и

матере, и людем их, и всякие наряды и домовые заводы и корм и

питье, было все царское, доволное: и ежели вперед будет, и за

него может быть что царь выдаст дочь, или сестру свою царевну,

понеже он не полоненый есть, но единые с ним веры, а землею его

царь не владеет, толко по его послушенству Грузинским пишется в

титле к християнским потентатом, а к бусурманским не пишетца. И

тех царевичей, такъже и первой и другой статьи князей и бояр и

околничих роды старые, царевичи по царствам своим, а князи по

княжествам своим, а бояре по боярству своему, которые преж сего

бывали в боярех у великих князей Росийских, и по тех царевичах и

князех, и дети их, и внучата, и правнучата, называютца царевичи ж

и князи, без пременения. Так же и дворяне Московские и городовые,

и дети боярские, многие есть старые, издавна тех родов, которые

преж сего были во дворянех же при великих князех. А вновь

Московский царь из бояр, и из ближних, и из иных чинов людей, 23

князем учинити не может никого, кроме боярств и иных чинов,

потому что не обычай тому есть и не повелось; такъже и графов и

волных господ чином таковых никого не бывает, и из Московских

чинов людей против тех дву чинов приверстати не мочно, потому как

бы дано было кому волное господство, и о том бы розмышляли, что

то было б самому царю в стыд, будто бы тот человек тем имянем от

него уволнился и неподданен. А кому царь похочет вновь дати

боярство, и околничество, и думное дворянство из столников и из

дворян, или дворянина из дворовых всяких чинов и из волных людей,

и таким дает честь и службу, по своему разсмотрению, кто в какой

чин и честь годен. А грамот и гербов на дворянства их и на

боярства никому не дает, потому что гербов никакому человеку

изложити не могут, - да нетокмо кому боярину, или иному человеку,

не даются гербы, но и сам царь гербом своим Московским печатаетца

на грамотах в християнские государства не истинным своим прямым,

а печатается своим истинным гербом к Крымскому хану да х

Калмыкам; такъже и у старых родов князей и бояр, и у новых,

истинных своих печатей нет, - да нетокмо у князей и бояр и иных

чинов, но и у всякого чину людей Московского государства гербов

не бывает; а когда лучитца кому к каким писмам, или послом к

посолским делам прикладывать печати, и они прикладывают у кого

какая печать прилучилась, а не породная; да и потому мочно

признать: как бывают Московские послы в посолствах и на съездех,

и к писмам и х крепостям печати свои прикладывают, а лучитца тем

же послом, или родственником их, быти въдругорядь в посолстве и к

писмам печати свои прикладывать, и у тех новых писем с старыми

писмами многие печати рознятца. А ис посадцких людей, и из

поповых, и из крестьянских детей, и из боярских людей, дворянство

не даетца никому; а кто посатцкой человек, или крестьянин, или

кто нибудь, отпустит сына своего на службу в салдаты и в рейтары,

или в Приказе подьячим и иным царским человеком, а те их дети от

малые чести дослужатся повыше, и за службу достанут себе поместья

и вотчины, и от того пойдет дворянской род; а грамот и гербов им

не даетца ж; а даютца высоким и меншим родом, и дворяном, грамоты

на вотчины их и на поместья, и в тех грамотах имянуют их кто

каков чином и честью.

13. Постелничей; и того постелничего чин таков: ведает его

царскую постелю, и спит с ним в одном покою вместе, когда с

царицею не опочивает; такъже у того постелничого для скорых и

тайных его царских дел печать. А честью тот постелничей противо

околничего.

14. О приезде их боярском к царю. Бояре, и околничие, и

думные и ближние люди, приезжают к царю челом ударить с утра

рано, на всякой день; и приехав в церкве, или в полате, увидев

царя кланяются перед ним в землю; а которого дни они бояре в

приезде своем запоздают, или по них посылает, а они будут к нему 24

не вскоре, или что малое учинят не по ево мысли, и он на них

гневаетца словами, или велит ис полаты выслать вон, или посылает

в тюрму - и они за свои вины потомуж кланяютца в землю, многажды,

доколе простит; а как они и на приезде кланяются, а он в то время

стоит или сидит в шапке, и против их боярского поклонения шапки с

себя не снимает никогда. А когда лучитца ему сидети в покоях

своих и слушает дел, или слова розговорные говорит, и бояре стоят

перед ним все - а пристанут стоя, и они выходят отдыхать сидеть

на двор; такъже и после обеда приезжают к нему, в вечерни, по вся

дни. А приезжаючи они бояре к царскому двору на лошадях верхами,

или в коретах и в санях, и с лошадей слазят, или ис корет и из

саней выходят, не доезжая двора, и не блиско крылца; а к самому

крылцу или на двор его царской, не ездят никогда, и лошадей их

боярских через двор не пускают, а обводят кругом двора (а ездят

бояре в коретах старые, которые на лошадях сидеть не могут). А

которой бы боярин, или кто нибудь, учинил через силу чтоб на

царской двор ехал на лошади, хотя без самого царя, а ему б о том

ведомо учинилось, и его б скоро за то велел послать в тюрму, до

указу своего, и честь ево отнята б была; а ежели б человек его

боярской, без ведома его, провел через двор лошадь, и тому б

человеку учинено было наказание кнутом. Да не токмо бояром ездить

неволно и лошади их водити заказано, но и всякого чину людей,

кроме стрелцов, с ружьем и в япанчах, и торговых людей с товары,

и крестьян и простых людей, через царской двор не пускают же,

такъже и иноземцов разных вер на двор и через двор не пускают же;

а кому до кого будет какое дело до бояр и думных людей, и они

ожидают у царского двора; такъже и в походех его царских и в

селех через дворы потомуж не пущают. А которой бы человек, кроме

вахты, на Москве и в селех, пошел через царской двор с ружьем, с

саблею, или с пистолми, тайным обычаем, с простоты, а не с

умыслом злым, и такова б человека увидев, или б кто на него

указал, поимав пытали б, для чего он через царской двор шел с

ружьем, не на царя ли, или на его дом, или на бояр и на думных и

на блнжних людей, и не по научению ль чьему от кого от бояр и

думных и ближних людей, или от посадцких и от гулящих людей и от

крестьян: и будет тот человек с пытки скажет, что он шел через

царской двор с ружьем умыслом своим, а ни по чьему научению, хотя

его, царя, и домовых его кого, или из бояр и из думных и из

ближних людей, за какое нибуди дело погубити, и такого вора,

пытав накрепко трижды, въпрямь ли он шел своим умыслом, а не по

научению, казнят смертию, безо всякие пощады, кто б ни был. А

будет скажет, что он шел умыслом по научению бояр и думных людей,

или каких иных людей, и по его скаске, на кого он скажет, тех

людей всех велят похватати и пытати, для чего они такого человека

на царское здоровье научали, не по научению ль которого иного 25

потентата, чтоб учинитись у него в подданстве, или сами хотя

государством завладети, или на бояр и думных людей, для того чтоб

в государстве учинити смута для грабежу домов и животов; и будет

те люди по первым речам в тех делах винятся, и их потомуж казнят

всех без милосердия; а будет не повинятся, и того кто на них

сказывал учнут пытати въдругорядь, и будет скажет с пытки, что

впрямь по их научению ходил, и тех людей пытают въдругорядь, и

будет не повинятся, и того человека учнут пытати в третьие; и

будет скажет прежние ж свои речи, и тех всех потомуж учнут пытать

в третьие, и пытав трижды, хотя кто из них изо всех не повинится,

и их всех посадят в тюрму, доколе по них поруки будут, что им

вперед злого не мыслити и зa воровством не ходити; а будет порук

не будет, и они сидев в тюрме лет 15, или сколко доведетца, велят

их уволнить и сослать в сылку в далные городы, в Сибирь, или на

Терек, на вечное житье. А будет тот человек солжет, с первые

пытки скажет на них напрасно, по недружбе, а они все будут пытаны

и не винились, а после того тот же человек з другие пытки или с

третей, скажет, что он тех людей поклепал напрасно, и такова еще

учнут пытати накрепко, с первой пытки на них сказывал, а после

зговаривает не по научению ль чьему: и будет скажет, что его

научили те ж люди, на которых он говорил, и тех всех и кто научал

сыскав потомуж пытают, и будет винятся казнят всех; а будет с тех

пыток учнет говорить, что впрямь на них солгал напрасно, по

недружбе, и такова одного казнят смертию, а по тех по всех

соберут поруки и высвободят; а по ком порук не будет, потомуж в

тюрму посадят, до указу.

15. Столники менших родов, и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и

жилцы, и иноземцы, и подьячие, приезжают в город и с лошадей

слазят далеко царского двора, на площади.

16. А приезжаючи бояре, и думные и ближние люди, ходят к

царю в Верх в переднюю полату, и ожидают царского выходу ис

покою; а ближние бояре уждав время ходят в комнату; а столники, и

стряпчие, и дворяне, и полковники и головы, и дьяки, и иные

служилые чины, к царю в Верх не ходят, бывают на крылце на

середнем перед полатами непокоевыми; а иным чином и до тех мест

ходити не велено, где бывают столники и иные нарочитые люди.

17. А куда лучитца царю итти в поход, и бояре, и околничие,

и думные люди, и спалники, бывают с ним вместе, кого похочет с

собою взять; а иным велит остатца на Москве, для приказных дел. А

пойдучи в поход на войну, или по монастырем молитися, или для

гулянья в далние и в ближние места, двор свой царской и Москву

для оберегания, приказывает одному человеку боярину, а с ним

товарыщам околничим двум человеком, да думным дворяном двум же

человеком, и думным дьяком: и лучатся какие дела ис полков или из

городов, и они те дела кроме тайных, смотря посылают к царю в

поход, а по иным делам указ чинят не писав к царю, по которым 26

мочно. Да с царем же бывают в походех столники, стряпчие,

дворяне, дьяки, жилцы и иных чинов люди, которым велено бывает;

да стремянной приказ 1000 человек стрелцов, на царских лошадях.

18. Такъже как пойдет царь куды в поход, на неделю и болши,

или будучи и на Москве, а бояром и думным и ближним людем и

полковником и дьяком для гулянья, или для какова дела,

понадобится ехать в деревни свои, дни на два, или на неделю и на

месяц: и они бьют челом царю о том, и царь их отпущает с сроком,

а без отпуску из бояр, и из думных и из ближних людей, и ис

полковников, и из дьяков, с Москвы сьехать не смеет никто, ни на

один день; да как они бывают отпущены на срок, и преж сроку для

какого дела царю будут надобны, и по них посылают грамоты с людми

их, которые останутца на Москве, или нарочно [с] стряпчими и з

жилцами и с подьячими, велят быть тотчас. Да не токмо для гулянья

своего отпрошиваютца, но когда прилучитца им которого дни друг у

друга быти в гостях, на свадбе, или на крестинах, или на

имянинах, и они отпрашиваются по такому ж обычаю.

19. А как придет празновати день рождения которого боярина,

или думного и ближнего человека, или их детей, и они в тот день

ездат к царю челом ударить, и царь их спрашивает о здоровье и

поздравляет, а после того подносят царю имянинные калачи, и царь

у них те калачи велит принимати; и потом пойдут к царице, и

царица против того ж поздравляет, и калачи велит принимать; и

потом ходят к царевичам и к царевнам, и от них потомуж бывает им

поздравление и калачи принимают; а у царевен у самих не бывают,

кроме свойственных бояр; и потом меж себя тот день друг у друга

пируют. А царь, и царица, и царевичи, и царевны, у них на обедех

и в домех их не бывают, ни у кого; и не токмо на обедех и на

веселиях их, и на погребениях не бывают же никогда.

20. О царицыных чинов людех и о бояронях. В чину ее бывают и

живут в Верху боярские, и околничих, и всяких чинов людей жены

вдовы и дочери вдовы ж, и девицы, и мужни жены. 1. Боярыни:

казначея, крайчая, постелница, судья. 2. Столники; и в те

столники берут боярских и околничих и ближних людей детей, лет по

10 ростом; а как они будут лет пятинатцати, или семинатцати, и

они в том чину не бывают, а бывают в царской чин взяты, в

столники ж, или в спалники; а бывает их в столниках человек с 20.

3. Мастерицы: швеи, мужни жены и вдовы и девицы, честных и

середних чинов дворовых людей, которые делают и шьют золотом и

серебром и шолками, с каменьем и з жемчюгом. 4. Постелницы, 27

которые постели постилают под царицу и под бояронь; а жены в том

чину дворовых же всяких чинов людей; и те постелницы и мастерицы

спят у царицы в Верху, посуточно, по переменам. 5. Мовницы,

которые платье моют, жены дворовых же людей; а когда прилучится

им мыть платье, и то платье зимою и летом возят на реку в санях,

в сундуке, замкнув и запечатав, покрыв красным сукном; а за тем

платьем идет боярыня, для бережения. 6. Дети боярские; и тех

детей боярских служба такова: посылают боярыни во всякие посылки,

и ездят с царицею в поход, и спят у царицы в Верху, для сторожи и

оберегания в ниских местех, посуточно, по переменам. 7. А когда

царице лучитца куды ехать, и в то время с нею в коретах, или в

колымагах и в каптанах, и с царевичами меншими и с царевнами,

сидят боярыни; а кореты, или каптаны, бывают закрыты камкою

Персицкою, как едут Москвою, или селами и деревнями; а мастерицы,

и постелницы, и мовницы ездят верхами на иноходцах, а сидят на

лошадях не против того, как в-ыных государствах ездят женской

пол, таким же обычаем, как и мужской пол: а будет тех мастериц, и

постелниц, и мовниц со 100 человек, кроме девиц мастериц и

которые живут в Верху; а всех будет их блиско 300 человек. 8.

Таким же обычаем у царевен болших и у менших, боярыни и иные чины

против того ж, что у царицы, кроме столников, а столничают у

царевен девицы. 9. А когда лучитца царице кушать в покоях его

царских, с ним вместе, а которому боярину, или околничему, или

думному человеку, лучитца притти с каким делом на доклад, и они

сами входити без указу не смеют, разве велят, или ожидают того

как откушает; такъже как царь кушает у царицы, и в то время бояре

и ближние люди бывают немногие, человека два и в силах три; а

столничают в то время у царицы царицыны столники. 10. А лучитца

дарю кого послати к царице и к царевичам спросить о здоровье, или

для какого иного дела, и они пришед обсылаютца через бояронь, а

сами не ходят без обсылки; такъже как и царица посылает кого к

царю из бояронь, и они потомуж обсылаютца. 11. Да в царском же

чину, и у царицы, и у болших царевичей, учинены истопники,

которые полаты и хоромы топят и метут, и у дверей для отворяния

стоят, человек со сто, люди честные и пожалованые поместьями и

вотчинами; и живут на Москве по полугоду, человек по 50. 12. О

боярских женах. Бояр и околничих и думных и блнжних людей жены,

вдовы и мужни жены, и дочери вдовы ж и девицы, когда лучитца по

них для чего нибудь послати царице, или царевнам или они и сами

для чего нибудь к царице и к царевнам ехати похотят, и они ездят

зимою в каптанах, а летом в колымагах. А приезжаючи к царицыну

двору, ис колымаг и ис каптан выходят у ворот, а на двор не

всьезжают, а приходя к царицыным, или к царевниным покоям,

посылают бояронь сказати о своем приезде царице, или царевнам: и

будет царице и царевнам время, и они им велят быть к себе, а

будет не время, и им отказывают; и они боярские и ближних людей

жены, или и дочери, не быв у них поедут к себе. А когда они 28

бывают у царицы или у царевен, и они пришед царице и царевнам

кланяются в землю, и царица, или царевны, спрашивают их о

здоровье и о чем они приедут бить челом; и подают челобитные, и

царица и царевны, или и царевичи, челобитья их выслушают и

челобитные принимают, и по их челобитью бьют челом, царица, или

царевны, или и царевичи, царю - и царь те дела, о которых будет

челобитье, по их прошению, делает; хотя б которой князь или

боярин или иных болших и менших чинов человек в какой беде ни

был, или б о чем ни бил челом, или б кто и к смерти был

приговорен, и, по их прошению, может царь все доброе учинити и

чинит; и таких дел множество бывает, что царица, и царевичи и

царевны, многих людей от напрасных и не от напрасных бед и

смертей свобождают, а иных в честь возвышают и в богатство

приводят. 13. А которого боярина, или околничего и думного и

ближнего человека, дочь девица или вдова, понадобитца царице, или

царевнам, для житья взяти к себе в дом, и им то волно, кроме

самых болших бояр дочерей. И иных девиц и вдов, небогатых людей

дочерей, царица и царевны от себя з двора выдают замуж, за

столников, за стряпчих и за дворян и за дьяков и жилцов, своим

государским наделением, такъже и вотчины дают многие, или на

вотчины денгами из царские казны, да их же отпущают по

воеводствам; и те люди воеводствами побогатеют. 14. А приезжаючи

бояр и ближних людей жены и дочери, и лучитца им у царицы или у

царевен обедать, и они обедают с-ыными бояронями вместе, которые

у них живут, за особым столом, а не с царицею и не с царевцами

вместе; а бояре и ближние люди у царицы и у царевен никогда не

обедают, и царица и царевны в дому их ни у кого не бывают и не

обедают же. 15. Такъже как бывает день празновати рождения жен их

боярских и дочерей, и они, боярыни и их дети, к царице и к

царевнам ездят потомуж с калачами сами, что и мужья их и отцы

ездят к царю; и те калачи подносят, и царица и царевны велят у

них принимати, и потом царица или царевны их поздравляют, а быв у

них, поедут к себе.

Глава 3, 29

А в ней 17 статей.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.207 с.