Методы исследований в дореволюционной (1917 г.) отечественной социологии (обзор). — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методы исследований в дореволюционной (1917 г.) отечественной социологии (обзор).

2018-01-03 341
Методы исследований в дореволюционной (1917 г.) отечественной социологии (обзор). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главным методом таких исследований является интроспекция, обязательно дополняемая внешним наблюдением. В то же время Ковалевский приветствовал социологические исследования, нацеленные на анализ отдельных факторов общественной жизни, справедливо полагая, что они дают ценный материал для последующих теоретико-аналитических обобщений. Чтобы соблюсти принцип синтетического (интегрированного) многофакторного анализа, нужно, как минимум, иметь то, что подлежит синтезу. Метод многофакторного анализа социальных явлений стимулировал развитие эмпирической социологии в России, признание и использование специальных социологических методик сбора и интерпретации социальной информации. Используя современную терминологию, можно сказать, что М.М. Ковалевский был основоположником концепции методологического плюрализма социологии (ее полипарадигмальности), которая ныне стала общепризнанной и о которой пойдет речь в следующей главе. Изначальные эмпирические опыты русских обществоведов, строго говоря, были не столько социологическими, сколько социальными, междисциплинарными. Преобладали исследования, имеющие социально-экономический и социально-психологический характер.Ковалевский уделял большое внимание исторической науке и широко использовал сравнительно-исторический метод. Смысл этого метода заключается в том, что социолог и историк, подобно биологу, придерживающемуся эволюционной теории, при рассмотрении ступеней в развитии общества, следующих одна за другой, а также при рассмотрении жизни различных народов, прибегает к сопоставлениям, устанавливая степени сходства и различия однотипных явлений, в результате чего в объективном ходе исторических событий выявляются общие и частные закономерности. Необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. Историко-сравнительный метод давал большие возможности познания самых различных аспектов социального развития не только в региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, ибо этот метод основывался на признании единства и целостности человеческой истории. Как считал М. Ковалевский, объектом наблюдения должны быть не отдельные исторические явления, а «эволюция форм общественной жизни всего человечества». Он исходил из того, что сравнение необходимо строить на предельно широком материале, брать общество в связи всех его сторон. Субъективный метод как научная доктрина проистекал из теоретической посылки о социально-активной функции личности в истории и на этой основе трансформировался в целостно учение о прогрессе как нравственном императиве истории. Лавров считал, что психика членов общественного организма, их сознание, теории, укореняющиеся в их мышлении, - всё это заставляет их действовать, и это составляет главную черту общества в его отличии от организма. Противоречия между личностью и обществом порождаются или отсутствием у личности чувства собственного достоинства и идеи справедливости, т.е. идеи равноправности всех людей на всестороннее развитие, или несправедливым, безнравственным устройством общества. В первом случае общество обязано развивать личность, во втором – личность нравственно обязана перестроить общество на принципах "общественной солидарности и справедливости". Михайловский спорил с идеями Спенсера, доказывая, что мы не можем относиться к событиям истории бесстрастно, поскольку отношения между людьми от отношений человека с природой тем, что целесообразны. Говорил, что воля личности составляет её неотъемлемое свойство и не может быть сведена к социологической необходимости. Михайловский выводил теорию из нравственного самосознания, хотя и не отрицал при этом огромного воздействия на неё социальной среды, "всей социально обстановки".

 

29.Научная парадигма (характеристика на выбор)

Парадигма – «совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований науки». Есть несколько определений парадигмы, но обычно все авторы ссылаются на работу Куна «Структура научных революций». Парадигма, по Куну, – «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975. – С. 11). Научное развитие – по Куну – состоит из четырех стадий: нормальное состояние, аномальное состояние, кризисы и революции. Считается, что с помощью парадигмы можно обосновать самостоятельный статус науки, провести ее границы. Парадигма – результат конвенциального взаимодействия ученых, ее признания научным сообществом в качестве предметной основной области науки. С. А. Кравченко, один из авторов коллективного учебного пособия по социологии. Он делит парадигмы на две группы: структурные и интерпретативные. В определении парадигм существенными и инвариантными остаются три признака: а) это основополагающие формулировки идей, взглядов, концептуальных разработок и принципов; б) это признанные частью научного сообщества исходные формулировки и принципы; в) они продуктивны для развития науки. Парадигма, объект познания и методология складываются в познавательную научную систему, внутри которой развиваются теории, концепции, т. е. систематизированное знание, описывающее или объясняющее объект познания.

Г. В. Осипов характеризует четыре основные социологических парадигмы, связанные с именами К. Маркса, М. Вебера (Германия), Э. Дюркгейма (Франция), Б. Скиннера (США). С творчеством Маркса связана парадигма «социально-исторического детерминизма» (социальная реальность как единство структурных, т. е. формационных, элементов и личностных, как субъектов социальных отношений). Парадигму «социальных дефиниций» Осипов относит к заслугам Макса Вебера. «Социальная реальность в этой парадигме выступает как совокупность дефиниций (значений, символов и т. д.), в форме которых действующие личности оценивают свое окружение; и эта реальность, сконструированная из различных символов и значений и т. д., в свою очередь, детерминирует их социальное действие». Стратегическим элементом данной социологической парадигмы автор видит способ установления социальных фактов. Объект изучения – интерсубъективность, обеспечивающая понимание социальной реальности и приводящая к результату – действию. Парадигма, вытекающая из творчества Э. Дюркгейма, – это парадигма «социальных фактов». Главные социальные факты сгруппированы как институты и структуры. Она отождествляет социальные структуры и социальные институты с понятием реальных вещей. В американской социологии сформировалась парадигма «социального поведения». Единственной социальной реальностью бихевиористы считали человеческое поведение (нужное, желаемое, запрещенное, допускаемое – с соответствующим стимулированием в виде поощрений и наказаний). «Основным парадигмам социологической науки соответствуют и определенные виды социологических теорий, – пишет Г. В. Осипов. – Парадигма «социальных фактов» интерпретируется с позиций теорий – структурно-функциональной, системной и конфликтной. Парадигма «социальных дефиниций» включает теории социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма «социального поведения» трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма (бихевиористской социологии) и теории социального обмена (exchange theory)»

 

30. Неопозитивизм в России (1870-1880)

Неопозитивизм в социологии –возник через 10-15 лет после появления контовского позитивизма. В России неопозитивизм появился примерно в 1890-1900-е годы, он был попыткой защитить позитивизм от нападок антипозитивистов и одновременно обновить позитивизм, осовременить его основные постулаты. Наиболее видные представители российского неопозитивизма – Е. В.де Роберти (главный теоретик неопозитивизма), К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин, А. И. Звоницка. Основные принципы неопозитивизма:

1. социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности – природной и социально-исторической (натурализм)

2. методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими, объективными, как методы естествознания (специентизм)

3. «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм)

4. Все научные понятия должны определяться операционально (операционализм)

5. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация)

6. Социология как наука должна быть освобождена от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм)

неопозитивисты ставили вопрос о взаимодействии общества и личности, о роли культуры в социализации человека. «Общество – это предварительная группировка индивидуализированных единиц, которые являются индивидуальными поскольку успели сгруппироваться. Индивидуальность образуется путем приобщения к коллективной мысли, к общему идеалу, но и коллективная мысль существует поскольку она воплощается в индивидуальности, в которых она принимала непосредственное участие». Утверждали: «Коллективное знание», «коллективная идеология», «собирательная природа опыта» – все это и в микрогруппах, и в макросоциальных группах закрепляется с помощью нравов, обычаев, норм права. По утверждению неопозитивистов, составная часть социологии – этика, политика, право, экономика. Социология будущего – это наука о нравах, пронизывающих всю общественную жизнь. Социология представляется им самостоятельной наукой, понимаемой как комплекс социологических наук. Социология изучает коллективную мысль и коллективное действие в различных формах. Всякая идея – это действие соборности, солидарности (коллективной мысли) и рациональности. Предмет социологии – отвлеченная идеология, т. е. коллективное сознание. Объекты неопозитивистской социологии Сорокина: социальная деятельность и поведение людей; социальные группы и структура общества в целом; происходящие в обществе социальные процессы.

 

31. Неопозитивистская социология. Творчество Е.де Роберти: .

Основное положение:

1. общественность – это продукт взаимодействия между биоиндивидами, которые затем социализируются обобществленным сознанием.

2. Общие и отвлеченные понятия, идеальное опережение вещей – это знание, как плод коллективного опыта и как нечто отличное от сознания, результата опыта биоиндивидуального.

3. Факты, как вещи, разлагаются на исходные элементы, необходимые социологу для поиска истины.

Неопозитивистами выдвигался тезис о необходимости самостоятельной науки социологии, способной познать коренные различия между биоиндивиуальным и общественным бытием, между чувственными представлениями индивида и концептами. Они подчеркивали между живой особью и социальной группой – огромное расстояние. Роберти поддерживает тезис неопозитивизма, что человек, как существо социальное, стремится включить себя в мир концептов, отвлеченных, идеальных понятий. Неопозитивисты различают биоособь и социализированную личность, каждая личность носитель коллективного опыта, который передается из поколения в поколение, передача происходит путем постоянной организации, называемой обществом и его учреждениями. Общество – предварительная группировка индивидуализированных единиц, которые являются индивидуальными постольку, поскольку успели сгруппироваться. Индивидуальность образуется путем приобщения к коллективной мысли, которая существует пока воплощается в те самые индивидуальности, в первоначальном образовании и последующих превращениях которых она принимала непосредственное участие. Предмет социологии – отвлеченная идеология, т. е. коллективное сознание. Объекты неопозитивистской социологии Сорокина: социальная деятельность и поведение людей; социальные группы и структура общества в целом; происходящие в обществе социальные процессы.

Практическая социология - прикладная дисциплина. Опирается на зако­ны, формулируемые теоретической социологией. Е.В. де Роберти (1843-1915) называл свое социопсихологическое учение неопозитивизмом, желая подчеркнуть его отличие от теорий европейского социологического позитивизма. Но с таким его самоопределением в полной мере согласиться нельзя.

32. Основные периоды развития российской социологии:

По критерию научности: классич тип (спенсерский, контовский) неклассический тип (веберовский), постмодерновый тип (феноменологическая, неомарксистская соц-ия)- это Давыдов.

Голосенко: 1) к 60х-нач 80х 19в – неакадемическая форма, 2) 1890-900 – стадия теоретико-методогической критики. 3) методологич. консолидацию фактов, интенсивное приращение знаний, институализация

1 этап 1860-1890 гг: (народники, субъективная школа, натур направление, псих направление, Ковалевский, Плеханов). Как и на Западе, социология в Рос возник в лоне позитив доктрины, под "духовном руководством" О. Конта. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году выходит две работы Лаврова ("Механическая теория мира", "Очерки теории личности"), написанные в позитив духе. В 1865 году почти одновременно появляются три статьи о Конте и его философии в "Современнике", "Русском слове", "Отечественных записках" (Лесевича, Писарева, Лаврова). В 1867 г. опублик книга "Огюст Конт и положительная философия" со статьями Льюиса и Дж. Милля. Рецензия Лаврова на эту книгу 1868 года во многом задала тон всей последующей рос позитив лит-ре. На рубеже 60-70 гг. появл первые собственно соц работы Лаврова и Михайловского. В качестве основоположников рос соц называют Лаврова, Е. В. де Роберти, Михайловского, Южакова, Лилиенфельда, Стронина. Предмет соц на этом этапе понимался в духе Конта: социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы. Сложился ряд школ и направлений соц иссл: натуралист соц (Данилевский, Стронин, Мечников), псих направ (Лавров, Михайловский, Кареев), школа М. М. Ковалевского. Заявил о себе эк материализм (Г.В. Плеханов).

2 этап 1890-1900 годы: (неокантианство, легальный марксизм, марксизм Ленина, христианская соц). Утвержд мнение, что соц есть одна из многих соц наук, имеющая собственный предмет исслед и своеобразные задачи. Ведущая школа - неокантианство (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий). Представители старых школ (Н.И Кареев, М.М. Кавалевский) во многом уточняют свои позиции. Утверждается эк материализм (или марксистская социология), причем в двух вариантах: марксизм (Плеханов, Ленин) и "легальный" марксизм (Струве, Бердяев, С.Н. Булгаков). Начало преподавания. Росс социологи активно участвуют в работе Междунар института соц.

3 этап 10-20 годы 20 века: этот период, когда соци четко определяет свой предмет и самое себя как общую теорию соц. Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (Сорокин, Тахтарев). Одновременно оформл своеобраз христианская соц в русле религ философии (Бердяев, С.Н. Булгаков), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета соц, но не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Нарастает процесс институционализации соц: в 1912 году открыта соц секция при истор фак-те Петербургского ун-та; 1916 - русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского; 1917 - вводится ученая степень по соц, образуются кафедры в Петроградском и Ярославском ун-тах; 1920- В Петроградском ун-те открывается первый в Рос факультет обществ наук с соц отделением во главе с Сорокиным.

4 этап 20-30 года 20 века: (марксистская социология, соц исследования). Бухарин, Бехтерев.

5 этап конец 50-х - конец 20 века: (второе рождение, развитие специальных соц теорий и иссле, продолжение институционализации)

33. Первые российские социологи:

Вплоть до XYIII века социальная мысль функционировала в религиозной оболочке и посредством религиозных формул пыталась решать социальные проблемы, в основном связанные с задачами политического самоопределения общества.XYIII век в российской истории, в котором закладываются основы социальной мысли России. В первой половине можно наблюдать весьма любопытную тенденцию обоснования с помощью просветительских идеалов идей естественного права: Ф.Прокопович (1681-1736 гг.), В.Татищев (1686-1750 гг.). Во второй половине XYIII века выделяется группа просветителей: Д.С.Аничков (1733-1788 гг.), Я.П.Козельский (172901794 гг.), С.Е.Десницкий (ок. 1740-1789), А.Н.Радищев (1749-1802 гг.), которые стремятся выделить структурные элементы общества, их роль в социальном процессе. В это время представляют интерес хозяйственная деятельность как ключевой фактор общественного прогресса (Десницкий), постановка проблемы общины, обоснование роли географичекого фактора в России (Радищев) и др.Особое место в становлении русского социального мышления занимает первая четверть XIX века, когда, по мнению Герцена А.И., начинается “великий ледокол” русской мысли и рождается подлинно национальное русское философское сосзнание в форме философии истории. Мыслители первой половины XIX века фактически закладывают программу социологического поиска, которая будет реализована во второй половине XIX века - начале ХХ века, тем самым определив европейский путь развития российской государственности.Д.С. Аничников (1733—1788), Я.П. Козельский (1728—1794), С.Е. Десницкий (ок. 1740—1789), А.Н. Радищев(1749—1802). Именно они впервые наиболее полно и критически рассмотрели петровские реформы, вычленили структурные элементы общества и показали их роль в социальном процессе. Следует отметить выдвинутую ими проблему общины (Аничков), которая впоследствии стала ведущей темой русской социальной мысли, рассмотрение революции как средства уничтожения самодержавия и крепостничества (Радищев), обращение внимания на роль труда в человеческой истории (Десницкий) и др. Они подвергли уничтожающей критике феодально-крепостной порядок. Благодаря им в России был поднят вопрос о судьбе крепостного крестьянства, именно они подтолкнули общество к установлению новых прогрессивных общественных порядков.Надеждин (1804—1856) являлся одним из основоположников теоретической социологии в России, им введена в социальную мысль России идея историзма. П.И. Пестелю (1793—1826) принадлежит идея революционного преобразования общества как способа его прогресса. Следует отметить и В.Н. Майков (1823—1847), который первым четко заговорил о социологии и познакомил Россию с идеями О. Конта. В. Н. Майков был одним из первых русских позитивистов, который еще в 1845 г., т.е. при жизни О. Конта, выступил с требованием создать отечественную социологию, противопоставляя ее влиятельной в России немецкой метафизике. Валериан Николаевич Майков (1823 -1847) был одним из первых русских позитивистов, который еще в 1845 г., т.е. при жизни О. Конта, выступил с требованием создать отечественную социологию, противопоставляя ее влиятельной в России немецкой метафизике. По словам В. П. Боткина, которому довелось посещать лекции О. Конта в Париже, Майков был оценен современниками именно как "выразитель новых идей" научного реализма. Он родился в Москве в семье известного художника Н. А Майкова и получил превосходное домашнее воспитание. Так русскую словесность ему (и его брату, будущему поэту Аполлону) преподавал И. А. Гончаров, близкий друг их дома. За годы учебы на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета Майков испытал сильное влияние со стороны двух профессоров: В. С. Порошина, читавшего курс истории политико-экономических теорий, и П. Д. Калмыкова, чей курс энциклопедии права был сильно насыщен добавками социальной философии. После окончания университета в 1842 г. он поступает на службу в департамент сельского хозяйства, работа в котором пробудила у него интерес к естественным наукам, в особенности к химии в ее приложении к агрономии. Но по болезни службу пришлось оставить. Майков отправляется в многомесячное путешествие по Западной Европе, лечится в Германии и Италии, надолго оседает в Париже, где знакомится с новейшей философией, с интересом изучает социальные науки и урывками пытается вновь заняться химией. Посещает курсы ряда профессоров в Колледж де Франс. Узнает о Конте и знакомится с его работами. По возвращении домой одно врем я Майков посещал кружок петрашевцев, но занимал там скромное место, ибо его фурьеризм, как отмечали поздние исследователи, был весьма умеренного толка. Более заметный след он оставил в издательском деле при выпуске "Карманного словаря иностранных слов" издателя Н. С. Кириллова, который предложил Майкову, блестяще владеющему основными европейскими языками, принять в нем участие. Словарь был задуман не как простой перечень слов, а как "толковый", т.е. сжато, но обстоятельно объясняющий иностранные слова (термины), используемые в научных сочинениях. Кроме того предполагалось присоединить к нему "алфавитную энциклопедию", в которой излагалась бы история каждой науки и ее современное состояние.

Программу словаря составил Майков, который также осуществил редакторство первого выпуска. Интересно, что многие статьи по философии и социальным наукам оказались обширнее, чем по естествознанию. Вероятно, сказались редакторские пристрастия, ибо Майков разделял контовскую идею целостности, единства гуманитарных и естественных наук и их иерархической классификации по предметной сложности. Словарь показывал, что почти все термины русского научного языка были заимствованы из иностранных языков. Подготовив к печати первый выпуск "Словаря" (СПб., 1845), Майков отказался от завершения издания, так как ему предложили примкнуть к более крупному литературно-общественному предприятию, стать неофициальным редактором нового журнала "Финский Вестник" (отечественный редактор Ф. К. Дершау).

Именно в этом журнале Майков задумал опубликовать серию статей под общим названием "Общественные науки в России", которая обещала быть интересным социологическим манифестом. Однако в свет вышел только первый номер журнала с начальной частью обещанной серии. В архиве Майкова остались в незавершенном виде куски дальнейших статей. Журнал был закрыт, и Майков переходит в критический отдел "Отечественных записок" на место В. Белинского, а через год в "Современник". Хотя Майков умело оппонировал Белинскому по ряду вопросов. тот высоко оценил молодого эрудированного публициста и к чести редакции "Современника" всячески стремился привлечь его к работе в собственный журнал.

Петр Лаврович ЛАВРОВ (1828—1900) — философ, исто­рик, литературный критик и известный революционный деятель. После окончания артиллерийской академии неко­торое время был преподавателем в военных учебных заве­дениях.

Основные социологические работы, написанные Лавро­вым,— «Исторические письма» (1870), «Формула прогрес­са Михайловского» (1870), «Социологи—позитивисты» (1872), «Знание и революции» (1874), «Кому принадлежит будущее» (1874), «Введение в историю мысли» (1874), «О методе в социологии» (1874), «Государственный элемент в будущем обществе» (1876),

ВЫРУБОВ, ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1843–1913), русский философ, социолог, естествоиспытатель. Родился в Москве 31 октября (12 ноября) 1843. Окончил естественный факультет Московского университета. В 1865 защитил магистерскую диссертацию. В 1867–1882 вместе с Э.Литтре редактировал журнал «Позитивная философия» («La philosophie positive»). В 1886 защитил в Сорбонне докторскую диссертацию. В 1891 был избран президентом Парижского минералогического общества. В целом общественно-политические воззрения Вырубова соответствовали основным принципам программы «первого» позитивизма, в котором он видел действенный инструментарий постепенного, эволюционно-прогрессивного преобразования общественной жизни. Считая О.Конта создателем научной социологии, Вырубов высоко оценивал контовское учение о трех стадиях развития человечества. Однако идеи основоположников позитивизма, считал он, требуют дальнейшего развития, углубления и конкретизации. «Позитивное» знание, сменяющее философию в ее попытках познать мир и человека, становится, по Вырубову, неотъемлемой частью науки: гносеология сводится к системе логических правил, которые являются частью психологии, а последняя, в свою очередь, оказывается областью биологии.

Умер Вырубов в Париже 30 ноября (13 декабря) 1913. Вырубова (1843—1913). И хотя его трудно назвать в точном смысле слова российским социологом, поскольку с 1864 г. он постоянно жил во Франции и публиковался на французском языке, тем не менее его влияние на социологию России, прежде всего объективную школу, велико. М.-М. Ковалевский назвал Вырубова "учителем молодого поколения русских социологов", а Е. В. де Роберти писал о нем как об "умственном руководителе" русского социологического движения на первом этапе. Действительно, Вырубов оказался связующим звеном между французским позитивизмом и формировавшейся российской социологией.

Окончив Московский университет, Вырубов навсегда покидает Россию. В 80—е гг. он, признанный ученый—химик, возглавляет кафедру истории наук в Коллеж де Франс. В конце же 60 — х — 70 - е гг. Вырубов был знаменит совсем в иной области, а именно в качестве активного и авторитетного, благодаря многочисленным работам, продолжателя социологии Кон— та. Вместе с учеником Конта Э. Литтре (1801—1881) он основывает журнал "Позитивная философия. Обозрение" и редактирует его вплоть до закрытия в 1884 г. Исследователи, объединившиеся вокруг журнала, признавали заслуживающими внимания лишь идеи объективной социологии Конта и отвергали его позднейшее учение о нравственно и субъективно опосредованном, социальном знании. Практически все начинающие российские социологи испытали влияние школы Вырубова, а де Роберти и Ковалевский стали его наиболее решительными сторонниками и пропагандистами объективной социологии в России.

 

34. Периодизация истории соц в России. Основные критерии:

временные простр-ые содержат, институты предмет ист соц

чтобы дть периодизцию, необходимо ввети критерии научности, соответствия предмету, необходим критерий идентификации, самоид социологов и их объединений к научному обществу. Давыдов отмечает факт существования концепций, школ тех или иных, направлений, выступает решающего для историка социологии.

Предсоциологический этап: российская соц мысль сформир программное поле соц исслед, В итоге вторая полов 19 века и становится тем периодом, когда рядом с соц фил возникает и бурно развивается росс соц наука.

1 этап 1860-1890 гг: (народники, субъективная школа, натур направление, псих направление, Ковалевский, Плеханов). Как и на Западе, социология в Рос возник в лоне позитив доктрины, под "духовном руководством" О. Конта. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году выходит две работы Лаврова ("Механическая теория мира", "Очерки теории личности"), написанные в позитив духе. В 1865 году почти одновременно появляются три статьи о Конте и его философии в "Современнике", "Русском слове", "Отечественных записках" (Лесевича, Писарева, Лаврова). В 1867 г. опублик книга "Огюст Конт и положительная философия" со статьями Льюиса и Дж. Милля. Рецензия Лаврова на эту книгу 1868 года во многом задала тон всей последующей рос позитив лит-ре. На рубеже 60-70 гг. появл первые собственно соц работы Лаврова и Михайловского. В качестве основоположников рос соц называют Лаврова, Е. В. де Роберти, Михайловского, Южакова, Лилиенфельда, Стронина. Предмет соц на этом этапе понимался в духе Конта: социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы. Сложился ряд школ и направлений соц иссл: натуралист соц (Данилевский, Стронин, Мечников), псих направ (Лавров, Михайловский, Кареев), школа М. М. Ковалевского. Заявил о себе эк материализм (Г.В. Плеханов).

2 этап 1890-1900 годы: (неокантианство, легальный марксизм, марксизм Ленина, христианская соц). Утвержд мнение, что соц есть одна из многих соц наук, имеющая собственный предмет исслед и своеобразные задачи. Ведущая школа - неокантианство (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий). Представители старых школ (Н.И Кареев, М.М. Кавалевский) во многом уточняют свои позиции. Утверждается эк материализм (или марксистская социология), причем в двух вариантах: марксизм (Плеханов, Ленин) и "легальный" марксизм (Струве, Бердяев, С.Н. Булгаков). Начало преподавания. Росс социологи активно участвуют в работе Междунар института соц.

3 этап 10-20 годы 20 века: этот период, когда соци четко определяет свой предмет и самое себя как общую теорию соц. Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (Сорокин, Тахтарев). Одновременно оформл своеобраз христианская соц в русле религ философии (Бердяев, С.Н. Булгаков), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета соц, но не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Нарастает процесс институционализации соц: в 1912 году открыта соц секция при истор фак-те Петербургского ун-та; 1916 - русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского; 1917 - вводится ученая степень по соц, образуются кафедры в Петроградском и Ярославском ун-тах; 1920- В Петроградском ун-те открывается первый в Рос факультет обществ наук с соц отделением во главе с Сорокиным.

4 этап 20-30 года 20 века: (марксистская социология, соц исследования). Бухарин, Бехтерев.

5 этап конец 50-х - конец 20 века: (второе рождение, развитие специальных соц теорий и иссле, продолжение институционализации)

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.