Социологические работы Г. В. Плеханова. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Социологические работы Г. В. Плеханова.

2018-01-03 391
Социологические работы Г. В. Плеханова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) – революционер и мыслитель, основатель социал – демократического движения в России. В его работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) и многих др. блестяще изложена марксистская теория общества. С точки зрения марксизма Плеханов излагает важные философские вопросы - о роли личности в истории, о диалектике свободы и необходимости и другие проблемы, ставшие предметом идейной борьбы марксизма против идеалистической философии, в частности субъективной социологии народничества, которая исходила из того, что главным двигателем истории являются не народные массы, не трудящиеся классы, а герои, революционеры-интеллигенты, "критически мыслящие личности". С помощью аргументов Плеханов разъяснял основные положения марксизма о первенствующей роли условий материальной жизни общества в его поступательном историческом развитии. Плеханов считал, что, в конечном счете, вся политическая и духовная жизнь общества складывается на основе и в зависимости от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений, что анатомию гражданского общества нужно искать в его экономике. Большой вклад Плеханова в развитие социологической мысли выражается, в частности, в критике субъективной социологии народничества, которая исходила из того, что главным двигателем истории являются не народные массы, не трудящиеся классы, а герои, революционеры-интеллигенты, "критически мыслящие личности". Плеханов, в свою очередь, являясь противником субъективизма, утверждал, что ценен не отдельный индивид, а объективная общность людей в целом, которая «двигает историческим прогрессом в обществе». Исходя из этого, свобода, является познанной необходимостью, она -осознание объективных закономерностей общественного развития.

"Мы убеждены, - писал Плеханов, - что, когда общество ступило на след естественного закона своего движения, оно не может ни перескочить естественные фазы своего развития, ни устранить их декретами. Но оно может сократить и облегчить мучения родов".

Работы Г.В. Плеханова — «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и другие, заложили основы русской марксисткой общественной мысли.

1.Россия вступила на путь капиталистического развития.

2.Развитие крупной промышленности подминает под себя «народное» кустарное производство. Численность и общественная роль рабочего класса быстро растут.

3.Крестьянская община расслаивается и распадается под действием объективных экономических факторов.

4.Формирование сельской буржуазии и сельского пролетариата при сохранении значительной части земель у помещиков создает новую расстановку классовых сил в деревне. Утверждение народников о «самобытном пути» России, об устойчивости мелкого производства и общины обнаруживают свою утопичность, не имеют под собой научного основания и тормозят рост революционного движения в России. Легальное, либеральное народничество готово пойти на союз с самодержавием ради сохранения «основ народной жизни».

5.Важнейший вывод Плеханова: «Итак, еще раз: возможно более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России. На этой дороге ждут успех и победа; все же другие пути ведут лишь к поражению и бессилию».

В то же время, оторванный от России, Плеханов в основном строил свои прогнозы российского будущего на европейской «модели». Он не видел в крестьянстве союзника пролетариата и не рассматривал его как революционную силу.

С появлением группы «Освобождение труда» марксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснило народничество и в острой борьбе с ним унаследовало многие его черты. Русские последователи К. Маркса внесли крупный вклад в освободительное движение, хотя они никогда не были ни единственной, ни главной движущей силой.

С появлением в России первых работ Плеханова поднялся настоящий гвалт среди народников. Плеханова обвинили в «отступничестве», переходе на «службу реакции», «оскорблении святыни».

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.