Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Горно-металлургический институт имени О.А.Байконурова

2018-01-03 595
Горно-металлургический институт имени О.А.Байконурова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Казахстан

Казахский национальный технический университет имени К.И.Сатпаева

Горно-металлургический институт имени О.А.Байконурова

Кафедра «Горные и металлургические машины и оборудование»

 

 

 

Б.С. Бейсенов

 

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ МАШИН

Учебно-методический комплекс дисциплины

(для специальности5В070900 – Металлургия)

 

 

Алматы 2011 г.

СОСТАВИТЕЛИ: Б.С.Бейсенов. Эксплуатация и ремонт металлургических машин. Учебно-методический комплекс дисциплины (для специальности 5В070900 - Металлургия). – Алматы: КазНТУ имени К.И.Стпаева, 2011. С.1-84.

АННОТАЦИЯ Курс «Эксплуатация и ремонт металлургических машин» охватывает вопросы, связанные с практической деятельность инженера-металлурга на стадии эксплуатации и ремонта металлургических машин. Рассмотрены вопросы технического и технологического обеспечения ремонтных работ, специфические условия и системы эксплуатации машин. Кроме этого УМК включает методические указания для проведения лабораторных работ, планы заданий в рамках самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя (СРОП) и самостоятельной работы обучающихся (СРО), тестовые вопросы для самоподготовки, экзаменационные вопросы по курсу, глоссарий.

Целевая установка данного УМК - озна­комление учащихся с современными методами эксплуатации и формами организации ремонтных работ, технологией ремонта стандартизованных и нестандартных деталей и узлов металлургических машин.

Табл.7., рис.22.

 

 

Рецензент: зав.кафедрой МБМ и ОПИ, канд.техн.наук Шаутенов М.Р.

 

 

Печатается по Типовой учебной программе, утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан на 2010 год.

© Каз НТУ имени К.И.Сатпаева, 2011


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ - SYLLABUS

1.1 Данные о преподавателях:

Преподаватель, ведущий занятия Бейсенов Бауржан Саккоулы

Контактная информация 2577174 доб.73-50

Время пребывания на кафедре в соответствии с расписанием занятий

1.2 Данные о дисциплине:

Название Эксплуатация и ремонт металлургических машин

Количество кредитов 3 (135)

Место проведения аудитории и лаборатории кафедры ГММ и О

 

Таблица 1

Выписка из учебного плана

Курс Семестр Кредиты Академических часов в неделю Форма контроля
Лекции Лаб. занятия Практические занятия/ семин.занят. СРС СРСП Всего
                   
          -       Т

Пререквизиты: PAOP3213, PRO3215, PAM2214

1.4 Постреквизиты: написание и защита дипломного проекта.

 

1.5 Краткие сведения о дисциплине

Дисциплина «Эксплуатация и ремонт металлургических машин» является одной из элективных дисциплин, которую изучают студенты-металлурги. Она формирует у студентов общие представления об условиях эксплуатации металлургических машин, существующими системами эксплуатации, характерными неисправностями и методами и технологией ремонта и прививают студентам навыки самостоятельного принятия решений в определенных условиях эксплуатации с учетом состояния металлургических машин.

Цель курса – дать студентам необходимые для дальнейшей производственной, проектно-конструкторской и исследовательской деятельности знания о существующих системах эксплуатации и ремонта металлургических машин.

Задачи изучения дисциплины – рассмотрение методологии и современных методов эксплуатации и ремонта металлургических машин.

Виды заданий и сроки их выполнения

Виды контроля Вид работ Тема работы Ссылки на рекомендуемую литературу с указанием страниц Сроки сдачи
         
Текущий контроль Лаб. работа №1 Технологический процесс разборки машин   1 осн.[177-178]   2 нед.
  Лаб. работа №2 Дефектация зубчатых колес, шестерен и валов редуктора 2 осн.[176-184] 1 доп..[97-109]   4 нед., 6 нед.
Рубежн. контроль       7 нед.
  Лаб. работа №3 Дефектация шариковых подшипников   2 осн.[181-184]     8 нед.
  Лаб. работа №4 Оценка состояния валов, подшипников и зубчатых колес 1 доп..[17-24, 80-109]   10 нед. 12нед.
  Лаб. работа №5 Балансировка вращающихся деталей 2 осн.[181-184]   14 нед.
Рубежн. контроль       15 нед.
Итоговый контроль Экзамен      

Список литературы

Таблица 3

Контроль и оценка знаний

Таблица 4

Таблица 5

Оценка знаний студентов

Оценка Буквенный эквивалент Рейтинговый балл в процентах % В баллах
Отлично А 95-100  
А- 90-94 3,67
  Хорошо В+ 85-89 3,33
В 80-84 3,0
В- 75-79 2,67
    Удовлетворительно С+ 70-74 2,33
С 65-69 2,0
С- 60-64 1,67
D+ 55-59 1,33
D 50-54 1,0
Неудовлетворительно F 0-49  

Перечень вопросов для проведения контроля по модулям и промежуточной аттестации

Вопросы для проведения контроля по 1 модулю:

1. Какие специфические условия эксплуатации предъявляются к производст­ву, техническому обслуживанию и ремонту металлургических машин?

2. Какая система технического обслуживания применяется в период эксплуатации ММ?

3. С какой целью выполняется техническая диагностика ММ?

4. В каких случаях эффективна система эксплуатации по заданному ресурсу?

5. Какие способы ведения работ предполагает система эксплуатации по состоянию?

6. Какие действия должен выполнить завод-изготовитель при передаче ММ будущему владельцу?

7. Что понимается под правильной организацией использования ММ?

8. Какие виды работ входят в комплекс работ по поддержанию исправности?

9. Каким образом оценивают работоспособность крепежных соединений?

10. В чем заключается сущность ППР?

11. Какая форма организации работ применятся на современных металлургических предприятиях?

12. Перечислите основные документы для планирования, организации и контроля работ по техни­ческому обслуживанию и текущему ремонту оборудования с применением нарядов-рапортов?

13. Какие материалы вывешиваются на стенде «Уголок механика»?

14. Что представляет собой наряд-рапорт?

15. Какие уровни специализации работ по техническому обслуживанию и ремонту получили распространение в Казахстане?

16. Что понимается под термином ремонт машины?

17. Какие виды ремонтов Вам известны?

18. Кто выполняет ремонт в крупных цехах и на металлургических заводах?

19. От чего зависит количество слесарей, занятых ремонтом объекта?

20. Кто должен руководить ремонтными работами?

21. Какой инструмент является общим для любого вида ремонта?

22. Что является основанием и необходимым условием для выполнения ремонта?

23. Что необходимо подготовить перед сдачей объекта в ремонт?

24. Что необходимо предпринять с деталями после разборки?

25. Что является основанием для замены детали во время ремонта?

26. В чем заключается сущность узлового метода ремонта?

27. Какой документ является основным для проведения ремонтных работ?

28. Какие системы ППР признаны экономически целесообразными в настоящее время?

29. Какие виды технического обслуживания определены стандартом?

30. На каких предприятиях применяется централизованный метод технического обслуживания?

31. В чем заключается сущность смешанного метода технического обслуживания?

32. Какая из систем ППР широко распространена на практике?

33. Какими преимуществами обладает система ППР?

34. Какими недостатками обладает система ППР?

35. Какие организационно-технические мероприятия включает в себя система ППР?

36. Какие мероприятия включает в себя рациональная организация ремонта?

Вопросы для проведения контроля по 2 модулю:

1. Что представляет собой износ?

2. Какими могут быть износы?

3. Какие методы восстановления деталей Вам известны?

4. Какой метод восстановления изношенных деталей до номинальных разме­ров является более прогрессивным?

5. Каким образом поступают с поверхностями валов, осей и винтов при незначительном износе?

6. В каких случаях применяют детали-компенсаторы?

7. Что представляет собой металлизация?

8. Что понимается под термином «твердое никелирование»?

9. Чему способствует борирование?

10. Какие схемы восстановления осталиванием Вам известны?

11. Каким образом охлаждают детали при запрессовке небольших деталей в массивные?

12. Почему не ремонтируют скрученные валы?

13. Каким образом восстанавливают шпоночные пазы у валов и осей?

14. Каким образом поступают с изношенными подшипниками качения в условиях неспециализированных предприятий?

15. Какими дефектами могут обладать зубчатые колеса?

16. Каким образом восстанавливают крепежные детали при ремонте оборудования??

17. Что составляет основу полимерных материалов?

18. Какие материалы входят в состав смолы?

19. Какие полимерные материалы нашли применение в практике ремонта?

20. Каким образом заделывают трещины длиной 20-150 мм.?

21. Каким образом заделывают пробоины в деталях машин?

22. Каким образом устраняют зазоры более 0,1 мм в неподвижном сопряжении деталей типа корпус — подшипник?

23. Что проверяют при чрезмерном нагреве подшипников?

24. Каким образом останавливают центробежные насосы?

25. Какие особенности необходимо учитывать при эксплуатации пита­тельных насосов?

26. Какой процент всего предполагаемого времени работы оборудования затрачивается на ремонты?

27. Каким образом можно усовершенствовать организацию и планирование ремонтного хозяйства?

28. Какие недостатки типовой системы планово-предупредительного ремонта Вам известны?

29. Какие принципиально новые задачи поставлены перед единой службой ремонтного и технического обслуживания оборудования.

30. На сколько, позволяют сократить расходы проведение ремонтов по состоянию?

31. Какие меры безопасности должны быть предприняты перед ремонтом оборудования?

32. Каким должно быть напряжение при пользовании переносными лампами?

33. Лица какого возраста допускаются к работам по перемещению грузов?

34. Что подразумевается под средствами индивидуальной защиты?

35. Какими свойствами должна обладать спецодежда и обувь рабочих?

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации:

1. Особые условия эксплуатации металлургических машин.

2. Подготовка металлургического оборудования к эксплуатации.

3. Виды технического обслуживания металлургических машин и электромеханического оборудования.

4. Организация работ при ТО технологических машин.

5. Общие сведения о демонтаже, ремонте, сборке и техническом обслуживании.

6. Назначение и виды ремонта.

7. Место и условия ремонта.

8. Оборудование, инструмент и приспособления.

9. Подготовка объекта к ремонту и демонтаж.

10. Организация ремонта.

11. Ремонтные работы.

12. Основные этапы технологического процесса ремонта.

13. Методы технического обслуживания и ремонта оборудования на машиностроительных предприятиях.

14. Централизованный, децентрализованный и смешанный ремонты.

15. Методы технического обслуживания.

16. Поточное техническое обслуживание.

17. Техническое обслуживание эксплуатацион­ным персоналом.

18. Техническое обслуживание специализирован­ным персоналом.

19. Техническое обслуживание специализирован­ной организацией.

20. Техническое обслуживание предприятием-из­готовителем.

21. Планово-предупредительный ремонт (ППР).

22. Ремонты в системе ППР.

23. Периодические ремонты.

24. Послеосмотровые ремонты.

25. Стандартные ремонты.

26. Последовательность и правила выполнения технологического процесса ремонта.

27. Текущее профилактическое обслуживание и надзор за обору­дованием.

28. Плановые осмотры и проверки.

29. Плановый малый и средний ремонты.

30. Плановый капитальный ремонт.

 

Политика и процедура курса

Политика курса сводится к обязательному посещению учащимися всех без исключения аудиторных и СРСП на которых рассматриваются последовательно все темы данного курса.

Пропуск любого из занятий влечет нарушение логической последовательности тем. Необходима также своевременная отчетность по всем видам контроля и отработка пропущенных занятий с представлением подготовленного материала тьютору для контроля.

СОДЕРЖАНИЕ АКТИВНОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА

Тематический план курса

  Наименование темы Лекция Лабораторные занятия СРОП СРО
           
  Введение.        
  Подготовка технологического оборудования к эксплуатации.        
  Система организации ремонтов на металлургическом предприятии.        
  Общие сведения о демонтаже и ремонте ММ.        
  Организация ремонта.        
  Методы технического обслуживания.        
  Система планово-предупре-дительных ремонтов (ППР).        
  Техническая документация на ремонтные работы.        
  Ремонт деталей.        
  Ремонт типовых деталей и механизмов.        
  Восстановление деталей.        
  Техническое обслуживание и ремонт насосных установок.        
  Эксплуатация и ремонт трубопроводов и запорной арматуры.        
  Пути повышения эффективности ремонтного хозяйства        
  Техника безопасности при выполнении ремонтных работ.        
  Всего (часов)        

Лекция №1. Введение

В процессе эксплуатации техническое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания. Работоспособность технического обслуживания и ремонта технологического оборудования является основной функцией ремонтного хозяйства в производственной инфраструктуре предприятия.

Экономической основой существования ремонта является неравнопрочность деталей и узлов техники. Действительно, экономически необоснованно и технологически невозможно изготовить машину, механизмы, агрегат с деталями и узлами с одинаковой прочностью, равномерностью износа, с примерно равными сроками службы. Поэтому и возникает потребность в ремонте техники, чтобы обеспечить её нормальное функционирование на весь период службы.

Весь комплекс работ, связанных с надлежащим и своевременным обслуживанием, как правило, на больших производственных предприятиях осуществляет ремонтное хозяйство. На крупномасштабных предприятиях оно является одной из структурных а иногда и самостоятельных единиц, которое имеет свою иерархию связей. К примеру на предприятиях таких отраслей как: машиностроение, металлургия, пищевая, легкая промышленности – т.е всех видов деятельности. где в производственном процессе используются агрегаты, станки, приспособления, которые при поломке могут нарушить весь цикл производства, где необходима оперативная реакция на такую ситуацию.

Известно, что производственное оборудование в основных фондах предприятия занимает большую половину, если сравнить их с балансовой стоимостью земли (если она принадлежит предприятию), зданий и сооружений. А значит, оно является наиболее дорогостоящей частью основных фондов. Соответственно руководство предприятия должно уделять надлежащее внимание поддержанию целостности и работоспособности оборудования, взаимозаменяемости деталей, возможности оперативной переориентации в условиях сложившейся быстроизменяющейся окружающей среды. Если возникнет поломка, но она будет выявлена к примеру, позднее, чем нужно было, то предприятие вынуждено будет воспроизвести затраты в десятки, а то и сотни раз больше, чем оно могло бы, выявив её своевременно. Возникают простои работы оборудования как следствие простои работников, что приводит к нарушению ритмичности и срыва графика работы предприятия. Внеплановые простои оборудования требуют организации дополнительных смен и сверхурочных работ, росту трудовых и стоимостных затрат. Либо если предприятие попытается осуществлять ремонт такого оборудования с использованием недостаточно квалифицированных кадров, в целях возможной экономии средств (что достаточно часто встречается), которые смогут еще и навредить всей налаженной системе.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что грамотное осуществление ремонта и организация ремонтного хозяйства на производственном предприятии занимает весомую часть на пути к достижению поставленных целей предприятия, так, как эта система предназначена для поддержания надлежащего состояния активной или производящей части фондов, от которых зависит производительность, рентабельность и как следствие прибыльность деятельности хозяйствующего субъекта. Это особенно важно для металлургических предприятий, которые имеют в своем составе мощное и разнообразное оборудование, работающее в сложных и тяжелых условиях, беспрерывно.

Лекция №2. Подготовка технологического оборудования к эксплуатации

Подготовка к эксплуатации заключается в получении технологических машин от за­вода-изготовителя или регионального представителя завода (дилера) и последующем ее вво­де в эксплуатацию.

Технологические машины в зависимости от их габаритов и массы доставляются на предприятие в собранном виде или в виде отдельных узлов удобных для погрузки, перевозки и хранения. Транспортирование технологических машин может производиться грузовыми автомобилями, на автомобильных прицепах, в железнодорожных вагонах, а также в отдель­ных случаях водными и воздушными путями сообщения.

При получении машины завод-изготовитель (дилер) обязан предоставить будущему владельцу эксплуатационно-техническую документацию согласно перечню в паспорте пере­даваемой модели и совместно с получателем сверить принадлежность документов переда­ваемой машины по заводскому номеру в паспорте и на фирменной табличке, прикрепляемой снаружи; проверить осмотром совместно с получателем целостность сборочных единиц и наличие пломб, отсутствие повреждений.

В соответствии с ГОСТ 21601-68 «Эксплуатационные документы» вместе с оборудо­ванием должна поставляться следующая техническая документация:

- техническое описание конструкции и принципа работы оборудования;

- инструкция по эксплуатации оборудования;

- инструкция по межремонтному техническому обслуживанию;

- инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке на месте применения обо­рудования;

- формуляр на оборудование и паспорта на отдельные детали и узлы;

- ведомости ЗИП, которые составляются на оборудование, поставляемое вместе с ком­плектом запасных частей (3), инструмента (И), принадлежностей (П) и материалов, исполь­зуемых на месте эксплуатации оборудования;

- каталоги (например, каталоги чертежей и схем) и спецификации специального на­значения.

Использование по назначению представляет собой вид эксплуатации машины, при котором производится выбор ММ для использования на объекте применения, подготовка к еже­сменному использованию, управление машиной, установка машины у объекта применения, выполнение рабочих движений и операций, монтаж и демонтаж сменного рабочего оборудо­вания.

Под правильной организацией использования понимается: использование оборудова­ния по прямому назначению в условиях, соответствующих его области применения: закреп­ление оборудования за конкретными лицами, производящими его эксплуатацию: организа­ция правильного ухода за оборудованием: организация правильного учета работы оборудо­вания.

Большая часть технологических машин и оборудования предназначена для выполне­ния вполне определенных функций, поэтому не возникает затруднений в выборе типа маши­ны для выполнения того или иного производственного процесса. Следует только правильно подобрать типоразмер (модель) машины, чтобы в данных конкретных условиях эксплуата­ции достигнуть максимального эффекта от ее применения.

Транспортирование оборудования от места хранения к месту установки в технологи­ческих комплексах является трудоемкой и весьма ответственной операцией. Правильное транспортирование способствует предупреждению повреждения оборудования и несчастных случаев с ремонтным персоналом, уменьшает продолжительность и стоимость монтажных работ.

Транспортирование оборудования к месту его монтажа является подготовительной операцией в комплексе монтажных работ и должно осуществляться в соответствии с инст­рукциями, разрабатываемыми проектно-конструкторскими и научно-исследовательскими организациями.

Перед транспортированием крупногабаритные машины, разбирают на отдельные транспортабельные узлы. Доставку оборудования или его составных частей производят на грузовых платформах и специально изготовленных транспортных средствах. При этом необ­ходимо, чтобы транспортируемые узлы вписывались в нормальный габарит подвижного со­става и были надежно закреплены с помощью проволоки, цепей и других приспособлений.

Транспортирование узлов оборудования должно быть организовано в соответствии с последовательностью монтажа этого оборудования. Узлы, которые монтируются в начале работ, транспортируются в первую очередь, а узлы и детали, требующиеся при завершении монтажа - в последнюю. Фундаментные болты и детали крепления узлов машин и оборудо­вания укладывают в транспортные устройства так, чтобы избежать их механических повре­ждений при транспортировании.

Место и условия ремонта

Место работы слесаря по ремонту находится при объекте, который подлежит ремонту (возле машины, оборудования, механизма и т. д.). Место работы слесаря по ремонту может быть постоянным или временным в зависимости от величины и места установки объекта ремонта, а также в зависимости от того, подвижный этот объект (может менять место установки с помощью собственных, приводящих его в движение средств) или неподвижный.

Место ремонта объекта оказывает значительное влияние на процесс и качество ремонта. При ремонте объекта, находящегося на открытом воздухе, подверженного воздействиям атмосферных явлений и пыли, а также при отсутствии вблизи объекта технической базы процесс ремонта должен быть организован таким образом, чтобы отрицательные факторы, связанные с местом ремонта, не влияли на его качество.

Желательно, чтобы место ремонта было постоянным. С этой целью на металлургических предприятиях строятся специальные ремонтные цехи и участки в производственных цехах, оснащенные соответствующим оборудованием и механизмами. Если размеры объекта, место его установки или цели, для которых он служит, не дают возможности проводить ремонт в закрытом помещении, следует специально подготовить место ремонта. В таких случаях рекомендуется использовать тенты, настилы, обогревательные устройства, подвижные тележки т. п.

В условиях мастерской или небольшого цеха место работы и объект готовят к ремонту руководители этих подразделений. Ремонт производится либо производственным персоналом, либо ремонтной бригадой.

В крупных цехах и на заводах подготовку к ремонту и ремонт могут осуществлять специализированные ремонтные организации или специализированные ремонтные службы завода и цеха. В случае ремонта оборудования специализированными ремонтными организациями предприятие или цех-заказчик обязаны провести полную подготовку места для ремонта и объекта, подлежащего ремонту, к его демонтажу, разборке и проведению ремонта. Они обязаны обеспечить ремонтной бригаде соответствующие условия для ремонта, снабдить подъемно-транспортными и вспомогательными средствами.

Аварийный ремонт может проводиться на месте постоянной установки или размещения объекта или (в зависимости от сложности ремонта) в условиях специализированного ремонтного участка, цеха или предприятия.

Расположение места аварийного ремонта зависит от степени сложности и необходимого срока ремонта, величины и сложности ремонтируемого объекта, от того, подвижный это объект или стационарный, от выполняемых ремонтируемым объектом функций, от наличия годных запасных деталей и узлов, вышедших из строя при аварии, от сложности заменяемых деталей, от условий и возможности доставки объекта к месту ремонта или ремонтной бригады на место расположения аварийного объекта, а также от расстояния, которое отделяет ремонтную базу или ремонтный участок от стационарного аварийного объекта.

Количество слесарей, занятых ремонтом объекта, зависит от вида и характера ремонта, его трудоемкости, а также от срока окончания ремонта.

Ремонтной бригадой руководит бригадир, а при ремонте больших объектов – мастер или начальник участка. Они отвечают за организацию и сроки проведения ремонтных работ, качество ремонта и безопасные условия труда подчиненного персонала.

Бригадир, независимо от его административно-технических обязанностей и руководства бригадой, должен непосредственно принимать участие в ремонте объекта. Он обязан досконально знать ремонтируемый объект, группу сложности ремонта, технические требования на детали и узлы, подлежащие ремонту или замене, должен осуществлять текущее наблюдение и техническое руководство всеми работами, должен принимать все необходимые решения по возникающим в процессе ремонта вопросам.

Подготовка объекта к ремонту и демонтаж

Основанием и необходимым условием для выполнения ремонта является предварительно разработанный план осмотров и планово-предупредительных ремонтов. Основанием для ремонта может служить также преждевременная потеря объектом точности, мощности, скорости или других параметров, а также его аварийное состояние.

Аварийный ремонт производится в случае неожиданного выхода из строя машины или механизма и связанной с этим остановки производства. Перед началом ликвидации последствий аварии необходимо выяснить причину повреждения и оценить причиненный ущерб.

Перед сдачей объекта в ремонт следует подготовить ремонтную документацию. В этой документации указываются вид и характер ремонта, график ремонта, определяющий сроки начала и окончания ремонта, а также сроки этапов его проведения, спецификация деталей, подлежащих замене при ремонте объекта, спецификация покупных деталей и деталей, подлежащих изготовлению, спецификация необходимых вспомогательных материалов. В случае привлечения для ремонта сторонних организаций (электриков, сантехников и др.) с ними необходимо заключить соответствующий договор. Обязательным является составление сметы на ремонт с соответствующей калькуляцией.

Перед началом ремонта объект следует очистить от грязи, смазки, при необходимости – от старой краски. Подлежащие ремонту машины или механизмы, отправляемые для ремонта на специализированные ремонтные предприятия, должны быть освобождены от специальных видов оснащения, инструмента и вспомогательного оборудования, не подлежащих ремонту. Передача объекта для ремонта оформляется соответствующим приемно-сдаточным документом, в котором указывается вид необходимого ремонта и комплектность сдаваемого в ремонт оборудования.

Место ремонта объекта также необходимо очистить от грязи, металлического лома и стружки, ненужного материала и средств организации рабочего места (тумбочек, стеллажей, рольгангов и т. д.). Пол должен быть ровным и чистым, без следов смазки и масел. Подход или подъезд к месту ремонта должен быть свободным, а вокруг подлежащего ремонту объекта должна быть достаточная свободная площадь для свободного передвижения ремонтников и размещения снимаемых с объекта при демонтаже деталей и узлов. Помещение, где должен производиться ремонт, должно иметь достаточное освещение, как естественное, так и искусственными источниками (общее и местное – напряжением, соответственно, 220 и 24 В). При ремонтах крупных объектов на месте ремонта необходимо наличие аптечки или пункта оказания медицинской помощи травмированным при ремонте работникам, а также противопожарных средств (огнетушитель, ведро, топор, багор и др.).

При ремонте объекта на открытом воздухе кроме выше указанных мер должно быть предусмотрено устройство тента или перекрытия для защиты работающих от атмосферных осадков и действия прямых солнечных лучей; в зимний период должно быть предусмотрено временное утепление места ремонта.

Перед началом демонтажа (разборки) необходимо произвести наружный осмотр объекта ремонта или ознакомиться с ним по технической документации (чертежам, технических условиям и др.).

После ознакомления с объектом ремонта приступают к его разборке. Разборку производят в соответствии с указанной в технической документации последовательностью. Сначала машина или механизм разбираются на отдельные сборочные единицы или узлы, которые, в свою очередь, разбираются на детали.

Для поддержания определенного порядка на рабочих местах при ремонте каждый слесарь-ремонтник должен иметь металлический ящик легкой конструкции или корзину, в которые при разборке в определенном порядке складываются детали. Это обеспечивает сохранность деталей, облегчает проверку их годности, предохраняет от возможных потерь.

Подшипники качения, зубчатые колеса и шкивы снимаются при помощи специальных съемников.

Детали машин или сборочные единицы и узлы неразъемных соединений разбираются с помощью зубила и молотка, сварочного оборудования, ножовки или путем расклепки деталей. Эти операции должны выполняться осторожно, чтобы не повредить поверхности деталей, которые в дальнейшем будут опять использованы.

Демонтаж и разборка деталей и сборочных единиц разъемных соединений выполняются с использованием разного рода ключей, выколоток, различного вида и конструкции съемников, а также других инструментов. Разборку винтовых соединений можно облегчить, смазывая резьбовые детали керосином, маслом или непродолжительное время нагревая гайки.

После разборки детали следует обезжирить и тщательно промыть. Для этой цели используют керосин, а также специальные щелочные или другие составы и химические растворы. Детали промывают в специальных бачках или ваннах; при этом используют кисти или сжатый воздух. В специализированных ремонтных цехах или на участках в ряде случаев применяются специальные моечные машины с подачей моющей жидкости под давлением. После промывки деталей в моющем растворе они должны быть повторно промыты в горячей воде и высушены в струе теплого воздуха.

Промывать детали следует в защитной одежде и очках, соблюдая необходимые меры безопасности.

Очищенную, промытую и высушенную деталь нужно проверить на соответствие требованиям чертежа. Проверка и оценка технического состояния детали покажет, может ли она вновь быть использована в машине. С этой целью следует произвести наружный осмотр детали, проверку ее размеров, а также установить, находятся ли действительные размеры поверхностей детали в пределах допусков, в которых данная деталь может работать. Проверка производится, как правило, с помощью универсального мерительного инструмента.

Основанием для замены детали во время ремонта является выход детали из строя в результате ее износа в процессе эксплуатации, конструктивных недостатков, отклонений в технологии ее изготовления, неправильного обслуживания при эксплуатации или в результате аварии. Если заменяемой детали нет на складе, то вышедшую из строя деталь можно изготовить заново или восстановить путем сварки, наплавки с последующей обработкой или перешлифовкой на ремонтный размер.

Новая деталь изготавливается на основании производственной документации. В случае изготовления детали на специализированном ремонтном предприятии это заказ на изготовление, рабочий чертеж и технические условия. На базе этих документов на ремонтном предприятии разрабатывается технологический процесс изготовления детали.

После получения новой детали перед ее установкой в машину необходимо проверить ее соответствие чертежу и техническим условиям по точности, шероховатости обработки, твердости и другим показателям. Проверка качества детали производится точным мерительным инструментом.

Литература 1осн. [171-174], 2осн. [170-176], 1доп. [33-43]

Контрольные вопросы

1. Что понимается под термином ремонт машины?

2. Какие виды ремонтов Вам известны?

3. Кто выполняет ремонт в крупных цехах и на металлургических заводах?

4. От чего зависит количество слесарей, занятых ремонтом объекта?

5. Кто должен руководить ремонтными работами?

6. Какой инструмент является общим для любого вида ремонта?

7. Что является основанием и необходимым условием для выполнения ремонта?

8. Что необходимо подготовить перед сдачей объекта в ремонт?

9. Что необходимо предпринять с деталями после разборки?

10. Что является основанием для замены детали во время ремонта?

 

 

Лекция №9. Ремонт деталей

В процессе эксплуатации механизмов и деталей машин неиз­бежен их износ. Большинство деталей машин после некоторого времени работы становятся непригодными для дальнейшей экс­плуатации в результате износа или усталости и требуют ремонта или замены. Износ — это разрушение наружных слоев твердого тела и изменение его структуры, вызванные различными причи­нами.

Износ подразделяют на естественный и аварийный. Отличи­тельным признаком естественного износа является медленное нарастание величины износа деталей, вызываемое действием сил трения, коррозией и другими причинами при нормальной эксп­луатации механизма. Для аварийного износа характерен быстро­растущий процесс изнашивания деталей, обусловленный непра­вильным уходом за оборудованием или конструктивными и тех­нологическими дефектами изготовления и сборки механизмов оборудования.

При восстановлении деталей машин, требующих ремонта, боль­шое значение имеет выбор рационального способа их восстановления. Правильный выбор способов восстановления деталей сни­жает стоимость ремонта, простой оборудования, расход материа­лов и повышает


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.