Модели и стили экономического поведения менеджеров — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Модели и стили экономического поведения менеджеров

2017-12-21 376
Модели и стили экономического поведения менеджеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря о моделях и стилях экономического поведения менеджеров, мы прекрасно понимаем, что содержание труда, мир менеджера значительно богаче любой модели. И не собираемся давать образ этакого супермена с горящими глазами, все умеющего, все знающего и всего достигающего.

Модели и стили экономического поведения дают представление об от­дельных сторонах деятельности менеджеров, отдельных их ролях. Основные задачи, которые мы ставили перед моделями, заключаются в том, чтобы они в большой мере соответствовали социальной реальности, а их характеристики базировались на операционализированных переменных (индикаторах). Мы стремимся к сравнительно небольшому числу индикаторов, чтобы получить максимальное соответствие реальным ролям менеджеров. Реальная, жизнен­ная модель строится по своей сути в пределах детерминация вероятность, т.е. между крайними значениями от полной зависимости поведения до полной свободы в действиях. Приближение к тому или другому пределу связано с различными условиями и факторами, влияющими на деятельность менеджера (социальная принадлежность организации, служебное положение, социаль­ный статус, место в иерархической структуре организации, выполняемые функции, мотивация деятельности, степень подконтрольности и т.п.). Исходя из этих же условий и факторов обычно различают два предела поведения ра­циональное эмоциональное.

Эмоциональное поведение заключено в самих менеджерах: цели, удовле­творение, ценности, потребности, интересы. Рациональное поведение чаще выступает в роли средств для достижения цели; ценность его зависит от ко­нечного результата, ожидаемого после выполнения рациональных действий. Эти два вида поведения заметно различаются во временном континууме. Эмоциональные действия вообще не распространяются на будущее. Напро­тив, рациональное поведение может быть рассчитано даже на неопределенную перспективу. В соответствии с этими предварительными указаниями мо­дели менеджеров могут состоять из ряда элементов.

Первый элемент определяет социальное положение менеджера (отрасль хозяйства, место работы, отношение к собственности, место в социальной структуре общества; тип организации, учреждения, предприятия; служеб­ное положение в организации).

Второй элемент характеризует служебные функции менеджера – формальные и неформальные.

Третий охватывает особые обязанности менеджера, связанные с чрезвычайными, кризисными, конфликтными ситуациями (жалобы потребителей, появление сильного кон­курента, закрытие рынка, аварии и т.п.).

Четвертый отражает социально-психологические связи и отношения менеджера (наличие авторитета, является ли неформальным лидером, отношения с руководителями, подчиненными и коллегами и т.п.).

Пятый элемент включает целевую психологическую и моральную ха­рактеристику менеджера. Каждый из элементов может быть детализован и вынесен отдельным, самостоятельным элементом.

Суммируя мировой опыт деятельности менеджеров можно предложить несколько ведущих моделей их: менеджер-руководитель, администратор, организатор, предприниматель, бизнесмен, коммерсант, командир, кадро­вик, маркетолог, инновационный, стратегический, общественный деятель, социальный работник, в малом и сервисном бизнесе, банковский.

Например, инновационный менеджер уже при определении содержания понятия «менеджер» отклоняется от общепринятого значения – управляюще­го, агента, маклера. Он должен быть прежде всего организатором инноваци­онного процесса. Инновационным менеджером можно считать изобретателя, который преодолевает препятствия, связанные с использованием изобрете­ния; предпринимателя, который пользуясь монополией на результаты умст­венного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, бо­рется за реализацию чужой идеи инициирует ее практическое осуществление; активного консультанта, ориентирующего общественное мнение на примене­ние нововведения. Это лицо, способное решать необычную экономическую (техническую) проблему.

Для реализации своих идей инновационный менеджер должен обла­дать широкими знаниями, высокой культурой, незаурядной способностью видеть и решать проблемы. Он достигает цели посредством развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепен­ном переходе к широкой кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому техническому развитию и рыночной экспансии. Его тактика состоит в смене находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующие и надежно развивающиеся функциональные сис­темы, селекции, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует мощный «прорыв» к новому состоянию организации. Для менеджера инновация – это средство осуществления долгосрочных це­лей, форма и содержание предпринимательской деятельности.

Менеджеры в организациях демонстрируют разнообразие поведенче­ских стилей. В данном случае под стилем понимается определенный тип экономического поведения менеджеров, позволяющий сосредоточить вни­мание на субъективной стороне деятельности менеджеров, их мотивах, ориентации решений, поступков, повседневного поведения. Нам удалось выделить в экономическом поведении 14 стилей:

Для примера приведем сравнительные характеристики двух стилей эко­номического поведения – стабильного и предпринимательского (см. табл.1). Пример заимствован из книги Бизнес и менеджер. – М.: Азимут-Центр, 1992. – С.23-23.


 

 

Стиль экономического поведения Стабильный Предпринимательский
Характеристика
     
1.Цели Оптимизация Оптимизация потенциала при­быльности
2. Пути достижения целей Экстраполя­ция прошлых доходов Определяются взаимодей­ствием возможностей получения прибыли и качеств управления
3. Ограничения 1 По окружающей среде 2. По внутренним возмож­ностям 1. Способность изменить окру­жающую среду 2. Способность создать требуемые специальности 3. Способность воспринять раз­личные способы поведения
     
4. Система поощрений и взы­сканий 1. Поощрения за стабиль­ность, эффективность 2. Поощрения за прошлую деятельность 1. Поощрения за творчество, инициативу 2. Взыскания за отсутствие ини­циативы
5. Информация 1. Внутренняя: деятельность 2. Внешняя: долгосрочный объем возможностей 1 Внутренняя: возможности 2. Внешняя: глобальный объем возможностей
6. Проблема Повторяющаяся, знакомая Неповторяющаяся, новая
7. Стиль руководства 1. Популярность 2. Умение установить единство подходов 1. Допущение рискованных дей­ствий 2. Умение вдохновить людей на восприятие изменений
8. Организацион­ная структура 1. Стабильная или расширяю­щаяся 2. Деятельность организова­на в соответствии с процес­сом перера­ботки ресурсов 3. Стремление к экономии на масштабах производства 4. Виды деятельности увязаны слабо 1. Гибкая, структурно меняю­щаяся 2. Деятельность организована в -соответствии с характером про­блем 3. Виды деятельности жестко увязаны (комплексный, систем­ный подход)
9. Решение управленческих проблем: а) признание необходимости действовать   6) поиск альтернатив   в) оценка альтернатив     г) отношение к риску     1. Реакция в ответ на возникшую проблему 2. С запаздыванием по отноше­нию к проявлению проблем 1. Ориентация на прошлый опыт 2. Незначительное отклонение от статус-кво 3. Рассматривается единствен­ная альтернатива Принимается первая удовлетво­ряющая потребности 1. Минимизация риска 2. Соответствие прошлого опыта     1. Активный поиск возможностей 2. Предвидение проблем     1. Творческий поиск 2. Большие отклонения от ста­тус-кво 3 Рассматриваются различные альтернативы   Выбирается лучшая из набора альтернатив   1. Созидательный риск 2. Балансировка совокупности рискованных вариантов

Число характеристик можно добавить. В частности, можно ввести в таб­лицу следующие характеристики: «принцип подбора кадров», «неформаль­ные связи», «моральная готовность группы», «отношение к ответственности» и т.п. Такие таблицы могут быть составлены по любому из названных стилей. Их знание поднимает научный уровень деятельности менеджера.


ОТ АВТОРА

Тезисная, фрагментарная форма изложения предлагаемого курса лекций вызвана радом обстоятельств.

Менеджмент как комплексная научная дисциплина охватывает обшир­ный и разноплановый материал из многих отраслей знания: социологии, ор­ганизации, технологии, общей психологии, социальной психологии, управле­ния, инноватики и др. Описать вклад каждой науки в менеджмент, не расши­ряя объем учебного пособия и соблюдая условие соответствия содержания курса государственному стандарту по дисциплине «Менеджмент», просто не­возможно. Именно это обстоятельство определило тезисное изложение про­граммного материала.

Кроме того, чтобы освоить мировой опыт в сфере менеджмента и не потонуть в море конкретных советов и рекомендаций, заполнивших зару­бежную и отечественную литературу по данной проблеме, автор сделал попытку переложить эти знания на язык принципов, подходов, моделей и типов деятельности менеджера.

Немаловажен также и факт известной ограниченности полиграфиче­ской базы института.

Вслед за первой частью курса будет издана вторая часть, включаю­щая такие важные для изучения дисциплины «Менеджмент» проблемы, как сфера руководства, мотивация, коммуникация, контроль в менеджменте, его культура и особенные сферы приложения.


ЛИТЕРАТУРА

1.Абросимов И. Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. – М., 1992.

2.Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 1992.

3.Азбука бизнеса. – Л., 1991.

4.Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.

5.Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Мир, 1982. – Ч.1, II.

6.Ансафф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.

7.Арутюнян В. А. Как стать бизнесменом. – М., 1992.

8.Афанасьев В. Г. Человек в системах управления//3нание. Философия. – 1975.-№4.

9.Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994.

10.Бизнес и менеджер. – М.: Азимут-Центр, 1992.

11.Биркенбиль В. Д. Как добиться успеха в жизни. – М.: Интерэксперт, 1992.

12.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука, 1989.

13.Бреев Б. Д. Человек и производство. – М., 1989.

14.Бляхман Л. С. Производственный коллектив. – М.: Политиздат, 1978.

15.Васильев Ю. П. Управление развитием производства. Опыт США. – М.: Экономика, 1991.

16.Вейлл Питер. Искусство менеджмента. – М.: Новости, 1993.

17.Вильховченко Э. Д. Критика современной буржуазной теории «человеческих отношений» в промышленности. – М.: Наука, 1971.

18.Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Социально- психологический практикум. -Л.: Лениздат, 1969.

19.Гант Х. Л. Организация труда. – П-т, 1923.

20.Гвишиани Д. М. Организация и управление. Изд.2-е.-М.: Наука, 1972.

21.Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. – М., 1992.

22.Грачев М. В. и др. Капиталистическое управление: уроки 60-х. – М.: Экономика, 1991.

23.Грахэй Д. Л. Влияние культуры на деловые переговоры. – М., 1985.

24.Григас Р. Социальная организация предприятия и ее функции. – Вильнюс: Минтае, 1986.

25.Джексон Грейсон-младший, Карла О'Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.

26.Динь Ле Хао. Динамика требований к авторитету руководителя в условиях экономической реформы. – М., 1993.

27.Драккер Питер. Управление нацеленное на результаты. – М., 1992.

28.Дэвис Н. Поведение в обществе. – М.: Прогресс, 1971.

29.Ерофеева В. А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. – М.: Финансы и статистика, 1992.

30.Жизнин С. З., Крупнов В. И. Как стать бизнесменом. – Минск: Предприниматель, 1990.

31.Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. – М.: Прогресс, 1971.

32.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

33.Как работают японские предприятия. – М.: Экономика, 1991.

34.Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. – М.: Республика, 1992.

35.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989.

36.Карапетян Л. М. Научное управление и демократия. – М.: Политиздат, 1979.

37.Касымжанов А. Х., Кельбуганов А. Ж. О культуре мышления.-М., 1981.

38.Карпик Я. Анализ господарьской деятельности. Пособие для бизнесменов. -Тернополь, 1993.

39.Карр Е. В., Химиу С. Р. Компьютерные коммуникации. -Нью-Йорк, 1982.

40.Катасонова Е. Л. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. – М., 1992.

41.Керов П. Менеджер и организация управления производством. – М.: Континент-Норд, 1990.

42.Кичанова И. М. Конфликт: за и против. – М., 1978.

43.Ковалевский С. Руководитель и подчиненный.-М.: Прогресс, 1973.

44.Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М.: Прогресс, 1987.

45.Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.

46.Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: Историко-критический очерк.-М., 1987.

47.Краткий словарь менеджера. – М.: Союз менеджеров СССР, 1991.

48.Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. – Л.: Лениздат, 1974.

49.Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981.

50.Курс для высшего управленческого персонала/Под, ред. В.И.Терещенко. – М.: Экономика, 1970.

51.Левел Д. А. Эффективные коммуникации: Методы и ситуации. -М., 1972.

52.Лебедев В. Н. Морально-психологический климат коллектива // Знание. Этика. – 1970. – №3.

53.Лебедев А. Н. Социальное управление. – Л.: ЛГУ, 1982.

54.Леданов И. Д. Практический менеджмент. – М., 1993.

55.Маджаро С. Международный маркетинг. – М.: Международные отношения, 1979.

a. Маецкий 3. Социальные основы морального конфликта.-Л., 1974.

56.Маецкий 3. Проблемы морального конфликта // Философские науки. – 1973.-№6.

57.Макаров С. Д. Менеджер за работой. – М.: Молодая гвардия, 1989.

58.Мак-Дональд Дж. Игра называется бизнес. – М.: Экономика, 1979.

59.Мартанус Р. В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. – М.: МГУ, 1986.

60.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Д. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1993.

61.Методы и приемы деятельности менеджера и бизнесмена. – Белая церковь: Институт праксеологии, 1994.

62.Морито Акио. Сделано в Японии. – М.: Прогресс, 1990.

63.Не повторять ошибок: Практические советы руководителю. – М.: Экономика, 1988.

64.Нечипоренко Л. Н. Возникновение буржуазной социологии конфликта // Вестник МГУ. Сер. «Философия», 1976. – №4.

65.Ниссенен И., Ваутилайнен Э. Время руководителя: Эффективность использования. – М.: Экономика, 1988.

66.Омаров А. М. Управление: Искусство общения. – М.: Советская Россия, 1983.

67.Омаров А. М. Предприимчивость руководителя.-М.: Политиздат, 1990.

 

68.Организация и управление: Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1968.

69.О'Шонесси Д. Принципы организации управления фирмой. – М.: Прогресс, 1979.

70.Попов А. В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. – М.: МГУ, 1989.

71.Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.

72.Пособие для международного предпринимателя. - Краснодар, 1990.

73.Пригожий А. И. Социология организации. – М.: Наука, 1980.

74.Пронников В. А. Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. – М.: Наука, 1989.

75.Раймонд В. Деловые коммуникации: теория и практика – М.: Прогресс, 1984.

76.Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. – М.: Экономика, 1980.

77.Розембаум Ю. А. Подготовка управленческих кадров. – М., 1981.

78.Руководитель. Коллектив. Личность: Пер. с нем. – М.: Экономика, 1974.

79.Рютингер Рольф. Культура предпринимательства. – М.: Экономика, 1992.

80.Севрук М. А. Система маркетинга (социально-экономический анализ, компьютеризация). – М.: 1992.

81.Селиванов В. А. США: монополии и государственное управление. – Киев: Наукова думка, 1989.

82.Сетров М. И. Основы функциональной теории организации. – Л., 1973.

83.Секреты умелого руководителя. – М: Экономика, 1991.

84.Советы управляющему. – Свердловск, 1991.

85.Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

86.Современный менеджмент: принципы и правила. – М.- Н.Новгород, 1992.

87.Современный маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 1991.

88.Скотт Синк Д. Управление производительностью. – М.: Прогресс, 1989.

89.Смолин Г. Л. Принципы исследования конфликта // Вопросы философии. – 1968. – №8.

90.Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. – М.: Профиздат, 1978.

91.Тачи Н., Девонн. Лидеры реорганизации: Из опыта американских корпораций. – М.: Экономика, 1990.

92.Тейлор Ф. У. Научные основы организации промышленных предприятий. – П-т, 1914.

93.Тейлор Ф. У. Научная организация труда. – М., 1925.

94.Тейлор Ф. У. Тейлор о тейлоризме. – Л.- М., 1931.

95.Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

96.Томсон Б. Научная организация производства: Система Тейлора. – М., 1925.

97.Тимо Санталайнен и др. Управление по результатам. – М.: Прогресс, 1988.

98.Уильям Оучи. Методы организации производства. Японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.

99.Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М.: Прогресс, 1988.

100.Управленческое консультирование. – М.: Интерэксперт, 1992. – Т, 1, 2.

101.Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1992.

102.Файоль А. Общее и промышленное управление. – Л.- М., 1924.

103.Фетисов Э. И., Яковлев И. Г. О Социальных аспектах предпринимательства // Социс - 1993. - №1. -С.24-30.

104.Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. – М.: Мысль, 1985.

105.Фиткин Л., Петросян Д. Хозяйственный руководитель – менеджер // Проблемы теории и практики управления. – 1990. – №3.

106.Форд Генри. Мои достижения, моя жизнь. – М.: Финансы и статистика, 1989.

107.Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. – М.: Прогресс, 1987.

108.Ходаков А. И. Доверено руководить и воспитывать. – Л.: Лениздат, 1983.

109.Хоейр В. Как делать бизнес в Европе. – М.: Прогресс, 1990.

110.Храмов В. О. Методы познания и преодоления конфликтных си­туаций в производственном коллективе. – М., 1977.

111.Цуцаев 3. Институт бизнеса // Экономика и жизнь. – 1991. – №5. – С.37-43.

112.Черников Г. П. Предприниматель – кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. – М.: Международные отношения, 1992.

113.Чернина Н. В. Трудовое поведение в новых условиях хозяйствования. – Новосибирск: Наука, 1992.

114.Чудова Н. В. Имплицитная модель межличностного оценивания и ее роль в профессиональной коммуникации. – М., 1993.

115.Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент: теория и практика. – М.: Наука, 1993.

116.Шеманова С. Г. Что такое инновация // Финансы СССР. – 1990. – №12.-С.21-26.

117.Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992.

118.Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1987.

119.Щекин Г. Основы кадрового менеджмента. – Киев, 1993.

120.Энкельман Н. Путь к успеху. – М.: Экономика, 1992.

121.Эпштейн С. Индустриальная социология в США. – М.: Политиздат, 1972.

122.Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1992.

123.Якокка Л., Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек. Фирма. Маркетинг. – М.: Прогресс, 1990.

124.Япония: смена модели экономического роста. – М.: Наука, 1990.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.. 1

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН МЕНЕДЖМЕНТА.. 5

1. Предмет менеджмента. Область знания. 10

2. Метод менеджмента. 12

3. Законы и категории менеджмента. 13

4. Функции, задачи и проблемы менеджмента. 16

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.. 18

1. Менеджмент в управленческой мысли до XX в. 18

2. Начало институциализации менеджмента в XX в. 20

3. Два уровня знания менеджмента. 23

4. Современные тенденции развития менеджмента. 29

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕНЕДЖМЕНТА.. 33

1. Бихевиористский подход. 33

2. Ситуационный подход. 35

3. Количественный подход. 36

4. Процессный подход. 38

5. Деятельностный подход. 38

6. Системный подход. 38

ТЕМА 4. МИР МЕНЕДЖМЕНТА.. 40

1. Содержание работы менеджера. 40

2. Внутреннее окружение менеджера в организации. 45

ТЕМА 5. ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА.. 92

1. Определение внешней социальной среды.. 92

2. Экономическая ситуация в стране и регионе. 96

3. Политическая обстановка в стране и регионе. 97

4. Население как интегральный фактор социального окружения менеджера 98

6. Конкуренты как фактор активизации деятельности менеджеров. 103

ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СФЕРА МЕНЕДЖМЕНТА.. 109

1. Понятие организационной сферы менеджмента. 109

2. Организация производства. 114

3. Организация труда менеджера. 117

4. Организация использования трудовых ресурсов. 121

ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.. 130

1. Суть экономического поведения. 130

2. Формы экономического поведения менеджеров. 133

3. Модели и стили экономического поведения менеджеров. 141

ОТ АВТОРА.. 147

ЛИТЕРАТУРА.. 148

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.